АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-18875/2018
г. Нижний Новгород 30 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения оглашена 23 апреля 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-425), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пятановой Е.Н., после перерыва - секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Правительства Нижегородской области и Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области о признании недействительными:
- решение Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженного в письме Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 10.11.2017 №32-78-19/73-8603,
- уведомления Федерального казначейства от 26.12.2017 №07-04-04/09-2373,
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 26.01.2018 №40 и обязать устранить заинтересованными лицами допущенные ими нарушения прав и законных интересов заявителей путем отмены принятого решения и ненормативных правовых актов,
при участии представителей сторон:
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области: ФИО1 (доверенность от 21.01.2019),
от Правительства Нижегородской области: ФИО2 (доверенность от 09.01.2019),
от Управления Федерального казначейства по Нижегородской области: ФИО3 (доверенность от 22.01.2019),
от Администрации г.Нижнего Новгорода: ФИО4 (доверенность от 11.01.2019),
от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами: ФИО4 (доверенность от 27.12.2018),
от Министерства финансов Нижегородской области: ФИО5 (доверенность от 29.12.2018),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратились Правительство Нижегородской области (далее - Правительство) и Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство транспорта) с заявлением о признании недействительными решения Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Управление, УФК по НО) о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженного в письме Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 10.11.2017 №32-78-19/73-8603, уведомления Федерального казначейства от 26.12.2017 №07-04-04/09-2373, приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее - МинФин РФ) от 26.01.2018 №40 и обязании устранить заинтересованными лицами допущенные ими нарушения прав и законных интересов заявителей путем отмены принятого решения и ненормативных правовых актов.
По мнению заявителей, правовые основания для формирования и направления уведомления о применении мер бюджетного принуждения отсутствовали, соответственно, оспариваемые акты приняты в нарушение действующего законодательства.
Правительство Нижегородской области и Министерство транспорта, считают, что показатель результативности предоставления субсидии, которым является количество газомоторной техники, приобретенной в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава, предусмотренный п.п. 4.2.1, 4.2.5 соглашения от 28.11.2014, достигнут.
Заявители полагают, что решение УФК по Нижегородской области от 10.11.2017 и Уведомление от 26.12.2017 содержат выводы, не соответствующие действующему законодательству, а именно, о невозможности приобретения газомоторной техники в лизинг в рамках реализации Правил № 1027 и соглашения от 28.11.2014.
По мнению Правительства Нижегородской области и Министерства транспорта, в отсутствии в решении УФК по Нижегородской области от 10.11.2017 и в Уведомлении от 26.12.2017 оснований для применения бюджетных мер принуждения, принятый Минфином РФ приказ от 26.01.2018 является несоответствующим абз. 2 п. 6 ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ, поскольку в силу указанной нормы Минфин РФ должен принять решение об отказе в применении бюджетной меры принуждения. По результатам принятого УФК по Нижегородской области решения от 10.11.2017, Уведомления от 26.12.2017 и Приказа Минфина РФ от 26.01.2018 предусмотрено в отношении Правительства Нижегородской области и Министерства транспорта применение мер бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания денежных средств, что нарушает права и законные интересы Правительства Нижегородской области и Министерства транспорта в виде невозможности в дальнейшем осуществлять закупку автотранспортной техники на основе договора лизинга, а также повлечет дополнительную нагрузку на бюджет Нижегородской области.
Подробно позиция Правительства НО и Министерства транспорта изложена в заявлении и поддержана представителями в ходе судебного разбирательства.
Представитель УФК по Нижегородской области и Федерального казначейства с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в письменном отзыве, считает, что производство по настоящему делу в части оспаривания решения о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения и уведомления Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения подлежит прекращению, поскольку названные документы не содержат обязательных предписаний, распоряжений в отношении Министерства, не устанавливают и не возлагают на него каких либо обязанностей, соответственно не обладают признаками ненормативного акта и не подлежат обжалованию в порядке 24 главы АПК РФ.
По мнению представителя УФК по Нижегородской области и Федерального казначейства, выводы, изложенные в Акте внеплановой камеральной проверки, соответствуют законодательству Российской Федерации и имелись основания для направления проекта уведомления Управлению (письмо от 10.11.2017 №32-78-19/73-8603), направления уведомления от 26.12.2017 №07-04-04/09-2373 Федеральным казначейством и издания приказа Минфином России от 26.01.2018 №40.
