ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-20058/16 от 19.12.2016 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А43-20058/2016

г. Нижний Новгород 20 декабря 2016 года

резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2016 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-494),

при ведении протокола судебного заседания помощником Гильмияровой Т.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению акционерного общества "Российская самолетная корпорация "МиГ" в лице филиала - Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (ОГРН 1025202830290, ИНН 5259008341)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г.Нижнего Новгорода

о признании частично недействительным решения от 05.07.2016 №062V10160002100,

при участии представителей:

от заявителя: Федоров П.В. (доверенность от 01.09.2016 №528),

от заинтересованного лица: Сибирякова Е.И. (доверенность от 05.03.2016 №01-12/1690),

установил:

акционерное общество "Российская самолетная корпорация "МиГ" в лице филиала - Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (далее - заявитель, страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании частично недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г.Нижнего Новгорода (далее - фонд) от 05.07.2016 №062V10160002100 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

По мнению заявителя, фондом необоснованно начислены страховые взносы на произведенные в пользу работников выплаты за наем жилого помещения в командировках без подтверждающих документов, поскольку данные выплаты носят компенсационный характер, размер и порядок данных выплат установлен локальным нормативным актом ПАО НАЗ "Сокол". Также заявитель не согласен с доначислением страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат произведенных в пользу работников, занимавших в 2013-2015 годах должности "шлифовщик, занятый на обработке металлических изделий абразивными кругами сухим способом", "слесарь механосборочных работ, занятых на обработке металлических изделий абразивными кругами сухим способом", "машинист крана (женщина)", "термист".

Ответчик заявленные требования отклонил по мотивам, изложенным в отзыве, считает оспариваемые решения законными и обоснованными, а доводы заявителя - несостоятельными.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 19.02.2016.

По результатам проверки составлен акт от 31.05.2016 №062V10160002001 и вынесено решение от 05.07.2016 №062V10160002100 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую пенсию в сумме 937 637,12 руб., страховые взносы по дополнительному тарифу в сумме 109 192,91 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 236 419,21 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 43 399,42 руб., штраф за неполную уплату страховых взносов по пункту 1 статьи 47 Закона 212-ФЗ в сумме 246 367,33 руб.

В частности проверкой установлено, что в 2015 году общество в отсутствие документов, подтверждающих расходы, производило в пользу своих работников выплаты, связанные с компенсацией расходов работников за наем жилого помещения при нахождении в командировке в общей сумме 4 635 200,00 руб. С указанных выплат страховые взносы не начислялись. По мнению фонда, с 01.01.2015, с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 28.06.2014 №188-ФЗ в часть 2 статьи 9 Федерального закона №212-ФЗ страхователь не вправе исключать из облагаемой базы по страховым взносам не подтвержденные документально суммы расходов за наем жилого помещения для работников находящихся в командировке.

По данному эпизоду фондом обществу доначислены страховые взносы за 2015 год на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 937 473,57 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 236 395,20 руб., соответствующие суммы пени и штрафов.

Кроме того, проверкой установлено, что в период с 2013 по 2015 годы общество не производило начисление страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат на общую сумму 2 796 211,89 руб., произведенных в пользу работников принятых должности "шлифовщик, занятый на обработке металлических изделий абразивными кругами сухим способом", "слесарь механосборочных работ, занятых на обработке металлических изделий абразивными кругами сухим способом", "машинист крана (женщина)", "термист".

По мнению фонда вышеобозначенные должности поименованы в Списке №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, что является основанием для начисления взносов по дополнительным тарифам. По данному эпизоду фондом обществу доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу за 2013 год в сумме 18 875,10 руб., за 2014 год в сумме 33 251,38 руб., за 2015 год в сумме 57 066,43 руб., соответствующие суммы пени и штрафов.

Не согласившись с решением фонда в вышеназванной части, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его частично недействительным.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон №212-ФЗ) данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

В соответствии пунктом 1 статьи 7 Закона N212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 8 Закона N212-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу суммы оплаты работодателем расходов на командировки работников не облагаются страховыми взносами, если затраты подтверждены документально. В числе прочего командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения.

