АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-19477/2013
г. Нижний Новгород 18 ноября 2013 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-448),
рассмотрел в порядке упрощенного производства заявление
открытого акционерного общества «Саров-Лада» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саров Нижегородской области, об отмене постановления руководителя Приволжского межрегионального «Территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.08.2013 № 137-2013.
Определением от 13.09.2013 заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Заявитель и ответчик надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства и о необходимости представления в установленный срок необходимых документов и доказательств.
Сторонам было предоставлено время для направления доказательств и отзыва на заявление, в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Заявителя, кроме приложенных к заявлению документов, поступило возражение на отзыв.
От административного органа поступили отзыв и материалы административного дела, а также ходатайство о рассмотрении данного заявления по общим правилам административного судопроизводства.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства о переходе в связи с его не обоснованностью.
На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости в удовлетворении заявленного требования ввиду следующих обстоятельств.
На основании приказа и.о. заместителя руководителя ПМТУ Росстандарта от 15.07.2013 № 04/05-14/222 сотрудниками Управления в период с 23.07.2013 по 19.08.2013 проведена плановая выездная проверка относительно соблюдения заявителем обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Факт и результаты проведенного проверочного мероприятия зафиксированы государственным инспектором отдела (инспекции) в Нижегородской области ПМТУ Росстандарта в акте проверки юридического лица от 16.08.2013 № 138-13 составленном в присутствии генерального директора Общества ФИО1 и заместителя директора по техническому обслуживанию ФИО2
В рамках проведения проверочного мероприятия государственным инспектором отдела (инспекции) в Нижегородской области ПМТУ Росстандарта проведена проверка используемых заявителем средств измерений, результаты которой отражены в протоколе проверки применения средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» Обществом при осуществлении деятельности по проведению контрольно-диагностических работ и государственного технического осмотра транспортных средств в период с 08.07.2013 по 23.07.2013 допущено применение 10 единиц средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, а именно:
штангенциркуль ШЦ-1-150-0,02 за. № 220, отсутствуют сведения о проверке;
линейка металлическая измерительная 0-1000 мл. зав. № 26, отсутствуют сведения о проверке;
измеритель компактный дымности отработавших газов «КИД-2» зав. № 7961, отсутствуют сведения о проверке;
измеритель светового коэффициента пропускания автомобильных стекол ИСС-1 № 1513, отсутствуют сведения о проверке;
шумомер TESTO 6-1 № 1321789, отсутствуют сведения о проверке;
измеритель параметров света ИПФ – 01 № 2971, отсутствуют сведения о проверке;
газоанализатор многокомпонентный «АВТОТЕСТ 02.02» № 19350 отсутствуют сведения о проверке;
манометр (применяется для проверки давления в шинах транспортных средств), отсутствуют сведения о проверке;
прибор проверки суммарного люфта рулевого управления автомобиля ИСЛ-М, отсутствуют сведения о проверке;
стенд оптико – механический для контроля углов установки колес автомобиля ПКО-1, зав. № 8, отсутствуют сведения о проверке.
По факту выявленных нарушений государственным инспектором отдела (инспекции) в Нижегородской области ПМТУ Росстандарта в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 16.08.2013 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 138-13/1. Данный протокол составлен при участии законного представителя заявителя – генерального директора Общества ФИО2 Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законному представителю лица, привлекаемого к административной ответственности, были разъяснены, что отражено в протоколе об административном правонарушении.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель ПМТУ Росстандарта 19.08.2013 вынес постановление по делу об административном правонарушении № 137-2013 о привлечении Общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Рассмотрение дела об административном правонарушении проведено в отсутствии законного представителя Общества, заранее извещенного определением от 16.08.2013 № 138-13/1, врученного под роспись генеральному директору Общества ФИО1 16.08.2013.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон № 102-ФЗ) сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются, в том числе при осуществлении деятельности в области энергоснабжения.
Частью 1 статьи 9 Закона № 102-ФЗ предусмотрено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
На основании пункта 2 статьи 11 Закона № 102-ФЗ государственное регулирование в области обеспечения единства измерений включает в себя такую форму его осуществления как поверка средств измерений.
Согласно статье 2 Закона № 102-ФЗ поверка средств измерений определяется как совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17).
В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (пункт 2 статьи 13 Закона № 102-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Закона № 102-ФЗ средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами государственной метрологической службы при эксплуатации. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические и физические лица, использующие средства измерения в целях эксплуатации, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.
Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Госстандартом России. В настоящее время действует Порядок проведения поверки средств измерений, утвержденный Приказом Госстандарта Российской Федерации от 18.07.1994 № 125 (далее – Порядок проведения поверки средств измерений).
Исходя из положений статьи 5 Закона № 102-ФЗ, Порядок проведения поверки средств измерений является нормативным документом по обеспечению единства измерений, который устанавливает метрологические правила и нормы и имеет обязательную силу на территории Российской Федерации.
Преамбулой Порядка проведения поверки средств измерений определено, что указанный документ распространяется на средства измерений при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации, продаже и прокате, подлежащие применению и применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и устанавливает требования к организации и порядку проведения поверки средств измерений.
Согласно пункту 3.1 Порядка проведения поверки средств измерений юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.
Между тем проведенной проверкой, материалами дела и собранными по делу об административном правонарушении доказательствами не подтверждается применение (использование) Обществом при осуществлении деятельности по проведению контрольно-диагностических работ и государственного технического осмотра транспортных средств не прошедших в установленном порядке поверку 10 средств измерений. В акте проверки не описаны обстоятельства использования средств измерения.
При таких условиях акт проверки юридического лица от 16.08.2013 № 138-13 и протокол проверки применения средств измерений в целях установления их соответствия требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений являются не допустимыми доказательствами по делу и подлежат оценке судом в числе иных представленных в материалы дела доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, административный орган пришел к не обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211, 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
открытого акционерного общества «Саров-Лада» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саров Нижегородской области, удовлетворить.
Постановление от 19.08.2013 № 137-2013., вынесенного руководителем Приволжского межрегионального «Территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Данное решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа - при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, - только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.В.Леонов