ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-18672/20 от 27.12.2021 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-18672/2020

г.Нижний Новгород                                                                                                 13 января 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена                                                   27 декабря 2021 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-358),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садековой Г.У.,

рассмотрев в открытом в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой-Экологические технологии" (ИНН 7729465328) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республики Мордовия о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 20.03.2020 №59-вн,

в отсутствие представителей сторон, при их надлежащем извещении,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой-Экологические технологии" (далее – заявитель, Общество, ООО "ГЭС-Экотехнологии") к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республики Мордовия (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 20.03.2020 №59-вн.

В обоснование заявленного требования Общество указывает на несоответствие оспариваемого предписания положениям закона, нарушающим права и законные интересы заявителя и незаконно возлагающим не предусмотренные законодательством обязанности, создающими препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности.

По мнению Общества при выдаче предписания контролирующий орган не исследовал вопрос исполнимости предписания, как не исследовало и вопросы о мероприятиях, необходимых для его исполнения.

Заявитель отдельно отметил, что контролирующий орган не указал в предписании содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено),а лишь перечислил выявленные в ходе проверки нарушения.

Подробно позиция Общества изложена в заявлении и поддержана представителями в ходе судебного разбирательства.

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республики Мордовия с заявленными требованиями не согласилось по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление (дополнениях к нему) и поддержанными представителем, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав позиции представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО "ГЭС-Экотехнологии" осуществляет лицензионные виды деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов I-IV классов опасности (Лицензия от 19.02.2019 №(52)-7307- СТОУБ бессрочная).

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в период с 18.03.2020 по 20.03.2020, во исполнение приказа от 16.03.2020 №0361, проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, с целью проверки контроля выполнения ООО "ГЭС-Экотехнологии" ранее выданных предписаний, в частности  - пунктов 8, 9 предписания от 09.12.2019 №35-вн и  пунктов 1,2 предписания от 17.01.2020 №1-вн.

В ходе проверки Управление установило, что Общество не выполнило ранее выданных предписаний.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 20.03.2020 №59-вн.

По результатам проведенной проверки, Управление выдало Обществу новое предписание от 20.03.2020 №59-вн, согласно которому ООО "ГЭС-Экотехнологии" повторно предписывается устранить следующие нарушения норм законодательства в области охраны окружающей среды, а именно:

1. Не обеспечено выполнение требований государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.01.2017 № 5 в отношении объекта: "Объект №1 Ликвидация неорганизованной свалки "Черная дыра" промышленных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло": - в период проверки процесс обезвреживания отходов приостанавливался на обеих линиях обезвреживания (стр.5-6 Заключения: "процесс обезвреживания отходов непрерывный, круглосуточный и круглогодичный", стр.19 (лист 16) Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности 25/16-ЕП-1-ПБ , том 17 раздела 9); подъездные пути между площадкой №1 и площадкой №2 не оборудованы временными дорогами с твердым покрытием (плитами), (абз.4 стр.14 Заключения): на оборудовании по извлечению и подготовке смеси отходов отсутствует счетчик количества извлеченных отходов, а также количества использованного песка и (или) зольного остатка, что не позволяет установить соблюдение соотношения подготовки смеси 1:0,4 (стр.32 Заключения): временное накопление отходов не организовано надлежащим образом(стр.33, 34 Заключения, стр.219-223 (лис.214-218). часть 1 книга 1 ОВОС. 25/16-ЕП-1-ОВОС 8.1.1 Том 14 раздела 8): отсутствуют сопроводительные документы на используемые при подготовке "зологрунта рекультивационного" материалы, подтверждающие их соответствие п. 1.3 ТУ №571270-001-06499122-2016 (п.2.4. п. 1.3 ТУ №571270-001-96499122-2016. части б раздела 12 проектной документации); производственный экологический контроль промышленных выбросов не организован в установленном порядке: нарушена периодичность контроля по ряду загрязняющих веществ (стр.39-40 Заключения, стр.234-236 (лис.229-231), часть 1 книга 1 ОВОС, 25/16-Ш1-1-ОВОС 8.1.1 Том 14 раздела 8); отсутствие маркировки на установке ГЭС-ЭТ, согласно ГУ 3647-001-96499122-2016 (лист 13-14 ТУ 3647-001-96499122-2016 части 6 раздела 12): паспорт установки ГЭС-ЭТ не содержит информации о сертификации продукции согласно требованиям ТУ 3647-001-96499122-2016 (лист 18 п. 4.2 ТУ 3647-001-96499122-2016); па установке ГЭС-ЭТ отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; допущена в эксплуатацию и к выпуску в обращение продукция (оборудование) - установки термолизного реактора ГЭС ЭТ по ГУ 3647-001-96499122-2016 (3 штуки) в отношении которой вступили в силу технические регламенты Союза без прохождения необходимых процедур оценки соответствия, установленных техническими регламентами Союза. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту установки для термического обезвреживания и термолизной деструкции ГЭС ЭТ-7500 (утв. генеральным директором ООО "ГЭС-Экотехнологии" Меркуловым В. В. 20.06.2019) не включает: - сведения о конструкции: - указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке; назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей. По истечении назначенных показателей (назначенного ресурса, срока хранения, срока службы) машина и (или) оборудование изымаются из эксплуатации и принимается решение о направлении их в ремонт, об утилизации, о проверке и об установлении новых назначенных показателей (назначенного ресурса, срока хранения, срока службы); перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту или аварии; критерии предельных состояний; указания по выводу из эксплуатации и утилизации; сведения о квалификации обслуживающего персонала.

