ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-22607/18 от 10.10.2019 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

 Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-22607/2018

Резолютивная часть решения объявлена 10.10.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 14.10.2019.

г. Нижний Новгород                                                                                       14 октября  2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Андрюхиной Юлии Юрьевны  (шифр дела  44-531), при ведении протокола   судебного заседания   секретарем судебного заседания Воробьёвой А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации города Нижнего Новгорода (ИНН <***>; ОГРН <***>), г.Н.Новгород,

к акционерному обществу "Новакард" (ИНН <***>; ОГРН <***>), г. Н.Новгород,

об обязании исполнить обязательства по соглашению,

а также встречное исковое заявление акционерного общества "Новакард" (ИНН <***>; ОГРН <***>), г. Н.Новгород,

к Администрации города Нижнего Новгорода (ИНН <***>; ОГРН <***>), г.Н.Новгород,

о признании соглашения прекратившим действие,

при участии представителей сторон:

от истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску): не явились,

от ответчика  по первоначальному иску (истца  по встречному иску): ФИО1 по доверенности от 19.08.2019; ФИО2 по доверенности от 07.10.2019,

установил:

администрация города Нижнего Новгорода (далее по тексту - администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области к акционерному обществу "Новакард" (далее по тексту - АО "Новакард", Общество) с исковым заявлением об обязании ответчика передать автоматизированную систему контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода (далее по тексту - система АСКОП, АСКОП).

            Исковые требования основаны на статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по   соглашению от 04.06.2012 на внедрение и обслуживание автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода, заключенного между администрацией города Нижнего Новгорода в лице Департамента транспорта и связи и закрытым акционерным обществом "НоваКард" (далее по тексту - Соглашение).

             Ответчик иск  не признал в полном объеме, представил  подробный письменный отзыв, дополнение к нему, доводы которых свелись к следующему: администрация не вправе требовать от   Общества исполнения обязанности по безвозмездной передаче АСКОП в муниципальную собственность до исполнения собственных обязанностей по созданию условий для реализации всех трех этапов внедрения АСКОП и возможности ее коммерческой эксплуатации Исполнителем; истец не вправе требовать Общества безвозмездной передачи АСКОП в муниципальную собственность до истечения пяти лет со дня окончания реализации предусмотренного Соглашением третьего  этапа внедрения АСКОП; обязательства по Соглашению прекращены с 09.06.2018 на основании пункта 1 статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием постановления администрации города Нижнего Новгорода от 09.06.2018 №1488"О внесении изменений в постановление администрации   города Нижнего Новгорода от 24.11.2014 № 4799".

         В свою очередь администрация указывает, что обязательства ответчиком в полной мере не выполнены, до настоящего времени не завершены второй и третий этапы внедрения АСКОП, в то время как последней создана нормативно-правовая база, регулирующая внедрение АСКОП; денежные средства между перевозчиками от реализации электронных проездных билетов АО "Новакард" распределяет самостоятельно на основании заключенных контрактов с перевозчиками.

           Определением суда от 20.08.2018 к производству в рамках настоящего дела принято встречное исковое заявление  АО "Новакард" к администрации   города Нижнего Новгорода о признании прекратившим соглашения от 04.06.2012 на внедрение и обслуживание автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода, заключенное между администрацией города Нижнего Новгорода в лице Департамента транспорта и связи и закрытым акционерным обществом "НоваКард"  с 09.06.2018.

                 В обоснование встречного иска истец сослался на пункт 1 статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации и указал, что с 09.06.2018 АО "Новакард" утратило возможность выполнять функции оператора АСКОМ на основании соглашения от 04.06.2012.

                Спор по существу рассмотрен  отсутствии администрации города Нижнего Ногорода.

                Рассмотрев доводы первоначального и встречного исков, заслушав представителя ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску), суд первой инстанции пришел к следующим выводам.

              Постановлением от 21.02.2012 № 630 "О внедрении автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода" администрацией г. Нижнего Новгорода принято решение внедрить на территории города Нижнего Новгорода автоматизированную систему контроля оплаты проезда (АСКОП) на пассажирском транспорте (пункт 1 Постановления), провести открытый конкурс по выбору оператора на внедрение на территории города Нижнего Новгорода АСКОП на пассажирском транспорте (пункт 2 Постановления), по итогам открытого конкурса заключить с победителем соглашение на внедрение на территории города Нижнего Новгорода АСКОП на пассажирском транспорте (пункт 4.4. Постановления).

В соответствии с конкурсной документацией предметом конкурса являлось право заключения Соглашения на внедрение и обслуживание автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода. При этом, финансирование осуществляется за счет средств победителя без привлечения бюджетных средств.