Подробно позиция УФК по Нижегородской области и Федерального казначейства изложена в отзыве и поддержана представителем в ходе судебного разбирательства.
Министерство финансов Российской Федерации поддержало позицию УФК по Нижегородской области и Федерального казначейства по доводам, изложенным в письменном отзыве, поскольку считает, что проверка проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации и применение бюджетной меры принуждения является в данном случае обоснованным.
Подробно позиция Министерства финансов Российской Федерации отражена в письменной позиции и поддержана представителем в судебном заседании.
Министерство финансов Нижегородской области, Администрация г.Нижнего Новгорода и Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами поддержали позицию заявителей, считают, что в данном случае возможно приобретение газомоторной техники в лизинг в рамках Правил №1027 и соглашения от 28.11.2014.
Подробно позиция Администрации г.Нижнего Новгорода и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами изложена в отзыве и поддержана представителем в судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела,Управлением Федерального казначейства по Нижегородской области в соответствии с приказом от 08.11.2017 № 1011 «О проведении внеплановой камеральной проверки в отношении министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области» (далее - приказ УФК по Нижегородской области от 08.11.2017 № 1011)проведена внеплановая камеральная проверка правомерности использования средств субсидии из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в отношении министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.
По итогам внеплановой камеральной проверки УФК по Нижегородской области принят акт от 10.11.2017 № 2017-ВК.000.0012.3200.111, согласно которому в Министерстве транспорта выявлены нарушения:
-пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
-пункта 17 Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1027 (далее - Правила № 1027);
-п. 1.2, пп. 4.2.1 и п.п. 4.2.5 п.4.2 и п. 6.3 соглашения о предоставлении субсидии Нижегородской области на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», заключенного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) и Правительством Нижегородской области от 28.11.2014 № 14412.1615173.20.06 (далее - соглашение от 28.11.2014), а именно: Министерством транспорта не исполнены обязательства по приобретению 144 единиц газомоторной техники.
Размер субсидии, подлежащий возврату в федеральный бюджет в связи с неисполнением обязательства по приобретению до 01.08.2015 газомоторной техники составляет 360 000 000 руб.
10.11.2017 УФК по Нижегородской области принято решение о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения, в связи с чем в адрес Федерального казначейства направлено письмо от 10.11.2017 № 32-78-19/73-8603 для согласования уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Федеральным казначейством на основании указанного решения УФК по Нижегородской области от 10.11.2017 в адрес Министерства финансов РФ направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 26.12.2017 № 07-04-04/09-2373, в котором указано, что Министерством транспорта в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного Кодекса РФ, пункта 17 Правил № 1027, пунктов 1.2, 4.2.1 и 4.2.5, 7.3 Соглашения не осуществлен возврат средств субсидии в размере 360000000 руб. за нарушение обязательства по приобретению 144 единиц газомоторной техники в срок до 01.08.2015, в связи с чем средства, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, подлежат возврату в доход федерального бюджета в сумме 360000000 рублей.
26.01.2018 Министерством финансов РФ на основании уведомления Федерального казначейства от 26.12.2017 принят приказ №40 о применении бюджетной меры принуждения в отношении Правительства Нижегородской области (министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Нижегородской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Нижегородской области в сумме 36000000 руб. в феврале 2018 года и в срок с 1 апреля 2018 года в сумме 324000000 руб., рассчитанной по состоянию на 26 декабря 2017 года.
Не согласившись с решением УФК по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженное в письме от 10.11.2017 № 32-78-19/73-8603, уведомлением Федерального казначейства от 26.12.2017 № 07-04-04/09-2373 о применении бюджетных мер принуждения и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.01.2018 №40, заявители обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 6 статьи 166 и пунктом 1 статьи 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение: о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
Согласно пункту 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министр финансов Российской Федерации издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.
Согласно пункту 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Таким образом, основанием для издания приказа Минфином России является только уведомление о применении бюджетных мер принуждения. Предписания, представления, оформляемые контрольными органами в качестве отдельных мер реагирования (пункт 2 статьи 269.2, статья 270.2 БК РФ) на бюджетные нарушения, таковыми основаниями не являются.
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди указанных в данной статье межбюджетных трансфертов указаны субсидии.
При этом в соответствии с абзацем четвертым статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, правила о предоставлении субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации обязательны для всех участников бюджетных (межбюджетных) отношений, органов государственной власти и муниципальных образований, а также юридических лиц, получающих бюджетные средства в рамках государственных контрактов и соглашений.
