ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-19389/10 от 15.02.2011 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-19389/2010

г. Нижний Новгород 15 февраля 2011 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Иванова А.В. (шифр 10-381),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косаревой Ю.В.,

при участии представителей сторон:

от заявительницы — ФИО1 (доверенность от 29 ноября 2010 года),

от заинтересованного лица (ответчика) — специалиста 2 разряда юридического отдела ФИО2 (доверенность №32-11-34-04 от 12 января 2011 года),

рассмотрев 8 февраля 2011 года в открытом судебном заседании с объявлением резолютивной части судебного решения заявление

ФИО3 г. Нижний Новгород об оспаривании приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 24 февраля 2010 года №32-10-159/пз-н «Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1», признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его регистрации», с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» г. Нижний Новгород,

установил:

заявительница просит признать недействительным приказ Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 24 февраля 2010 года №32-10-159/пз-н «Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1», признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его регистрации».

Поддерживая заявленные требования, представитель заявительницы полагает, что оспариваемый приказ ответчика не соответствует закону и нарушает ее права и интересы, создает препятствия в осуществлении деятельности по возможности управления открытым акционерным обществом «Завод железобетонных конструкций №1» посредством реализации прав акционера — владельца обыкновенных именных бездокументарных акций.

Ответчик в своем отзыве и объяснениях представителя в судебном заседании требования заявительницы не признает, а доводы считает необоснованными и подлежащими отклонению. Как указал представитель ответчика, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25 февраля 2010 года по делу №А43-1859/2010, решение внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» от 19 ноября 2009 года по третьему вопросу повестки дня об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций и внесения изменений и дополнений в решение об увеличении уставного капитала, принятого внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» от 17 апреля 2009 года, а также в части определения следующего круга потенциальных приобретателей размещенных дополнительных акций: ФИО4 и ФИО3 признано недействительным, что явилось основанием для принятия приказа от 11 января 2010 года №32-10-18/пз-и «Об отказе в регистрации изменений и (или) дополнений в решение о выпуске акций обыкновенных именных бездокументарных открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1».

Таким образом, по мнению ответчика, оспариваемым приказом права ФИО3 не могут быть нарушены, так как у нее отсутствовали законные основания для приобретения ценных бумаг дополнительного выпуска.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, — открытое акционерное общество «Завод железобетонных конструкций №1» в своем отзыве поддержало позицию заявительницы.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд находит требования заявительницы подлежащими отклонению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела 17 августа 2009 года Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе зарегистрировано решение от 5 августа 2009 года о дополнительном выпуске ценных бумаг открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций».

Согласно п.8.1 названного решения установлен способ размещения ценных бумаг — закрытая подписка, а в качестве потенциального приобретателя ценных бумаг назван ФИО4

По итогам внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» (протокол №5 от 3 декабря 2009 года) решено внести изменения и дополнения в решение об увеличении уставного капитала, принятого внеочередным общим собранием акционеров открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» от 17 апреля 2009 года, определив следующий круг лиц – потенциальных приобретателей размещаемых дополнительных акций: ФИО4 и ФИО3

По итогам заседания Совета директоров открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» (протокол №16 от 3 декабря 2009 года) принято решение о внесении изменений в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг на основании решения общего собрания, оформленного протоколом от 3 декабря 2009 года, и их утверждении.

Изменения в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, размещаемых по закрытой подписке, были представлены на регистрацию в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе с заявлением от 8 декабря 2009 года №490.

Приказом от 11 января 2010 года №32-10-18/пз-и ответчик отказал в регистрации изменений и (или) дополнений в решение о выпуске акций обыкновенных именных бездокументарных открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» в связи с нарушением требований п.2.5.3, Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 25 января 2007 года №07-4/пз-н (далее —Стандарты эмиссии ценных бумаг).

В уведомлении об отказе в регистрации изменений и (или) дополнений в решение о выпуске ценных бумаг открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» от 11 января 2010 года №32-10-02-03/41-р ответчиком дополнительно разъяснено, что в нарушение п.2.5.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг, Советом директоров открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» принято решение о внесении изменений в решение о выпуске ценных бумаг относительно круга потенциальных приобретателей ценных бумаг выпуска, нарушающих права владельцев ценных бумаг эмитента.

Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций именных обыкновенных бездокументарных номинальной стоимостью 0,5 рубля в количестве 1553006 рублей, зарегистрированного 17 августа 2009 года за государственным регистрационным номером 1-01-10869-Е-001D, представлен на государственную регистрацию в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе 10 февраля 2010 года с заявлением от 2 февраля 2010 года №19.

Посчитав, что действия открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» нарушают требования, установленные п.2.5.2. Стандартов эмиссии ценных бумаг, 24 февраля 2010 года руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе был издан приказ N32-10—159/пз-и «Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1», признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации».

