ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-18809/17 от 28.08.2017 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-18809/2017

г. Нижний Новгород                                                                                      30 августа 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 августа 2017 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-424),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Башевой Е.С.,

при участии представителей заявителя – ФИО1, доверенность от 11.04.2017, ФИО2, доверенность от 24.07.2017, заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 27.12.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжье" (ОГРН<***>, ИНН<***>), г.Н.Новгород, об отмене постановления начальника Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 04.04.2017 №1/17-Б о назначении административного наказания,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО «Поволжье» (далее – заявитель, Общество) с заявлением об отмене постановления начальника Городецкого межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее – административный орган, Министерство) от 04.04.2017 №1/17-Б о назначении административного наказания.

Заявитель о судебном заседании поддержал свои требования в полном объеме, позиция изложена в заявлении.

Министерство возражает против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

От Общества поступило ходатайство о вызове в качестве свидетеля ФИО4, работающего у заявителя инженером маркшейдером, в связи с чем, судебное заседание необходимо отложить.

Суд отказывает в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с необоснованностью.

Кроме того, от Общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания с целью предоставления ответа на запрос направленный 14.08.2017 в Ростехнадзор о том, может ли штатный сотрудник обладающий дипломом маркшейдера производить маркшейдерские замеры.

Суд отказывает в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с необоснованностью. Ответ на указанный запрос не влияет на существо настоящего спора.

Кроме того, суд расценивает заявленные ходатайства об отложении судебного заседания как направленные на затягивание процесса. С настоящим заявлением Общество обратилось в суд 20.06.2017. У заявителя было достаточно времени для предоставления дополнительных доказательств в обоснование своей позиции. 

Проверив обстоятельства привлечения заявителя к административной ответственности, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав представителей сторон,  суд установил следующее.

 Из материалов дела следует, 15.03.2017 по итогам проведенных внеплановых мероприятий по надзору в отношении Общества, проведённых в период с 06.02.2017 по 07.03.2017 в соответствии с приказом Министерства от 01.02.2017 № 170 на основании обращения (вх. № 319-01-24-16047/16 от 22.11.2016), установлено, что Общество осуществляет пользование недрами: деятельность по разведке и добыче строительных песков центральной части Малокозинского месторождения северо-восточнее д. Малое Козино Балахнинского района Нижегородской области на основании лицензии на право пользования недрами НМЖ 00140 ТЭ от 03.11.2009, сроком действия до 03.11.2019, с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.  

Результаты проверки отражены в акте проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 10.03.2017.

По факту выявленных нарушений в отношении заявителя 15.03.2017 был составлен протокол об административном правонарушении № 1/17-Б. Данный протокол составлен в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО5

04.04.2017 состоялось рассмотрение дела и было вынесено  постановление по делу об административном правонарушении № 1/17-Б и назначено административное наказание по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с ч.2 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии со ст. 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечит соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среде»  в названном Федеральном законе используются следующие основные понятия:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

 Как следует из материалов дела, Обществом заключено Лицензионное соглашение с Министерством  об условиях разведки и добычи строительных песков центральной части Малокозийского месторождения северо-восточнее д.Малое Козино Балахнинского района Нижегородской области (приложение №6 к лицензии). Разработка недр осуществляется Обществом в соответствии с «Рабочим проектом разработки Малокозинского месторождения строительных песков в Балахнинском районе Нижегородской области» Н.Новгород 2010, получившим положительное заключение экспертизы промышленной безопасности Волжско-Окским Управлением Ростехнадзора письмом № НБ 870/10 от 14.05.2010, зарегистрировано за №40-ПД-69941-2010.

В соответствии с РД 07-192-98 (Приказ Ростехнадзора от 13.01.2015 № 5) Общество в 2014 году с целью установления уточненных границ горного отвода на участок недр с утверждёнными запасами разработан «Проект горного отвода для промышленной разработки центральной части Малокозинского месторождения строительных песков в Балахнинском районе». Разработчик проект ООО «Нижегородский региональный горный центр». Уточненные границы горного отвода установлены по материалам «Рабочего проекта разработки Малокозинского месторождения строительных песков», составленного горным отделом НГИС ФГУГП «Волгагеология» в 2010 году и «Отчёта о переоценки Малокозинского месторождения строительных песков», составленного ООО «Поволжье» в 2010 году.

