АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-19147/2015
г. Нижний Новгород 06 сентября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 06 сентября 2016 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-485), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Свистуновой М.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области о признании недействительным представления от 06.07.2015 №32-02-01-04/3100, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 28.06.2016),
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 12.08.2016), после перерыва ФИО3 (доверенность от 10.05.2016),
от третьего лица: не явился, извещен,
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (в настоящее время - Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области; далее – заявитель, Министерство) с заявлением о признании незаконным представления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области (далее – ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области) от 06.07.2015 №32-02-01-04/3100.
По мнению заявителя у ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области отсутствовали основания для выдачи оспариваемого представления, поскольку Министерством не допущено нарушений бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных в рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №316, в силу следующих обстоятельств.
Заявитель отмечает, что в силу требований части 1 статьи 7 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402-ФЗ), а также постановления Госкомстата Российской Федерации от 21.01.2003 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», форма №ОС-1, является надлежащим документом, подтверждающим принятие к бухгалтерскому учету основных средств и ввода их в эксплуатацию. Акт ввода в эксплуатацию обязательным документом не является (пункт 1 представления).
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2014 №411 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» (далее – Приказ №411) в Нижегородской области созданы 7 бизнес-инкубаторов, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом, обладающим своими постоянно действующими органами управления, осуществляющими управление, в том числе, процессами, указанными в пункте 3.1.5 Приказа №411. Соответствие представленных Министерством документов требованиям Приказа №411 явилось предметом рассмотрения Минэкономразвития РФ, по результатам которого Нижегородская область была признана победителем конкурсного отбора (пункт 2 представления).
Обучение сотрудников Министерства, директора и заместителя директора ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубаторов», в должностные обязанности которых входит развитие процессов бизнес-инкубирования, осуществлено в соответствии с требованиями пунктов 3.1.5, 4.23 Приказа №411 (пункт 3 представления).
Качественные показатели федеральной программы «Ты –предприниматель» по количеству вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по количеству вновь созданных рабочих мест за период с 13.01.20914 по 01.03.2015, в соответствии с пунктами 3.1.4, 5.1.5 соглашения о реализации указанной программы, достигнуты (пункт 4 представления).
Денежные средства субсидии из федерального бюджета были направлены на субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, модернизации производства товаров, а также на оказание государственной поддержки в виде гранта в соответствии с пунктами 4.3, 4.6 Приказа №411, а также подпрограммой «Развитие предпринимательства Нижегородской области на 2014- 2016 годы» государственной программы «Развития предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014 -2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28.10.2013 №780 (пункт 5 представления).
Ссылаясь на то обстоятельство, что заключенным Минэкономразвития РФ и Правительством Нижегородской области договором от 16.10.2014 №152-МБ-14 не установлены конкретные сроки выполнения заданных показателей эффективности реализации мероприятий, заявитель полагает, что достижение заданных показателей эффективности по каждому конкретному мероприятию непосредственно связано с использованием денежных средств, предоставленных на реализацию мероприятия субсидии. Еще в марте 2015 года за счет предоставленной субсидии прошли обучение сотрудники бизнес-инкубаторов Нижегородской области. В связи с этим считает, что Росфиннадзор неправомерно сделал вывод и недостижении в 2014 году показателя результативности предоставления субсидии (пункт 6 представления).
Указанное в пункте 7 представления нарушение заявитель считает опровергающимся реестрами открытых в 2014 году компаний, согласно которым количество созданных рабочих мест превышает установленный соглашение показатель и составляет 227 ед.
Подробно позиция Министерства изложена в заявлении, уточнении правовой позиции и поддержана представителем в судебном заседании.
ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области не согласно с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, полагая оспариваемое представление законным и обоснованным в полном объеме.
В подтверждение правомерности пункта 1 представления ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области ссылается на то, что к спорным правоотношениям подлежит применению действовавший на момент предоставления Министерству субсидии Порядок субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования (в том числе по договорам лизинга) в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 05.07.2013 №450 (далее – Порядок №450), пункты 3.1.10.3 и 3.1.11.4 которого предусматривают акт ввода в эксплуатацию в качестве документа, подтверждающего получение предмета лизинга и постановку оборудования на баланс.
