ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-18933/20 от 20.01.2021 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-18933/2020

г.Нижний Новгород                                                                                     15 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена                                                     20 января 2021 года

Арбитражный суд Нижегородской области

в составе судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-361),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садековой Г.У.,

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению акционерного общества "Лукойл-Черноморье" (ОГРН 1022302380100, ИНН 2315016400, зарегистрировано 25.04.1994)

о признании недействительными решения Приволжской электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от  27.03.2020 по ДТ 10418010/110320/0067537, от 08.05.2020 по ДТ 10418010/110320/0068072, от 01.06.2020 по ДТ 10418010/180320/0076209,

при участии представителей

от заявителя: Демичев Д.В. (по доверенности от 10.09.2020 №293-Д),

от заинтересованного лица: Куракина И.А. (по доверенности от 11.01.2021), Матякубов Т.М. (по доверенности от 28.12.2020),

установил: акционерное общество "Лукойл-Черноморье" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решения Приволжской электронной таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от  27.03.2020 по ДТ 10418010/110320/0067537, от 08.05.2020 по ДТ 10418010/110320/0068072, от 01.06.2020 по ДТ 10418010/180320/0076209.

Оспариваемыми решениями Обществу предписано внести изменения в графы 34, 47, в вышеуказанных ДТ в части сведений о стране происхождения ввозимого товара "трубы обсадные бесшовные", а также указать антидемпинговую пошлину и подтверждение ее уплаты.

Общество, в обоснование заявленных требований указало, что причины, послужившие основанием для принятия обжалуемых решений Приволжского таможенного поста (центр электронного декларирования) являются безосновательными и неподтвержденными, а именно, представленный сертификата о происхождении товара от 20.02.2020 №000127 соответствует установленным требованиям к его оформлению.

Заявитель в судебном заседании поддержал свою позицию в полном объеме, подробно позиция изложена в заявлении и возражениях на отзыв таможенного органа.

Таможенный орган возразил против удовлетворения заявленных требований, по основаниям подробно изложенным в отзыве на заявление и дополнении к отзыву на заявление.

В ходе судебного разбирательства таможенный орган сообщил, что согласно информации, представленной письмом Приволжского таможенного управления от 02.12.2020 №03-05-18/19490, компетентный орган Французской Республики подтвердил факт выдачи сертификата №000127 от 20.02.2020.

Вместе с тем, как отметил таможенный орган, в графе 3 непреференциального сертификата о происхождении товара общей формы №000127 от 20.02.2020 указана страна происхождения товара - Германия. В графе 15 по ДТ №10418010/110320/0068072, 10418010/110320/0067537, 10418010/180320/0076209 заявлена страна отправления товара - Франция.

Сертификат о происхождении товара №000127 от 20.02.2020 выдан уполномоченным органом Французской Республики.

В сертификате о происхождении товара №000127 отсутствуют реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара, что является нарушением п.п.7 п.5 Требований к сертификату о происхождении товара.

В силу изложенного, сертификат о происхождении товара общей формы №000127 от 20.02.2020, по мнению таможенного органа, не может быть использован в качестве документа о происхождении товара "трубы обсадные бесшовные..." декларированного по ДТ №№10418010/110320/0068072, 10418010/110320/0067537, 10418010/180320/0076209, поскольку не соответствует требованиям пункта 34 Правил, пункта 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, подпункта 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 11.03.2020 и 18.03.2020 АО "Лукойл-Черноморье" на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни поданы ДТ 10418010/110320/0067537, 10418010/110320/0068072, 10418010/180320/0076209 и помещен под процедуру выпуска для внутреннего потребления товар "трубы обсадные бесшовные муфтовые...". Производителем: товаров является SALZG1TTERMANNESMANNSTAINLESSTUBESDEUTSCHLANDGMBH, товарный знак: VALLOUREC. Вышеуказанный товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза во исполнение контракта №1-19/226 от 30.05.2019 с компанией VALLOURECDEUTSCHLANDGMBH (Германия).

Заявителем в графе 16 вышеуказанных ДТ указана страна происхождения: ввезенного товара - Германия. В качестве подтверждения заявленной страны происхождения, декларантом представлен сертификат о происхождении товаров от 20.02.2020 №000127, выданный уполномоченным органом Республики Франция.

