ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-22285/2023 от 06.12.2023 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-22285/2023

г.Нижний Новгород 12 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2023 года

Арбитражный суд Нижегородской области

в составе судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-362),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухачевой Д.Е.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пандора К" (ОГРН 1171690111119, ИНН 1659186091) о признании незаконным и отмене решения Приволжской электронной таможни от 14.07.2023 №10418000 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров; о признании незаконным и отмене уведомления (уточнения к уведомлению) Татарстанской таможни от 17.07.2023 №10404000/У2023/0010677 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО "АртВэй",

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Садриева К.Ю. (доверенность от 30.03.2023),

от Приволжской электронной таможни: Куракина И.А. (доверенность от 09.01.2023 №01-06-31/00053), Сулугина Е.И. (доверенность от 20.10.2023 №01-06-34/13966),

от Татарстанской таможни: Куракина И.А. (доверенность от 04.12.2023 №01-06-34/16202, от 21.10.2022 №03-26/15427),

от ООО "АртВэй": не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Пандора К" (далее - ООО "Пандора К", общество, заявитель, декларант) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Приволжской электронной таможни от 14.07.2023 №10418000 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров; о признании незаконным и отмене уведомления (уточнения к уведомлению) Татарстанской таможни от 17.07.2023 №10404000/У2023/0010677 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Заявитель не согласен с принятыми решениями таможенного органа, полагает, что ввозимый товар не подлежит налогообложению акцизом, поскольку является составной частью электронной системы доставки никотина, то есть не готовым устройством. При этом, заявитель считает, что в рассматриваемом случае складывается ситуация двойного обложения акцизом.

Приволжская электронная таможня представила письменный отзыв на заявление, в котором возразила против удовлетворения требования заявителя, считая оспариваемое решение и уведомление законными и обоснованными.

Привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ООО «АртВэй», в отзыве поддержал доводы заявителя, также полагает, что многоразовые картриджи, используемые в ЭСДН не являются самостоятельными устройствами, а относятся к категории частей, из которых это устройство может состоять, тем самым спорный товар не относится к категории подакцизных товаров.

Заявитель обратился с ходатайством о приостановлении настоящего дела до вступления законную силу итогового судебного акта по делу Арбитражного суда Республики Татарстан №А65-22606/2023.

Ссылаясь на положения пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ, общество считает, что установленные судом в рамках дела №А65-22606/2023 обстоятельства, будут иметь существенное значение при рассмотрении настоящего дела с учетом предмета заявленных требований, при этом будет исключен риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.

Между тем, суд не находит оснований для приостановления производства по делу на основании указанных заявителем обстоятельств, поскольку предметом настоящего спора является решение Приволжской электронной таможни от 14.07.2023, тогда как, предметом рассмотрения по делу №А65-22606/2023 являются решения Шереметьевской таможни, принятые на основании проверки проведенной данным таможенным органом.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что Таможенным представителем ООО "АртВэй" на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее-Приволжский ЦЭД) от имени и по поручению декларанта ООО "Пандора К" подана ДТ №0418010/310123/3011973 с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара, в графе 31 ДТ заявленного как "части электронных систем доставки никотина - части электронных сигарет - сменные картриджи со встроенным испарителем - "баки", основной корпус "бака" изготовлен из пластика: pctg. корпус змеевика (нагревательный элемент - испаритель) изготовлен из нержавеющий стали, внутри испарителя хлопковая подушка оборачивающая нагревательный элемент, объем бака: 3 мл. сопротивление в нагревательном элементе: 0,8 ом и 1,0 ом, рекомендуется использовать жидкости с основой pg-50%/vg-50% или pg-60%/vg-35%/h2o-5%, оптимизированные для работы на pod-системах и атомайзерах с mtl-затяжкой, с содержанием никотина 12 мг/мл и более, принцип работы: в "бак" заливается жидкость, которая попадает внутрь змеевика и впитывается хлопковой подушкой, когда пользователь втягивает воздух батарея подает электричество на змеевик и жидкость испаряется (выходит из ствола пластикового резервуара), производитель: dongguan enliqi electronic technology со., limited, товарный знак: отсутствует, количество: 12480 шт", классифицируемый в товарной подсубпозиции 8543900000 ТНВЭД ЕАЭС".

