А43-20374/2009
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-20374/2009
1-550
г. Нижний Новгород 12 января 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 января 2010 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения Центр занятости населения Кстовского района Нижегородской области
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Нижегородской области
о признании недействительным представления
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 10.09.2009;
от административного органа: заявление о рассмотрении дела без его участия;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Государственного учреждения Центр занятости населения Кстовского района Нижегородской области (далее – заявитель, учреждение) о признании недействительным Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства №32-02-01-04/2395 от 14.05.2009, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Нижегородской области (далее административный орган Управление, финнадзор) в части:
- нецелевого использования средств федерального бюджета на сумму 75030 рублей;
- принятия мер к устранению причин и условий совершения бюджетного нарушения;
- выявления и привлечения к ответственности виновных лиц.
В обосновании заявленного требования учреждение сославшись на пункт 4.6 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.07.2005 №485 «Об утверждении порядка финансирования мероприятий по содействию занятости населения и поддержки безработных граждан» и Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 04.04.2007 №1707-ТЗ «О распределении расходов бюджетных средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета субъектов РФ на осуществление полномочий в области содействия занятия населения» указало, что 75030 рублей, использованные заявителем на мероприятия по социальной адаптации, утверждены уведомлением о бюджетных ассигнованиях ГУ ЦЗН Кстовского района разделом «социальная адаптация граждан на рынке труда» и соответствующим разделом в Смете расходов.
Административный орган не согласился с позицией заявителя по основаниям, изложенным в отзыве указав, что представление адресовано руководителю учреждения ГУ ЦЗН, в связи с чем учреждение, будучи юридическим лицом, не может выступать заявителем по делу об оспаривании названного представления. Также финнадзор указал, что оспариваемое представление не носит властно-распорядительного характера и не влечет для заявителя каких-либо правовых последствий, а лишь отражает сведения о выявленных нарушениях бюджетного законодательства, носит информационно-разъяснительный характер и, как следствие, не влечет каких-либо правовых последствий.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование.
Представитель Управления, уведомленный надлежащим образом в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Дело рассмотрением откладывалось в судебном заседании объявлялся перерыв в порядке, установленном статьями 158,163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, специалисты Управления провели проверку использования субвенций, выделенных государственному учреждению Центр занятости населения Кстовского района из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения за 2008 год.
По итогам проверки сотрудниками управления был составлен акт проверки от 2.04.2009 (л.д.66- 107) и было выявлено нецелевое расходование учреждением субвенций в общей сумме 75030, выделенных из средств федерального бюджета бюджету Нижегородской области.
По итогам проверки, Управление вынесло в адрес ГУ ЦЗН Кстовского района представление от 14.05.2009 №32-02-01-04/2395 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, где директору ГУ ЦЗН Кстовского района было предложено в срок до 10.06.2009 рассмотреть и принять меры к устранению причин и условий совершения нарушений и недопущению впредь выявленных в ходе проверки нарушений требований нормативных и правовых актов, а также рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц и представить в управление информацию о принятых мерах и копию приказа по результатам проверки (в случае его издания) в срок до 25.06.2009.
Учреждение не согласилось с вынесенным представлением в части выводов о нецелевом использовании бюджетных средств, принятия мер к устранению причин и условий совершения бюджетного нарушения и выявления и привлечения к ответственности виновных лиц и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанной нормы, а также положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия.
В соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, то есть контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств считается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 284 Кодекса руководители федеральных органов исполнительной власти и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса (к числу которых отнесено нецелевое использование бюджетных средств) вправе в числе прочего вынести руководителям получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
В подпункте 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Материалы дела свидетельствуют, что Управление, в рамках реализуемых им полномочий, в качестве применения мер принуждения за нарушение ГЗ ЦЗН Кстовского района бюджетного законодательства вынесло представление.
Данный документ адресован руководителю учреждения; носит властно-распорядительный характер, поскольку содержит не только информацию о нецелевом использовании средств федерального бюджета, но и устанавливает запрет на выплату денежных средств отдельным категориям работников; возлагает на адресата обязанность принять меры по пресечению выявленных нарушений (принять меря по устранению причин и условий совершения нарушений, рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц) и сообщить о принятых мерах в установленный срок.