Ссылаясь на уставы семи бизнес-инкубаторов Нижегородской области, ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области полагает, что предусмотренные ими функции бизнес-инкубаторов не соответствуют функциям, предусмотренным абзацем 2 пункта 3.1.5 Приказа №411. В связи с чем считает, что Министерством получена субсидия в 2014 году при отсутствии в Нижегородской области организации, управляющей деятельностью бизнес-инкубатора (пункт 2 представления).
Ввиду отсутствия такой организации ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области считает, что бюджетные средства не могли быть направлены на оплату расходов, не связанных с развитием бизнес-процессов, в том числе на обучение менеджеров для бизнес-инкубатора. По мнению ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, обучение по программе «подготовка руководителей и управляющих менеджеров бизнес-инкубаторов» не может рассматриваться как подготовка менеджеров для базнес-инкубаторов (пункт 3 представления).
ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области так же, как и заявитель, полагает, что показатель результативности программы «Ты- предприниматель» по количеству вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства следует считать с 01.03.2014 по 01.03.2015. Однако полагает, что достигнутый Министерством показатель в данной части, а также показатель вновь созданных рабочих мест завышен на 12 единиц (пункты 4, 7 представления).
По мнению ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, в силу пункта 4.3 Приказа №411, перечисление субсидии в бюджеты муниципальных образований для последующего предоставления ими субъектам малого предпринимательства не предусмотрено, а предусмотренное пунктом 4.12 Приказа №411 софинансирование мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства предусмотрено только для реализации программ развития малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований или Моногорода (пункт 5 представления).
Ссылаясь на установленное статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понятие текущего финансового года, а также пункты 2.2.4, 5.2 Соглашения от 16.10.2014 №1521-МБ-14, ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области считает, что Министерство обязано было обеспечить достижение значений показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на 01.01.2015 (пункт 6 представления).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2016 №47 «О ликвидации территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе в Нижегородской области, упразднены, председателем Ликвидационной комиссии назначена ФИО4
Подробно доводы ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области изложены в отзыве на заявление, дополнении к отзыву и поддержаны представителями Управления Федерального казначейства по Нижегородской области в судебном заседании.
Представитель Федерального агентства по делам молодежи, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 27.02.2015 №41, в соответствии с поручениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 26.02.2015 №ЭИ-05-25а/453@-ТУ и от 01.04.2015 №ЭИ-14-25а/912@-ТУ, в период с 02.03.2015 по 27.05.2015 ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области проведена плановая выездная проверка использования Министерством в 2014 году средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Подробно вмененные нарушения зафиксированы Росфиннадзором в акте проверки от 27.05.2015.
По результатам проверки Росфиннадзор 06.07.2015 выдал Министру промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области
представление №32-02-01-04/3100, в соответствии с которым потребовал рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 10.08.2015.
Не согласившись с выданным представлением, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 166.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого представления) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает бюджетными полномочиями, установленными настоящим Кодексом и Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно части 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 настоящего Кодекса выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются, в числе прочего, неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 05.12.2008 №171-3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области» Правительством Нижегородской области принято постановление от 28.10.2013 №780 «Об утверждении государственной программы развития предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы» (далее - Государственная программа развития предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы).
Одной из основных целей Государственной программы развития предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы является создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства Нижегородской области, включая туризм и народные художественные промыслы (далее - НХП), повышение его роли в социально-экономическом развитии региона, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178, действовали на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Правила предоставления субсидий от 27.02.2009 № 178).