Указанный товар ввезен обществом из Китая на таможенную территорию ЕАЭС в рамках внешнеторгового контракта от 20.05.2022 №SYJ/05/2022.

В графе 47 и "В" при подаче ДТ №10418010/310123/3011973 акциз не был начислен, товар выпущен без уплаты акциза.

В соответствии с Приказом ФТС РФ от 25.08.2009 №1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" Приволжской электронной таможней 14.07.2023 проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, в части исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в отношении товара, сведения о котором заявлены в ДТ №10418010/310123/3011973.

По результатам проверки составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 17.07.2023 №10418000/212/140723/А0110 и принято решение от 14.07.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10418010/310123/3011973, в части начисления в отношении ввезенного товара акциза по ставке 64 руб. за 1 штуку.

В результате корректировки вышеуказанной ДТ сумма дополнительно начисленных таможенных платежей составила 958464,00 руб., в том числе акциз - 798720,00 руб., НДС - 159744,00 руб.

В связи с возникновением у ООО "Пандора К" задолженности по уплате таможенных платежей в размере 958 464,00 руб. Приволжской электронной таможней в автоматизированном программном средстве "Задолженность" (далее - АПС "Задолженность"), используемом в своей работе таможенными органами, был сформирован паспорт задолженности №10418000/43151, который направлен в Татарстанскую таможню для взыскания.

Ввиду того, что ООО "Пандора К" зарегистрировано в налоговом органе на территории Республики Татарстан, в рассматриваемом случае таможенным органом взыскания является Татарстанская таможня.

Татарстанской таможней в адрес ООО "АртВэй", как солидарного ответчика по уплате таможенных платежей, сформировано и направлено уведомление от 17.07.2023 №10404000/У2023/0010677.

Согласно уведомлению Татарстанской таможни от 17.07.2023 №10404000/У2023/0010676 размер задолженности составляет 991 810,56 руб., в том числе таможенные платежи - 958 464,00 руб., пени - 33 346,56 руб.

Срок добровольного исполнения уведомления Татарстанской таможни от 17.07.2023 №10404000/У2023/0010676 установлен 08.08.2023.

Задолженность в установленный срок в добровольном порядке не погашена. в связи с чем, взыскана в бесспорном порядке Татарстанской таможней.

Не согласившись с вынесенным решением и уведомлением и считая, что они нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.

Согласно пункту 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренного этим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 названного Кодекса.

На основании положений пункта 1 статьи 198 и пунктов 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 №49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее- постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 №49) правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 №49 к числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

В абзаце втором пункта 1 постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 №49 указано, что положения ТК ЕАЭС имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Пунктом 2 статьи 1 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право Союза (далее также - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором.

Согласно пункту 5 статьи 1 ТК ЕАЭС таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании.

Согласно положениям подпункта 24 пункта 1 статьи 2 и подпункта 4 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Абзацем первым пункта 1 статьи 55 и абзацем первым пункта 1 статьи 73 ТК ЕАЭС, в том числе предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин исполняется плательщиком.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств - членов Союза, направляет плательщику уведомление в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 55 и абзацем первым пункта 3 статьи 73 ТК ЕАЭС.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 55 и абзацу второму пункта 3 статьи 73 ТК ЕАЭС форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств - членов Союза.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, подпунктом 29 пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары и формы декларации на товары, утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.

Согласно пункту 1 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Правила начисления и взимания акциза установлены Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В целях применения главы 22 Налогового кодекса РФ электронными системами доставки никотина признавались электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.

Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ к подакцизным товарам до 01.03.2023 были отнесены электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 185 Налогового кодекса РФ установлено, что при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры, а именно при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 185 Налогового кодекса РФ.

Вышеуказанными положениями статьей 181, 185 Налогового кодекса РФ обязательство по уплате акциза определено для всех видов электронных систем доставки никотина без разграничения на одноразовые или многоразовые электронные системы доставки никотина. Электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака признаются подакцизными товарами.

Налогообложение в отношении вышеуказанных подакцизных товаров с 01.01.2020 осуществляется с применением налоговой ставки акциза, установленной пунктом 1 статьи 193 НК РФ в размере 64 рубля за штуку.

Отдельные вопросы, относящиеся к таможенным правоотношениям, связанным с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, урегулированы, в том числе Федеральным законом от 03.08.2018 №289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №289-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 71 Закона № 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).

В целях реализации части 2 статьи 71 Закона №289-ФЗ утвержден приказ ФТС России от 24.12.2018 №2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" (зарегистрирован в Минюсте России 24 января 2019 года №53535) (далее - Приказ ФТС России №2095).

Частью 1 статьи 73 Закона №289-ФЗ предусмотрено, что уведомление представляет собой извещение плательщика о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В силу пункта 7 части 2 статьи 73 Закона №289-ФЗ уведомление должно содержать информацию о суммах пеней и (или) процентов, начисленных по день формирования уведомления (уточнения к уведомлению) либо по день окончания сроков направления такого уведомления (уточнения к уведомлению) включительно, в случае, предусмотренном пунктом 13 части 19 статьи 72 Закона №289-ФЗ.

Согласно части 15 статьи 73 Закона №289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 74 Закона №289-ФЗ выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок фиксируется таможенным органом, если таможенное декларирование товаров производилось с применением декларации на товары, - путем внесения изменений в сведения, указанные в декларации на товары (формирования корректировки декларации на товары).

Таким образом, направление уведомления в случае установления факта нарушения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании является формой реагирования на выявленные правонарушения и является обязанностью таможенного органа.

Форма уведомления утверждена приказом ФТС России от 30.10.2018 №1752.

В рассматриваемом случае уведомление Татарстанской таможни от 17.07.2023 №10404000/У2023/0010677 соответствуют по форме, утвержденной приказом ФТС России №1752. Изменения (дополнения) в декларации на товары внесены Приволжской электронной таможней 14.07.2023 и соответственно, уведомление направлено Татарстанской таможней 17.07.2023 виде электронного документа в Личный кабинет декларанта и таможенного представителя в пределах установленного срока.

Пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №329 (далее -Положение) определено, что Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в сфере, в том числе, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела.

Пунктом 5.5 Положения установлено, что Минфин России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минфина России от 26.10.2022 №03-13-07/103721, для целей главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ подакцизным товаром признается вышеуказанное устройство в виде единого устройства (комплекта) компонентов и приспособлений и (или) отдельных приспособлений (компонентов), имеющих конструктивные элементы, обеспечивающие преобразование жидкости для ЭДСН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.

В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 23.11.2021 №03-13-07/94550 требования к жидкостям для электронных систем доставки никотина установлены ГОСТ Р 58109-2018 "Национальный стандарт Российской Федерации. Жидкости для электронных систем доставки никотина. Общие технические условия".

В указанном стандарте приведен термин электронной системы доставки никотина (далее-ЭСДН). ЭСДН является электронное устройство, используемое для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль, который вдыхается потребителем.

Отдельные компоненты ЭСДН и жидкость для ЭСДН могут поставляться в комплекте с ЭСДН и/или приобретаться отдельно.

При этом обязательство по уплате акциза определено вышеуказанными правовыми положениями для всех видов электронных систем доставки никотина без разграничения на одноразовые или многоразовые электронные системы доставки никотина.