До 1 января 2015 года в соответствии с данной статьей при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких затрат освобождались от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации. Такие нормы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N729 определены только для организаций бюджетной сферы.

В отношении иных категорий организаций - плательщиков страховых взносов указанные нормы не действуют (письмо Минздравсоцразвития России от 11.11.2010 N3416-19.)

В то же время, согласно статье 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В письме от 26.05.2010 N1343-19 Минздравсоцразвития России разъяснило, что суммы расходов по найму жилого помещения в командировке, которые работник документально не подтвердил, могут быть освобождены от обложения страховыми взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. Именно в этих документах компании, не относящиеся к организациям бюджетной сферы, согласно статье 168 Трудового кодекса РФ устанавливают нормы возмещения командировочных расходов.

Согласно Приказу ПАО НАЗ "Сокол" от 28.02.2011 №64 "Об организации учета затрат" предельные нормы компенсации за проживание в командировках без подтверждающих документов установлены в размере 1200,00 руб. в сутки для работников прибывающих в командировках в городах Москва и Санкт-Петербург и в размере 1000,00 руб. в сутки для остальных населенных пунктов.

Факт нахождения работников в командировках подтвержден материалами дела и фондом не оспаривается. Произведенные работниками расходы подтверждаются авансовыми отчетами и приложенными к ним первичными документами. Отсутствие же документов, подтверждающих расходование денежных средств полученных от работодателя не являются доказательством того, что спорные суммы являются доходом работника.

Исходя из их направленности и экономического содержания указанные суммы, выплаченные откомандированным работникам в качестве компенсации за проживание, могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем. не являются доходом (экономической выгодой) работника.

Соответственно заявителем обоснованно не включена в базу для начисления страховых взносов компенсации расходов по найму жилого помещения, выплаченные работникам.

Следовательно, начисление по данному эпизоду страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в сумме 937 473,57 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 236 395,20 руб., соответствующих сумм пени и штрафов необоснованно. В указанной части решение фонда подлежит признанию недействительным.

В отношении доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу судом установлено, что принимая решение в оспариваемой части, фонд исходил из того, что в отношении выплат, производимых в пользу работников, принятых на должности "шлифовщик, занятый на обработке металлических изделий абразивными кругами сухим способом", "слесарь механосборочных работ, занятых на обработке металлических изделий абразивными кругами сухим способом", "машинист крана (женщина)", "термист", поименованных в списке №1 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 работодатель обязан начислять страховые взносы по дополнительным тарифам.

Суд, рассмотрев заявленные требования, пришел к следующим выводам.

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статье 18 Закона N212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" Закон N 212-ФЗ дополнен статьей 58.3 согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: 2013 год - 2,0 процента, 2014 год - 4,0 процента, 2015 год и последующие годы - 6,0 процента (часть 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закона N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона N173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусмотрено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1, 2 названной статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ).

В силу части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Закона N 426-ФЗ).

Постановлением Правительства от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 10) утверждены список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях) (далее - Список N 2).

При этом пунктом 2 Постановления N 10 предусмотрено, что применение Списков N 1 и 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

В целях реализации статьи 58.3 Закона №212-ФЗ Минтруда России в письме от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105 разъяснило (направлено Пенсионным фондом Российской Федерации для сведения и использования в работе письмом от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649), что порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются.

В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1, 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.

В пунктах 5, 7 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", установлено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

Таким образом, действующее законодательство связывает обязанность страхователя исчислять страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу работников с применением дополнительного тарифа при наличии совокупности следующих признаков: профессиональная деятельность организации, в которой трудятся работники, должна относиться к установленному виду производств с вредными и тяжелыми условиями труда; должности работников должны входить в установленный перечень профессий и должностей, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение; класс условий труда на рабочих местах должен соответствовать вредному и (или) опасному классу условий труда, при этом занятость работников в тяжелых, вредных условиях труда должна составлять не менее 80% процентов рабочего времени.

