АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-19135/2022
г.Нижний Новгород 22 сентября 2022 года
Дата изготовления решения в виде резолютивной части 05 сентября 2022 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе
судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-323),
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРСЕРВИС" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Приволжской электронной таможни от 29.06.2022 №10418000-351/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕРСЕРВИС" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приволжской электронной таможни (далее - таможенный орган) от 29.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10418000-351/2022, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 51429,08 руб.
В обоснование заявленного требования общество ссылаясь на отсутствие события вменяемого правонарушения и положения подпункта 7 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, статей 168, 309 НК РФ указывает, что взимаемые на территории Российской Федерации налоги со стоимости лицензионного платежа не влияют на таможенную стоимость ввезенных товаров, поскольку размер лицензионного платежа для целей исчисления налога на прибыль организаций не включает в себя НДС уплачиваемый на территории Российской Федерации.
Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, письменных объяснениях.
Определением от 01.07.2022 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам предоставлено время для направления доказательств и отзыва на заявление в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данное определение направлено сторонам и вручено им, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении.
В сроки, определенные судом, Приволжская электронная таможня представила материалы дела об административном правонарушении и отзыв на заявление которым просилв суд отказать обществу в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вина общества в совершении вмененного правонарушения. по мнению таможенного органа, установлена и подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений в ходе производства по делу не допущено.
Подробно доводы административного органа изложены в отзыве на заявление.
Представленные документы размещены на сайте Арбитражного суда Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).
На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
05.09.2022 вынесено решение в виде резолютивной части.
06.09.2022 от таможенного органа поступило ходатайство об изготовлении полного текста решения.
Ходатайство таможенного органа рассмотрено и на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела между ООО "Йост Тат" (лицензиат) и компанией "JOST-WERKEDeutschlandGmbH" (лицензиар) заключено лицензионное соглашение от 18.12.2019 в соответствии с которым лицензиар предоставляет лицензиату неисключительную, непередаваемую лицензию на использование и эксплуатацию интеллектуальной собственности - любых связанных с зонтичным брендом "JOST" конфиденциальных конфиденциальных и/или коммерческих прав на материальные и нематериальные предметы, включая сопровождающее слово и логотип, в также любых прав на эксплуатацию, связанных с технической информацией, процессом, производством и сборкой, ноу-хау, в том числе в любой форме относительно продуктов, производимых и реализуемых под брендами продукта "JOST" и "Rockinger", а также прав на их оптимизацию.
ООО "Йост Тат" заключило договор от 20.02.2017 №0786-200217/9 на оказание услуг таможенного представителя транспортного экспедитора с ООО "ИНТЕРСЕРВИС".
20.04.2021 в Приволжскую электронную таможню (центр электронного декларирования), в соответствии с договором на оказание услуг таможенного представителя ООО "ИНТЕРСЕРВИС" от имени декларанта ООО "Йост Тат" подана декларация на товары (далее - ДТ) №10418010/200421/01115669, согласно которой для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления заявлены товары, поступившие в адрес ООО "Йост Тат" по контрактам от 25.10.2017 №6, от 25.10.2019 №7 - частей и принадлежностей для грузовых автомобилей, винтов, болтов, шайб, частей к грузовым прицепам и полуприцепам и т.д. с товарным знаком "JOST". Цена понимается в Евро на условиях EXW Германия и Польша.
В ДТС-1, представленных при таможенном декларировании, в качестве дополнительных начислений в заявленную таможенную стоимость товаров включены расходы по транспортировке товаров до места прибытия на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Кроме того, в таможенную стоимость товаров, задекларированных по ДТ №10418010/200421/01115669 включены лицензионные платежи.
В ходе таможенного декларирования таможенным представителем ООО "ИНТЕРСЕРВИС" для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров в ДТ №10418010/200421/01115669 представлены следующие документы: инвойс от 18.06.2020 №BU2020113 на сумму 21 307,00 Евро (лицензионный сбор за период с 01 января 2020 по 30 июня 2020), инвойс от 15.10.2020 №BU2020209 на сумму 10 653,00 Евро (лицензионный сбор за период с 01 июля 2020 по 30 сентября 2020), инвойс от 15.12.2020 №BU2020294 на сумму 10 653,00 Евро (лицензионный сбор за период с 01
октября 2020 по 31 декабря 2020), заявления на перевод от 24.06.2020 №8 на сумму
20 480,00 Евро (с учетом кредит-ноты от 18.05.2020 №BU2020113), от 23.10.2020 №12 на сумму 10 653,00 Евро, от 18.12.2020 №14 на сумму 10 653,00 Евро.
Данные лицензионные платежи учтены при определении и заявлении таможенной стоимости в ДТ №10418010/200421/0115669. В подтверждении представлена ДТ и ДТС-1.
20.04.2021 товары, заявленные в ДТ №10418010/200421/0115669 выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой ИМ 40 "Выпуск для внутреннего потребления".
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, в соответствии с пунктом 6 лицензионного соглашения заключенного между ООО "Йост Тат" и компанией "JOST-WERKEDeutschlandGmbH" лицензиат соглашается выплачивать лицензиару лицензионный сбор. Лицензионный сбор выплачивается полугодовыми платежами согласно расчету, произведенному лицензиаром.
