АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-20828/2016
г. Нижний Новгород 19 декабря 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 декабря 2016 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-528), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вершининой Е.И., рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу о взыскании с открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал» (ОГРН 1065257065268, ИНН 5257086827) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, осуществленное в период со 2 по 3 квартал 2015 года в сумме 32 512 462,84руб.,
при участии представителей сторон:
от истца: Кушнир В.В. (доверенность от 08.12.2016),
от ответчика: Рекунов М.А. (доверенность от 01.01.2016), Шахова И.М. (доверенность от 27.05.2016),
установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратился Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу (далее – заявитель, Департамент_ с уточненным заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал» (далее – ответчик, общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, осуществленное в период со 2 по 3 квартал 2015 года в сумме 32 512 462,84руб.
Рассматриваемое требование заявлено Департаментов в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632, пункта 5.9 положения о Департаменте, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 №487. Как отмечает истец, причиной обращения в арбитражный суд послужила недоплата ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду во 2, 3 кварталах 2015 года и неисполнение требования об уплате задолженности в добровольном порядке.
Департамент не согласен с позицией ответчика о снижении суммы подлежащей взысканию задолженности, поскольку считает, что поскольку на дату принятия решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – НООЛР) действовал приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 №50 в редакции от 22.12.2010, устанавливающей срок действия утвержденных нормативов на срок действия лицензии, срок действия нормативов закончился 07.05.2015, до настоящего времени ответчик за утверждением новых нормативов не обращался, в связи с чем, ответчик обязан вносить плату за негативное воздействие с пятикратным коэффициентом.
Подробно позиция Департамента изложена в заявлении, ходатайствах и поддержана представителем в судебном заседании.
Ответчик, не оспаривая наличие задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, осуществленное в период со 2 по 3 квартал 2015 года, просит суд удовлетворить заявленное требование в части. Полагает подлежащей взысканию суммой 29 699 029, 88 руб. согласно представленному расчету.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на то обстоятельство, что, несмотря на то, что на дату принятия решения об утверждении НООЛР срок действия лицензии №ОП-40-002451 от 07.05.2010 был установлен до 07.05.2015, в силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в настоящее время указанная лицензия признана бессрочной. В связи с этим, а также в соответствии с пунктом 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50 (в ред. от 25.07.2014) срок действия решения об утверждении НООЛР продлевается до 09.12.2018, а, значит, повышенный коэффициент не должен использоваться при расчете платы за негативное воздействие.
Подробно доводы ответчика изложены в отзывах на заявление и поддержаны представителями в судебном заседании.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд удовлетворяет требование Департамента в части по следующим основаниям.
По результатам проверки исполнения обществом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, Департамент пришел к выводу о наличии у общества задолженности по внесению такой платы за 2-3 квартал 2015 года в размере 32 512 460 руб. 76.
В связи с этим, обществу было направлено требование от 30.03.2016 №01-15/2067 об оплате задолженности в течение 30 календарных дней с даты получения требования.
Почтовым уведомлением подтверждается, что указанное требование было получено 28.03.2016. Однако в добровольном порядке общество не погасило задолженность.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
При рассмотрении настоящего дела заявитель сумму подлежащей взысканию задолженности уточнил, представил расчет, согласно которому с ответчика подлежит взысканию 32 512 462 руб. 84 коп.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон №7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления. Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 N 632 (далее – Порядок №632), предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Следовательно, невнесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, зачисление которых в силу статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит в бюджеты разных уровней, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиняемого природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.
Внесение экологических платежей - в силу того, что оно связано с необходимостью возмещения вреда окружающей среде, - обязательно, по общему правилу, для всех лиц, деятельность которых оказывает на окружающую среду негативное воздействие.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что общество осуществляет хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, а именно: осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности на основании лицензии от 07.05.2010 №ОП-40-002451 (52).
Общество предоставило в Департамент расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 и 3 квартал 2015 года, а также корректирующий расчет. Однако, задекларированная обществом сумма оплаты за негативное воздействие на окружающую среду обществом не оплачена, что ответчиком также не оспаривается.
Следовательно, требование Департамента о взыскании с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, осуществленное в период со 2 по 3 квартал 2015 года является обоснованным.
Вместе с тем, проверив расчет Департамента, суд полагает неправомерным применение Департаментом при его подготовке повышенного пятикратного коэффициента по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок №50).
Пункт 12 указанного Порядка в редакции Приказ Минприроды РФ от 22.12.2010 N 558 предусматривал следующее условие: для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I - IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I - IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
Данная редакция действовала с 04.03.2011 до 03.02.2015, когда в действие вступил приказ Минприроды России от 25.07.2014 N 338, внесший изменения в содержание пункта 12 Порядка №50.
Согласно пункту 12 Порядка №50 в редакции от 25.07.2014 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В силу пункта 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка N 632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 названного Порядка.
Пунктом 5 Порядка N 632 предусмотрено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Как следует из материалов дела, 07.05.2010 обществом получена лицензия №ОП-40-002451 (52) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. При выдаче указанной лицензии срок ее действия был установлен до 07.05.2015.
09.12.2013 Департаментом принято решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для общества сроком с 10.12.2013 по 07.05.2015.