Согласно пункту 16 Положения о проведении открытого конкурса стоимость АСКОП включает в себя все затраты победителя конкурса, связанные с покупкой всего оборудования и программного обеспечения, необходимого для функционирования АСКОП, их доработкой, доставкой, хранением, установкой, наладкой, эксплуатацией, гарантийным и послегарантийным обслуживанием, ремонтом, а также уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, изготовление смарт-карт для льготных категорий граждан в количестве 250 тысяч штук на основе персональных данных, переданных органами социальной защиты Нижегородской области, изготовление бесконтактных смарт-карт в количестве, обеспечивающим     полноценное функционирование    АСКОП, организацию и содержание административного аппарата и технической поддержкой ACKOII.

Источником   финансирования являются собственные   и   инвестиционные средства, привлекаемые победителем конкурса самостоятельно.

Форма, сроки и порядок возмещения затрат победителю: все затраты, понесенные исполнителем на внедрение и сопровождение АСКОП в период действия инвестиционного соглашения до момента передачи АСКОП в собственность города Нижнего Новгород, возмещаются перевозчиками ежемесячно по безналичному расчету в размере определенного процента с выручки от реализации всех видов транспортных карт.

04.06.2012 между Департаментом транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода (Департамент) и закрытым акционерным обществом «Новакард» (исполнитель; в настоящее время – АО «Новакард») заключено Соглашение на внедрение и обслуживание «Автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгород» (далее – Соглашение).

Основным направлением сотрудничества и взаимодействия в рамках настоящего Соглашения является реализация совместного проекта по созданию автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского наземного пассажирского транспорта и метрополитене на территории города Нижнего Новгорода с целью совершенствования системы учета проезда граждан, обеспечения полноты сбора оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, совершенствования организации учета и своевременности расчетов за оказанные услуги по перевозке пассажиров (пункт 1 соглашения).

Предметом настоящего Соглашения являются работы по внедрению и обслуживанию на всех видах городского наземного пассажирского транспорта и метрополитена города Нижнего Новгорода автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) с использованием бесконтактных микропроцессорных карт (пункт 2.1 Соглашения).

Настоящее соглашение является основополагающим документом, определяющим порядок взаимодействия и сотрудничества сторон в вопросах совершенствования системы учета проезда граждан в городском пассажирском транспорте города Нижний Новгород (пункт 2.2 Соглашения).

Согласно пункту 3 Соглашения, исполнитель обязуется внедрить АСКОП в 3 этапа в соответствии с приложением «Техническое задание на автоматизированную систему контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижний Новгород», которое является неотъемлемой частью данного соглашения.

Предельный срок реализации первого этапа – до 30 июня 2012 года (пункт 3.1.2).

Предельный срок реализации второго этапа – до 31 марта 2013 года (пункт 3.2.3).

Предельный срок реализации третьего этапа – до 31 декабря 2013 года (пункт 3.3.2).

Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.11.2013 по делу № А43-16140/2013 в целях урегулирования судебного спора по иску Администрации города Нижнего Новгорода к ЗАО «НоваКард» о расторжении Соглашения на внедрение и обслуживание «Автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода» от 04.06.2012 утверждено мировое соглашение, согласно условиям которого стороны признают факт нарушения сроков реализации этапов работ, предусмотренных соглашением, но поскольку данный факт не влечет невозможности дальнейшей реализации Соглашения, стороны исходят из необходимости и возможности дальнейшего исполнения обязательств по соглашению, в связи с чем, истец предоставляет ответчику отсрочку по реализации этапов внедрения АСКОП в следующем порядке:

1. Предельный срок реализации первого этапа по Соглашению - до 15 декабря 2013 года;

2. Предельный срок реализации второго этапа по Соглашению - до 15 февраля 2014 года;

3. Предельный срок реализации третьего этапа по Соглашению - до 21 декабря 2014 года.

Пунктом 5.1 Соглашения предусмотрено, что все затраты, понесенные исполнителем  на внедрение и обслуживание АСКОП в период действия данного соглашения возмещаются операторами пассажирских перевозок ежемесячно по безналичному расчету в размере определенного процента в выручки от проведенной транзакции (оплаты проезда) всех видов электронных проездных билетов, на основе бесконтактных пластиковых карт, в размере согласно конкурсному предложению исполнителя.

        В соответствии с пунктом 5.6 Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2017.

       Согласно пунктам 4.1.7 и 6.1 Соглашения ЗАО "НоваКард" обязано полностью и безвозмездно передать систему АСКОП с Собственность администрации города Нижнего Новгорода после окончания Соглашения.

