ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-22007/12 от 10.12.2012 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-22007/2012

г. Нижний Новгород 14 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 14 января 2013 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-606  )

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобановой И.В.,

при участии в заседании представителей:

отсутствуют,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

администрации р.п. им. М.И. Калинина Ветлужского района Нижегородской области (ОГРН 1025201202938 ИНН 5209002665) (далее – заявитель, Администрация) о признании недействительными пункта 1 раздела I и пункта 2 раздела II представления №306-23-3-3881/12 от 03.07.2012 для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, вынесенного Министерством финансов Нижегородской области (далее – ответчик, Министерство финансов) (требования с учетом их уточнения в части номера оспариваемого представления, см. л.д. 19).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области (далее – Министерство социальной политики).

В ходе судебного заседания 03.12.2012 судом объявлялся перерыв до 10.12.2012, после чего рассмотрение дела было продолжено.

Участники процесса, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания после перерыва, явку своих представителей не обеспечили. В связи с этим и на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение дела проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела поддержал заявленное требование в полном объеме.

Представитель Министерства финансов в отзыве, а также в судебном разбирательстве пояснил, что считает оспариваемое представление законным, а заявление Администрации необоснованным.

Министерство социальной политики в отзыве на заявление и его представитель в процессе рассмотрения дела поддержал позицию заявителя.

Изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить заявленное требование в связи со следующим.

Должностным лицом Министерства финансов в период с 29.05.2012 по 31.05.2012 в соответствии с планом контрольной работы на 2-ой квартал 2012 года на основании поручения начальника КРУ Министерства финансов Нижегородской области от 23.05.2012 №306-23-05/17-14 в рамках проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных администрации Ветлужского района Нижегородской области в виде субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, была проведена проверка заявителя на предмет обоснованности постановки граждан отдельных категорий на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Факт проведенного проверочного мероприятия зафиксирован в акте проверки от 31.05.2012 (л.д. 64, 65).

В ходе проверки ответчиком было выявлено нарушение, выразившееся в необоснованной постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении инвалида Великой Отечественной Войны (ВОВ) Кучука В.Н.

На основании материалов проверки Министр финансов Нижегородской области выдал главе Администрации представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков от 03.07.2012 №306-23-3-3881/12 (л.д. 66, далее – оспариваемое представление).

В разделе Iоспариваемого представлении указано, что в нарушение ФЗ «О ветеранах» и указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008 №714 был допущен факт неправомерного признания инвалида ВОВ Кучука В.Н. нуждающимся в жилом помещении. При принятии решения о постановке на учет Кучука В.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении, по мнению Министерства финансов, жилищно-бытовой комиссией Администрации не был исследован вопрос о вступлении в права наследства Кучука В.Н., а именно: Кучук В.Н., фактически проживая по адресу: Ветлужский район Нижегородской области, р.п. Калинина, ул. Рабочая, д.16, владел и пользовался домом своей умершей жены – Кучук В.А., т.е. совершил действия, свидетельствовавшие о фактическом принятии наследства. На этом основании ответчик сделал вывод о том, что ввиду неправомерной постановки Администрацией Кучука В.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении администрацией Ветлужского района Нижегородской области было допущено незаконное предоставление единовременной денежной выплаты в рамках реализации вышеназванных нормативных правовых актов в сумме 1.188.000 рублей, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

В пункте 2 раздела II оспариваемого представления Министерство финансов, руководствуясь частью 1 статьи 22 Закона Нижегородской области «О государственном финансовом контроле в Нижегородской области» и пунктом 2 части 3 статьи 44 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области», предложило Администрации возместить в областной бюджет использованные не по целевому назначению 1.188.000 рублей в соответствии с Порядком возмещения средств областного бюджета, использованных незаконно или не по целевому назначению, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 №818.

Оспариваемым представлением также предложено в течение 30 дней с момента его получения рассмотреть это представление, принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения и недопущению их в дальнейшем, а также рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц и представить в Министерство финансов информацию о принятых мерах.

Администрация направила ответ на оспариваемое представление, где изложила свою точку зрения на сложившуюся ситуацию (см. л.д. 67, 68), однако письмом от 01.08.2012 Министерство финансов сообщило заявителю о возможности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании оспариваемого представителя недействительным.

Считая оспариваемое представление в части его пункта 1 раздела I и пункта 2 раздела IIвынесенным с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации, а также полагая, что оно ущемляет права и законные интересы Администрации в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Министерство финансов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно частям 1 и 3 Закона Нижегородской области «О государственном финансовом контроле в Нижегородской области» при выявлении в результате проведенных контрольных мероприятий нарушений законодательства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Нижегородской области органом государственного финансового контроля (коим на основании статьи 5 этого же закона в числе прочих является и министерство финансов Нижегородской области) в течение 30 дней после окончания контрольного мероприятия должностным лицам объекта контроля направляется предписание (постановление, представление, решение) о принятии мер по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц. Направленное по результатам контрольного мероприятия предписание (постановление, представление, решение) органа государственного финансового контроля является обязательным для исполнения   должностными лицами объекта контроля. Невыполнение в установленный срок предписания (постановления, представления, решения) органа государственного финансового контроля влечет за собой административную ответственность   в соответствии с законодательством.

Таким образом, оспариваемое представление содержит в себе обязательные для исполнения требования, соответственно, оно носит властно-распорядительный характер и может влечь за собой негативные последствия в случае его неисполнения. Следовательно, оспариваемое представление является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде по общим основаниям.

Частью 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что участниками бюджетного процесса, в числе прочих, являются органы государственного (муниципального) финансового контроля.