Как следует из материалов дела, во исполнение государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 (далее - Программа № 328), Федерального закона от 01.12.2014 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.10.2014 № 1027 утвердило Правила предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - Правила № 1027).
Пунктом 2 Правил № 1027 предусмотрено, что данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе (далее - газомоторная техника).
Субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники в соответствии с пунктом 1 данных Правил и при наличии в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации (то есть в бюджете субъекта Российской Федерации и муниципальных образований этого субъекта, статья 6 БК РФ) на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по осуществлению закупок и (или) по предоставлению субсидий на осуществление закупок газомоторной техники в целях обновления парка автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства региона, муниципальным образованиям, расположенным на территории указанных субъектов Российской Федерации, и (или) организациям, осуществляющим деятельность на территории указанных субъектов Российской Федерации, при выполнении следующих условий:
в качестве топлива на газомоторной технике применяется компримированный природный газ (метан);
газомоторная техника произведена на территории государств - участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года;
все закупаемые автобусы категории длиной свыше 12 метров оборудованы средствами для перевозки лиц с ограниченными возможностями.
Из указанной нормы Правил № 1027 следует, что субсидии на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на закупку газомоторной техники предоставляются субъектам Российской Федерации, в том числе для перечисления Субсидии муниципальным образованиям, находящимся на территории данного субъекта, и (или) организациям, осуществляющим деятельность на территории таких субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
При этом Правила № 1027 не предусматривают закупку услуг лизинга (финансовой аренды) либо софинансирование закупки таких услуг, а предусматривают только лишь закупку газомоторной техники, то есть движимого имущества.
Предоставление субсидии на указанные цели осуществляется на основании Соглашения, форму которого утверждает Минпромторг России, и в соответствии с условиями, предусмотренными Правилами № 1027 (пункт 11 Правил).
Кроме того, пунктами 16 и 17 Правил № 1027 предусмотрены сроки приобретения газомоторной техники, согласно которым с использованием средств субсидии на указанные цели за 2014 год, возращенных по заявкам получателей субсидии Минпромторгом России в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2015 году, газомоторная техника должна быть приобретена до 01.08.2015, а с использованием субсидии на те же цели за 2015 год (согласно федеральному закону о федеральном бюджете на 2015 год) - газомоторная техника должна быть приобретена в течение 250 дней со дня перечисления субсидии.
О закупке газомоторной техники получатель субсидии - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан направить в Минпромторг России соответствующие отчеты (о расходах бюджетных средств) по субсидиям за 2014 год не позднее 15 августа 2015 года, а по субсидиям за 2015 год -в течение 20 дней по истечении 250 дней со дня перечисления субсидии в бюджет субъекта.
Следовательно, установленные Правилами № 1027 сроки закупки газомоторной техники исключают закупку в более длительный период, на средства субсидии за 2014 год - не позднее 1 августа 2015 года, на средства субсидии за 2015 год - не позднее 250 дней со дня перечисления субсидии (то есть не выходя за переделы 2016 года), соответственно, использование средств субсидии из федерального бюджета за пределами указанного срока не предусмотрено.
В пункте 17 Правил № 1027 также приведена формула для расчета размера средств субсидии из федерального бюджета на закупку газомоторной техники, подлежащей возврату в федеральный бюджет в случае неисполнения обязательств, установленных Правилами № 1027 и соглашением о предоставлении субсидий.
Пунктом 20 Правил № 1027 установлено, что в случае несоблюдения условий предоставления субсидии, субсидия подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем пятым статьи 31 БК РФ субъекты Российской Федерации в силу принципа самостоятельности бюджетов, закрепленного данной статьей БК РФ, вправе самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Исходя из указанных положений Правил № 1027 и БК РФ субъекты Российской Федерации не вправе изменять своими решениями, в том числе нормативными правовыми актами формы и направления расходов, осуществляемых за счет средств субсидий из федерального бюджета, поскольку такие средства имеют целевое назначение и предоставляются на условиях, установленных правилами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми без исключения получателями средств федерального бюджета и участниками бюджетного процесса.
Использование таких средств при исполнении функций и полномочий государственными органами и органами местного самоуправления является исполнением публичной функции и публичных обязательств (абзац двадцать третий статьи 6 БК РФ - термин «публичные обязательства»).
