ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-22053/14 от 24.06.2015 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-22053/2014

г. Нижний Новгород                                                           30 июня 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 июня 2015 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Садовской Галины Андреевны (шифр 35-610),

при ведении протокола судебного заедания помощником судьи Хохловой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Рекламная мастерская», г. Н.Новгород (ОГРН 1105257004710; ИНН 5257118490), о признании незаконными действий Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области, выразившихся в несогласовании установки рекламной конструкции 11201, расположенной на Московском шоссе в границах земельного участка индивидуального жилого дома № 352,

при участии представителей сторон:

от  заявителя: Урезовой Е.Н. (доверенность от 12.01.2015),

от заинтересованного лица: Департамент градостроительного развития территории Нижегородской областине явились, извещены надлежащим образом;

от третьих лиц:

Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области: не явились, извещены надлежащим образом

Муниципального казенного учреждения "Городской центр градостроительства и архитектуры Шайфлер Е.В. (доверенность от 19.01.2015)

Косыревой В.С. не явились, извещены надлежащим образом.

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Рекламная мастерская», г. Н.Новгород (далее – заявитель, Общество), с заявлением о признании незаконными действий Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области (далее – ответчик, Департамент), выразившихся в несогласовании установки рекламной конструкции 11201, расположенной на Московском шоссе в границах земельного участка индивидуального жилого дома № 352.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил свое требование и просит суд признать незаконными действия Департамента, выразившееся в несогласовании установки рекламной конструкции 11201, расположенной на Московском шоссе в границах земельного участка индивидуального жилого дома № 352, в качестве меры восстановительного характера признать незаконным исключение из перечня  мест (Приложение №2) Проекта изменений в Схему рекламной конструкции 6х3, расположенной по Московскому шоссе в границах земельного участка индивидуального жилого дома №352, а также обязать внести рекламную конструкцию 6х3, подлежащую установке по Московскому шоссе в границах земельного участка индивидуального жилого дома №352, в перечень мест (Приложение №2) Проекта изменений в Схему с последующей передачей на согласование проекта изменений в Схему в уполномоченный орган. Данные уточнения судом рассмотрены и приняты.

Определением от 02.03.2015 судом произведена замена ненадлежащего ответчика Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области.

Представитель заявителя просит удовлетворить требования в полном объеме. Представитель Муниципального казенного учреждения "Городской центр градостроительства и архитектуры" требования заявителя отклонил, указав на их необоснованность.

Заинтересованное лицо,  Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Косырева В.С. надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проведено в отсутствие указанных участников процесса по имеющимся в деле материалам.

Изучив материалы дела и заслушав доводы представителя заявителя и третьего лица, суд считает необходимым удовлетворить заявленное требование в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 20.02.2014 Общество обратилось в МКУ «Рекламная служба г. Нижнего Новгорода» с заявлением о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций в г. Нижнем Новгороде, а именно: включить в Схему размещения рекламных конструкций рекламную конструкцию, планируемую к установке в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Московское шоссе, д. 352.

Рекламная конструкция - рекламный щит размером 6.0 м х 3.0 м подлежит установке в границах земельного участка, который принадлежит собственнику на праве собственности, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №52-01/12-21/2003-63.

Письмом МКУ «Рекламная служба г. Нижнего Новгорода» №813 от 28.04.2014 известило Общество о том, что рекламная конструкция включена в проект изменений в схему размещения рекламных конструкций. Проект изменений в схему размещения рекламных конструкций подлежит предварительному согласованию в уполномоченной органе исполнительной власти Нижегородской области - Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Нижегородской области от 13.12.2013 №945.

Письмом МКУ «Рекламная служба г. Нижнего Новгорода» №813 от 23.07.2014 сообщено, что рекламная конструкция, предлагаемая к внесению в схему установки рекламных конструкций с адресом установки: Московское шоссе, 352, подлежит исключению из проекта о внесении изменений в схему установки рекламных конструкций на основании письма уполномоченного органа исполнительной власти. Поскольку в письме МКУ «Рекламная служба г. Нижнего Новгорода» причина исключения не указана, Обществом был направлен запрос №52 от 16.07.2014 в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с просьбой, объяснить причину принятия решения об исключении из проекта интересующей его рекламной конструкции.

На указанный запрос, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области направило ответ №311-05-17-15837/14 от 13.08.2014, в котором со ссылкой на письмо Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от 26.05.2014 указало, что установка испрашиваемой рекламной конструкции по Московскому шоссе в границах земельного участка индивидуального жилого дома №352, не соответствует разрешенному использованию земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.