Судом установлено, что в соответствии со сведениями о юридическом лице, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц основным видом деятельности общества является деятельность в области производства вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов (код по ОКВЭД 30.30.3). Деятельность предприятия связана, в том числе и с осуществлением работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

Между тем, должность "Слесарь механосборочных работ, занятых на обработке металлических изделий абразивными кругами, сухим способом" ни в Списке №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, ни в Списке N2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях не значится.

Должность "Шлифовщики, занятые на обработке металлических изделий абразивными кругами сухим способом" указана в разделе VI Производство метизов (код позиции 2070100а-19630) Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях), утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10.

В то же время, из материалов дела усматривается, что Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда в Московском районе города Нижнего Новгорода в 2014 году проведена документальная проверка представленного обществом "Перечня рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона №173-ФЗ" за период с 2004 года по 2014 год.

В ходе проверки проверено 2 рабочих места - "Слесари механосборочных работ, занятые на обработке металлических изделий абразивными кругами, сухим способом" и "Шлифовщики, занятые на шлифовке металлических изделий абразивными кругами сухим способом".

Проверкой установлено, что занятость на работах по обработке металлических изделий абразивными кругами сухим способом не подтверждена, поскольку шлифовальные станки, на которых заняты шлифовщики, имеют систему охлаждения, а слесарные операции выполняются при помощи напильника, без применения абразивных кругов сухим способом.

С учетом результатов проверки должности "Слесари механосборочных работ, занятые на обработке металлических изделий абразивными кругами, сухим способом" и "Шлифовщики, занятые на шлифовке металлических изделий абразивными кругами сухим способом" исключены фондом из "Перечня рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона №173-ФЗ", что отражено в акте проверки от 11.12.2014 №13 (л.д.86).

По результатам проверки наименование профессии "Слесарь механосборочных работ, занятый на обработке металлических изделий абразивными кругами, сухим способом" приведено обществом в соответствие с характером выполняемых работ - "Слесарь механосборочных работ". Распоряжением от 01.06.2015 №35-11 работник Иванов М.М., занимавший должность "Слесарь механосборочных работ, занятый на обработке металлических изделий абразивными кругами, сухим способом" переведен на должность "Слесарь механосборочных работ".

Доказательств того, что после проведенной проверки обстоятельства, послужившие основанием для исключения вышеназванных должностей из Перечня изменились, фондом не представлено.

С учетом изложенного, доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат, произведенных в пользу работников Львова С.В. и Иванова М.М., занятых на вышеуказанных должностях, произведено фондом необоснованно.

Решение фонда подлежит признанию недействительным в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу за 2013 год в сумме 12 931.05 руб., за 2014 год в сумме 17 691,66 руб., за 2015 год в сумме 27 402,05 руб., соответствующих сумм пени и штрафов.

В отношении должности "Машинист крана", занимаемой в период 2013-2015 годы работником Муравьевой Н.М. заявитель пояснил, что фактически указанный работник управлял краном-штабелером (погрузочно-разгрузочным механизмом). В "Перечень рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона №173-ФЗ" указанная должность предприятием включена не была, поскольку управление вышеназванным механизмом не дает право на досрочное пенсионное обеспечение, фактически указанный работник осуществлял функции кладовщика. Указанное несоответствие было устранено обществом в 2015 году, к трудовому договору от 30.09.2015 №715, заключенному с указанным работником, оформлено дополнительное соглашение от 01.12.2015 №1 в соответствии с которым Муравьева Н.М. переведена на должность "Старший кладовщик" цеха изготовления трубопроводов, сварных узлов и изделий из неметаллов 20.