2. ООО "ГЭС-Экотехнологии" осуществляет лицензируемую деятельность утилизация отхода "золы и шлаки от ипсенираторов и установок термической обработки отходов" (код ФККО 7 47 981 99 20 4) - в отсутствие лицензии.

3. Установлено образование следующих отходов, не включенных в Программу и при отсутствии нормативов образования отходов: золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) (минеральный зольный остаток); синтетические моторные масла, отработанные - III класса опасное 1 оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства - I класса опасности.

4. Отсутствуют паспорта и материалы паспортизации на 3 вида отходов I -IV классов опасности - золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) (минеральный зольный остаток): синтетические моторные масла, отработанные - III класса опасности; оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства - I класса опасности не представлены.

Не согласившись с предписанием от 20.03.2020 №59-вн, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон №294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Порядок проведения выездной проверки установлен в статье 12 Закона №294-ФЗ.

Подпунктом 30 части 4 статьи 1 Закона №294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного экологического надзора, в том числе Законом №7-ФЗ, Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 №1096.

Положением о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 №507, установлено, что Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Нижегородской области и Республики Мордовия (пункт 1; далее - Положение №507).

Управление в пределах своей компетенции осуществляет федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 4.1 Положения №507).

Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (пункт 13 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 №426; пункт 13(1) Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 №293, пункт 12 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1, действовавшие в период рассматриваемых правоотношений).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.

На основании вышеизложенного в предписании, являющемся результатом проверки, должны быть отражены способы устранения выявленных нарушений и сроки его исполнения.

Судом установлено, что проверка проведена и оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.

Грубых нарушений процедуры проведения проверки и выдачи предписания не установлено.

Как следует из материалов проверки, в целях реализации подпрограммы "Приоритетный проект "Чистая страна" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы заключен государственный контракт от 25.07.2016 №25/16-ЕП между ГБУ НО "Экология региона", определенным в качестве заказчика распоряжением Правительства Нижегородской области от 06.04.2016 №396-р, и ООО "ГЭС-Экотехнологии" (далее - Государственный контракт), определенным в качестве единственного подрядчика распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2016 № 804-р.

В соответствии со статьей 2 Государственного контракта Заказчик в соответствии с общими требованиями Федеральной целевой программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы поручает, а Подрядчик в соответствии с Техническим заданием и Календарным графиком выполнения работ обязуется выполнить работы по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области (в том числе свалка промышленных отходов "Черная дыра" (и (или) Объект), в том числе работы по подготовке проектно-сметной, конструкторской и технологической документации, проведению требуемых в соответствии с действующим законодательством экспертиз проектной документации, а также иных работ, связанных с ликвидацией данных объектов.

