ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-19583/2022 от 08.08.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-19583/2022

г.Нижний Новгород                                                                                              

Резолютивная часть решения объявлена                                      08 августа 2022 года

Полный текст решения изготовлен                                              09 августа 2022 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-356),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Градусовым А.М.,

при участии представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области: ФИО1 (по доверенности от 06.07.2022),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Азия-Авто» (ИНН <***>) г.Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области об отмене постановления о назначении административного наказании от 20.06.2022 по делу об административном правонарушении №052/04/15.37-701/2020,

при участии в деле заинтересованного лица Прокуратуры Кировского района г.Самары,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ООО «Азия-Авто» (далее - заявитель, Общество) с заявлением, содержащим указанное выше требование.

Общество вину в совершенном правонарушении не признало, указало на отсутствие события вмененного правонарушения и нарушение процедуры вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, просит суд рассмотреть вопрос о замене штрафа на предупреждение.

Подробно позиция Общества изложена в заявлении.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - ответчик, Управление) с заявленным требованием не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Заявитель и Прокуратура Кировского района г.Самары (далее - Прокуратура), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствии названных лиц по имеющимся в материалах дела документам.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 01.08.2022 объявлялся перерыв до 08.08.2022, после чего рассмотрение дела продолжено. Информация о перерыве размещена на сайте арбитражного суда в разделе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).

После перерыва судебное заседание продолжено, заинтересованное лицо поддержало ранее изложенную позицию, Общество и Прокуратура представителей не направили.

Изучив материалы дела, заслушав позицию заинтересованного лица, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой во исполнение указания прокурора Самарской области от 30.08.2021 №280/88, приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2018 №723 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса" проверено исполнение требований законодательства о государственном оборонном заказе и установлено следующее.

Общество (поставщик) в рамках исполнения государственного оборонного заказа заключило:

- государственный контракт от 01.09.2021 №2121320900382003421000271/38-УК с ФКУ УК УФСИН России по Самарской области;

-государственный контракт от 10.08.2020 №3/82 с ФКУ «ПОУМТС МВД России»;

-государственный контракт от 23.07.2021 №2121320900312003421000272/31-УК и от 12.11.2021 №2121320900492003421000272/49-УК с ФКУ УК УФСИН России по Самарской области.

Вместе с этим раздельный учет результатов финансово-хозяйственной по вышеуказанным контрактам в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон №275-ФЗ), Обществом не осуществлялся.

По данному факту, усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки состава административного правонарушения по части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), заместителем прокурора Кировского района г.Самары в присутствии директора Общества ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, о чем 28.02.2022 вынесено соответствующее постановление.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2022 и материалы проверки направлены Прокуратурой в Управление для рассмотрения по существу.

20.06.2022 заместителем руководителя Управления, в присутствии директора Общества ФИО2, вынесено постановление по делу об административном правонарушении 052/04/15.37-701/2022 (в редакции определений об исправлении описки (ошибки, опечатки) от 28.06.2022 и от 02.08.2022), в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000,00 руб.

Не согласившись с вышеназванным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в рассматриваемом случае судом не установлено.

Из положений главы 25 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4 статьи 210 АПК РФ). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В части 1 статьи 15.37 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Объектом правонарушения является нарушение в области осуществления деятельности на основании государственного контракта по государственному оборонному заказу.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в неисполнении головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Субъектом правонарушения могут выступать юридические лица, являющиеся головными исполнителями или единственными исполнителями государственного оборонного заказа, или их должностные лица.

С субъективной стороны административное правонарушение может быть совершено только умышленно.

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа установлены Законом №275-ФЗ, согласно пункту 3 статьи 3 которого головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ признается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.

Судом установлено и заявителем не оспорено, что Общество по смыслу пункта 3 статьи 3 Закона №275-ФЗ является головным исполнителем, осуществляющим поставки продукции по ГОЗ.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 8 Закона №275-ФЗ головной исполнитель обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.

Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу производится посредством осуществления головным исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту (пункт 11 части 1 статьи 10 Закона №275-ФЗ).

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №47 утверждены Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - Правила №47), в которых установлено, что Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные настоящим постановлением, применяются организациями независимо от применяемых ими порядка и способов ведения бухгалтерского учета.

На основании Правил №47 организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу. Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.

Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу (далее - продукция).

Стоимость ресурсов контракта учитывается в отношении партий формирования. Для материальных запасов может применяться идентифицированный (серийный) количественный учет каждой единицы запаса.

Дополнительные ресурсы за счет собственных источников организации или за счет перераспределения ресурсов других контрактов, в случае их привлечения организацией при исполнении контракта, отражаются отдельно.

При направлении организацией части ранее сформированных ресурсов контракта на выполнение обязательств по другим контрактам или использовании их в собственной хозяйственной деятельности указанные ресурсы подлежат раздельному учету.

Пунктом 2 Правил №47 предусмотрено, что первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.

Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта, заполняемого по форме, утвержденной Правилами №47.

Согласно пункту 2 Правил №47, стоимость ресурсов, используемых для выполнения контракта, относится на выпуск предусмотренной в контракте продукции. Расходы па производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления.

В соответствии с пунктом 3 Правил №47, фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке:

прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;

накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции:

административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения но выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;

расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.

Согласно пункту 4 Правил №47, финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов.

Пунктом 1 Правил заполнения отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ (далее - Правила заполнения), установлено, что отчет об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ составляется по каждому контракту.

Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком.

В соответствии с пунктом 2 Правил заполнения, отчет составляется нарастающим итогом по всем хозяйственным операциям, отраженным на дату составления отчета отдельно по каждому контракту.

Требование о заполнении регистров аналитического учета (карточки фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.), в которых должны быть сгруппированы фактические затраты при ведении раздельного учета, содержалось в редакции Правил, действовавшей до 14.05.2018. Согласно действующей редакции Правил, такие затраты должны быть сгруппированы в отчете об исполнении государственного контракта, контракта.

Приказ Минфина России от 10.01.2019 №4н "О Порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 №459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Порядок) утвержден порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении казначейского сопровождения средств.

В соответствии с пунктом 1 Порядка установлены правила ведения юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства, указанные в части 2 (с учетом положений частей 3 - 6). части 7 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2018 №459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, №49, ст.7531), раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также определяет правила осуществления территориальными органами Федерального казначейства проверок, определенных подпунктом «б» пункта 1, что подпунктом "б" пункта 24 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1702, в отношении целевых средств, предоставленных на основании государственных контрактов (контрактов, договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 Порядка, получатель целевых средств ведет раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств (кредиторская задолженность), а также иных объектов учета по каждому государственному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта, договору (контракту), контракту по выполнению государственного оборонного заказа в соответствии с Учетной политикой, принятой получателем целевых средств в установленном порядке.

Согласно пунктам 3-9 Порядка, аналитический учет расходов осуществляется по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с Учетной политикой получателя целевых средств обособленно по каждому договору.

Фактические затраты, отнесенные на исполнение договора, группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иных регистрах, применяемых получателем целевых средств) в соответствии с Учетной политикой.

Накладные расходы (включая административно-управленческие расходы) включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю в соответствии с Учетной политикой.

Распределение накладных расходов на каждый Договор осуществляется пропорционально срокам исполнения, определенным Договором, либо срокам использования авансового платежа по нему (если Договором предусмотрена выплата аванса), и оформляется справкой, сформированной в соответствии с Учетной политикой.

Основанием для осуществления записей в регистрах аналитического учета являются первичные (сводные) учетные документы, фиксирующие факты хозяйственной жизни, в том числе первичные (сводные) учетные документы, разработанные самостоятельно получателем целевых средств в соответствии с Учетной политикой.

Первичные (сводные) учетные документы должны содержать, кроме обязательных реквизитов, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон №402-ФЗ), идентификатор договора и иные дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к Договору.

Приходные ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов), требования, требования-накладные, лимитно-заборные карты, наряды, ведомости выдачи материалов на нужды учреждения, расчетные ведомости, иные первичные (сводные) учетные документы оформляются на изделие, группу изделий, работу, услугу, предусмотренные Договором, в соответствии с Учетной политикой.

В случае, если товарно-материальные ценности, необходимые для выполнения работ (оказания услуг) в рамках исполнения Договора, приобретались до даты заключения Договора или с целью исполнения обязательств по нескольким Договорам, требования, требования-накладные, лимитно-заборные карты и иные первичные (сводные) учетные документы на получение указанных ценностей формируются обособленно по каждому Договору.

В силу пункта 10 Порядка, раскрытие структуры цены Договора осуществляется путем формирования информации в части плановых показателей - по укрупненным кодам перечня направлений расходования целевых средств, отраженным в Сведениях об операциях с целевыми средствами, представленных в соответствии с порядком санкционирования целевых средств, установленным Министерством финансов Российской Федерации, утвержденных государственным (муниципальным) заказчиком, заказчиком на общую сумму и срок действия: в части фактических показателей - на основании фактических кассовых выплат получателя целевых средств по детализированным кодам Перечня, отраженным в платежных документах, представленных получателем целевых средств в соответствии с порядком санкционирования.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона №402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно части 3 статьи 8 Закона №402-ФЗ при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 №106т «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (приложение №1 «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/2008) определены порядок формирования учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета, ее изменения и раскрытия.

Пунктами 8, 10, 25 и др. приложения №1 «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная Политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного названным приказом, предусмотрена возможность изменения учетной политики предприятия в любое время в течение года путем издания соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.).

Следовательно. организация раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности на предприятии устанавливается в соответствии с принятой учетной политикой.