Приложением № 1 к лицензионному соглашению определено, что лицензионный сбор составляет:
1.1,25%, основанный на чистой сумме внешних продаж Лицензиата, за право использования зонтичного бренда "JOST";
2.0,90%, основанный на чистой сумме внутрихолдинговых закупок, за право на использование/эксплуатацию технологий и производственных процессов.
Сумма лицензионного сбора рассчитывается лицензиатом на основании объемов продаж лицензиатом продукции с зонтичным брендом "JOST" и объемов закупок лицензиатом продукции данного бренда у лицензиара, и выставляется лицензиату в виде счета на оплату.
Согласно пунктов 7.2 и 7.3 Соглашения в течении первых трех месяцев, следующих за календарным годом, в отношении сбора был произведен расчет лицензионного сбора и выставлен счет лицензиар повторно оценивает и подтверждает сумму лицензионного сбора за предыдущий календарный год на основании окончательных фактических финансовых показателей лицензиата за указанный предшествующий календарный год. Если сумма повторной оценка отличается от фактической суммы лицензионного сбора, взысканной с лицензиата согласно пункту 7.1 Соглашения, лицензиар обязуется предоставить лицензиату обратный коммерческий счет или долговое уведомление в зависимости от того, превышает ли повторно рассчитанная сумма лицензионного сбора сумму, на которую ранее выставлялся счет или же ниже ее.
Пунктом 7.5 Лицензионного соглашения предусмотрено, что лицензиат обязуется уплачивать любой налог, подлежащий к удержанию в рамках настоящего Соглашения с лицензионных сборов каким-либо государственным органом внутри географической территории, и любой такой платеж подлежит вычету из лицензионного сбора в рамках Лицензионного соглашения. Лицензиат обязуется предоставить лицензиару копию официальной квитанции, подтверждающей уплату указанного налога.
ООО "Йост Тат" в ходе проведения камеральной таможенной проверки представлены следующие документы: инвойс от 24.03.2021 №BU2021067 на сумму 14 550,00,00 Евро (лицензионный сбор за период с 01.01.2021 по 31.03.2021); заявление на перевод от 19.04.2021 №4 на сумму 14 550,00 Евро; платежное поручение от 19.04.2021 №340 на уплату НДС, удержанный налоговым агентом за иностранную организацию, не состоящую на налоговом учете в РФ, по лицензионному соглашению от 18.10.2019 на сумму 263 240,00 рублей.
Лицензионные платежи в размере 14550,00 руб. Евро учтены при определении и заявлении таможенной стоимости по ДТ №10418010/200421/0115669. В подтверждение представлены ДТ и ДТС-1.
В результате камеральной проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что удержанный и уплаченный ООО "Йост Тат" в бюджет Российской Федерации НДС является частью лицензионного сбора и должен учитываться в составе таможенной стоимости.
Камеральная таможенная проверка завершена составлением акта таможенной проверки от 14.10.2021 №10404000/210/141021/А000116.
На основании акта камеральной таможенной проверки в соответствии с разделом V Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289, Татарстанской таможней принято решение от 13.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары ДТ №10418010/200421/0115669 (графы 12, 43, 45, 46, 47, В), согласно которому, таможенная стоимость товаров была увеличена и составила 5686177,67 руб.
Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 13.12.2021, направлены в адрес ООО "Йост Тат" письмом от 17.12.2021 №34-19/16716.
13.12.2021 Татарстанской таможней графы 12, 43, 45, 46, 47 ДТ №10418010/200421/0115669 скорректированы в части таможенной стоимости товаров на 68 572,11 руб. (на величину сумм НДС с начисленных и уплаченных лицензионных платежей в сумме 55302,02 руб. и таможенную пошлину в сумме 13270,09 руб.)
Таким образом, таможенный орган пришел к выводу о неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей по ДТ №10418010/200421/0115669.
Усматривая в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, должностным лицом таможенного органа, в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя Общества (телеграмма от 25.04.2022), составлен протокол об административном правонарушении от 05.05.2022 №10404000-644/2022.
29.06.2022 заместителем начальника Приволжской электронной таможни в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом (определение от 30.05.2022, письмо общества от 28.06.2022 №28-06-22/01), вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10404000-351/2022, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3/4 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов - 51429,08 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Объектом правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру.
Объективная сторона правонарушения выражается, в том числе, в противоправном действии, заключающемся в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о таможенной стоимости товара, которые могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии с положениями статьи 40 ТК ЕАЭС.
В соответствии с абзацем первым подпункта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
Таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально: пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза или продажей ввозимых товаров на таможенной территории Союза (подпункт 3 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС).
По мнению таможенного органа, в нарушение указанных требований при определении таможенной стоимости ввезенного по ДТ №10418010/200421/0115669 товара обществом не учтен НДС являющийся частью лицензионного сбора и подлежащий уплате в соответствии с пунктом 7.5 лицензионного соглашения заключенного между ООО "Йост Тат" и "JOST-WERKEDeutschlandGmbH".