В соответствии с пунктом 21 Правил № 1027 контроль за соблюдениемсубъектами Российской Федерации порядка и условий предоставления субсидий осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 №1393-р Нижегородской области из федерального бюджета выделена субсидия на закупку газомоторной техники в размере 361 666 452,2 рублей, указанная субсидия зачислена в бюджет Нижегородской области (Субсидия за 2014 год, Субсидия).
Во исполнение Программы №328 и Правил №1027 между Минпромторг России и высшим исполнительным органом Нижегородской области -Правительством Нижегородской области заключено Соглашение о предоставлении Субсидии на закупку газомоторной техники от 28.11.2014 № 14412.1615173.20.06 (далее - Соглашение № 14412.1615173.20.06), получателем Субсидии указано Правительство Нижегородской области, а исполнитель Соглашения - Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (раздел VIII Соглашения), поскольку средства подлежали зачислению на счет указанного министерства.
Предметом Соглашения является предоставление за счет средств федерального бюджета Субсидии бюджету Нижегородской области на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках Подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (пункт 1.1 Соглашения № 14412.1615173.20.06)
Размер субсидии определен пунктом 3.2 Соглашения №14412.1615173.20.06 в сумме 361 666 452,20 рублей.
Согласно пункту 1.4 Соглашения №14412.1615173.20.06 Правительство Нижегородской области использует полученную Субсидию на цели, предусмотренные пунктом 1.1 данного Соглашения, в порядке и на условиях, утверждённых Правилами и данным Соглашением.
Субсидия предоставляется на софинансирование затрат консолидированного бюджета Нижегородской области, направленных на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники по перечню (с указанием количества) по маркам, моделям и категориям (с указанием количества) газомоторной техники, согласно приложению №1 к Соглашению (пункт 1.2 Соглашения № 14412.1615173.20.06).
Пункт 2.1 Соглашения №14412.1615173.20.06 устанавливает цель предоставления Субсидии из федерального бюджета и условия ее предоставления, в частности, наличие средств (ассигнований на исполнение расходных обязательств) в бюджете Нижегородской области на осуществление закупки газомоторной техники; категории получателей Субсидии, которым предоставляется Субсидия, -муниципальные образования, расположенные на территории Нижегородской области, и организации, осуществляющие деятельность на территории Нижегородской области, а также эксплуатационные (технические) характеристики и место производства газомоторной техники (год производства не ранее 2014 года), которую следует закупить.
Как отмечено выше, перечень газомоторной техники, марки, модели и категории с указанием количества определены пунктом 1.2 Соглашения №14412.1615173.20.06 и приложением №1 к Соглашению №14412.1615173.20.06.
В частности, к закупке предусмотрены: автобусы категории МЗ, массой более 5 тонн, имеющих более 8 мест для сидения и длиной свыше 10, но не более 12 метров, марки «ЛиАЗ-525657», в количестве 90 единиц, и автобусы категории МЗ, массой более 5 тонн, имеющих более 8 мест для сидения и длиной 10, но не более 12 метров, марки «ЛиАЗ-529370», в количестве 54 единиц. Всего 144 единицы, на которые выделены Субсидии в объеме 2 500 тыс. рублей на единицу, на общую сумму 360 000 тыс. рублей.
Ни условиями Правил №1027, ни условиями Соглашения №14412.1615173.20.06 не предусмотрена возможность закупки газомоторной техники путем оказания (приобретения) услуг лизинга (финансовой аренды) третьими лицами, в том числе с учетом ограничения срока закупки, установленного пунктами 16 и 17 Правил № 1027.
Указание на сроки осуществления закупки газомоторной техники и направление соответствующих отчетов, установленные пунктами 16 и 17 Правил №1027, также содержат пункты 4.3.1 и 4.2.6 Соглашения №14412.1615173.20.06.
Согласно пункту 4.2.1 Соглашения №14412.1615173.20.06 Правительство Нижегородской области принимает Субсидию и обеспечивает исполнение расходного обязательства в полном объеме, а также достижение значений показателей результативности предоставления Субсидии.
Показателями результативности предоставления Субсидии являются количество газомоторной техники, приобретенное в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава, согласно приложению №2 к Соглашению № 14412.1615173.20.06.