Согласно пункту 16.1.7 Государственного контракта Подрядчик, помимо прочего, принимает на себя обязательства по обеспечению в ходе выполнения Работ выполнение на Объектах мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности, экологической и санитарной безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также отраслевыми стандартами и нормативами, действующими на момент выполнения Работ.

В Приложении №2.1 (Техническое задание) к Государственному контракту перечислено содержание требований, необходимых для надлежащего выполнения Государственного контракта. В п.3.12 Приложения №2.1 установлены требования к мероприятиям по охране окружающей среды, в том числе при выполнении работ обеспечить соответствие принятых технических решений и мероприятий по ликвидации согласно следующим нормативам: 1.Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.02 №7-ФЗ, 2. Федеральный закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 №174-ФЗ, 3.Федеральный закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 №52-ФЗ, 4.Федеральный закон РФ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.99 №52-ФЗ, 5.№458-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательства) Российской Федерации", 6.Федеральный закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 №2395-1, 7. Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 №184-ФЗ и др. В п.3.16 Приложения №2.1 установлены требования по промышленной безопасности, в том числе в части разработки промышленной декларации и прочее.

Согласно Приложению №1 (Календарный график) к Государственному контракту дата начала выполнения работ 25.07.2016, дата окончания выполнения работ 20.04.2020. Окончание этапа "Обезвреживание отходов объекта" - 15.11.2019, окончание этапа "Мероприятия по рекультивации объекта и прилегающей территории в соответствии с проектными решениями" -15.01.2020.

На проектную документацию "Объект №1 Ликвидация неорганизованной свалки "Черная дыра" промышленных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло" получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.01.2017 №5 (далее -Заключение ГЭЭ на ликвидацию Объекта). На проектную документацию "Проект технической документации на установки (оборудование) серии ГЭС-ЭТ и технологии обезвреживания (утилизации) отходов, рекультивации объектов размещения отходов и очистки сточных вод" получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.03.2017 №168 (далее - Заключение ГЭЭ на технологию по обезвреживанию). Выполнение работ по Государственному контракту на Объекте осуществляется на основании проектных документации, получивших вышеназванные положительные заключения государственной экологической экспертизы.

В состав обеих экспертиз включена техническая документация - Установка ГЭС-ЭТ. Технические условия. ТУ 3647-001-96499122-2016.

Согласно стр.4-5 Заключения ГЭЭ на ликвидацию Объекта, ликвидация объекта накопленного экологического ущерба - неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" осуществляется в несколько этапов, на двух производственных площадках участок извлечения и подготовки отходов (площадка Ml) и участок термического обезвреживания промышленных отходов (площадка №2). Площадка №1 будет располагаться вблизи неорганизованной свалки "Черная дыра".

На территории площадки выполняются следующие производственные процессы с отходами: совместное извлечение жидких и пастообразных отходов; смешивание отходов с песком и/или с минеральным зольным остатком, образующимся после термического обезвреживания; погрузка смеси отходов на автотранспорт; разгрузка минерального песка и/или минерального зольного остатка с автотранспорта; хранение минерального зольного остатка.

Площадка №2 расположена на территории ОАО "Дзержинское Оргстекло". В состав объекта входит "Установка для термического обезвреживания и термолизной деструкции" ГЭС-ЭТ 7500. мехмастерская и отель-генератор, мощностью 250 КВт.

На территории площадки размещены следующие производственные участки: участок разгрузки и приемки смеси отходов; участок термолизного и термического обезвреживания отходов; участок охлаждения, химической и механической очистки дымовых газов; участок выгрузки в автотранспорт минерального зольного остатка.

Расстояние между площадками составляет около 800 м. Доставка подготовленных к термическому обезвреживанию отходов от свалки до площадки переработки проводится специально оборудованным автотранспортом.

Фактически ООО "ГЭС - Экотехнологии" является исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда на объекте "Черная дыра" на двух промышленных площадках, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска 1-ая площадка (объект 22-0152-002373-П - Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки "Черная дыра"), расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Восточный промрайон, в 300 м северо-восточнее от ООО "СК "Энергия" (категория I), Свидетельство о постановке на учет № DHRMOLOA от 2019-07-22.