В соответствии с Приказом №411 Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области в конкурсную комиссию по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, направлены заявки на участие в конкурсном отборе с целью получения субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства по мероприятиям, предусмотренным разделом IV «Реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства» в соответствии с Государственной программой развития предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы, а именно:
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования (в том числе по договорам лизинга) в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) - п. 4.3;
- оказание государственной поддержки в виде грантов - субсидий начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности - п. 4.6;
- увеличение капитализации активов по предоставлению поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства (субсидия автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области») - п. 4.8;
- развитие процессов бизнес - инкубирования - п. 4.23;
- организация предоставления образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства и специалистам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - п. 4.24;
- организация и проведение специализированных выставок, ярмарок, форумов НХП и проч., участие в российских, международных специализированных выставках, ярмарках, форумах , фестивалях и проч., создание и пополнение выставочной экспозиции НХП Нижегородской области, приобретение выставочного оборудования - п. 4.22,4,25, 4.26;
- организация мероприятий, направленных на содействие развитию молодежного предпринимательства - п. 4.27.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий от 27.02.2009 № 178 на основании решения Конкурсной комиссии по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, созданной в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 № 177 «О Конкурсной комиссии по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», Министерство экономического развития Российской Федерации и Правительство Нижегородской области заключили соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства:
- от 16.10.2014 № 149-МБ-14 на организацию и проведение специализированных выставок, ярмарок, форумов НХП и проч., участие в российских, международных специализированных выставках, ярмарках, форумах, фестивалях и проч., создание и пополнение выставочной экспозиции НХП Нижегородской области, приобретение выставочного оборудования в размере 3 420 000 руб. (далее - Соглашение от 16.10.2014 № 149-МБ-14);
- от 16.10.2014 № 152-МБ-14 на реализацию мероприятий, предусмотренных Региональной программой, в размере 337 856 392 руб. (далее - Соглашение от 16.10.2014 № 152-МБ-14), в том числе:
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования (в том числе по договорам лизинга) в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) в размере 168 150 000 руб.;
- оказание государственной поддержки в виде грантов – субсидий начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности в размере 83 600 000 руб.;
- увеличение капитализации активов по предоставлению поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства (субсидия автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области» в целях увеличения капитализации активов) в размере 13 146 392 руб.;
- развитие процессов бизнес-инкубирования (субсидия автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области») в размере 7 600 000 руб.;
- организация представления образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства и специалистам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (субсидия автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области») в размере 12 160 000 руб.;
- организация мероприятий, направленных на содействие развитию молодежного предпринимательства (субсидия автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области») в размере 15 200 000 руб.;
- софинансирование утвержденных в установленном порядке муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в размере 38 000 000 руб.
Согласно Протоколу заседания Конкурсной комиссии по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в 2014 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации от 18.07.2014 в отношении Нижегородской области принято решение о дополнительном финансировании из федерального бюджета в сумме 5 518 535 руб. на мероприятие «Увеличение капитализации активов по предоставлению поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства (субсидия автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области»)».
Уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) № 121, № 149, № 152 Министерством экономического развития Российской Федерации до Правительства Нижегородской области доведены субсидии в размере 5 518 535 руб., в размере 3 420 000 руб., в размере 337 856 392 руб. соответственно.
Платежными поручениями от 10.10.2014 №181, от 27.10.2014 №965, от 27.10.2014 №985 по главе 139 «Министерство экономического развития Российской Федерации» подразделу/подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» целевой статье расходов 1525064 «Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» виду расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий, на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности и муниципальной собственности», подстатье КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» субсидия в размере 346 794 927 руб. поступила на лицевой счет администратора доходов бюджета № 04322025270, открытом министерству поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области в УФК Нижегородской области.
В результате проверки использования Министерством средств федерального бюджета (субсидий) ТУ Русфиннадзора в Нижегородской области пришло к выводу о следующих нарушениях.
Пунктом 1 оспариваемого представления в вину Министерству вменено нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 54 Правил распределения и предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 №178, пунктов 3.1.10.3, 3.1.11.4, 4.2 Порядка субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования (в том числе по договорам лизинга) в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 05.07.2013 № 450.
По мнению ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, в нарушение требований нормативно-правовых актов 8 субъектам малого и среднего
предпринимательства Министерством 09.12.2014 предоставлена субсидия,
источником финансового обеспечения которой являются
межбюджетные трансферты, выделенные Нижегородской области из федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», при отсутствии копий документов акта ввода в эксплуатацию, а именно:
- 3 субъектам малого и среднего предпринимательства по договорам лизинга оборудования предоставлена субсидия в общей сумме 5 737 648 руб. при отсутствии копии документа - акта ввода в эксплуатацию, подтверждающего получение предмета лизинга, заверенного заявителем, в том числе:
1) ООО «Новый век» - 2 013 295 руб.;
2) ИП ФИО5 - 1 415 277 руб.;
3) ООО «ПОЛИПЛАСТ» - 2 309 076 руб.;
- 5 субъектам малого и среднего предпринимательства по договорам приобретения оборудования предоставлена субсидия в общей сумме 16 595 577 руб. при отсутствии копии документа (акта ввода в эксплуатацию), подтверждающего постановку на баланс приобретенного оборудования, в том числе:
1) ООО «Техноком НН» - 3 308 257 руб.;
2) ООО Завод автомобильных компонентов «Автокомпонент» - 6 000 000руб.;
3) ООО «МОТСИНС» - 972 704 руб.;
4) ООО «Вернисаж» - 2 770 616 руб.;
5) ООО «Техинструмент» - 3 544 000 руб.