Исходя из совокупного анализа положений подпунктов 1,5 пункта 1 статьи 32, статьи 34 Налогового кодекса РФ, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами, ввиду чего обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах и руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам его применения.

На основании пункта 1 приказа ФТС России №2095 производить взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин налогов, плательщика специальных, антидемпинговых,компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов, если таможенные и иные платежи подлежат уплате в Российской Федерации и плательщик является российским юридическим лицом (организацией), индивидуальным предпринимателем, таможне, врегионе деятельности которой плательщик имеет место нахождения или место жительства, за исключением таможни, регионом деятельности которой является Российская Федерация, и региональной электронной таможни - если иное не предусмотрено приказом ФТС России № 2095.

Таким образом, учитывая, что ООО "Пандора К" зарегистрировано в налоговом органе на территории Республики Татарстан, в рассматриваемом случае на основании части 2 статьи 71 Закона №289-ФЗ и пункта 1 приказа ФТС России №2095 таможенным органом взыскания является Татарстанская таможня.

Довод заявителя о том, что спорные товары не являются готовыми устройствами и не подлежат налогооблажению акцизом в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ судом рассмотрен и отклонен по следующим основаниям.

Сведения о принципе работы спорных товаров, их предназначении для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемыйпотребителем, подтверждены документами и сведениями, представленными обществом при таможенном декларировании товаров.

Согласно сведениям о технических характеристиках и описании товаров, заявленным обществом при таможенном декларировании спорных товаров ввезенный товар является сменными компонентами электронной POD-системы доставки никотина (ЭСДН) - сменные картриджи, состоящими из: контейнера для жидкости для ЭСДН с отверстием для заправки жидкостью с корпусом змеевика (нагревательный элемент- испаритель: изготовлен из нержавеющей стали, внутри испарителя хлопковая подушка оборачивающая нагревательный элемент) и мундштуком. Тем самым, спорный товар имеет конструктивные элементы, обеспечивающие преобразование жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем, по существу, представляют собой электронную систему доставки никотина без аккумулятора и жидкости. Иного предназначения спорных товаров в ходе проведения таможенного контроля не установлено.

Следовательно, критерием для отнесения товаров к подакцизным является его описание, в том числе выполняемая функция товара.

Конструктивно картридж состоит из небольшого нагревательного элемента в виде классической спирали или сетки, хлопкового фитиля и резервуара для жидкости в едином корпусе.

По своей сути спорные товары отвечают понятию электронной системы доставки никотина, изложенному в подпункте 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ, и являются электронными устройствами, используемыми для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар).

Необходимость использования спорных товаров в комплекте с аккумулятором не меняет его назначения как товара, применяемого для преобразования никотиновой (либо иной) жидкости в пар, а свидетельствует о том, что данное устройство является электронным.

Заявитель, обосновывая свою позицию тем, что спорный товар не является готовым устройством, ссылается на пункт 3.1 "ГОСТ Р 58109-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Жидкости для электронных систем доставки никотина. Общие технические условия", согласно которому электронная система доставки никотина - электронное устройство, используемое для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль, который вдыхается потребителем. Кроме того приводит положения Приложения А к данному стандарту. Так, ЭСДН многоразового использования: система, предназначенная для замены порционной упаковки или многократной заправки контейнера жидкостью для ЭСДН пользователем. Отдельные компоненты ЭСДН и жидкость для ЭСДН могут поставляться в комплекте с ЭСДН и/или приобретаться отдельно.

По мнению заявителя ЭСДН следует рассматривать как изделие целиком вместе со всеми его составными компонентами, ссылаясь при этом на вывод Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу №А40-181915/2022.