Материалами дела также подтверждается, что в отношении должности "Машинист крана" в 2012 году проведена аттестация рабочих мест в соответствии с которой с учетом класса условий труда и время занятости на работах с воздействиями вредных факторов комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для досрочного назначения трудовой пенсии. Соответственно право на досрочное назначение пенсии у лица, занимающего должность машиниста крана за спорный период не возникает, ввиду занятости их во вредном производстве менее 80% рабочего времени и общество не обязано было производить отчисления по дополнительным тарифам страховых взносов с выплат произведенных в пользу указанного лица.

С учетом изложенного, доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат, произведенных в пользу работника Муравьевой Н.М. занятой на вышеуказанной должности, произведено фондом необоснованно.

Решение фонда подлежит признанию недействительным в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу за 2013 год в сумме 4 132,53 руб., за 2014 год в сумме 7 871,65 руб., за 2015 год в сумме 8 407,86 руб., соответствующих сумм пени и штрафов.

В отношении должностей "термист" Отдела испытаний материалов, полуфабрикатов и неразрушающего контроля (отдел №80), занимаемых Луневой Г.К., Масеевской Ю.В., Чуплыгиной А.В. заявитель пояснил, что должности термистов действительно поименованы в Списке N2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях), утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10 и на предприятии работают лица осуществляющие функции термистов.

Однако, вышеобозначенные работники хоть и занимали должности термистов, но фактически функции термистов никогда не выполняли, они не были заняты в серийном производстве, а выполняли исследование и обработку экспериментальных образцов в Отделе испытаний материалов, полуфабрикатов и неразрушающего контроля. В работе указанные сотрудники использовали маленькую печь, отличную от печей термистов других отделов, занятых на серийной обработке. При этом данная печь использовалась не постоянно, в связи с чем, вредное воздействие также осуществлялось не полный рабочий день. В 2016 году с вышеназванными работниками заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам в соответствии с которыми работники переведены на должности лаборантов-металлографов.

В 2016 году в отношении рабочих мест "Лаборант-металлограф" проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой оформлены карты специальной оценки условий труда №980-036 и №980-036. По результатам проведенной специальной оценки условий труда факторов дающих право на досрочное назначение пенсии не выявлено.

Судом установлено и не оспаривается заявителем, что вид деятельности общества относится к виду производств с вредными и опасными условиями труда, должности "термист", поименованные в списке №2 Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10 и присутствуют в штатном расписании общества.

Однако как пояснил сам заявитель, аттестация рабочих мест "термист", занимаемых работниками Луневой Г.К., Масеевской Ю.В., Чуплыгиной А.В. обществом в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н не проводилась. При этом, из пояснений фонда и заявителя следует, что указанные лица в спорный период были заняты в производстве 100% рабочего времени.

Специальная оценка условий труда, по результатам которой итоговый класс (подкласс) условий труда на должности лаборант-металлограф признан равным 3.2 проведена обществом только в 2016 году, в отношении должностей "лаборант-металлограф", на которые вышеназванные работники были переведены в 2016 году.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что в проверяемом периоде совокупность обстоятельств позволяющих обществу не начислять взносы по дополнительному тарифу с сумм выплаченных в пользу работников, занимающих должность "термист" отсутствовала. Следовательно, фонд правомерно на основании оспариваемого решения произвел доначисление обществу взносов по дополнительному тарифу в указанной части.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию с последнего в пользу заявителя в сумме 3000,00 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Нижнего Новгорода от 05.07.2016 №062V10160002100 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть за 2015 год в сумме 937473,57 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2015 год в сумме 236395,20 руб., страховых взносов по дополнительному тарифу за 2013 год в сумме 17063,58 руб., страховых взносов по дополнительному тарифу за 2014 год в сумме 25563,30 руб., страховых взносов по дополнительному тарифу за 2015 год в сумме 35809,90 руб., соответствующих сумм пени и штрафов.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Нижнего Новгорода в пользу акционерного общества "Российская самолетная корпорация "МиГ" в лице филиала - Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (ОГРН 1025202830290, ИНН 5259008341) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000,00 руб.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья И.С. Волчанская