АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-21623/2021
Нижний Новгород 16 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2021
Полный текст решения изготовлен 16.08.2021
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи (шифр 2-139) Мясниковой Екатерины Николаевны (протокол судебного заседания ведет секретарь судебного заседания Жаринова Е.М.),
при участии представителей
ответчика: ФИО1 по доверенности от 11.01.2021 № 91,
рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Агропромышленное объединение Элеком" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.06.2021 №0919-10/ЮЛ, вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия,
и установил:
открытое акционерное общество "Агропромышленное объединение Элеком"
(далее - ОАО "АПО Элеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
от 22.06.2021 №0919-10/ЮЛ, вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление).
Управление против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве; пояснило, что установленная природоохранным законодательством отчетность представлена ОАО "АПО Элеком" 24.04.2021 и 29.04.2021, т.е. с нарушением установленного срока.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства заявитель не обеспечил явку представителя в суд.
Рассмотрев материалы дела, проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд установил следующее.
Согласно выписке ЕГРЮЛ от 25.05.2021 основным видом деятельности
ОАО «АПО Элеком» является производство муки из зерновых культур (ОКВЭД 10.61.2).
ОАО «АПО Элеком» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, подлежащего региональному государственному экологическому надзору, с кодом № 89-0213-001188-П.
Управление на основании служебной записки от 12.05.2021 № 01-08/0919 поступившей от отдела разрешительной деятельности по Республике Мордовия в отношении ОАО "АПО Элеком" выявлено несвоевременное представление в Управление в установленные сроки отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а именно:
- отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (в том числе по таким наименованиям упаковки товаров, как мешки и сумки, включая конические, из прочных пластмасс, кроме полимеров этилена).
- декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год (в том числе по таким наименованиям упаковки товаров, как мешки и сумки, включая конические, из прочных пластмасс, кроме полимеров этилена).
- расчет суммы экологического сбора за 2020 год (на общую сумму в размере
2 025, 79 руб).
Место совершения правонарушения: шоссе Хлебное, д. 1, п. Ромоданово, Ромодановский р-он, Республика Мордовия.
В нарушении вышеуказанных требований ОАО «АПО Элеком» установленная природоохранным законодательством отчетность представлена 24.04.2021 и 29.04.2021 года.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 15.06.2021 составлен протокол № 0919-10/ЮЛ об административном правонарушении. Данный протокол составлен в присутствии представителя Общества ФИО2 (доверенность от 10.06.2021 № 11/21), извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В связи с выявленными нарушениями Управлением, в присутствии представителя общества ФИО2 (доверенность от 10.06.2021 № 11/21), вынесено постановление от 22.06.2021 № 0919-10/ЮЛ по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2. Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Согласно пунктам 16, 17 статьи 24.2. Федерального закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2010 утверждены Правила предоставления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.
Настоящие Правила устанавливают порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее соответственно - отчетность, нормативы утилизации, отходы) производителями товаров, импортерами товаров, а также осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию (пункт 1 Правил).
В пункте 5 Правил определено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1520 "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров" (далее - система учета отходов).
Согласно пункту 10, 12 Правил отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год. Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
За непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, российский экологический оператор несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Пункт 29 Правил).
Вместе с тем, административным органом установлено, что ОАО "АПО Элеком" установленная природоохранным законодательством отчетность представлена с нарушением сроков:
- отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (в том числе по таким наименованиям упаковки товаров, как мешки и сумки, включая конические, из прочных пластмасс, кроме полимеров этилена) представлена 29.04.2021;
- декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год (в том числе по таким наименованиям упаковки товаров, как мешки и сумки, включая конические, из прочных пластмасс, кроме полимеров этилена представлена 24.04.2021.
- расчет суммы экологического сбора за 2020 год (на общую сумму в размере
2 025, 79 руб) представлен 29.04.2021.
Факт выявленного нарушения подтвержден материалами административного дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 15.06.2021 № 0919-10/ЮЛ, документами представленными в дело.
Довод заявителя о том, что выработка муки не производилась и упаковка (мешки) не использовалась в связи с консервацией мельницы, не имеет значения для настоящего дела, поскольку Общество привлечено к административной ответственности за нарушение сроков предоставления отчетности, что заявителем не оспаривается.
Таким образом, в деянии ОАО « АПО Элеком» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, что подтверждается собранными по делу доказательствами, фактическими данными, которые установлены протоколом об административном правонарушении.
При производстве по делу об административном правонарушении каких-либо процессуальных нарушений, не установлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Таким образом, суд, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ.
Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.
На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Следовательно, совершение правонарушения впервые, отсутствие вреда, устранение нарушений являются смягчающими ответственность обстоятельствами, но не освобождают заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем суд, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения, поскольку рассматриваемое правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования при обращении с отходами.
Возможности замены административного наказания на предупреждение судом не усматривается в силу следующего.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу.
Таким образом, условиями применения правила статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В отсутствие в совокупности всех указанных выше обстоятельств возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
На дату рассмотрения настоящего дела доказательства того, что Общество состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют. Кроме того, выявленные административным органом нарушения посягают на установленный законодательными и нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования.
При таких обстоятельствах, в силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда отсутствуют достаточные и необходимые в совокупности основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения Обществу административного наказания в виде предупреждения.
Оспариваемым постановлением Обществу назначено наказание в виде минимального размера административного штрафа, что соответствует признаку разумности и справедливости за совершение вменяемого правонарушения.
На основании изложенного, оспариваемое Обществом постановление является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
отказать открытому акционерному обществу "Агропромышленное объединение Элеком" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в удовлетворении заявления.
Возвратить открытому акционерному обществу "Агропромышленное объединение Элеком" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) из федерального бюджета Российской Федерации 6 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 02.07.2021 № 587, на основании данного решения.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дней с момента его принятия.
Судья Е.Н Мясникова