Данный довод заявителя судом отклоняется, поскольку, Налоговый кодекс РФ является единственным нормативным документом, определяющим категории подакцизных товаров. Подпункт 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ не содержит каких-либо ссылок на то, что перечень подакцизных электронных систем доставки никотина утверждается компетентным органом в соответствии с тем или иным классификатором, а также ссылок на нормативно-правовой акт, определяющий понятие электронных систем доставки никотина, как завершенного изделия или его составной части без отдельных комплектующих, которым необходимо руководствоваться при налогообложении акцизом.

Для целей налогообложения акцизом определяющее значение имеет соответствие ввозимого товара определению электронных систем доставки никотина, приведенному в статье 181 Налогового кодекса РФ: электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.

Заявитель в обоснование своих требований также ссылается на письмо ФНС России от 08.08.2022 №3-4-06/0071 в котором сказано, что в целях исчисления акцизов в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ подакцизными ЭСДН признаются электронные устройства, используемыми для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар).

Вопреки этому, сложившейся судебной практикой, в том числе постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.12.2022 по делу №А51-5246/2022, оставленным без изменения Верховным Судом РФ подтверждается, что клиромайзеры, картомайзеры, атомайзеры, испарители на основании принципа их работы являются основными функциональными компонентами (элементами) ЭСДН и выполняют главную функцию - преобразование никотиносодержащей жидкости в пар, и по существу представляют собой ЭДСН без аккумулятора и жидкости, в связи с чем подлежат налогообложению акцизом.

Ссылка заявителя и третьего лица ООО "АртВэй" на выводы, изложенные в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 по делу №А40-181915/2022, судом отклоняется, поскольку обстоятельства рассматриваемого дела отличны от настоящего дела.

В частности в рамках дела №А40-181915/2022 было установлено, что ввезены электронные системы доставки никотина одноразового использования, в отношении которого был исчислен акциз, однако таможенный орган начислил акциз еще на никотиносодержащую жидкость, которой была заполнена система доставки никотина одноразового использования. Суды пришли к выводу, что ввоз и реализация электронной системы доставки никотина одноразового использования отдельно от никотиносодержащей жидкости, содержащейся в составе указанного электронного устройства, не представляется возможным в силу конструктивных особенностей для данного товара. В данном случае никотиносодержащая жидкость входит в состав ввезенных заявителем электронных систем доставки никотина одноразового использования в виде пропитанного наполнителя испарительного элемента, а не в виде жидкости как таковой в значении подпункта 15 пункта 1 статьи 181 части второй Налогового кодекса РФ.

Ссылка ООО "АртВэй" на положительное решение Арбитражного суда Хабаровского края по делу №А73-2190/2023, также не может быть принята судом во внимание, поскольку указанный судебный акт отменен судом апелляционной инстанции 10.10.2023. в удовлетворении заявленных требований отказано, акт таможенного органа оставлен в силе.

Довод заявителя о том, что доказательства таможенного органа, которые легли в основу оспариваемого решения, являются недопустимыми в силу статей 68 АПК РФ отклоняются судом по следующим основаниям.

Заявитель полагает, что классификация спорного товара в качестве приспособления электронного устройства, имеющего конструктивные элементы, обеспечивающие преобразование жидкости для ЭСДН в пар требует специальных познаний и назначения таможенной экспертизы.

Вместе с тем, для идентификации декларируемого спорного товара и отнесения его к компонентам ЭСДН, необходимость в назначении экспертизы отсутствовала, поскольку соответствующие выводы были сделаны таможенным органом на основании документов представленных при декларировании товара. В материалах дела содержится запрос Приволжской электронной таможней в адрес специалистов ЭКС ЦКТУ г.Нижний Новгород относительно конструктивных элементов спорного товара, и ответ на данный запрос о том, что ввезенный обществом товар является составной частью электронной системы доставки никотина и имеет конструктивные элементы, обеспечивающие преобразование жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемой потребителем.