Площадка №1 передана ООО "ГЭС-Экотехнологии" от ГБУ НО "Экология региона" согласно акту приема-передачи строительной площадки участка извлечения и подготовки отходов (участка НПО) для проведения работ по Объекту №1 от 01.08.2016.

Земельный участок имеет кадастровый номер 52:21:0000012:1706, вид разрешенного использования - для размещения временного объекта - площадки для погрузки и вывоза промышленных отходов, без права возведения объектов капитального строительства.

Согласно стр.3 Заключения ГЭЭ на ликвидацию Объекта: "Объектом накопченного экологического ущерба является неорганизованная свалка "Черная дыра" промышленных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло". Свалка образована из жидких, пастообразных и заполимеризовавшихся отходов производственной деятельности ПО (ОАО) "Оргстекло", ликвидированного в настоящее время. Площадь свалки составляет около 1 Га. По данным геофизических исследований объем отходов, накопленных на неорганизованной свалке промышленных отходов "Черная дыра", составляет: жидкие - 6300 м3, пастообразные - 9700 м3, заполимеризовавшиеся - 55 500 м3. Итого, общий объем отходов составляет 71 500м3. Исходя из анализа Государственного контракта и Заключения ГЭЭ на ликвидацию Объекта установлено, что работа по ликвидации и обезвреживанию заполимеризовавшихся отходов не предусмотрена и проводиться не будет. Таким образом, на площадке №1 ведется работа по ликвидации исключительно жидких и пастообразных отходов в общем объеме 16 000 м3.

Вторая площадка (объект 22-0152-002374-П - Участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" на территории ОАО "ДОС"), расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Дзержинск, территория ОАО "Дзержинское оргстекло" (категория I), Свидетельство о постановке на учет № DHRMOLOC от 2019-07-22.

Площадка №2 используется ООО "ГЭС-Экотехнологии" на основании договора аренды недвижимого имущества №15082017-ЭКТ от 15.08.2017 с ООО "Альянс Консалтинг-НН", срок аренды до 31.12.2019. Кадастровый номер земельного участка 52:21:0000012:2042, вид разрешенного использования - для производственной деятельности.

Согласно стр.5-6 Заключения ГЭЭ на ликвидацию Объекта: ".Процесс обезвреживания отходов - непрерывный, круглосуточный и круглогодичный. Работа оборудования термического обезвреживания предусмотрена на природном газе, с учетом требований пожарной и промышленной безопасности.

Технология термического обезвреживания отходов на установке ГЭС-ЭТ реализуется в виде двух взаимосвязанных процессов бескислородного низкотемпературного термолиза и термического обезвреживания в кислородной среде. Бескислородный низкотемпературный термолиз - процесс деструкции, протекающий в реакторе без доступа кислорода при температуре до 500 °С, а термическое обезвреживание - процесс окисления (горения) с избытком кислорода при температуре 800-1100 °С".

Комиссией установлено наличие подключения оборудования термического обезвреживания к природному газу. Однако объект, на котором используется оборудование, обладающее признаками отнесения объекта к категории опасных производственных (газоиспользующее оборудование термического обезвреживания) в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 110-Ф'З "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не зарегистрирован.

Указанные площадки объединены частью автомобильной дороги, с кадастровым номером 52:21:0000012:1616. общей длиной 3 531,70 м, используемой ООО "ГЭС - Экотехнологии" на основании договора аренды недвижимого имущества от 01.11.2017 №01112017/2-ЭКТ с АО "Дзержинское Оргстекло", сроком на 11 месяцев с возможностью пролонгации. Возврат арендованного имущества Арендодателю по истечении срока аренды либо в других, предусмотренных договором случаях, осуществляется по месту его нахождения и оформляется актом приема-передачи Арендодателю в момент его фактического освобождения Арендатором.

Цель использования имущества согласно договору: для производственной деятельности с целью проезда грузовых автомобилей арендатора между участком извлечения отходов и участком термического обезвреживания отходов ООО "ГЭС-Экотехнологии", а также для устройства примыкающей временной дороги от участка термического обезвреживания отходов и участка извлечения отходов к существующей автодороге (объекту аренды).

