АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-21394/2009
35-348
г. Нижний Новгород 07 августа 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07 августа 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Садовской Г.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Садовской Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания №1» об отмене постановления Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (Дзержинский отдел) №09-057-771 от 24.06.2009 о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
с участием представителей:
заявителя : не явились, извещены надлежащим образом;
ответчика: ФИО1 (доверенность от 12.01.2009).
Установил
В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания №1», г. Дзержинск Нижегородской области, (далее – ООО «ГУК № 1», Общество, заявитель) с заявлением об отмене постановления Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (Дзержинский отдел; далее-Инспекция, Административный орган) №09-057-771 от 24.06.2009 о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее-КоАП НО) в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
В обоснование заявленного требования Обществом указано, что выявленные нарушения не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В связи с изложенным, заявитель просил суд признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить общество от административной ответственности, применив статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявителем заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. Указанное ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом.
Представитель административного органа в ходе судебного заседания и в отзыве на заявление отклонил требование заявителя и находит оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв сроком до 31.07.2009 09 часов 40 минут. После перерыва рассмотрение дела было продолжено.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителя административного органа, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Инспекции 04.06.2009 по адресу <...> выявлены, нарушения статей 1-3, частей 3,4,5 статьи 32 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, утвержденных Постановлением Городской Думы г.Дзержинска Нижегородской области от 26.04.2006 №65, а именно по указанному адресу Обществом не приняты меры по содержанию зеленных насаждений по указанному адресу: не произведена вырубка и кронирование деревьев, на участках озеленения дворовой территории не произведен квалифицированный уход за зелеными насаждениями (санитарная рубка кустарника, кронирование деревьев, покос травы).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки в сфере благоустройства №09-057-217 от 04.06.2009.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Дзержинского отдела инспекции, в пределах предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, в отношении Общества 05.06.2009 составлен протокол №09-057-41 об административном правонарушении. Данный протокол составлен без участия законного представителя общества, заранее извещенного о месте и времени составления протокола уведомлением от 04.06.2009 №09-057-649, полученным ООО «ГУК № 1» 04.06.2009 (вх.№980).
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, начальником Дзержинского отдела инспекции 24.06.2009 вынесено постановление № 09-057-771 о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей. Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии законного представителя, надлежащим образом извещенного уведомлением о рассмотрении дела об административном правонарушении в сфере благоустройства от 19.06.2009 №09-057-681, полученным ООО «ГУК № 1» 23.06.2009 (вх.№2161).
Не согласившись с данным постановлением Общество, обратилось в арбитражный суд. Оценив законность и обоснованность требований суд счел их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По общему правилу пунктов 18, 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организации благоустройства и озеленения территории поселения.
Для городских и поселковых территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории г. Дзержинск Постановлением Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 26.04.2006 №65 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, которыми определен порядок уборки и содержания указанных территорий (далее – правила). Нормы и требования названных правил в сфере внешнего благоустройства обязательны к исполнению для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории г. Дзержинска Нижегородской области, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Согласно пунктам 1, 3, 6,7 статьи 2 Правил юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений; производят уборку территории, находящейся в их ведении, и прилегающей территории: в длину – на протяжении всей территории домовладения или участка, включая парковку или стоянку, в ширину – до прибордюрной полосы проезжей части улицы (при отсутствии парковки) и внутриквартальные проезды.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Правил юридические и физические лица, имеющие зеленые насаждения на закрепленных за ними и прилегающих территориях, обязаны обеспечивать полную сохранность и квалифицированный уход за существующими зелеными насаждениями, а также принимать меры к расширению площади озеленения до проектной по генеральному плану согласно градостроительным и санитарно-гигиеническим нормам; регулярно проводить весь комплекс агротехнических мер по уходу за зелеными насаждениями.
В силу части 4 статьи 32 Правил юридические и физические лица, осуществляют снос и пересадку деревьев и кустарников, изменение планировки зеленых насаждений или садово-паркового оборудования (при строительстве, реконструкции, ремонте и других работах) только при наличии разрешения уполномоченных организаций до начала работ.
Вырубка деревьев и кустарников осуществляется, только в следующих случаях:
а) реализации предусмотренного градостроительной документацией проекта, разработанного в соответствии с генеральным планом развития города и имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы;
б) проведения санитарных рубок и реконструкции зеленых насаждений;
в) восстановления по заключению органов санитарно-эпидемиологического надзора нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением правовых актов, утвержденных федеральными органами исполнительной власти;
г) ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе ремонта подземных коммуникаций и капитальных инженерных сооружений;
Кроме того, физические и юридические лица обязаны осуществлять своевременный покос травы в газонах (высота травостоя в газонах должна быть 6 - 8 см). Скошенная трава подлежит уборке в течение 3 суток;
На основании части 5 статьи 32 Правил рубка деревьев и их вывоз осуществляются организациями, производящими работы по удалению сухостойных, аварийных, потерявших декоративность деревьев и обрезке ветвей в кронах, в течение рабочего дня с озелененных территорий вдоль основных улиц города и в течение суток с улиц второстепенного значения и дворовых территорий. Пни, оставшиеся после вырубки сухостойных, аварийных деревьев, должны быть удалены в течение суток на основных улицах и магистралях города и в течение трех суток на улицах второстепенного значения и дворовых территориях.
Нарушение правил содержания зеленых насаждений, повреждение деревьев, кустарников, газонов и цветников образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Между тем, в силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как следует из вышеуказанных частей 4,5 статьи 32 Правил рубка деревьев (в том числе и кронирование) осуществляется только в случаях прямо предусмотренных Правилами, организациями, производящими работы по удалению сухостойных, аварийных, потерявших декоративность деревьев и обрезке ветвей в кронах.
Между тем, имеющийся в материалах дела акт проверки в сфере благоустройства №09-057-217 от 04.06.2009, протокол об административном правонарушении в сфере благоустройства №09-057-41 от 05.06.2009, постановление по делу об административном правонарушении в сфере благоустройства №09-057-771 от 24.06.2009 не содержат указания на конкретный случай, указанный в Правилах послуживший основанием для вырубки и кронирования деревьев. Названные документы не содержат также указания на местонахождения соответствующих деревьев на дворовой территории по адресу <...>.
В соответствии с указанной частью 4 статьи 32 Правил высота травостоя в газонах должна быть 6 - 8 см. Однако, материалы административного дела, не содержат информацию о высоте травостоя в газонах на дворовой территории по обозначенному адресу.
Кроме того, согласно имеющимся в материалах дела акту проверки в сфере благоустройства №09-057-217 от 04.06.2009, протоколу об административном правонарушении в сфере благоустройства №09-057-41 от 05.06.2009, постановлению по делу об административном правонарушении в сфере благоустройства №09-057-771 от 24.06.2009. Проверка сопровождалась фотосъемкой. Однако, административным органом соответствующие фотографии представлены не были.
На основании части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы, суд пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по данному административному делу, свидетельствующие о совершении заявителем административного правонарушения, не подтверждаются представленными в материалы дела документами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что административный орган оспариваемым постановлением необоснованно привлек заявителя к административной ответственности в связи с недоказанностью объективной стороны вмененного административного правонарушения, и, как следствие, - состава правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких условиях, суд находит постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности незаконным и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене.
Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания №1» удовлетворить.
Постановление Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (Дзержинский отдел) №09-057-771 от 24.06.2009 о привлечении ООО «Городская управляющая компания №1»к административной ответственности по части 7 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 2 000 рублей отменить.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступить в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течении 10-ти дневного срока со дня принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Судья Г.А.Садовская