Не согласившись с доводами и оценкой обстоятельств, приведенными в оспариваемом приказе ответчика, заявительница, как лицо, рассчитывающее на приобретение дополнительно размещаемых акций третьего лица, обратилась за судебной защитой.

Согласно ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

По смыслу указанной нормы и с учетом положений гл.24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом оспаривания в арбитражном суде могут быть такие решения органов публичной администрации, которые не соответствуют закону и влекут в качестве последствий их принятия нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.п. 2, 3 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд исходит из следующих правовых позиций.

В соответствии с п.п. 1, 4 и пп. 6.6. Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (каковым является Региональное отделение в Приволжском федеральном округе) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам, в числе прочего, входит регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг, за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг (пп.5.3.1.1 указанного Положения).

Пунктом 1 ст.19 Федерального закона от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» установлено, что процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено этим законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями названного Закона, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено этим законом.

В силу п.2.5.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного (определенного в соответствии с порядком, установленным) в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, который не может превышать одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Размещение ценных бумаг осуществляется в порядке и на условиях, установленных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг. При этом согласно п.6.2.5 названных Стандартов, если ценные бумаги размещаются путем закрытой подписки, в решении о выпуске (дополнительном выпуске) таких ценных бумаг должен быть определен круг лиц, среди которых эмитент намерен их разместить в соответствии с решением об их размещении.

Пунктом 2.5.3 Стандартов эмиссии ценных бумаг установлено, что эмитент после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и до окончания срока размещения ценных бумаг вправе внести в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и/или проспект ценных бумаг изменения и/или дополнения в целях продления срока размещения ценных бумаг, а в исключительных случаях - и иных условий размещения ценных бумаг, если внесение таких изменений и/или дополнений вызвано необходимостью защиты интересов владельцев и/или возможных приобретателей ценных бумаг и не нарушает их прав.

Пункт 2.6.9 Стандартов эмиссии ценных бумаг предусматривает, что решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг принимается регистрирующим органом, в числе прочего, ввиду нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, в том числе в случае нарушения условий размещения, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.

Как следует из материалов дела, зарегистрированным ответчиком решением о дополнительном выпуске ценных бумаг предусматривалось их размещение посредством закрытой подписки одному лицу – ФИО4

Эмитент впоследствии обратился в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам с заявлением о регистрации изменений в решение о выпуске ценных бумаг, согласно которым предполагалось расширить круг потенциальных приобретателей ценных бумаг, включив в него заявительницу.

Однако, как уже было сказано, 11 января 2010 года Приказом от 11 ноября 2010 года №32-10-18/пз-и ответчик отказал в регистрации изменений и (или) дополнений в решение о выпуске акций обыкновенных именных бездокументарных открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1» в связи с нарушением требований п.2.5.3, Стандартов эмиссии ценных бумаг, которые предусматривают внесение изменений в решение о выпуске ценных бумаг только в целях продления срока размещения ценных бумаг, а в исключительных случаях возможно внесение изменений в иные условия размещения ценных бумаг, если внесение таких изменений и/или дополнений вызвано необходимостью защиты интересов владельцев и/или возможных приобретателей ценных бумаг и не нарушает их права.

Эмитент, осуществив размещение ценных бумаг заявительнице (ФИО3), т.е. лицу, не входящему в круг лиц, которым в соответствии с зарегистрированным решением о дополнительном выпуске могли быть размещены акции, нарушил требования, установленные п.2.5.2. Стандартов эмиссии ценных бумаг.

Исходя из обязанности уполномоченного на государственную регистрацию выпусков и размещения эмиссионных ценных бумаг органа при осуществлении своих полномочий и реализации административного усмотрения обеспечить защиту прав акционеров у ответчика при вышеизложенных обстоятельствах имелись все основания для отказа в регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска открытого акционерного общества «Завод железобетонных конструкций №1».

Как следует из положений п.2 ст. 26 Федерального закона от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» отказ регистрирующего органа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг является основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации.

Поэтому ответчик обоснованно признал дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг третьего лица несостоявшимся, и аннулировал его государственную регистрацию.

При изложенных обстоятельствах оспариваемый акт ответчика признается судом соответствующим закону, и, соответственно, не нарушающим законных прав и интересов заявительницы.

С учетом такого исхода дела судебные расходы по оплате государственной пошлине по настоящему делу относятся на заявительницу.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 110, 167 — 170, 176, 180 — 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

ФИО3 г. Нижний Новгород в удовлетворении заявленных требований отказать.

Судебные расходы по оплате государственной пошлине по настоящему делу отнести на заявительницу.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия.

Судья А.В. Иванов