Пунктом 4.2.11 Соглашения №14412.1615173.20.06 установлено, что Правительство Нижегородской области в случае установления по итогам проверок, проводимых в соответствии с пунктом 4.2.10 данного Соглашения, факта нарушения целей и условий, определенных настоящим Соглашением, возвращает полученную субсидию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.2 Соглашения №14412.1615173.20.06 в случае несоблюдения условий предоставления субсидии, субсидия подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, о целях, сроках и условиях предоставления Субсидии и закупки газомоторной техники, а также о сроках направления в Минпромторг России соответствующих отчетов о расходовании средств Субсидии из федерального бюджета и условиях возврата (взыскания) средств Субсидии в случаях нарушения условий Правил №1027 и Соглашения №14412.1615173.20.06 заявителям было известно при заключении данного Соглашения.
Поскольку Правила №1027 и Соглашение №14412.1615173.20.06 предусматривают возможность передачи субъектом Российской Федерации средств Субсидии бюджетам муниципальных образований для закупки газомоторной техники, Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области заключило с Администрацией г. Нижнего Новгорода соглашение от 23.12.2014 №325-04-02/2-13 о предоставлении субсидий на приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе (далее - Соглашение № 325-04-02/2-13).
В преамбуле Соглашения №325-04-02/2-13 имеется ссылка на Правила №1027 и Соглашение №14412.1615173.20.06, на основании, условиях и во исполнение которых заключено Соглашение №325-04-02/2-13.
В соответствии с Соглашением №325-04-02/2-13 бюджету г. Нижнего Новгорода (далее - г. Н.Новгород) из бюджета Нижегородской области предоставлены Субсидия из федерального бюджета в размере 361 666 452,20 рублей и субсидия из бюджета Нижегородской области в размере 87 500 000 рублей на приобретение автобусов, работающих на компримированном природном газе, для предприятий и организаций пассажирского транспорта Нижегородской области (пункты 1.1 и 1.3 Соглашения).
Согласно пункту 1.5 Соглашения №325-04-02/2-13 Администрация г. Н.Новгорода использует полученные Субсидии на цели, предусмотренные пунктом 1.1 Соглашения, в порядке и на условиях, утвержденных Правилами, Положением (нормативный акт Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства НО от 28.04.2014 № 287) и Соглашением № 325-04-02/2-13.
Согласно пункту 3.1 Соглашения № 325-04-02/2-13 Субсидии предоставляются на закупку газомоторной техники, указанной в приложении № 1 к Соглашению в пределах бюджетных ассигнований, соответственно из федерального бюджета (Закон № 349-ФЗ от 02.12.2013), предоставленных бюджету Нижегородской области, в размере 2 500 000 рублей на каждое транспортное средство, из бюджета Нижегородской области (Закон области № 166-3 от 18.12.2013) в размере 87 500 000 рублей.
Из указанных положений Соглашения № 325-04-02/2-13 следует, что они не предусматривают закупку услуг лизинга (финансовой аренды).
В соответствии с пунктом 5.2 Соглашения № 325-04-02/2-13 Министерство (транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, далее ФИО6) осуществляет контроль за ходом расходования Администрацией Субсидий, а также за их целевым, адресным и эффективным использованием.
Осуществление такого контроля со стороны ФИО6 за расходованием средств Субсидий заключалось в проверке заявки на предоставление Субсидий (из федерального бюджета и областного), документов, подтверждающих обязательства Администрации по приобретению газомоторной техники, и копий муниципальных контрактов на поставку автобусов, работающих на газомоторном топливе, согласно пункту 3.2 Соглашения №325-04-02/2-13, в редакции дополнительного Соглашения (регистрационный номер 1) от 29.07.2015 (далее -Дополнительное соглашение № 1).
Дополнительным Соглашением №1 также увеличен размер субсидии, предоставляемой из бюджета Нижегородской области, до 102 722 900 рублей, размер Субсидии из федерального бюджета не изменился - 361 666 452,20 рублей.
Администрацией г. Н.Новгорода (в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н.Новгорода) во исполнение Соглашения № 325-04-02/2-13 (в редакции Дополнительного соглашения № 1) заключены три муниципальных контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автобусов городского типа большой вместимости, работающих на газомоторном топливе):
- от 16.06.2015 № 0132300007515000131 -80305 с ЗАО «Сбербанк Лизинг» (лизингодатель);
- от 16.05.2015 № 0132300007515000132-80305 с ООО «Арзамасское экспериментальное предприятие» (лизингодатель);
- от 15.06.2015 № 0132300007515000133-80305 с ЗАО «Сбербанк Лизинг» (лизингодатель).