Итого на сумму 22 333 225 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 54 Правил предоставления субсидий от 27.02.2009 № 178 установлено, что субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на финансирование иных, не предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил мероприятий, осуществляемых субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденными государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программой (подпрограммой), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал Порядок части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования (в том числе по договорам лизинга) в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 05.07.2013 N 450 (далее – Порядок №450).
Указанным Порядком №450 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что для получения Субсидии субъекты малого и среднего предпринимательства представляют следующие документы: копии документов, подтверждающих получение предмета лизинга, заверенные заявителем (товарная накладная, акт ввода в эксплуатацию, техническая документация объекта основных средств, паспорт транспортного средства, паспорт самоходной машины) (пункт 3.1.10.3); копии бухгалтерских документов, подтверждающих постановку на баланс указанного оборудования (акт ввода в эксплуатацию, техническая документация объекта основных средств), заверенные заявителем (пункт 3.1.11.4). При приеме проверяется комплектность и полнота заполнения заявки и прилагаемых к ней документов в соответствии с перечнем, определенным разделом 3 настоящего Порядка (пункт 4.2).
Вместе с тем 01.06.2015 постановлением Правительства Нижегородской области принято постановление №342 «О внесении изменений в Порядок субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования (в том числе по договорам лизинга) в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 5 июля 2013 года N 450», которым в пункты 3.1 Порядка №450 внесены следующие изменения:
в подпункте 3.1.10.3 слова "(товарная накладная, акт ввода в эксплуатацию, техническая документация объекта основных средств, паспорт транспортного средства, паспорт самоходной машины)" заменить словами "(товарная накладная; акт ввода в эксплуатацию или иной документ, подтверждающий ввод оборудования в эксплуатацию; техническая документация объекта основных средств и (или) паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины)";
в подпункте 3.1.11.4 после слов "акт ввода в эксплуатацию" дополнить словами "или иной документ, подтверждающий ввод оборудования в эксплуатацию".
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления Правительства Нижегородской области от 01.06.2015 №342 установлено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Кроме того, в силу части 1 статьи 7 и статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» субъект предпринимательства наделен правом самостоятельно определять состав первичных учетных документов, которыми оформляется каждый факт хозяйственной жизни на предприятии.
Согласно постановлению Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" форма NОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)" применяется для оформления и учета основанных средств в организации или между организациями, в том числе, для включения объектов в состав основных средств их учета и ввода в эксплуатацию.
Следовательно, в силу изложенных правовых норм предоставленные 8 субъектами малого и среднего предпринимательства акты о приеме-передаче объекта основных средств правомерно были расценены Министерством в качестве надлежащим документов, подтверждающих принятие к бухгалтерскому учету основных средств и ввода их в эксплуатацию. В связи с этим нарушений бюджетного законодательства Министерством в данной части не допущено.
Об отсутствии нарушения со ссылкой на постановление Правительства Нижегородской области от 01.06.2015 №342 Министерство сообщило в направленном в ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области письме от 10.06.2015 №503-07-262/15 «О разногласиях к акту плановой проверки». Однако при вынесении оспариваемого представления данное обстоятельство ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области не было оценено, что повлекло за собой необоснованное включение в представление указанного в пункте 1 нарушения.
Пунктом 2 оспариваемого представления ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области вменяет Министерству нарушение пунктов 3.3.4 и 4.23 Конкурсной документации для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации, утвержденной Приказом №411, выразившееся в том, что Министерством в 2014 году получена из федерального бюджета на развитие процессов бизнес-инкубирования и использована субсидия в размере 7 600 000рублей при отсутствии в Нижегородской области организации, управляющей деятельностью бизнес-инкубатора, наделенной функциями, установленными пунктом 3.1.5 Приказа №411.