В графе 33 указанных ДТ декларантом заявлен классификационный код товара 7304 24 000 1 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

Приволжским ЦЭД по ДТ №10418010/110320/0067537 в рамках системы-управления рисками применен профиль риска по направлению контроля правильности определения страны происхождения товаров и.принято решение о  назначении таможенной экспертизы от 11.03.2020 №10418010/110320/ДВ/000183 в отношении сертификата о происхождении товара от 20.02.2020 №000127, с постановкой вопросов перед экспертом, в том числе среди прочих: присутствует ли на сертификате оттиск, печати уполномоченного органа.

По ДТ №№1041.8010/110320/0068072, 10418010/180320/0076209 осуществлён выпуск товара под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей до получения результатов таможенной экспертизы указанного сертификата происхождения.

Таможенный орган установил, что представленный декларантом сертификат о происхождении товара от 20.02.2020 000127 содержит в графе №8 оттиски штампов органа, уполномоченного заверять сертификат.

Согласно заключению таможенного эксперта от 18.03.2020 №12404006/0008363 оттиски: штампов, выполненные в графе №8 сертификата о происхождении товара от 20.02.2020 №000127, нанесены с помощью рельефных клише. У таможенного эксперта отсутствуют данные о том, принадлежат ли эти оттиски уполномоченному органу, выдавшему сертификат.

Таможенный орган пришел к выводу, что оттиск штампа "20 FEV. 2020" является датой заверения сертификата о происхождении товара, оттиск штампа "ССIGRANDHAINAUTHAUTS-DE-FRANCE" является наименованием уполномоченной организации, выдавшей сертификат, оттиск штампа "ViseparlaChambredeCommerceetd'IndustrieGrandHainautpourlePresidentetpardelegation"" является штампом, который содержит сведения о лице, который заверил данный сертификат.

На основании изложенного, таможенным органом установлено, что в сертификате от 20.02.2020 №000127 отсутствует печать органа, уполномоченного заверять сертификат, сделан вывод о невозможности его использования в качестве документа подтверждающего происхождение товара.

Приволжским ЦЭД в адрес Общества выставлены решения от 27.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10418010/110320/0067537, от 08.05.2020 о внесении: изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10418010/110320/0068072, от 01.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10418010/180320/0076209    и    скорректированы    сведения    о стране происхождения как "неизвестно" (графа 34), что повлекло доначисление и уплату антидемпинговой пошлины по ставке 31% в размере 22 713 241, 14 руб.

Не согласившись с вынесенными решениями и считая, что они нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, последний обратился в суд с настоящими требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренного этим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 названного Кодекса.

На основании правоположений пункта 1 статьи 198 и пунктов 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Товар, декларируемый по вышеуказанным ДТ, классифицируемый в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 7304 24 000 1, подпадает под действие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 101 "О применении антидемпинговой меры в отношении стальных бесшовных труб, применяемых для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза", тем самым в отношении товара применяются меры защиты внутреннего рынка, установлена антидемпинговая пошлина в размере 31% от таможенной стоимости.

Согласно статье 29 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС.

Пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или: правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами применяются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) (непреференциальные правила определения происхождения товаров), устанавливаемые Комиссией.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 №49 утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (далее - Правила). В соответствии с пунктом 1 Правил они применяются для целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 Договора, при ввозе товаров на таможенную территорию Союза из стран, не являющихся членами Союза. Таможенный контроль происхождения товаров осуществляется при. ввозе товаров на таможенную территорию Союза в соответствии с ТК ЕАЭС

Приложением к Правилам установлены требования к сертификату о происхождении товара (далее - Требования). В соответствии с пунктом 6 Требований указанные в пункте 5 Требований сведения: представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Правил сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и: происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в случае, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к.Правилам.

Минимальный набор требований к сертификату о происхождении товара содержит следующее.

1. Сертификат о происхождении товара изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом.

2. Сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.

3. Сертификат может быть выдан до или после отправки товара.

4. Наличие в сертификате подчисток, помарок и незаверенных исправлений и (или) дополнений не допускается. Исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат' путем: зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью должностного лица и печатью органа (организации), уполномоченного третьей стороной на выдачу сертификатов о происхождении товара (далее -у полб о мочен н ы й орган).

5. Сертификат должен содержать следующую информацию: 1) наименование страны происхождения товара; 2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат; 3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя; 4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; 5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара); 8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного
органа, дата выдачи сертификата).

6. Указанные в пункте 5 настоящих Требований сведения представляют
собой
минимальный набор информации, которая должна быть отражена в
сертификате. Допускается указание дополнительной информации.