Не согласившись с действиями Департамента, выразившихся в несогласовании установки рекламной конструкции 11201, расположенной на Московском шоссе в границах земельного участка индивидуального жилого дома № 352, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Департамент.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в целях названного Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Схема территориального планирования муниципального района содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях;

4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) (часть 1 стати 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения (часть 2 стати 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 3 и 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.   

Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Нижегородской области или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2013 №945 (далее – Порядок согласования).

Пунктом 1.1 Порядка согласования установлено, что в соответствии с частями 5 - 8 статьи 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области утверждают схемы размещения рекламных конструкций и вносят в них изменения после предварительного согласования с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области.

Уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по согласованию схем размещения рекламных конструкций является министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (пункт 1.3 Порядка согласования).

Согласование проектов схем или вносимых в них изменений осуществляется после их рассмотрения заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области: управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области и департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области (пункт 1.4 Порядка согласования).

Согласно пункту 3.2 Порядка согласования проекты подлежат рассмотрению, в том числе, департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области - в части соответствия проектов документам территориального планирования, обеспечения соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории муниципального образования, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

Департамент готовит заключение в течение 10 рабочих дней со дня поступления к нему проектов. Его заключение должно содержать выводы о соответствии или несоответствии проекта действующему законодательству. В случае несоответствия проекта действующему законодательству Российской Федерации и Нижегородской области в заключении указывается, какие нормы законодательства нарушены.

Одним из основополагающих принципов земельного законодательства является принцип не нарушения назначения земельного участка в процессе его использования.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Администрацией по запросу суда были предоставлены сведения относительно того, что земельный участок с кадастровым номером 52:18:0020187:40, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 352, частично расположен в функциональной зоне Жи-1 (зона индивидуальной низкоплотной жилой застройки), частично – в функциональной зоне Т-3 (зона территорий улиц и дорог).

Согласно схеме земельного участка домовладения №352 по ул. Московское шоссе отчетливо видно, что рекламная конструкция, испрашиваемая Обществом, будет располагаться в зоне Т-3.

Решением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 19.09.2012 №119 "О Правилах установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде" Московское шоссе отнесено к зоне 4 - зоны транспорта и улично-дорожной сети, имеющие общую границу с центральными общественно-деловыми, коммерческими, общественными специализированными и жилыми зонами и территории центральных общественно-деловых, коммерческих, общественных специализированных и жилых зон.

Запрет на установление рекламных конструкций в указанной зоне Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, утвержденные постановление Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 15.11.2005 №89, не установлен.

Напротив согласно пункту 4.5.4 указанного выше решения Городской Думы г. Нижнего Новгорода в зоне 4 разрешена установка рекламных конструкций, в том числе, и рекламных конструкции большого формата - щиты 3x6 м.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в спорной ситуации сама по себе установка рекламной конструкции, которая является временным сооружением и не носит капитального характера, не противоречит положениям Градостроительного кодекса.

В нарушение требования статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департаментом не представлено опровергающих выше изложенные обстоятельства доказательств, не приведено доводов о наличии иных обстоятельств, помимо указанных в письме от 26.05.2014, по которым установка рекламной конструкции 11201, расположенной на Московском шоссе в границах земельного участка индивидуального жилого дома № 352, не может быть согласована.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о незаконности действий Департамента, выразившихся в несогласовании спорной рекламной установки.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, требование Общества подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В рассматриваемом случае, суд, признавая оспариваемые действия Департамента незаконными, считает необходимым обязать ответчика устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р  Е  Ш  И  Л  :

заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Рекламная мастерская», г. Н.Новгород (ОГРН 1105257004710; ИНН 5257118490), удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области, выразившиеся в несогласовании установки рекламной конструкции 11201, расположенной на Московском шоссе в границах земельного участка индивидуального жилого дома № 352.

Обязать уполномоченных должностных лиц Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области в порядке и сроки, установленные действующим законодательством, устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Рекламная мастерская», г. Н.Новгород (ОГРН 1105257004710; ИНН 5257118490), и произвести все необходимые действия, направленные на согласование установки рекламной конструкции 11201, расположенной на Московском шоссе в границах земельного участка индивидуального жилого дома № 352.

Взыскать с Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Рекламная мастерская», г. Н.Новгород (ОГРН 1105257004710; ИНН 5257118490) расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 рублей расходов по оплате госпошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                          Г.А. Садовская