При этом пунктом 3 Примечания к Документу об утверждении НООЛР Департамент установил, что документ об утверждении НООЛР устанавливается сроком на 5 лет (или на срок действия лицензии) при условии ежегодного подтверждения неизменного производственного процесса и используемого сырья.
Неизменность производственного процесса и используемого сырья подтверждается техническими отчетами за 2014, 2015 года и не оспаривается представителем Департамента.
В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (действовавшего на момент получения обществом лицензии) до 04.05.2011 лицензированию подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
С 04.05.2011 вступил в силу Федеральный закон №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 которого лицензированию стала подлежать деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Федеральным законом N 93-ФЗ от 25.06.2012 наименование лицензируемого вида деятельности изменилось на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ, лицензирование видов деятельности, не указанных в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензирования видов деятельности, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно. Указанный закон вступил в силу с 03.11.2011.
В данном случае срок действия лицензии от 07.05.2010 №ОП-40-002451 (52), выданной заявителю, на момент вступления в законную силу Федерального закона N 99-ФЗ не истек, а значит, в силу статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ данная лицензия с 03.11.2011 действует бессрочно.
Аналогичный вывод содержится во вступивших в законную силу решениях Арбитражного суда Нижегородской области от 24.03.2016 по делу №А43-37/2016, от 22.07.2014 по делу №А43-29123/2013.
Таким образом, на момент принятия Департаментом решения №721-р от 09.12.2013 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для общества лицензия общества №ОП-40-002451 (52) от 07.05.2010 действовала бессрочно.
Следовательно, в силу пункта 12 Порядка №50 в редакции Приказ Минприроды РФ от 22.12.2010 N 558, действовавшего на момент утверждения НООЛР для общества, срок действия утвержденных нормативов подлежал утверждению на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, то есть бессрочно.
Между тем приказ Минприроды России от 25.07.2014 N 338 в содержание пункта 12 Порядка №50 были внесены указанные выше изменения, согласно которым нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета по обращению с отходами.
Материалами дела подтверждается, что указанное условие было соблюдено обществом, а именно: 15.12.2015 в Департамент представлен Технический отчет по обращению с отходами. Кроме того, общество предоставило в Департамент Технический отдел о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, утвержденный 18.12.2014.
Доказательств изменения обществом производственного процесса и используемого сырья в спорный период Департаментом не представлено и неизменность производственного процесса Департаментом не оспаривается.
Следовательно, в силу пункта 12 Порядка №50 приказ Минприроды России от 25.07.2014 №338 с учетом соблюдения обществом предусмотренного названным пунктом условия предоставления технического отчета по обращению с отходами, пункта 3 Примечания к Документу об утверждении НООЛР решения «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 09.12.2013 №721-р, срок действия утвержденных указанным решением лимитов подлежит продлению на 5 лет до 09.12.2018.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что срок действия лимитов на размещение отходов в спорный период (2,3 квартал 2015 года) не истек, что свидетельствует об отсутствии факта сверхлимитного размещения отходов в данный период.
Следовательно, при расчеты платы обществом за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 кварталы 2015 года не подлежит применению повышенный коэффициент ввиду действия утвержденных решением Департамента НООЛР.
Ввиду изложенных обстоятельств обществом правомерно была произведен корректирующий расчет платы за 2 квартал 2015 года, который был направлен в Департамент 02.12.2015.
Письмом от 31.12.2015 № 01-15/10223 Департамент Росприроднадзора по ПФО отказал в приеме корректирующего расчета платы за НВОС за 2 квартал 2015 года.
Не согласившись с отказом Департамента общество повторно направило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года, а также за 3 и 4 кварталы 2015 года в Департамент, что подтверждается копией уведомления.
Корректировка расчета платы за 3 квартал и 4 квартал 2015 года проведена обществом по аналогичным основаниям, что и корректировка 2 квартала 2015 года.
До настоящего времени Департамент отказ в принятии корректировок расчета платы за 2, 3, 4, кварталы 2015 года обществу не представил, что свидетельствует о приятии Департаментом указанных корректирующих расчетов. Доказательства обратного заявителем в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены в материалы дела.
Представленными обществом в материалы дела платежными поручениями подтверждается и не оспаривается Департаментом частичная оплата задолженности за 2-3 кварталы 2015 года на сумму 170000рублей.
Согласно представленному обществом контррасчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 квартал 2015 года, проверенному судом и признанному верным, задолженность по оплате составляет 29 699 029рублей 88копеек.
На основании изложенного требование Департамента подлежит удовлетворению в указанной сумме.
Аналогичный вывод содержится определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2016 №307-КГ16-11344 по делу №А42-5736/2014.
Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по оплате государственной пошлины в размере 171 495рублей 15 копеек в соответствии со статьей 100 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на ответчика и подлежат взысканию с доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал» (ОГРН 1065257065268, ИНН 5257086827) в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1025203013516 ИНН 5260107770) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, осуществленное в период со 2 по 3 квартал 2015 года в размере 29 699 029рублей 88копеек.
Взыскать с открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал» (ОГРН 1065257065268, ИНН 5257086827) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 171 495рублей 15 копеек.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья М.Г.Чепурных