В соответствии с пунктом 5 Требований к сертификату о происхождении товара сертификат должен содержать среди прочих информацию об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

В соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС в случае, если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьимподпункта 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом, по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 ТК ЕАЭС.

Форма требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, до выпуска товаров определяется Комиссией.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ (далее - Порядок внесения изменений).

Согласно пункту 27 Порядка внесения изменений при выявлении по результатам таможенного контроля необходимости внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, до выпуска товаров в виде электронного документа или документа на бумажном носителе зависимости от формы подачи ДТ).

Из материалов дела следует, что к правоотношениям, возникшим в связи с подачей Обществом Приволжскому таможенному посту (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни в отношении товаров (трубы обсадные) деклараций на товары №№10418010/110320/0067537, 10418010/110320/0068072 и 10418010/180320/0076209, подлежали обязательному применению Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 (далее по тексту - Правила №49).

В результирующей части Решения ПТП №1 (ЦЭД) от 27.03.2020, Решения ПТП (ЦЭД) №2 от 08.05.2020 и Решения ПТП (ЦЭД) №3 от 01.06.2020 Приволжским таможенным постом (ЦЭД), на основании пп.2 п.34 Правил № 49 сделан вывод, что страна происхождения товара по вышеуказанным декларациям на товары считается неподтвержденной.

На основании пп.2 п.34 Правил №49, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС, среди прочих, в случае, когда по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным Требованиями к сертификату происхождения (приложение к Правилам №49).

Вместе с тем пунктом 29 Правил №49 установлено, что при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (запрос о верификации).

В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными.

Приведенные выше правила, учитывая их публичный характер, возлагают обязанности по их соблюдению не только на декларанта, как на лицо, декларирующее товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, но и на государственные структуры в лице таможенных органов.

Иными словами, принимая решения в сфере таможенного дела, таможенные органы должны не только руководствоваться своими полномочиями и компетенцией, по и предписаниями нормативно-правовых актов, возлагающих на них обязанность по обоснованию принятого ими решения и представлению соответствующих доказательств.

Печати и штампы представляют собой устройства, содержащие клише
печати/штампа для их нанесения на бумагу. В свою очередь, клише печати и штампа
является зеркальным отображением оттиска печати/штампа.

Таким образом, неоспоримо, что печати и штампы являются имеющими одно и то же техническое оснащение устройствами, используемыми для нанесения на бумагу набора определенных сведений, упреждающе определенных владельцем штампа/печати и нанесенных в зеркальном отображении на клише, скрепления письменной информации, имеющейся на определенного вида носителе.

Поскольку и печати и штампы являются устройствами, используемыми для проставления повторяющихся записей, их правовая определенность отличается исключительно правоустанавливающими документами лица, которому они принадлежат. В частности, тот факт, что организация имеет печать, подлежит отражению в учредительных документах (уставе) организации.

Иными словами, единственным признаком, позволяющим отличить печать от штампа, является тот факт, что сведения о печати организации подлежат фиксации в уставе организации.

Таким образом, в целях правоотношений, основываясь исключительно на визуализации оттисков клише, определить является ли такой оттиск оттиском печати или оттиском штампа, не представляется возможным.

Печать организации, как средство индивидуализации организации,
находящаяся в се распоряжении и служащая для дополнительного подтверждения
подлинности документов организации, является обязательным атрибутом
организации исключительно в случаях, прямо установленных законом. При этом, в
соответствии с законом, к печати могут быть установлены требования об их форме,
размере и т.д.

В иных случаях, т.е. тогда, когда законодательством страны регистрации не установлены обязательные требования о необходимости наличия у лица печати, такая печать создается организацией исключительно на основании своего волеизъявления.

Принятию обжалуемых решений предшествовала назначенная Приволжским таможенным постом (ЦЭД) таможенная экспертиза.

В частности, согласно сведениям, указанным в заключении таможенного эксперта №12404006/0008363 от 18.03.2020, таможенным органом перед таможенным экспертом, среди прочих вопросов, был поставлен следующий вопрос: "4. Присутствует ли на сертификате оттиск печати уполномоченного органа?".

Для проведения таможенной экспертизы Приволжским таможенным постом (ЦЭД) Приволжской электронной таможни таможенному эксперту был предоставлен оригинал сертификата происхождения товара №000127 20.02.2020, сопровожденный представлением      следующих      документов:      декларация      на      товары 10418010/110320/0067537 от 11.03.2020, акт изъятия документов 10408020/120320/000001 от 12.03.2020.