Срок лизинга указанных муниципальных контрактов истекает 25.12.2021 (пункты 2.1 Контрактов).
Согласно пункту 4.3 указанных муниципальных контрактов в течение всего срока действия контрактов имущество находится в собственности и на балансе лизингодателя.
Стоимость имущества на дату заключения контракта №0132300007515000131-80305 составляет 557 900 000 рублей 00 копеек (с учетом НДС, пункт 3.3 Контракта), а общая сумма лизинговых платежей составляет 966 718 072 рубля 40 копеек (пункт 3.5 Контракта). Подлежало приобретению 70 автобусов (приложение № 1 к Контракту). Срок поставки 20 автобусов до 01.07.2015 (пункт 5 приложения № 1 к Контракту). Сроки и количество поставки остальных партий автобусов ни Контрактом, ни приложением №1 к Контракту точно не конкретизированы, соответственно не определены.
Стоимость имущества на дату заключения контракта №0132300007515000132-80305 составляет 462 240 000 рублей 00 копеек (с учетом НДС, пункт 3.3 Контракта), а общая сумма лизинговых платежей составляет 811 534 046 рубля 08 копеек (пункт 3.5 Контракта). Подлежало приобретению 54 автобуса, срок поставки до 20.07.2015 (приложение № 1 к Контракту).
Стоимость имущества на дату заключения контракта №0132300007515000133-80305 составляет 159 400 000 рублей с учетом НДС, пункт 3.3 Контракта), а общая сумма лизинговых платежей составляет 276 205 197 рублей 44 копейки (пункт 3.5 Контракта). Подлежало приобретению 20 автобусов, срок поставки до 01.07.2015 (приложение № 1 к Контракту).
Оценка условий указанных контрактов, предмет контрактов и графики платежей, являющиеся приложениями к данным контрактам, позволяют прийти к выводу, что муниципальные контракты являются контрактами на приобретение услуг финансовой аренды (лизинга). Контрактами на приобретение (купли-продажи) имущества для муниципальных нужд, исходя из определения договора купли-продажи, установленного пунктом 1 статьи 454 ГК РФ, в соответствии с которым по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену), данные Контракты не являются.
Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Закон № 164-ФЗ), на который ссылаются заявители, не регулирует отношений по передаче в собственность имущества, приобретаемого лизингополучателем (покупателем), поскольку согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 164-ФЗ сферой применения данного Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам.
Государственные и муниципальные органы, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактнойсистеме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), в силу отсутствия прямого указания в Законе №164-ФЗ на государственные и муниципальные органы и, более того, на публично-правовые образования, за счет бюджетных средств которых подлежат закупке товары, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд, не подпадают под регулирование правоотношений, установленное Законом № 164-ФЗ, в том числе в связи с тем, что лизингополучатель, в соответствии с данным Законом, не является собственником приобретенного в лизинг имущества, при этом сам по себе лизинг предусматривает систему расчетов, превышающую собственную стоимость самого закупаемого имущества (без учета услуг лизинга), что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ и указанного в статье 1 Закона №44-ФЗ.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Указанное означает, что получатель бюджетных средств не вправе превысить объем средств, предусмотренных в соответствующем бюджете и предоставленных на достижение конкретных целей расходов бюджета.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В связи с указанными положениями законов №164-ФЗ и №44-ФЗ доводы заявителей со ссылками на положения статей 72 БК РФ и статьи 28 Закона №164-ФЗ являются несостоятельными.
В то же время необходимо учесть положения пункта 3 статьи 219 БК РФ, в соответствии с которыми получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
С учетом сумм имущества на день заключения муниципальных контрактов, а также стоимости услуг лизинга по каждому из контрактов, превышающей стоимость имущества на значительную сумму, такое превышение составило, в частности:
по контракту № 0132300007515000131-80305 (966 718 072,40 рублей -557 900 000 рублей) = 408 818 072,40 рублей;
по контракту № 0132300007515000132-80305 (811 534 046,08 руб. -462 240 000 рублей) = 349 294 046,08 рублей;
по контракту № 0132300007515000133-80305 (276 205197,44 рублей -159 400 000 рублей) = 116 805 197,44 рублей.
Из приведенных выше положений БК РФ и указанных размеров превышения расходов на лизинг над стоимостью имущества, подлежащего закупке, следует, что указанные средства Субсидий использовались неэффективно, с избыточным расходованием бюджетных средств, что не предусмотрено при их предоставлении и заключении Соглашений №14412.1615173.20.06 и №325-04-02/2-13.