Комиссией установлено, что подъездные пути между площадкой №1 и асфальтированной дорогой не оборудованы твердым непроницаемым покрытием в виде плит, в нарушение (абз. 4 стр. 14) Заключения ГЭЭ на ликвидацию Объекта, что является нарушением ч.7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

С целью отслеживания за процессом ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" па площадке №1 и площадке №2 установлены онлайн камеры видеонаблюдения, где любой желающий может ознакомиться с производством работ.

В ходе проверки комиссией установлено, что публичная онлайн камера на площадке №2 для отслеживания процесса обезвреживания, направлена на административно-хозяйственное сооружение, расположенное на территории площадки №2 (ссылка https://www.ivideon.eom/tv/camera/l00-h3x58oby80MdvlJS7sXoEt/0/?lang=ru), а не на оборудование термического обезвреживания, таким образом следить за процессом производства работ через нее на данном участке не представляется возможным. Публичная онлайн камера на площадке №1 для отслеживания процесса извлечения и подготовки отхода к обезвреживанию (ссылка hups://www.ivideon.con^/lv/camera/100-41Л>nllIxLЛJTpWs2FlAiKMbT/0/?lang=^ru) направлен непосредственно на неорганизованную свалку "Черная дыра", не затрагивая оборудование для извлечения и место загрузки отходов в транспортное средство, таким образом следить за процессом извлечения и подготовки смеси отходов для дальнейшего обезвреживания через нее не представляется возможным.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО "ГЭС-Экотехнологии" Управлением установлено, что:

1. Не обеспечено выполнение требований государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.01.2017 № 5 в отношении объекта: "Объект №1 Ликвидация неорганизованной свалки "Черная дыра" промышленных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло": - в период проверки процесс обезвреживания отходов приостанавливался на обеих линиях обезвреживания (стр.5-6 Заключения: "процесс обезвреживания отходов непрерывный, круглосуточный и круглогодичный", стр.19 (лист 16) Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности 25/16-ЕП-1-ПБ , том 17 раздела 9); подъездные пути между площадкой №1 и площадкой №2 не оборудованы временными дорогами с твердым покрытием (плитами), (абз.4 стр.14 Заключения): на оборудовании по извлечению и подготовке смеси отходов отсутствует счетчик количества извлеченных отходов, а также количества использованного песка и (или) зольного остатка, что не позволяет установить соблюдение соотношения подготовки смеси 1:0,4 (стр.32 Заключения): временное накопление отходов не организовано надлежащим образом(стр.33, 34 Заключения, стр.219-223 (лис.214-218). часть 1 книга 1 ОВОС. 25/16-ЕП-1-ОВОС 8.1.1 Том 14 раздела 8): отсутствуют сопроводительные документы на используемые при подготовке "зологрунта рекультивационного" материалы, подтверждающие их соответствие п. 1.3 ТУ №571270-001-06499122-2016 (п.2.4. п. 1.3 ТУ №571270-001-96499122-2016. части б раздела 12 проектной документации); производственный экологический контроль промышленных выбросов не организован в установленном порядке: нарушена периодичность контроля по ряду загрязняющих веществ (стр.39-40 Заключения, стр.234-236 (лис.229-231), часть 1 книга 1 ОВОС, 25/16-Ш1-1-ОВОС 8.1.1 Том 14 раздела 8); отсутствие маркировки на установке ГЭС-ЭТ, согласно ГУ 3647-001-96499122-2016 (лист 13-14 ТУ 3647-001-96499122-2016 части 6 раздела 12): паспорт установки ГЭС-ЭТ не содержит информации о сертификации продукции согласно требованиям ТУ 3647-001-96499122-2016 (лист 18 п. 4.2 ТУ 3647-001-96499122-2016); па установке ГЭС-ЭТ отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; допущена в эксплуатацию и к выпуску в обращение продукция (оборудование) - установки термолизного реактора ГЭС ЭТ по ГУ 3647-001-96499122-2016 (3 штуки) в отношении которой вступили в силу технические регламенты Союза без прохождения необходимых процедур оценки соответствия, установленных техническими регламентами Союза. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту установки для термического обезвреживания и термолизной деструкции ГЭС ЭТ-7500 (утв. генеральным директором ООО "ГЭС-Экотехнологии" Меркуловым В. В. 20.06.2019) не включает: - сведения о конструкции: - указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке; назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей. По истечении назначенных показателей (назначенного ресурса, срока хранения, срока службы) машина и (или) оборудование изымаются из эксплуатации и принимается решение о направлении их в ремонт, об утилизации, о проверке и об установлении новых назначенных показателей (назначенного ресурса, срока хранения, срока службы); перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту или аварии; критерии предельных состояний; указания по выводу из эксплуатации и утилизации; сведения о квалификации обслуживающего персонала, что является нарушением п. 7 ст. 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 № 174-ФЗ; стр.19 (лист 16) Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности 25/16-ЕП-1-ПБ, том 17 раздела 9; стр.219-223 (лис.214-218), часть 1 книга 1 ОВОС, 25/16-ЕП-1-ОВОС 8.1.1 Том 14 раздела 8; стр.234-236 (лис.229-231), часть 1 книга 1 ОВОС, 25/16-Г.П-1-ОВОС 8.1.1 Том 14 раздела 8 проектной документации, п.2.4, п. 1.3 ТУ №571270-001 -96499122-2016. части 6 раздела 12 проектной документации лист 18 п. 4.2 ТУ 3647-001-96499122-2016; пункт 8 статьи 1 TP ТС 010/2011 технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования"; пункт 3. 4 статьи 12 TP ТС 010/2011; статья 53 Договора о 1 евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; пункты 3, 4, 6 статьи 1, статьи 6-8 TP ТС 010/2011 технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823; пункт 1.1.4. ТУ 3647-001-96499122-2016; пункт 8 статьи 4, TP ТС
010/2011 технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин
и оборудования", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823.