Таким образом, Приволжский таможенный пост (ЦЭД), ставя перед таможенным экспертом вопрос о наличии на вышеуказанном сертификате о происхождении товаров №000127 20.02.2020 печати уполномоченного органа, не предоставил в адрес таможенного эксперта образцы оттисков печатей уполномоченного органа (Торгово-промышленной палаты Grand Hainaut, Hauts-De-France (Гран Хайнаут, регион О-де-Франс), Франция) для их сопоставления.

В п.4 раздела "Выводы" заключения таможенного эксперта №12404006/0008363 от 18.03.2020 на поставленный таможенным органом вопрос, как это дословно приведено ниже, таможенным экспертом был дан следующий ответ:

"Оттиски штампов, выполненные в графе №8 Сертификата о происхождении №000127, нанесены с помощью рельефных клише. У таможенного эксперта отсутствуют данные о том, принадлежат ли оттиски уполномоченному органу, выдавшему сертификат".

Таким образом, из вывода таможенного эксперта следует, что в ходе проведенной таможенной экспертизы таможенным экспертом не была дана экспертная оценка тому, имеется ли в сертификате о происхождении товара №000127 от 20.02.2020 печать уполномоченного органа.

Таможенным экспертом по результатам таможенной экспертизы был сделан лишь единственный вывод по поставленному перед ним таможенным органом вопросу №4, а именно: оттиски штампов, проставленные в графе №8 сертификата о происхождении товара, нанесены с помощью рельефных клише, т.е. являются оригинальными оттисками от клише.

В соответствии с пп.8 п.5 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам №49) сертификат о происхождении товаров должен содержать в себе информацию об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дату выдачи сертификата).

Вместе с тем, Совет Евразийской экономической комиссии, определив поименованный набор сведений, не установил в них обязательных требований к печати уполномоченного органа, выдавшего сертификат, т.е. не установил какой именно формы и/или размера должна быть печать, какую информацию она должна содержать, должен ли ее оттиск быть исполнен в чернильном или тиснённом варианте и т.д.

Более того, Требования к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам №49) также не определяют, что печать должна соответствовать требованиям Евразийского экономического союза или Российской Федерации.

При названных обстоятельствах, поскольку наличие таких требований к форме и содержанию печати не установлены Правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, является очевидным, что печать, которая должна/может быть проставлена уполномоченным органом в сертификате о происхождении, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к такой печати законодательством страны регистрации такого уполномоченного лица (примечание: для случая, если законодательством страны регистрации уполномоченного лица установлены обязательные требования о наличии у такого лица печати).

Таможенным органом не собрано достаточных доказательств в того, что оттиск, проставленный в графе 8 сертификата о происхождении товара №000127 от 20.02.2020, содержащий не только сведения о наименовании лица, выдавшего такой сертификат ("СС1 GRAND HAINAUT HAUTS-DE-FRANCE"), но и фирменный логотип Собрания Торгово-промышленных палат Французской Республики, не является печатью выдавшего такой сертификат уполномоченного органа, соответствующей требованиям Французской Республики.

Поставка на таможенную территорию товара (трубы обсадные), сведения о которых были заявлены в декларации на товары №№10418010/110320/0067537, 10418010/110320/0068072 и 10418010/180320/0076209, осуществлялась Обществом в связи с реализацией внешнеторгового контракта №1-19/226 от 30.05.2019, заключенного с компанией Vallourec Deutschland GmbH (г.Дюссельдорф, Германия; далее - Продавец). В соответствии с условиями заключенной сделки обязанность по предоставлению сертификата о происхождении товара возлагалась па Продавца (п.5.5.4. Контракта № 1-19/226 от 30.05.2019).

После принятия Приволжским таможенным постом (ЦЭД) Решения ПТП (ЦЭД) №1 от 27.03.2020, Общество обратилось за соответствующим разъяснениями к компании Vallourec Deutschland GmbH, как к лицу, имеющему гражданско-правовые отношения с Торгово-промышленной палатой Франции.