Согласно абзацу двадцать первому статьи 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Указанные выше суммы превышений расходов бюджетных обязательств с учетом принципа софинансирования расходов, заключающегося в одновременном пропорциональном несении расходов за счет трех бюджетов - федерального (субсидия), бюджета Нижегородской области (субсидия за счет собственных средств бюджета области) и средств местного бюджета (пункт 1.4 Соглашения № 325-04-02/2-13), включают в себя средства указанных бюджетов, а это означает, что Администрация г. Н.Новгорода, при отсутствии надлежащего контроля со стороны Минтрансавтодора Нижегородской области, приняла на себя обязательства сверх установленных лимитов бюджетных обязательств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на 2014 год (за счет остатков средств неиспользованных в 2014 году), законом о бюджете Нижегородской области на 2015 год, которые в форме субсидии были доведены до Правительства Нижегородской области и Администрации, что, в свою очередь, помимо недостижения показателя результативности предоставления субсидии, установленного Соглашениями, и выявленного контрольным органом, также свидетельствует о бюджетном нарушении, при этом расходы федерального бюджета ставятся в зависимость от волеизъявления Администрации в нарушение абзаца пятого статьи 31 БК РФ (что недопустимо в силу принципа самостоятельности бюджетов и условий предоставлению субсидии).
Поскольку Субсидия из федерального бюджета в размере 361 666 452,20 рублей являлась Субсидией за 2014 год (согласно акту проверки и подтверждающим документам) и предоставлена дополнительно в 2015 году по заявке Правительства Нижегородской области в порядке пункта 5 статьи 242 БК РФ, указанная субсидия подлежала расходованию в соответствии с Правилами №1027 и Соглашением № 14412.1615173.20.06 на приобретение автобусов (в собственность) в срок до 01.08.2015. Однако, указанное условие также не выполнено ни Правительством Нижегородской области, ни Администрацией г. Н.Новгорода.
Кроме того, как видно из контрактов и их фактической реализации, автобусы не приобретены в собственность лизингополучателя, а им приобретены в период 2015 финансового года только услуги финансовой аренды (лизинга) с превышением размера бюджетных обязательств, в том числе федерального бюджета, а также с нарушением сроков, установленных Правилами №1027 и Соглашениями №14412.1615173.20.06 и №325-04-02/2-13.
Такие расходы не соответствуют принципу эффективности расходования бюджетных средств.
Указанные обстоятельства, позволяют прийти к выводу, что Правительство Нижегородской области, заключив Соглашение №14412.1615173.20.06 и ФИО6 - Соглашение №325-04-02/2-13 от имени Нижегородской области, приняло на себя обязательство по соблюдению Правил №1027, условий Соглашения №14412.1615173.20.06, а также, предоставляя Субсидию местному бюджету, одновременно обязалось установить контроль за использованием (расходованием) Администрацией г. Н.Новгорода Субсидии из федерального бюджета и соблюдением органом местного самоуправления Правил №1027, тем самым обеспечить расходование средств Субсидии в соответствии с условиями ее предоставления, установленных Правилами № 1027 и Соглашением №14412.1615173.20.06, которые фактически не выполнены.
В то же время Правительство Нижегородской области допустило изменение Администрацией в одностороннем порядке формы расходования Субсидии - не на закупку имущества в виде газомоторной техники (с переходом права собственности в результате купли-продажи), а на приобретение услуг финансовой аренды (лизинга) с нахождением такого имущества в собственности лизингодателя до 25.12.2021, что является нарушением Закона № 44-ФЗ и бюджетного законодательства.
Следовательно, имущество в виде 144 единиц автобусов не приобретено в собственность в срок до 01.08.2015, а денежные средства Субсидии израсходованы, согласно представленному ФИО6 в Минпромторг России отчету о расходовании бюджетных средств (Субсидии), в размере 360 000 000 рублей, то есть практически в полном объеме.
Остаток средств Субсидии в размере 1 666 452,20 рублей возвращен в ноябре 2015 года (подтверждается копией платежного поручения №73544 от 11.11.2015).
Указанные сведения о расходах Субсидии, в том числе о бюджетном нарушении, а именно пункта 17 Правил № 1027 и пункта 3 статьи 132 БК РФ (условия предоставления субсидий) содержатся в акте камеральной проверки и уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, подтверждаются прилагаемыми к ним документами.