2. ООО "ГЭС-Экотехнологии" осуществляет лицензируемую деятельность утилизация отхода "золы и шлаки от ипсенираторов и установок термической обработки отходов" (код ФККО 7 47 981 99 20 4) - в отсутствие лицензии, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

3. Установлено образование следующих отходов, не включенных в Программу и при отсутствии нормативов образования отходов: золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) (минеральный зольный остаток); синтетические моторные масла, отработанные - III класса опасное 1 оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства - I класса опасности, что является нарушением ч. 3 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

4. Отсутствуют паспорта и материалы паспортизации на 3 вида отходов I -IV классов опасности - золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) (минеральный зольный остаток): синтетические моторные масла, отработанные - III класса опасности; оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства - I класса опасности не представлены, что является нарушением ч.2, ч. 3 ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ. п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712.

Материалами дела подтверждается факт совершения Обществом указанных в предписании нарушений.

Суд обращает внимание на то, что оспариваемое предписание вынесено с целью проверки выполнения ранее выданных предписаний, в частности пунктов 8, 9 предписания от 09.12.2019 №35-вн, пунктов 1, 2 предписания от 17.01.2020 №1-вн.

Нарушения изложенные в этих предписаниях являлись предметом оценки в рамках дел Арбитражного суда Нижегородской области №А43-713/2020 и №А43-8098/2020, судебными актами по данным делам доводы общества признаны необоснованными.

Судебные акты вступили в законную силу, являются законными, доказательств обратного Общество не представило, равно как и доказательства исполнения указанных предписаний.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 №309-КГ17-4669, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, оно должно содержать конкретные указания, четкие формулировки о конкретных действиях, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание Управления от 20.03.2020 №59-вн содержит конкретные требования, четкую формулировку предлагаемых действий. Общество не представило доказательства невозможности исполнения данного предписания, за его разъяснением не обращалось. Срок для его исполнения, указанный в предписании, являлся достаточным.

Кроме того, Общество не доказало, что оспариваемое предписание нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности и создает препятствия для осуществления экономической деятельности.

На основании вышеизложенного, суд находит предписание Управления соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы Общества, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                            И.С.Волчанская