ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-20744/17 от 15.09.2017 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-20744/2017

г. Нижний Новгород 27 сентября 2017 года

Резолютивная часть решения вынесена 15 сентября 2017 года
Дата изготовления мотивированного решения 27 сентября 2017 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-467),

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление

индивидуального предпринимателя Санькова Александра Александровича (ОГРНИП 316623400062635, ИНН 621902252590) об отмене постановления №17100133 от 21.06.2017 Заместителя Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Нижегородской области, в соответствии с которым ИП Саньков А.А. привлечен к административной ответственности по ст.14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказание в виде предупреждения,

установил:

ИП Саньков А.А. (далее – заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об отмене постановления №17100133 от 21.06.2017 Заместителя Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Нижегородской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление), в соответствии с которым ИП Саньков А.А. привлечен к административной ответственности по ст.14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказание в виде предупреждения.

Определением от 19.07.2017 заявление было принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам было предоставлено время для направления доказательств и отзыва на исковое заявление, в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В установленный судом срок административный орган в материалы дела представил отзыв на заявление и копии материалов административного дела.

Доводы заявителя сводятся к тому, что в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения.

Согласно представленной позиции, административный орган возражает против удовлетворения заявленных требований.

15.09.2017 вынесена резолютивная часть решения. 20.09.2017 от административного органа поступило ходатайство об изготовлении полного текста решения.

Ходатайство заявителя рассмотрено и на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит удовлетворению.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, полномочия лица, составившего постановление об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 03.04.2017 в адрес Управления поступило обращение потребителя о нарушениях при продаже товара - универсального детектора «Спасатель».
По результатам рассмотрения обращения потребителя Управлением установлены следующие обстоятельства.

В своем обращении потребитель указывает, что 23.01.2017 в его квартиру для проверки газового оборудования вошли несколько человек и представились сотрудниками газовой службы. Когда они начали проверять своим прибором на предмет утечки газа, потребителю было сообщено о том, что законом предусмотрено обязательное приобретение товара универсальный детектор «Спасатель». Также сообщили, что в случае отказа от приобретения данного товара потребитель в дальнейшем приобретет его по цене 25000рублей и, возможно, за нарушение данного прибора газовая служба начислит потребителю штраф.

По причине указания работником на обязанность установки таких приборов, установленную законодательством, потребителем был приобретен Универсальный детектор «Спасатель» стоимостью 4900 рублей. Тем не менее, обязательная установка гражданами, в чьих домах установлено газовое оборудование, приборов контроля утечки газа, в частности Универсального детектора «Спасатель», не регламентируется законодательством России.

24.01.2017 потребитель обратился с письменной претензией в адрес предпринимателя с требованием возврата денег за товар. Однако данное требование потребителя предпринимателем было проигнорировано, в его удовлетворении отказано.

Усмотрев в деянии предпринимателя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 14.15 КоАП РФ, административный орган в отсутствии надлежащим образом извещенного предпринимателя, что подтверждается почтовым уведомлением о получении им по своему адресу вызова для возбуждения дела об административном правонарушении от 05.04.2017, 10.05.2017 составил в отношении предпринимателя протокол об административной правонарушении №17100133.

21.06.2017 административный орган в отсутствие надлежащим образом извещенного предпринимателя, что подтверждается почтовым уведомлением о получении им по своему адресу определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.05.2017, вынес оспариваемое постановление №17100133, которым привлек предпринимателя к административной ответственности по указанной норме в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии со ст.14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно пункту 1 статьи 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных КоАП РФ, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.

В части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

По смыслу части 2 статьи 1.5 КоАП РФ вина лица, привлекаемого к административной ответственности, должна быть установлена и доказана административным органом.

В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

Административный орган указывает, что в нарушение п.51 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила) в товарном чеке выданным потребителю не указано о месте продажи товара.

Согласно п.4 Правил ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.

При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, медицинских изделий, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

В соответствии с п.20 Правил договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.

При разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил) покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.

Согласно п.46 Правил в случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, артикул, сорт (при наличии), вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.

В соответствии с п.47 Правил бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.

Согласно п.51 Правил при передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы).

В случае, предусмотренном пунктом 46 настоящих Правил, вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, содержащий указанные в этом пункте сведения.

При этом п.74 ГОСТа Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, установлено, что разносная торговля: Форма мелкорозничной торговли, осуществляемая вне стационарной торговой сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, дому или улице.

К разносной торговле относят торговлю с рук, ручных тележек, через прилавки, из корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров.

Согласно материалам дела, потребителю при покупке товара был выдан товарный чек, в котором указан номер - С0018629, дата - 23.01.2017, наименование товара - Универсального детектора «Спасатель», количество – 1 ед., цена товара – 4900 руб., подпись и печать продавца. Кроме того, покупателю передан технический паспорт.

Из представленных материалов дела следует, что в данном случае была осуществлена разносная торговля и в товарном чеке указана вся необходимая информация. Доказательств обратного, административным органом не представлено.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

требования индивидуального предпринимателя Санькова Александра Александровича (ОГРНИП 316623400062635, ИНН 621902252590) удовлетворить.

Постановление Заместителя Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Нижегородской области №17100133 от 21.06.2017 о привлечении индивидуального предпринимателя Санькова Александра Александровича (ОГРНИП 316623400062635, ИНН 621902252590) к административной ответственности по ст.14.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения отменить.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 15-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 15-ти дневного срока со дня принятия решения.

Судья А.В.Леонов