Согласно Проекту горного отвода для промышленной разработки центральной части Малокозинского месторождения строительных песков в Балахнинском районе выделенный Обществу участок недр расположен в центральной части месторождения. В плане участок представляет собой неправильный многоугольник, вытянутый с запада на восток. Границы участка определённые лицензией на недропользование условные. Рабочим проектом разработки Малокозинского месторождения предусматривается совмещение технической границы карьера с границей участка, выделенного лицензией для разработки. Проектом горного отвода обоснованы и установлены границы горного отвода. Согласно горноотводному акту к лицензии на пользование недрами НЖМ 00140ТЭ от 03.11.2009 уточненные границы являются окончательными и определены на топографическом плане угловыми точками и соответствуют границам арендованного земельного участка с кадастровым номером 52:17:0060405:21. Уточненные границы горного отвода в Проекте горного отвода указаны в условной системе прямоугольных координат в соответствии с РД 07-192-98 (Приказ Ростехнадзора от 13.01.2015 № 5). Координатная привязка угловых точек горного отвода представлена на Топографическом плане. В соответствии с Проектом горного отвода граница горного отвода - условная линия, показанная графически на плане и, согласно Проекту горного отвода, подлежит инструментальному выносу в натуре с закреплением угловых пунктов на местности. Документы, подтверждающие закрепление угловых точек границы горного отвода на местности, Обществом предоставлены не были.

Согласно планам развития горных работ и Рабочему проекту разработки месторождения маркшейдерское обслуживание предусматривается подрядным способом специализированной организацией, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ.

Согласно Рабочему проекту разработки месторождения маркшейдерское обслуживание горных работ должно осуществляться постоянно и включает в себя: вынос в натуру угловых точек границ блока отработки, проверку соответствия технологии отработки принятым проектным решениям, выявление площадей неполной отработки, определение остаточных запасов полезного ископаемого. Для обеспечения полноты отработки блоков месторождения и недопущения работ за его границами необходимо ежегодно перед началом производства работ закреплять на местности угловые точки границ разрабатываемого участка.

В соответствии с п.2.3 лицензионного соглашения об условиях разработки и добычи строительных песков центральной части Малокозийского месторождения в Балахнинском районе к лицензии НЖМ 00140 ТЭ от 03.09.2009 владелец лицензии (ООО «Поволжье») обязуется обеспечить по рациональному использованию запасов полезных ископаемых и охране недр ведение геологической, маркшейдерской документации в процессе геологического изучения участка недр и разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечивающей нормальный технологический цикл работ, прогнозирование опасных ситуаций.

В соответствии с п.6 лицензионного соглашения об условиях разработки и добычи строительных песков центральной части Малокозинского месторождения в Балахнинском районе к лицензии НЖМ 00140 ТЭ от 03.09.2009 заключено соглашение о способах измерения объёмов добычи строительных песков, в соответствии с которым пользователь недр (ООО «Поволжье») производит учёт и движение добытого полезного ископаемого по оперативным данным и маркшейдерским замерам и обязуется фиксировать данные в специальных журналах; выполнять своевременную съёмку горных выработок для пополнения маркшейдерских планов в соответствии с «Инструкцией по маркшейдерскому учёту объёмов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом», утверждённой постановление Госгортехнадзора России № 74 от 06.06.2003.

В соответствии с п. 10 «Инструкции по маркшейдерскому учёту объёмов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом», утверждённой постановление Госгортехнадзора России № 74 от 06.06.2003, особенности маркшейдерского учета объемов горных работ применительно к конкретным горно-геологическим условиям и технологии производства горных работ учитываются в проектной документации или в проектах производства маркшейдерских работ.