В силу пунктов 3.1 и 3.1.5 Приказа №411 наличие бизнес-инкубатора, а также организации, осуществляющей управление бизнес-инкубатором, является обязательным условием предоставления субъекту Российской Федерации субсидии из федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, на территории Нижегородской области при участии Министерства созданы семь бизнес-инкубаторов: ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор»; МАУ «Борский бизнес-инкубатор»; МАУ «Выксунский бизнес-инкубатор»; МБУ «Бизнес-инкубатор г. Дзержинска»; МБУ «Заволжский бизнес-инкубатор»; МБУ «Бизнес-инкубатор «Павловский»; МУ «Тоншаевский бизнес-инкубатор».
Представленными заявителем в материалы дела Уставами указанных организаций подтверждается, что каждый из созданных бизнес-инкубаторов является самостоятельным юридическим лицом, обладающим своими постоянно действующими органами управления, в задачи которых входит не только содержание и предоставление резидентам инкубатора помещений, в том числе, управление процессами, указанными в пункте 3.1.5 Приказа №411.
Разделами 2 Уставов созданных бизнес-инкубаторов установлены цели, предмет и виды их деятельности, соответствующие требованиям пункта 3.1.5 Приказа №411.
Таким образом, функции по управлению бизнес-инкубатором осуществляются постоянно действующими органами управления самих созданных бизнес-инкубаторов.
Кроме того, соответствие предоставленных Министерством документов установленным пунктом 3.1.5 Приказа №411 условиям подтверждается тем фактом, что Нижегородская область была признана победителем конкурсного отбора Минэкономразвития РФ.
Следовательно, основания для признания Министерства нарушившим требования Приказа №411 в данной части отсутствуют, в связи с чем пункт 2 оспариваемого представления является неправомерным.
В пункте 3 оспариваемого представления ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области вменяет в вину Министерству нарушения статей 38, 78, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.23 Приказа №411, пунктов 1.1 и 2.2.1 Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, от 16.10.2014 № 152-МБ-14, пункта 3 Порядка предоставления субсидий автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области» на реализацию мероприятий в рамках государственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.07.2014 №495, Программа «Обеспечение деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования) на 2014-2016 годы», утвержденной приказом министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области от 26.06.2014 № 92.
По мнению ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, Министерством в 2014 году перечислена в Автономную некоммерческую организацию «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области» субсидия в размере 1 850 000руб, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на развитие процессов бизнес-инкубирования, на оплату услуг по организации обучения для сотрудников министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, директора и заместителя директора государственного учреждения «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» в г. Линц (Австрия) по программе обучения «Подготовка руководителей и управляющих менеджеров бизнес-инкубаторов», то есть бюджетные средства направлены на оплату расходов, не связанных с развитием бизнес-процессов, указанных вабзаце втором пункта 3.1.5 указанной Конкурсной документации, в том числе с подготовкой менеджеров для бизнес-инкубатора и (или) бизнес-инкубатора в составе технопарка.
Однако данный вывод ТУ Росфиннадзора основан на неверном толковании норм права.
Пунктом 4.23. Приказа №411 предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета на финансирование мероприятий, связанных с поддержкой бизнес-инкубаторов, в части развития процессов бизнес-инкубирования, указанных в абзаце втором пункта 3.1.5. названного приказа, в том числе подготовка менеджеров для бизнес-инкубатора и (или) бизнес-инкубатора в составе технопарка, относящегося к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу второму пункта 3.1.5. Приказа Минэкономразвития РФ от 01.07.2014 №411 к процессам бизнес-инкубирования относится реализация следующих процессов: анализ эффективности процессов поиска, оценки перспективности и отбора проектов для размещения в бизнес-инкубаторе; анализ эффективности процессов мониторинга и анализа последовательности и эффективности шагов в создании стратегии выхода резидентов бизнес-инкубатора на рынок (маркетинг, финансовое планирование, разработка технологии, создание команды), внесение рекомендаций и принятие мер, направленных на развитие проекта; анализ эффективности деятельности компаний, являвшихся резидентами бизнес-инкубатора, в условиях реального рынка и оказание им консалтинговых услуг).