Согласно Приказу Минфина России от 06.05.1999 №33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

Проверкой, проведенной Прокуратурой, установлено, что Обществом раздельный учет результатов финансово-хозяйственной по государственным контрактам от 01.09.2021 №2121320900382003421000271/38-УК, от 10.08.2020 №3/82, от 23.07.2021 №2121320900312003421000272/31-УК и от 12.11.2021 №2121320900492003421000272/49-УК в соответствии с требованиями Закона №275-ФЗ не осуществлялся, что им и не оспаривается.

На основании изложенного,суд приходит к выводу о том, что административным органом доказан состав административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 15.37 КоАП РФ, вменяемого Обществу.

Порядок и сроки привлечения лица к административной ответственности не нарушены.

Довод Общества на неуказание в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2022 времени совершения правонарушения несостоятелен.

Так, согласно данному постановлению время совершения административного правонарушения по следующим контрактам от 10.08.2020 №3/82 (время совершения 10.08.2020), от 23.07.2021 №2121320900312003421000272/31-УК (время совершения 23.07.2021), от 01.09.2021 №2121320900382003421000271/38-УК (время совершения 01.09.2021), от 10.11.2021 №2121320900492003421000272/49-УК (время совершения 12.11.2021).

Поскольку указанные контракты исполнены были позже дат их заключения (от 10.08.2020 №3/82 (исполнен 15.10.2020), от 23.07.2021 №2121320900312003421000272/31-УК (исполнен 19.08.2021), от 01.09.2021 №2121320900382003421000271/38-УК (исполнен 14.09.2021), от 10.11.2021 №2121320900492003421000272/49-УК (исполнен 06.12.2021), Общество действительно не вело и не могло произвести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в те дни, которые определены Прокуратурой как даты совершения означенного правонарушения.

Следовательно, датой совершения вменяемого правонарушения, является дата окончания исполнения контракта.

На момент вынесения оспариваемого постановления (20.06.2022) срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ (1 год) не истек по контрактам от 23.07.2021 №2121320900312003421000272/31-УК (исполнен 19.08.2021), от 01.09.2021 №2121320900382003421000271/38-УК (исполнен 14.09.2021), от 10.11.2021 №2121320900492003421000272/49-УК (исполнен 06.12.2021).

Согласно объяснениям директора заявителя от 11.02.2022 Общество не ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, в том числе по контрактам в сфере государственного оборонного заказа, поскольку находится на упрощенной системой налогообложения. На требование прокуратуры исх.№88-01-2022 от 04.02.2022 директором Общества не представлены запрашиваемые сведения по причине отсутствия в организации документов.

По мнению заявителя, законом не дано конкретное определение понятия раздельного учета, таким образом критерий ведения или не ведения такого учета определяются той учетной политикой, которая принята организацией.

Вместе с тем, данный довод не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности по надлежащей организации раздельного учета в соответствии с его учетной политикой, разработке и принятии локальных актов по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, ведении учета любым приемлемым для Общества способом, позволяющим определить затраты и финансовый результат по каждому государственному контракту, заключенного в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

Однако Общество не были приняты меры для организации и ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, суд не установил, оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не нашел.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо. совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, и могут быть учтены как смягчающие обстоятельства при назначении административного наказания.

Таким образом, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного учитывается характер и степень общественной опасности, причинение вреда либо угроза причинения вреда личности, обществу или государству, которые определяются в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Как указывалось выше, объектом рассматриваемого правонарушения является нарушение в области осуществления деятельности на основании государственного контракта по государственному оборонному заказу. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей.

Таким образом, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, иное бы противоречило вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания, в целом не обеспечивало бы решение задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 названного Кодекса).

Кроме того, Общество как субъект предпринимательской деятельности должно осознавать все связанные с ведением такой деятельности риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий, а именно: в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск. Соответственно поставщик, взявший на себя обязательство по исполнению государственных контрактов, должен был предусмотреть все особенности выполнения обязательств по соблюдению требований Закона №275-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из приведенных положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Между тем невыполнение требований по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет невозможность государственного контроля за порядком ценообразования по контрактам ГОЗ, что, в свою очередь, может повлечь нецелевой расход средств федерального бюджета.

Таким образом, нарушение исполнителем контракта по ГОЗ Закона №275-ФЗ в части требований по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет угрозу безопасности государства.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 данного кодекса, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства.

Санкция части 1 статьи 15.37 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Оспариваемым постановлением административный орган назначил Обществу наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального (150 000,00 руб.), с учетом положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, что свидетельствует о фактически учтенных обстоятельствах по делу.

В связи с изложенным требование Общества об отмене постановления Управления от 20.06.2022 удовлетворению не подлежит.

Вопрос о распределении государственной пошлины не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ и со статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 177, 180-182, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ООО «Азия-Авто» (ИНН <***>) г.Самара, в удовлетворении заявления отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Судья                                                                                                     Л.В. Соколова