В данном случае представление является не процедурным документом, на основании которого Управление может принимать дополнительные решения, а окончательным, принятым по результатам проверки расходования средств федерального бюджета.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое представление носит характер ненормативного правового акта, и спор подлежит рассмотрению по существу.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно письму Минфина РФ от 14.04.2006 №02-14-10/880, действовавшего на момент проведения проверки (утратило силу 21.07.2009 - письмо Минфина РФ от 21.07.2009 № 02-05-10/2931) разъясняющего порядок применения Приказа Минфина РФ от 21.12.2005 №152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» в части отнесения отдельных расходов на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации РФ», применяемого в части не противоречащей Приказу Минфина РФ от 24.08.2007 №74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ», расходы на организацию и проведение разных мероприятий, осуществляемых получателями бюджетных средств в рамках своей деятельности могут осуществляться двумя способами:
1. путем оформления между заказчиком мероприятия (получателем бюджетных средств) и исполнителем договора, в рамках которого исполнитель берет на себя организацию мероприятия и осуществление всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы). То есть исполнитель в рамках такого рода договоров берет на себя обязательства по осуществлению всех действий, необходимых для достижения цели мероприятия, для обеспечения которого он заключен. В этом случае заказчик мероприятия расходы по оплате договора на организацию и проведение работ и мероприятий в рамках текущей деятельности должен относить на подстатью 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
2. путем оформления между заказчиком мероприятия (получателем бюджетных средств) и исполнителем договора на оказание соответствующих услуг, передачу конкретных материальных ценностей. То есть исполнитель в рамках такого рода договоров принимает на себя обязательства по осуществлению одного конкретного действия, с осуществлением которого цели мероприятия не достигаются. В этом случае заказчик мероприятия расходы по оплате договоров в рамках текущей деятельности должен осуществлять по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов, исходя из их экономического содержания.
В соответствии с пунктом 3 Административного регламента государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.06.2007 г. № 400 (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.07.2007 N 9835; далее -Административный регламент) государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодоления последствий длительной безработицы, повышения мотивации к труду, самокорреляции и способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.
Согласно пункту 5 Административного регламента предоставление вышеуказанной услуги может сопровождаться оказанием следующих государственных услуг: по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения и (или) психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, а также информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, содействию гражданам в поиске подходящей работы, содействию самозанятости безработных граждан.
Принимая во внимание вышеуказанное, предоставленное бюджетополучателю пунктом 4.6. Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 г. № 485 право на приобретение оборудования в соответствии с технологиями реализации мероприятий по социальной адаптации на рынке труда (компьютеров, средств электронно-вычислительной техники, программного обеспечения, оборудования локальных и информационных сетей, включая сеть «Интернет», оргтехники, аудио- и видеотехники), канцелярских товаров, не может отождествляться с оказанием вышеназванной услуги.
Как видно из материалов дела, в 2008 года ГУ ЦЗН Кстовского района были заключены и полностью оплачены за счет средств, выделенных по подстатьям КОСГУ 226, два договора на приобретение оборудования в соответствии с технологией реализации мероприятий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда:
- Договор №282 от 26.09.2008 с ЗАО «ЭксперТ» на сумму 23.000 руб.;
- Договор №328 от 25.11.2008 с ООО «АТ-КОМ» на сумму 52030 руб.
Согласно товарной накладной от 29.09.2008 г. № Э000000917, счета-фактуры от 29.09.2008 г. № 917 и платежного поручения от 30.09.2008 г. № 814 в рамках договора от 26.09.2008 г. № 282 ЗАО «ЭксперТ» ГУ ЦЗН Кстовского района были переданы системный блок и программное обеспечение.
Согласно товарной накладной от 25.11.2008 №1957, счета-фактуры от 25.11.2008 №1959 и платежного поручения от 30.09.2008 №814 в рамках договора от 25.11.2008 №972 ООО «АТ-КОМ» ГУ ЦЗН Кстовского района были переданы ноутбук, принтер, экран на треноге, аккумуляторы, зарядное устройство и звуковые колонки.
Таким образом, в связи с вышеизложенным, отнесение указанных выше расходов должно осуществляться на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов, исходя из их экономического содержания, поскольку указанные расходы не являются расходами на осуществление государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, а являются лишь расходами по оплате действий контрагентов ее обеспечивающих.
Оборудование (системный блок, программное обеспечение, ноутбук, принтер, экран на треноге, аккумуляторы, зарядное устройство и звуковые колонки), приобретенное ГУ ЦЗН Кстовского района по указанным выше договорам, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-64, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 №359, относится к основным средствам.
Следовательно, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 214.08.2007 №74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ», утратившего законную силу с 01.01.2009, приобретение основных средств должны производиться за счет средств, выделенных по подстатье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о правомерном выявлении Управлением нецелевого расходования денежных средств федерального бюджета, выделенных ГУ ЦЗН Кстовского района в качестве субвенций на осуществление государственной функции в области содействия занятости населению, в связи с чем, в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на заявителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина подлежит оплате организациями в размере 2.000 руб.
Заявителем при подаче настоящего заявления оплачена госпошлина в размере 1.000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Государственного учреждения Центр занятости населения Кстовского района Нижегородской области о признании недействительным Представления о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства №32-02-01-04/2395 от 14.05.2009 в части - нецелевого использования средств федерального бюджета на сумму 75.030 рублей; принятия мер к устранению причин и условий совершения бюджетного нарушения; выявления и привлечения к ответственности виновных лиц, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Нижегородской области, отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Центр занятости населения Кстовского района Нижегородской области в доход федерального бюджета судебные расходы в сумме 1.000 рублей.
Исполнительный лист выдать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Судья Г.И.Мустафаев