Следовательно, перечень мероприятий реализации программы обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов Нижегородской области, указанных в данных нормативных актах, не является исчерпывающим, поскольку предусматривает возможность организации иных мероприятий, направленных как на развитие процессов бизнес-инкубирования, так и на подготовку квалифицированных менеджеров, в чьи должностные обязанности входит развитие процессов бизнес-инкубирования.
Материалами дела подтверждается, что за счет денежных средств субсидии из федерального бюджета прошли обучение начальник управления поддержки и развития предпринимательства министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; главный специалист отдела программ развития предпринимательства министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; директор и заместитель директора ГУ "Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор".
Менеджер - это должность, относящаяся к категории руководителей.
Из имеющихся в материалах дела документов, подтверждающих полномочия указанных сотрудников (Положения, должностные регламенты), следует, что они являются руководителями и квалифицированными менеджерами, в чьи должностные обязанности входит развитие процессов бизнес-инкубирования.
Следовательно, нарушений при использовании средств федерального бюджета по реализации данного мероприятия Министерством не допущено, в связи с чем пункт 3 оспариваемого представления является необоснованным.
Аналогичный вывод содержится во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2015 по делу №А43-13368/2015, оставленном без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016.
Пунктом 4 представления ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области указывает на нарушение Министерством пункта 4.27.4 Конкурсной документации, утвержденной Приказом №411, статьи 3 Соглашения о реализации программы «Ты - предприниматель» от 01.07.2014, заключенного между Федеральным агентством по делам молодежи и Министерством.
Как указывает ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области в рассматриваемом пункте 4 представления, в связи с включением Министерством в Отчет, направленный по итогам реализации в 2014 году программы Росмолодежи «Ты -предприниматель» в Федеральное агентство по делам молодежи, при расчете показателя «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных участниками по итогам реализации программы» участников программы Росмолодежи «Ты - предприниматель» старше 30 лет, а также участников программы, создавших субъекты малого или среднего предпринимательства до начала реализации мероприятий программы, данный показатель завышен на 12 единиц, что свидетельствует о необеспечении Министерством фактического достижения данного показателя результативности в размере, установленном Соглашением о реализации программы «Ты - предприниматель» от 01.07.2014.
Пунктом 3.1.4. соглашения о реализации программы «Ты -предприниматель» между Федеральным агентством по делам молодежи (далее - Росмолодежь) и Министерством от 01.07.2014 по итогам реализации программы Министерство обеспечивает достижение следующих показателей эффективности: количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных участниками по итогам реализации программы - не менее 166 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1.1.2 плана мероприятий программы, согласованного Министерством с Росмолодежью, реализация мероприятий программы начинается с 13.01.2014, реализация мероприятий «Вовлечение молодых людей в программу «Ты -предприниматель» начинается с 01.03.2014 (пункт 2.1.1 плана мероприятий).
В соответствии с пунктом 8.1.6. Приказа Росмолодежи от 30.04.2013 №103 контроль за реализацией мероприятий программы осуществляется, согласно пункту 8.2. данного приказа, путем анализа Росмолодежью отчетной информации, предоставленной Министерством, а также анкет участников программы, создавших субъекты малого и среднего предпринимательства по итогам участия в программе, которые заполняются такими участниками собственноручно.
Согласно пункту 5.1.5. соглашения заполненные анкеты участников программы, создавших субъекты малого и среднего предпринимательства по итогам участия в ней, должны быть предоставлены в Росмолодежь в электронном виде до 01.03.2015.
Таким образом, исходя из анализа положений соглашения, Приказа Росмолодежи от 30.04.2013 №103 следует, что качественные показатели реализации программы по количеству вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных участниками по итогам реализации программы должны быть достигнуты за весь период реализации программы «Ты -предприниматель» на территории Нижегородской области (в период с 13.01.2014 года по 01.03.2015).
Аналогичный вывод содержится во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2015 по делу №А43-13368/2015, оставленном без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016.
Предоставленными Министерством в материалы дела реестрами участников мероприятий подтверждается, что показатель количества субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных участниками по итогам реализации Федеральной программы «Ты - предприниматель», выполнен.
В связи с этим указанное в пункте 4 представления нарушение необоснованно вменено в вину Министерству.
