ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-20248/12 от 13.02.2013 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-20248/2012

г. Нижний Новгород 21 февраля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Нижегородской областив составе судьиСандовой Елены Михайловны (вн. шифр 9-549),   при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорян Т.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Север» (ОГРН 1025202401278; ИНН 5257059421) о признании незаконным бездействия Администрации города Нижнего Новгорода, КУГИ и ЗР администрации города Нижнего Новгорода и Администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода, выразившегося в отказе соблюсти процедуру по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества – участка сети теплоснабжения согласно прилагаемому плану, расположенного по адресу: г. Н.Новгород, ул. Касимовская, д. 21, и обязать Администрацию Канавинского района города Нижнего Новгорода в 10-дневный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу направить в КУГИ и ЗР администрации города Нижнего Новгорода документы, необходимые для организации процедуры размещения муниципального заказа на проведение работ по изготовлению исполнительных съемку на объекты подземного прохождения (сети ГВС и сети отопления, по которым организовано теплоснабжение и подача горячей воды для ТСЖ «Север»), обязать КУГИ и ЗР администрации города Нижнего Новгорода в течение 10 дней с даты получения от Администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода вышеуказанных документов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определить способ размещения указанного заказа и разместить его способами, предусмотренными указанным законом; в сроки, предусмотренные указанным законом, предоставить лицу, выбранному как исполнитель муниципального заказа, проект муниципального контракта; в течение 7 дней с даты предоставления Администрацией Канавинского района города Нижнего Новгорода результатов выполненных работ по муниципальному контракту и письменного заключения о соответствии выполненных работ муниципальному контракту обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет сетей ГВС и сетей отопления, по которым организовано теплоснабжение и подача горячей воды для ТСЖ «Север»; а также обязать всех заинтересованных лиц по настоящему заявлению (Администрацию города Нижнего Новгорода, КУГИ и ЗР администрации города Нижнего Новгорода и Администрацию Канавинского района города Нижнего Новгорода) исполнить свои обязательства в сроки, определенные Порядком проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, и организации ремонтных работ на них за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением администрации г.Н.Новгорода от 21.11.2011 №4872, и взыскать с Администрации города Нижнего Новгорода в лице Департамента финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода расходы по уплате госпошлины и расходы ТСЖ «Север» на оплату юридических услуг,

при участии представителей сторон:

от заявителя:   председателя правления Ивлевой С.Г. – выписка из протокола заседания от 25.05.2012,

от Администрации г.Н.Новгорода:   Смирновой Н.Г. по доверенности №01-478/Д от 28.12.2012,

от КУГИ и ЗР администрации г.Н.Новгорода:   Никулиной В.С. по доверенности №20/ис-1174-12 от 24.12.2012,

от Администрации Канавинского района г.Н.Новгорода:   Тараторкина А.В. по доверенности №30-256дн от 18.12.2012,

от Управления Росреестра:   не явились, извещены,

от Департамента финансов и налоговой политики:   не явились, извещены,

установил:   В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Товарищества собственников жилья «Север» (далее – заявитель, ТСЖ «Север») с заявлением к Администрации города Нижнего Новгорода, Комитету по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами администрации г.Н.Новгорода (далее - КУГИ и ЗР, Комитет) и Администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе соблюсти процедуру по обращению в регистрирующий орган (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества – участка сети теплоснабжения согласно прилагаемому плану, расположенного по адресу: г. Н.Новгород, ул. Касимовская, д. 21, и обязать Администрацию города Нижнего Новгорода, КУГИ и ЗР администрации города Нижнего Новгорода и Администрацию Канавинского района города Нижнего Новгорода соблюсти процедуру по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет вышеназванного участка сети теплоснабжения), а также возложить на Администрацию города Нижнего Новгорода в лице Департамента финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода расходы по уплате государственной пошлины и расходы ТСЖ «Север» на оплату юридических услуг.

ТСЖ «Север» основано в соответствии с решением жителей дома, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Касимовская, д.21.

При строительстве указанного дома застройщик ОАО «Волговяттрансстрой» по решению Арбитражного суда Нижегородской области было признано несостоятельным (банкротом) (Свидетельство ФНС России о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц серия 52 №003733928 от 03.07.2007).

При этом ОАО «Волговяттрансстрой» передало ТСЖ «Север» незавершенный строительством объект - жилой дом по улице Электровозной №3 (Строительный адрес).

Разрешение на ввод дома в эксплуатацию №RU52303000-101 было получено 30 сентября 2010 года.

Однако теплосети, установленные для отопления вышеуказанного дома, начиная от дома, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Касимовская, д.19, и до дома, управляемого ТСЖ «Север», расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Касимовская, д.21, ТСЖ «Север» переданы не были.

В настоящее время ТСЖ «Север» в целях поддержания работоспособности и снабжения своих участников теплоэнергией полностью несет расходы на содержание указанного участка теплотрассы, не являясь его владельцем (либо законным собственником).