10.04.2020 компания Vallourec Deutschland GmbH предоставила Обществу свои письменные пояснения (письмо № 31 от 10.04.2020), а также официальное подтверждение Торгово-промышленной палаты Grand Hainaut, Hauts-De-France (Гран Хайнаут, регион О-де-Франс, Франция) от 09.04.2020, согласно которым оттиски печатей, проставленные в сертификате о происхождении №000127 от 20.02.2020 являются подлинными и соответствуют тем печатям, которые проставляются Торгово-промышленной палатой Grand Hainaut (Гран Хайнаут), являющейся членом Торгово-промышленной палаты Hauts-De-France (регион О-де-Франс), Франция (CCI GRAND HAINAUT HAUTS-DE-FRANCE) на иных сертификатах о происхождении товаров (Примечание: Торгово-промышленная палата региона О-де-Франс является вышестоящей палатой по отношению к палате Гран Хайнаут в многоярусной структуре Торгово-промышленных палат Франции).

Письмо от 09.04.2020 от имении Торгово-промышленной палаты Grand Hainaut (Гран Хайнаут) было подписано исполнительным директором Торгово- промышленной палаты Grand Hainaut (Гран Хайнаут) Gautier НОТТЕ, информация о котором приведена на официальном сайте Торгово-промышленной палаты Hauts-De- France (регион О-де-Франс, Франция) в разделе: «Где нас встретить - Институциональное функционирование - Организационная схема ТПП Hauts-De- France            (регион          О-де-Франс,            Франция).

В дополнение к своим пояснением, Vallourec Deutschland GmbH были представлены Обществу копии сертификатов о происхождении товаров, выпущенные в период 2017 - 2019 годов тем же уполномоченным органом -Торгово-промышленной палатой Grand Hainaut (Гран Хайнаут), что и сертификате о происхождении товаров №000127 от 20.02.2020, содержащие аналогичные оттиски печатей, достоверность которых не была поставлена под сомнение таможенными органами Российской Федерации в ходе совершения таможенных операций по таможенному декларированию аналогичных товаров.

Помимо прочего, в ходе судебного разбирательства таможенный орган сообщил, что согласно информации, представленной письмом Приволжского таможенного управления от 02.12.2020 №03-05-18/19490, компетентный орган Французской Республики подтвердил факт выдачи сертификата №000127 от 20.02.2020.

Замечания таможенного органа относительно того, что в графе 3 непреференциального сертификата о происхождении товара общей формы №000127 от 20.02.2020 указана страна происхождения товара - Германия, а в графе 15 по ДТ №10418010/110320/0068072, 10418010/110320/0067537, 10418010/180320/0076209 заявлена страна отправления товара - Франция, судом отклоняются.

Судом установлено, что не устранив возникшие сомнения, и не направив верификационный запрос, призванный к объективному решению вопроса, связанного с подтверждением страны происхождения задекларированных путем подачи деклараций на товары №№10418010/110320/0067537, 10418010/110320/0068072 и 10418010/180320/0076209 товаров, Приволжский таможенный пост (ЦЭД), имея в своем распоряжении, среди прочих указанных в графах 44 таких таможенных декларациях, документы, подтверждающие, что страной происхождения декларируемых товаров является Германия (примечание: коммерческие инвойсы (содержат сведения о стране происхождения); сертификаты инспекции и свидетельства о проверке (содержат сведения о стране происхождении плавки), письмо компании VallourecDeutschlandGmbH № б/н от 22.01.2020 (содержит информацию о структуре формирования сведений в сертификатах инспекции по стране происхождения) и т.д.).

Приведенные обстоятельства, дают суду основания полагать, что оспариваемые решения приняты таможенным органом без надлежащих доказательств и устранения сомнений относительно того, что сертификат о происхождении №000127 от 20.02.2020 не соответствует установленным требованиям к его оформлению.

С учетом изложенного оспариваемые решения противоречит нормам таможенного законодательства и возлагают на Общество необоснованные обязательства по уплате таможенных платежей.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку оспариваемые решения не соответствуют закону и нарушают права  и  законные  интересы  заявителя  они  подлежит  признанию незаконным.

В силу положений подпункта 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд в решении должен указать на необходимость устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного, суд счел необходимым, в качестве правовосстановительной меры обязать Приволжскую электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате  государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительными решения Приволжской электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от  27.03.2020 по ДТ 10418010/110320/0067537, от 08.05.2020 по ДТ 10418010/110320/0068072, от 01.06.2020 по ДТ 10418010/180320/0076209.

Обязать Приволжскую электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Приволжской электронной таможни (ОГРН 1185275035219, ИНН 5260455760, зарегистрирована 22.06.2018) в пользу акционерного общества "Лукойл-Черноморье" (ОГРН 1022302380100, ИНН 2315016400, зарегистрировано 25.04.1994) расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                            И.С.Волчанская