В соответствии с пунктом 5 оспариваемого представления ТУ Росфиннадзора вменяет Министерству в вину нарушение пунктов 4.3, 4.6 Конкурсной документации, утвержденной приказом №411, выразившееся в том, что Министерством в 2014 году направлена в Министерство экономического развития Российской Федерации заявка и получена субсидия из федерального бюджета в размере 38 000 000рублей на мероприятие «Софинансирование утвержденных в установленном порядке муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства», не предусмотренное Конкурсной документацией, утвержденной Приказом №411.
Пункт 4.3 Приказа №411 определяет условия конкурсного отбора по мероприятиям, связанным с содействием развитию лизинга оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станков, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин.
Пункт 4.6 Приказа №411 устанавливает условия предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства.
Вместе с тем в силу пункта 1.2 Приказа №411 предметом конкурсного отбора является определение субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии для финансирования следующих мероприятий:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
- развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере;
- реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (в соответствии с утвержденной государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программой (подпрограммой), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - Программа)).
Пунктом 3.4.1 Системы подпрограммных мероприятий, Приложения к подпрограмме "Развитие предпринимательстваНижегородской области на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28.10.2013 №780, предусмотрено софинансирование утвержденных в установленном порядке муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, софинансирование утвержденных в установленном порядке муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в размере 38 000 000 рублей также предусмотрено и соглашением от 16.10.2014 №152-МБ-14, заключенным между Минэкономразвития РФ и Правительством Нижегородской области.
Таким образом, в силу пункта 1.2 Приказа №411 установленные пунктами 4.3 и 4.6 Приказа №411 условия не ограничивают право Министерства участвовать в конкурсном отборе для реализации мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденной муниципальной программой.
Следовательно, Министерство правомерно обратилось и получило субсидию из федерального бюджета в размере 38 000 000рублей на мероприятие «Софинансирование утвержденных в установленном порядке муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства», что также подтверждается тем обстоятельством, что Нижегородская область была признана победителем конкурсного отбора Минэкономразвитием РФ.
В соответствии с пунктом 6 оспариваемого представления Министерством допущено нарушение пункта «г» статьи 7 Правил распределения и предоставления субсидий от 27.02.2009 №178, пункта 2.8 подпрограммы «Развитие предпринимательства Нижегородской области на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28.10.2013 № 780, пункта 2.2.4 Соглашения от 16.10.2014 №152-МБ-14.
ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области установило, что Министерством в 2014 году при расходовании субсидии, выделенной Нижегородской области из федерального бюджета, не обеспечено достижение показателя результативности предоставления субсидии «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку» по мероприятию «Развитие процессов бизнес-инкубирования (субсидия автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области»)», а именно: фактически достигнутая величина данного показателя составила 15 единиц против установленного Соглашением от 16.10.2014 № 152-МБ-14 размера данного показателя в количестве 152 единиц.
Пунктом «7» статьи 7 Правил распределения и предоставления субсидий от 27.02.2009 №178 субсидии на софинансирование мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, предоставляются субъекту Российской Федерации на следующих условиях: наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых государственными программами (подпрограммами) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашениями между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения от 16.10.2014 № 152-МБ-14 его предметом является предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – Субсидия) в соответствии с государственной программой «Развития предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014–2016 годы» в размере 337 856 392 руб. 00 коп., утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28.10.2013 №780 «Об утверждении государственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014–2016 годы».
Пунктами 2.2, 2.2.4 Соглашения от 16.10.2014 № 152-МБ-14 установлена обязанность высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации обеспечить достижение установленных данным пунктом показателей результативности предоставления субсидии по мероприятиям, реализуемым в соответствии с настоящим Соглашением, в том числе, следующего показателя: для развития процессов бизнес-инкубирования (субсидия автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области»):
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, ед.-152 (подпункт «б»).
Согласно пункту 5.2 указанного Соглашения пункт 2.2 настоящего Соглашения действует до даты предоставления высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации документов, предусмотренных в пункте 2 приказа Минэкономразвития России №176, подтверждающих полное расходование средств Субсидии, либо до даты возврата или взыскания средств Субсидии в федеральный бюджет в соответствии с постановлением и в порядке, установленном приказом Минфина России от 11.06.2009 №51н.