Запрос позиции структурного подразделения таможенного органа отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров (далее -ОТНиПТ) в рамках проведения проверки достоверности сведений, заявленных в 31 графе ДТ относительно спорного товара был осуществлен структурным подразделением в соответствии с приказом ФТС России от 30.05.2022 №402 "Об утверждении типового положения о подразделении товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов регионального таможенного управления, типового положения о подразделении товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений службы федеральных таможенных доходов регионального таможенного управления, типового положения о подразделении запретов ограничений и товарной номенклатуры таможни фактического контроля, типового положения о подразделении товарной номенклатуры и происхождения товаров электронной таможни, типового положения о подразделении товарной номенклатуры и происхождения товаров таможни, типового положения о подразделении товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений", согласно которому ОТНиПТ на ряду с другими функциями осуществляет в части своей компетенции взаимодействие со структурными подразделениями таможни при подготовке и проведении таможенного контроля в части компетенции отдела в установленном порядке, оказывает методологическую помощь структурным подразделениям таможни, по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

В связи с чем, довод заявителя о том, что служебная записка ОТН и ПТ от 12.07.2023 № 03-04-09/1519 является недопустимым доказательством по делу, отклоняется.

Основанием принятого решения Приволжской электронной таможни от 14.07.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10418010/310123/3011973, в части начисления акциза послужили сведения, заявленные обществом при декларировании спорного товара.

Ссылка заявителя на выводы заключения ЦЭКТУ г.Нижний Новгород от 12.10.2022 №12404004/0020845 является несостоятельной, поскольку указанное заключение вынесено в отношении иного товара и ввезено иным участником ВЭД.

Доводы заявителя, а также ООО "АртВэй" о двойном налогообложении в
рассматриваемом случае, подлежит отклонению ввиду следующего.

Термин "двойное налогообложение" отсутствует в налоговом законодательстве Российской Федерации, данный термин применяется в контексте одновременного обложения объекта налогообложения в разных странах одинаковыми налогами, подтверждением данного обстоятельства является содержания статей 232, 311, 386.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, термин "двойное налогообложение", подразумевает, что налоговый нерезидент (физическое или юридическое лицо) должен платить налоги от общемировой прибыли одновременно и по месту своего фактического нахождения и по месту своей регистрации, применимо к межгосударственным экономическим правоотношениям.

В рассматриваемой ситуации заявителем не приведено каких-либо доводов и доказательств, свидетельствующих о возникновении в рассматриваемой ситуации "двойного налогообложения" в приведенном понятии.

В соответствии с частью 3 статьи 191 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, партии подакцизных товаров.

Если в составе одной партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

Тем самым взимание акциза за два подакцизных товара не могут являться "двойным налогообложением".

В рассматриваемом случае заявителем не представлено доказательств того, что в отношении ЭСДН (POD-система) был начислен и уплачен акциз.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.03.2018 №592-0, акциз, по своему экономико-правовому содержанию (сущности), призван, влияя на цену товара определенной категории, уменьшать доходностьего на рынок, а значит, и для его потребления.

Заявитель оспаривает также уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 17.07.2023 № 10404000/У2023/0010677, которое было направлено Татарстанской таможней в адрес ООО "АртВэй" (как солидарного должника с ООО "ПандораК").

Однако как указывалось выше, уведомление Татарстанской таможни от 17.07.2023 №10404000/У2023/0010677 сформировано по утвержденной приказом ФТС России форме и направлено в адрес общества в порядке и сроки, установленные статьей 73 Закона №289-ФЗ.

В силу вышеизложенного, суд находит оспариваемое решение и уведомление таможенного органа соответствующими требованиям действующего законодательства и не нарушающими права заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В соответствии со статьей 96 АПК РФ обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2023, подлежат отмене.

Расходы по уплате государственной пошлины, в силу статьи 110 АПК РФ, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Отменить обеспечительные меры в виде приостановления действия уведомления Татарстанской таможни от 17.07.2023 №10404000/У2023/0010677 принятые определением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2023 по делу №А43-22285/2023.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа и направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Судья И.С.Волчанская