ТСЖ «Север» неоднократно обращалось в Администрацию Канавинского района г.Н.Новгорода с предложениями урегулировать данную ситуацию в соответствии с действующим законодательством РФ (письмо №20-12 от 26.06.2012, письмо №16-12от 02.05.2012).

Однако до настоящего времени каких-либо ответов либо действий со стороны Администрации г.Нижнего Новгорода и Канавинского района г.Н.Новгорода по переводу указанных тепловых сетей в муниципальную собственность или закрепления их за определенной теплоснабжающей организацией не получено.

Администрация г.Н.Новгорода, КУГИ и ЗР, Администрация Канавинского района с заявлением не согласны, считают, что ни отказа, ни бездействия в соблюдении процедуры по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет сетей теплоснабжения допущено не было.

Третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (Управление Росреестра по Нижегородской области), Департамент финансов и налоговой политики – позиций по рассматриваемому вопросу не представили.

Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, все материалы дела, суд установил следующее.

Действительно, теплотрасса от дома №19 по ул. Касимовская до дома №21 по ул. Касимовская является бесхозяйной. Однако ни в Администрацию г.Н.Новгорода, ни в КУГИ и ЗР ТСЖ «Север» с рассматриваемым вопросом не обращалось, в связи с чем с их стороны отсутствует какое-либо бездействие либо отказ. Администрация Канавинского района, в ответ на письма ТСЖ «Север» от 02.05.2012 №16-12 и от 26.06.2012 №20-12 (л.д.18,19), обратилась в КУГИ и ЗР с заявлением об организации работ по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры согласно прилагаемого перечня (п.11 и п.12 Перечня – сети горячего водоснабжения и сети отопления от дома №19 по ул. Касимовская до дома №21 по ул. Касимовская).

В соответствии с Постановлением администрации города Нижнего Новгорода №4872 от 21.11.2011 утвержден поэтапный порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, и организации ремонтных работ на них за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода.

Пунктом 1.1. Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, и организации ремонтных работ на них за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода (далее – Порядок), утвержденного Постановлением Администрации г.Н.Новгорода №4872 от 21.11.2011, установлено, что первым этапом проведения вышеуказанных мероприятий является направление администрацией района по месту нахождения Объекта в случае выявления таких Объектов обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, на предмет наличия регистрации права на Объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пункты 1.2 и 1.3 Порядка предписывают действия, которые необходимо осуществлять Комитету.

В пункте 1.3 записано: «При отсутствии Объектов в реестрах федерального, государственного имущества Нижегородской области и реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода Комитет в установленном порядке:

1.3.1. В отношении Объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения подготавливает проект постановления администрации города Нижнего Новгорода, предусмотрев в нем поручения структурным подразделениям и территориальным органам администрации города Нижнего Новгорода…».

Во исполнение указанного пункта КУГИ и ЗР подготовило проект Постановления Администрации г.Н.Новгорода «О бесхозяйных объектах теплоснабжения и горячего водоснабжения». В суд представлен проект с листами согласований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Процесс постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, предполагает совершение определенной последовательности предшествующих действий, изготовлению определенной документации по объекту.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №580 от 17.09.2003 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Согласно п. 10 ст. 33 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», до 01.01.2013 обязательным приложением к документам, необходимым для проведения регистрационных действий по объекту недвижимого имущества является кадастровый паспорт такого объекта.

Для постановки объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и получения кадастрового паспорта необходимо наличие технического плана на данный объект недвижимого имущества, подготовленный органами технической инвентаризации.

Работы по технической инвентаризации осуществляются в рамках муниципальных контрактов на проведение работ по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, заключенных между Комитетом и органом технической инвентаризации по итогам проведенного конкурса, аукциона на основании Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

После получения технической документации на объект с описанием технических характеристик, необходимых для его точной идентификации, Комитет обязан повторно направить запросы в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области о наличии Объекта в реестрах федерального и государственного имущества Нижегородской области соответственно.

Таким образом, процесс постановки на учет бесхозяйного имущества, установленный ст.225 ГК РФ, является длительным по времени, поскольку предусматривает изготовление технической документации в отношении каждого объекта перед обращением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

С учетом того, что суду предоставлен проект Постановления Администрации г.Н.Новгорода «О бесхозяйных объектах теплоснабжения и горячего водоснабжения» с листами согласования, суд считает, что ответчики находятся в процессе осуществления всех последовательных действий, необходимых для принятия на учет указанного выше бесхозяйного объекта, в связи с чем бездействия, отказа в соблюдении процедуры по обращению в регистрирующий орган с их стороны не имеется.

При таких обстоятельствах заявителю надлежит отказать в удовлетворении его требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя относятся на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Администрации города Нижнего Новгорода, КУГИ и ЗР администрации города Нижнего Новгорода и Администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода, выразившегося в отказе соблюсти процедуру по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества – участка сети теплоснабжения согласно прилагаемому плану, расположенного по адресу: г. Н.Новгород, ул. Касимовская, д. 21, заявителю – ТСЖ «Север» отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины и расходы на оплату юридических услуг отнести на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья Е.М. Сандова