Между тем, таможенным органом не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Выплата вознаграждения по лицензионному договору может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме (пункт 5 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с указанными положения пунктом 6 лицензионного соглашения, а также Приложением №1 установлен порядок уплаты и расчета лицензионного сбора, который составляет:
- 1,25%, основанный на чистой сумме внешних продаж лицензиата, за право использования зонтичного бренда "JOST";
- 0,90%, основанный на чистой сумме внутрихолдинговых закупок, за право на использование/эксплуатацию технологий и производственных процессов.
Таким образом, указанными положениями соглашения сумма лицензионного сбора, подлежащая уплате непосредственно лицензиару, установлена в процентном отношении к сумме продаж и закупок без каких-либо изъятий и вычетов.
Одновременно с этим пунктом 7.5 лицензионного соглашения установлено, что лицензиат обязуется уплачивать любой налог, подлежащий к удержанию в рамках настоящего соглашения с лицензионных сборов каким-либо государственным органом внутри географической территории, и любой такой платеж подлежит вычету из лицензионного сбора в рамках лицензионного соглашения. Лицензиат обязуется предоставить лицензиару копию официальной квитанции, подтверждающей уплату указанного налога.
Таким образом, получателем платежа в соответствии с указанным пунктом соглашения является бюджет Российской Федерации, а не продавец товаров "JOST-WERKEDeutschlandGmbH".
При этом сумма подлежащего уплате налога в лицензионном соглашении не предусмотрена. Из содержания рассматриваемого пункта соглашения следует, что обязанность по его уплате возникает уже после ввоза товара на территорию Российской Федерации.
Следовательно, сумма подлежащего уплате налога не представляет собой часть лицензионных платежей.
Кроме того, суммы НДС, невключение которых в таможенную стоимость ввезенных товаров вменено таможенным органом заявителю, не относятся к расходам, а подлежат налоговому вычету с учетом норм, установленных статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таможенная стоимость применяется для целей обложения таможенными пошлинами и налогами товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического Союза. Таможенное законодательство ЕАЭС не предусматривает включения внутренних налогов в таможенную стоимость ввозимых товаров. Положениями подпункта 3 части 2 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) императивно устанавливается, что не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров "пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза или продажей товаров на таможенной территории Союза". Следовательно, если сумма НДС уплачена на территории ЕАЭС в связи с ввозом товара, она не подлежит включению в структуру таможенной стоимости.
При этом суд отмечает, что на момент ввоза товара у декларанта отсутствуют фактически понесенные расходы по уплате налога, в связи с чем, определение таможенной стоимости без заполнения графы 23 не противоречит Порядку заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденному решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 №160.
Следовательно, вывод таможенного органа об увеличении лицензионного вознаграждения, подлежащего выплате за использование бренда и технологий производства на сумму НДС, уплачиваемого налоговым агентом, является необоснованным и не подтвержденным документально.
Доводы таможенного органа о том, что суммы НДС, уплачиваются не в связи с ввозом товаров, а в связи с передачей, предоставлением патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и иных аналогичных прав, подлежат отклонению судом, поскольку в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭ из таможенной стоимости подлежат исключению внутренние налоги.
Ссылка таможенного органа на Рекомендуемое мнение 4.16 Технического комитета по таможенной оценке ВТО гласит о налоге на доход правообладателя в стране ввоза, а не о налоге на добавленную стоимость. При этом указанное мнение не распространяется на налог на доходы иностранного лица в той ситуации, когда лицензионный договор предусматривает, что лицензиат оплатит роялти в предусмотренном договором размере, а налог на доходы иностранного лица, если такой налог применим, заплатит из своих средств.
С учетом Рекомендуемого мнения 4.16 Технического комитета по таможенной оценке ВТО, налог на доход правообладателя в стране ввоза может рассматриваться в качестве лицензионного платежа, подлежащего включению в таможенную стоимость, а не НДС.
Приведенное таможенным органом в обоснование своей позиции письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2021 №27-01-21/82729 не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 26.11.2019 №49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС" установлено, что консультативные заключения, информация и рекомендации Всемирной таможенной организации, принимаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 могут учитываться при отсутствии в актах таможенного регулирования положений по отдельным вопросам оценки товаров в таможенных целях, их недостаточной полноте или определенности.
В связи с тем, что действующим таможенным законодательством ЕАЭС установлено исключение из цены фактически уплаченной или подлежащей уплате, а равно из дополнительных начислений к такой цене внутренних налогов, то Рекомендуемое мнение 4.16 Технического комитета по таможенной оценке ВТО, а равно письмо Министерства финансов РФ, разработанное на основе указанного мнения, не подлежат применению.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в деянии Общества события вмененного ему административного правонарушения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, учитывая, что бремя доказывания в силу частей 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на административный орган, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения. В связи с чем, и в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование заявителя подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление - признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
требование заявителя удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Приволжской электронной таможни от 29.06.2022 №10418000-351/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕРСЕРВИС" (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если оно не будет отменено или изменено таким постановлением.
Решение может быть обжаловано в Первый ар битражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Судья И.С.Волчанская