Однако, в ходе проверки Обществом не были представлены документы маркшейдерских замеров объемов добычи полезных ископаемых на участке недр местного значения месторождения строительных песков центральной части Малокозинского месторождения (акты маркшейдерского замера, книга маркшейдерских указаний, сводный план горных выработок) за весь период осуществления недропользования на участке недр центральной части Малокозинского месторождения строительных песков.

Общество проводит весовой контроль объемов добытого песка, маркшейдерские замеры проводятся не реже 1 раза в два месяца. Весовой учет (замеры) Общество считает более достоверным и точным на основании Инструкции предусмотренной Рабочим проектом разведки. Копии документов на весы электронные статические тензометрические автомобильные и документы о проведении поверки на измерительное оборудование Обществом предоставлены.

При проведении проверки Общество предоставило копии исполнительных съемок намыва карт с ведомостями объема за 2015 и 2016 годы, выполненных геодезистом ФИО4. Общество считает, что этим подтверждается проведение маркшейдерских работ.

В ходе судебного заседания, представители заявителя так же указали на данные доводы.

Судом отклоняются данные доводы Общества в связи с несостоятельностью.

В постановлении о привлечении к административной ответственности от 18.05.2017 по делу №5-253/2017 мировым судьей судебного участка №6 Советского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области ФИО6 было установлено, что в ходе указанной выше проверки Обществом не были предоставлены документы маркшейдерских замеров объемов добычи полезных ископаемых на участке недр местного значения месторождения строительных песков центральной части Малокозиского месторождения (акта маркшейдерского замера, книга маркшейдерских указаний, сводный план горных выработок) за весь период осуществления недропользования на участке недр центральной части Малокозинского месторождения строительных песков.

Таким образом, на основании вышеизложенного Общество не осуществляет необходимых маркшейдерских замеров, на основании которых должно осуществлять учет добытого полезного ископаемого, фиксацию данных в специальных журналах; не выполняет своевременную съёмку горных выработок для пополнения маркшейдерских планов в соответствии с «Инструкцией по маркшейдерскому учёту объёмов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом», утверждённой постановление Госгортехнадзора России № 74 от 06.06.2003.

Общество не обеспечивает выполнение мероприятий по рациональному использованию запасов полезных ископаемых и охране недр, а именно ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе геологического изучения участка недр и разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечивающей нормальный технологический цикл работ, прогнозирование опасных ситуаций.

Таким образом, Общество осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользование недрами НЖМ 00140 ТЭ от 03.09.2009 по пункту 2.3 и пункту 6 лицензионного соглашения (приложение № 6 к лицензии).

На основании вышеизложенного, административный орган обоснованно пришел к выводу о том, что в действия Общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.

Таким образом, вывод административного органа о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в деянии заявителя, является обоснованным.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя административным органом не допущено.

Обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений
ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не установлено.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и роль правонарушителя, а также имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Кроме того, суд не находит оснований для применения положений  п.3.2 ч.3 ст.4.1 КоАП РФ. В материалах дела отсутствуют, документы, свидетельствующие о тяжелом имущественном или финансовом положении привлеченного к административной ответственности юридического лица.

Кроме того, необходимо отметить, что Обществом пропущен срок на обжалование оспариваемого постановления.

Оспариваемое постановление вынесено административным органом 04.04.2017.

В Арбитражный суд заявитель обратился 20.06.2017.

В материалы дела представлено определение от 31.05.2017 по делу №12-262/2017 вынесенное судьей Советского районного суда Лисиным А.А., в соответствии с которым суд прекратил рассмотрение жалобы на постановление от 04.04.2017 №1/17-Б в связи с неподведомственностью.

При обращении в Арбитражный суд Обществом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления заявлено не было.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением установленных процессуальных сроков.

Пропуск срока на подачу заявления и отсутствие уважительных причин к восстановлению срока либо отсутствие ходатайства о восстановлении этого срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р  Е  Ш  И  Л  :

в удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Поволжье" (ОГРН<***>, ИНН<***>), г.Н.Новгород, отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия решения.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта в порядке и случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                                     А.В.Леонов