Таким образом, в силу изложенных обстоятельств обеспечение соответствия значений показателей предоставления субсидий достигается в рамках реализации государственной программой «Развития предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы».
Вывод ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области о том, что показатели результативности должны были быть достигнуты Министерством по состоянию на 01.01.2015, основан на неверном толковании норм права и условий Соглашения, поскольку сроки и этапы реализации Программы установлены на 2014 - 2016 годы и качественные показатели реализации должны быть достигнуты за весь период реализации программы «Развития предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы».
Аналогичный вывод содержится во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2015 по делу №А43-13368/2015, оставленном без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016.
Таким образом, пункт 6 оспариваемого представления также является необоснованным.
Согласно пункту 7 представления ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области указывает на нарушение Министерством пункта «г» статьи 7 Правил распределения субсидий от 27.02.2009 №178, пункта 4.27.4 Конкурсной документации, утвержденной Приказом №411, пункта 2.2.4 Соглашения от 16.10.2014 №152-МБ-14.
Согласно данному пункту, по мнению ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, Министерством в 2014 году в связи с включением в Отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии на софинансирование мероприятия «Организация мероприятий, направленных на содействие развитию молодежного предпринимательства (субсидия автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области») при расчете показателя «Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей)» количества рабочих мест, созданных участниками программы Росмолодежи «Ты - предприниматель» старше 30 лет, а также количества рабочих мест, созданных участниками программы, создавшими субъекты малого или среднего предпринимательства до начала реализации мероприятий программы, данный показатель завышен на 12 единиц, что свидетельствует о не обеспечении в 2014 году при расходовании субсидии, выделенной Нижегородской области из федерального бюджета, фактического достижения данного показателя результативности в размере, установленном Соглашением, а именно: фактически достигнутая величина данного показателя составила 140 единиц против установленного Соглашением от 16.10.2014 № 152-МБ-14 размера данного показателя в количестве 152 единиц.
Однако данный вывод ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области опровергается материалами дела, в том числе, представленными заявителем в материалы дела реестрами открытых компаний – участников программы «Ты-предприниматель» в 2014 году, а также созданных рабочих мест на предприятиях-участниках конкурса молодежных инновационных команд «Россия-Ответственность-Стратегия-Технологии», в соответствии с которыми общее количество созданных рабочих мест составляет 227, а также пояснительной запиской начальника отдела программ развития предпринимательства, согласно которой показатель по созданным рабочим местам определяется количеством устроенных человек в новых компаниях по итогам реализации программы за год и составляет по плану 200, по факту – 200.
Довод ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области о том, что указанные реестры не могут являться доказательством количества созданных рабочих мест, судом отклоняется как необоснованный. При этом суд отмечает, что указанные реестры созданы ООО «Молодежное бизнес-движение» и АНО «Центр социально-ориентированных проектов» по результатам телефонного опроса участников, то есть не заинтересованными организациями и основания не доверять представленным реестрам у суда отсутствуют.
Наличие расхождения в указанных количествах рабочих мест заявитель объясняет тем, что часть рабочих мест была создана до начала реализации мероприятий программы.
При этом в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ТУ Росфиннадзора не представило в материалы дела доказательств обратного, а именно несоответствия количества указанных в реестрах и пояснительной записке созданных рабочих мест количеству фактически созданных рабочих мест 140.
Представитель ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области в судебном заседании подтвердил, что в распоряжении контролирующего органа отсутствуют доказательства создания 140 рабочих мест (аудиозапись судебного заседания от 30.08.2016).
Кроме того, какие-либо претензии по поводу использования денежных средств федеральной субсидии со стороны Росмолодежи и Минэкономразвития в адрес Министерства не поступали (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и ТУ Росфиннадзором не представлены).
Таким образом, пункт 7 оспариваемого представления также является необоснованным и не подтвержден ни одним доказательством.
Следовательно, оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом, однако не основано на нормах действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы Министерства, поскольку возлагает обязанности по устранению несуществующих нарушений, в связи с чем оспариваемое представление является незаконным и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным, а требование заявителя – удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать недействительным представление от 06.07.2015 №32-02-01-04/3100, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья М.Г.Чепурных