Также указанные акт и уведомление о применении бюджетных мер принуждения содержат расчет суммы бюджетного нарушения в размере 360000000 рублей.
Указанные обстоятельства опровергают позицию заявителей об отсутствии в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения.
Также несостоятельны доводы заявителей о том, что изъятием средств из областного бюджета в объеме ранее предоставленной Субсидии нарушаются социально-значимые обязательства Нижегородской области, в силу того, что средства Субсидии имеют целевое значение и не предусмотрены на исполнение социальных обязательств Нижегородской области, принимаемых в соответствии с законами области и за счет собственных средств бюджета области, к которым не относятся средства Субсидии из федерального бюджета (абз. пятый статьи 31 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ предусмотрены бюджетные меры принуждения, к которым, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Согласно абзацу тридцать восьмому статьи 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) признается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Расходование средств бюджетов публично-правовых образований является публичной функцией соответствующих органов таких публично-правовых образований.
Аргументы Министерства о том, что последнее является в данном случае ненадлежащим субъектом финансово-бюджетного контроля, судом отклоняются, поскольку фактическим распорядителем бюджетных денежных средств, полученных Правительством Нижегородской области в качестве субсидии по вышеназванным Соглашениям, являлось именно Министерство транспорта Нижегородской области, что следует в частности из анализируемых УФК в ходе проведения проверки документов и по существу сторонами в рамках настоящего дела не оспорено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В силу пункта 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, может быть применена в том числе такая бюджетная мера принуждения, как бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьями 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса. Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
Решения о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, подлежат принятию в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения (п.6 ст.306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской 6 Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом (пункт 4 статьи 306.2 БК РФ).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 № 74н утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств).
Пунктом 2 Порядка № 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, в связи с выявлением УФК по Нижегородской области указанного нарушения, последнее, в соответствии с положениями Приказа Федерального казначейства №314 от 20.11.2017 "Об организации работы по направлению уведомлений о применении бюджетных мер принуждения в Федеральном казначействе", письмом от 10.11.2017 №32-78-19/73-8603 направило в адрес Федерального казначейства проект уведомления о применении к Министерству бюджетных мер принуждения.
Федеральное казначейство по результатам рассмотрения представленных УФК по Нижегородской области документов направило в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление от 26.12.2017 № 07-04-04/09-2373 о применении к Министерству транспорта Нижегородской области бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Следовательно, Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с указанными требованиями подготовило приказ от 26.01.2018 №40 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».
Следовательно, оспариваемый приказ 26.01.2018 №40 издан в пределах 30 дневного срока, установленного пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ и Порядка № 74н. (уведомление от 26.12.2017, приказ от 26.01.2018), подписаны уполномоченным должностным лицом, следовательно, соответствует вышеуказанным положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд, рассмотрев представленные в материалы дела документы, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что оспариваемый приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26.01.2018 №40 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленного требования в данной части.
Относительно требований заявителей о признании недействительными решения Управления Федерального Казначейства по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженное в письме от 10.11.2017 № 32-78-19/73-8603, а также уведомления Федерального казначейства от 26.12.2017 № 07-04-04/09-2373 о применении бюджетных мер принуждения, по итогам рассмотрения спора по существу суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Между тем, оспариваемые заявителями решение УФК по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженное в письме от 10.11.2017 № 32-78-19/73-8603, а также уведомление Федерального казначейства от 26.12.2017 № 07-04-04/09-2373 о применении бюджетных мер принуждения сами по себе не устанавливают, не изменяют и не отменяют прав и обязанностей сторон и не носят властно-распорядительного характера, является внутренними документами уполномоченных органов и, соответственно, не затрагивают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влекут для него последствий экономического характера и не создают препятствий для осуществления такой деятельности, не порождают экономического спора.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования заявителей о признании недействительными решения Управления Федерального Казначейства по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженное в письме от 10.11.2017 № 32-78-19/73-8603, а также уведомления Федерального казначейства от 26.12.2017 № 07-04-04/09-2373 о применении бюджетных мер принуждения, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В связи с чем, производство по настоящему делу в данной части в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2018, подлежат отмене после вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать Правительству Нижегородской области и Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 26.01.2018 №40 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета".
В остальной части требований производство по делу прекратить.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2018, отменить после вступления в законную силу настоящего решения суда.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья М.Г.Чепурных