В частях 2 и 3 статьи 157 этого же кодекса указано, что органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами (должностными лицами) местных администраций, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В статье 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются этим кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом в соответствии со статьей 270 названного кодекса контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль   за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Согласно части 1 статьи 43 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области» финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти Нижегородской области, осуществляют министерство финансов Нижегородской области, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Частями 1 и 3 статьи 44 этого же закона установлено, что министерство финансов Нижегородской области осуществляет финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств областного бюджета, со средствами администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств. Министерство финансов Нижегородской области вправе: 1) проводить в организациях любых организационно-правовых форм, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка); 2) направлять руководителям проверяемых организаций, государственных предприятий и учреждений обязательные для исполнения представления об устранении выявленных нарушений и о возмещении причиненного ущерба; 3) осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений; 4) проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета; 5) осуществлять иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.

Понятие государственного финансового контроля в Нижегородской области дано в части 1 статьи 1 Закона Нижегородской области «О государственном финансовом контроле в Нижегородской области» – это установленная этим законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области деятельность органов государственного финансового контроля Нижегородской области по контролю за соблюдением органами государственной власти Нижегородской области, иными государственными органами Нижегородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, организациями и физическими лицами законодательства при осуществлении операций с финансовыми и материальными средствами Нижегородской области  , включающая контроль за эффективностью их использования.

Из содержания перечисленных правоположений следует, что Министерство финансов вправе осуществлять финансовый контроль в виде проверок соблюдения органами государственной власти области и органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации и Нижегородской области при осуществлении последними каких-либо операций с финансовыми и материальными средствами Нижегородской области.

Между тем, как видно из акта проверки в отношении заявителя, акта проверки от 01.06.2012 в отношении администрации Ветлужского района Нижегородской области, оспариваемого представления и иных представленных документов, мера социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты Кучуку В.Н. в размере 1.188.000 рублей на приобретение жилья была предоставлена (осуществлена выплата) не заявителем, а администрацией Ветлужского района Нижегородской области. Соответственно, заявитель не осуществлял каких-либо операций с финансовыми средствами Нижегородской области, выделенных администрации Ветлужского района Нижегородской области в виде субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, а значит к первому не может быть обращено требование о возмещении в областной бюджет использованных не по целевому назначению денежных средств.

Кроме того, суд отмечает, что проверочные мероприятия Министерства финансов в отношении заявителя фактически проведены в отношении законодательства, определяющего условия и порядок постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений. В пункте 4 части 1 статьи 14 этого же закона указано, что инвалидам войны в качестве меры социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

Согласно частям 1 и 4 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области  . На основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Таковым органом является Министерство социальной политики.

В рассматриваемой ситуации Кучук В.Н. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как инвалид ВОВ распоряжением Администрации от 18.03.2010 №71 (л.д. 34). Этому предшествовала проведенная на основании заявления Кучука В.Н. проверка его жилищных условий (см. акт обследования и протокол заседания жилищной комиссии л.д. 30, 31). При этом в протоколе отражено, что комиссией исследовался вопрос о фактическом вступлении в наследство Кучука В.Н. после смерти его жены Кучук В.А.

Упомянутое распоряжение Администрации в установленном порядке оспорено не было и представляет собой действующий ненормативный правовой акт органа местного самоуправления. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 25.11.2010 №2526-р Кучук В.Н. был включен в список ветеранов ВОВ в качестве получателя единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Суд также считает необходимым отметить, что в полномочия Министерства финансов не входит установление обстоятельств вступления в права наследования, в том числе и фактического принятия наследства. Более того, суду не представлено доказательств того, что Кучук В.Н. фактически принял наследство после смерти своей жены, в частности, что он вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (часть 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации). Факт регистрации в жилом доме по адресу: Ветлужский район Нижегородской области, р.п. Калинина, ул. Рабочая, д.16, сам по себе не означает, что Кучук В.Н. вступил во владение или в управление этим имуществом, а значит и фактически вступил в права наследования. Имея местом своей регистрации этот жилой дом, Кучук В.Н. проживал по другому адресу, о чем свидетельствуют доказательства, представленные в дело.

Кроме этого, пользование имуществом не предполагает автоматически и владения этим имуществом, что явствует из понятия собственности, под которым понимается наличие совокупности прав на владение, пользование и распоряжение имуществом (часть 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом одно лишь пользование имуществом не означает фактического принятия наследником имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление вынесено с нарушением требований действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Министерство финансов во исполнение правоположения пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило достаточных доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность оспариваемого представления в части его раздела I и пункта 2 раздела II, суд пришел к выводу о его несоответствии действующему законодательству Российской Федерации в этой части.

Оспариваемое представление в упомянутой части ущемляет права и законные интересы Администрации в сфере экономической деятельности, ибо оно незаконно устанавливает факты нарушения со стороны заявителя положений бюджетного законодательства Российской Федерации и необоснованно возлагает на заявителя обязанность по устранению нарушений.

При таких условиях заявленное требование Администрации подлежит удовлетворению, а оспариваемое представление в части его раздела I и пункта 2 раздела II– признанию недействительным.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование администрации р.п. им. М.И. Калинина Ветлужского района Нижегородской области (ОГРН 1025201202938 ИНН 5209002665) удовлетворить  .

Признать недействительным   представление №306-23-3-3881/12 от 03.07.2012 для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, вынесенное Министерством финансов Нижегородской области, в части его раздела I и пункта 2 раздела II.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.Ю. Мукабенов