        Пунктом 9 Соглашения сторонами согласована подсудность - Арбитражный суд Нижегородской области.

          В адрес ЗАО "НоваКард" направлено письмо от 16.03.2018 № 01-252/18-ис, в котором администрация уведомила Общество о том, что срок действия соглашения истек и просила передать систему АСКОП и имеющееся  к ней оборудование администрации города Нижнего Новгорода, как это предусмотрено соглашением от 04.06.2012. Между тем, Общество  направило  в адрес администрации ответ, в котором отказалось исполнить обязанность, предусмотренную соглашением, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

             В свою очередь, истец по встречному иску полагает соглашение от 04.06.2012 прекратившим своё действие, поскольку 09.06.2018 администрацией города Нижнего Новгорода принято постановление № 1488"О внесении изменений в постановление администрации   города Нижнего Новгорода от 24.11.2014 № 4799", которым установлено, что функции оператора АСКОП может выполнять не организация, обеспечивающая внедрение, эксплуатацию и обслуживание системы на основании договора с администрацией города Нижнего Новгорода (как это было предусмотрено в первоначальной редакции постановления от 24.11.2014 №4799), а  организация, обеспечивающая внедрение, эксплуатацию и обслуживание системы на основании договора между муниципальными транспортными предприятиями, заключенными по результатам конкурсных  процедур, проведенных в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ.

Согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

По общему правилу установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (статья 190 ГК РФ). Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 314 ГК РФ исчисление срока исполнения обязательства допускается в том числе с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором. Подобным же образом, в силу статьи 327.1 ГК РФ, исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству, может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, ответ на вопрос 2 раздела Разъяснения, по вопросам, возникающим в судебной практике).

 В пункте 3 Соглашения от 04.06.2012 стороны согласовали этапы и сроки внедрения АСКОП.

Первый этап  (пункт 3.1) предусматривал организацию в Нижнем Новгороде центра обработки данных (ЦОД) и изготовление работоспособных бесконтактных смарт-карт (БСК) в количестве 1000000 штук. Указанный этап должен быть завершен до 30.06.2012.

 Второй этап (пункт 3.2) предусматривал изготовление и выдачу льготной категории граждан персонализированных бесконтактных смарт-карт (БСК) в количестве не менее  250 тыс. штук; оснащение муниципальных транспортных операторов городского пассажирского транспорта средствами автоматизированного контроля электронных проездных билетов; создание сети выдачи, продаж и пополнения электронных проездных документов. Указанный этап должен быть завершен до 31.03.2013.

Третий этап (пункт 3.3.) предусматривал оснащение коммерческих транспортных операторов городского пассажирского транспорта средствами автоматизированного контроля электронных проездных билетов; расширение сети выдачи, продаж и пополнения электронных проездных билетов. Указанный этап должен быть завершен до 31.12.2013.

04.06.2012 сторонами заключено дополнительное соглашение № 1 к Соглашению на внедрение и обслуживание автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода.

Согласно пункту 6 дополнительного соглашения № 1 стороны изложили пункт 5.1. Соглашения в следующей редакции: Комиссия Исполнителя с каждой проведенной транзакции оплаты проезда составляет 7%.

Пунктом 9 дополнительного соглашения № 1 внесены изменения в части срока действия Соглашения: соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует 5 лет с момента исполнения 3 этапа внедрения АСКОП.

Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.11.2013 по делу № А43-16140/2013 в целях урегулирования судебного спора по иску Администрации города Нижнего Новгорода к ЗАО «НоваКард» о расторжении Соглашения на внедрение и обслуживание «Автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода» от 04.06.2012 утверждено мировое соглашение, согласно условиям которого стороны признают факт нарушения сроков реализации этапов работ, предусмотренных соглашением, но поскольку данный факт не влечет невозможности дальнейшей реализации Соглашения, стороны исходят из необходимости и возможности дальнейшего исполнения обязательств по соглашению, в связи с чем, истец предоставляет ответчику отсрочку по реализации этапов внедрения АСКОП в следующем порядке:

1. Предельный срок реализации первого этапа по Соглашению - до 15.12.2013;

2. Предельный срок реализации второго этапа по Соглашению - до 15.02. 2014;

3. Предельный срок реализации третьего этапа по Соглашению - до 21.12. 2014.

16.12.2013 стороны подписали акт приемки выполненных работ по первому этапу внедрения АСКОП (л.д.73). Исходя из буквального его толкования стороны подтвердили, что в соответствии с пунктом 3.1 Соглашения от 04.06.2012 исполнитель в срок, в полном объеме и в соответствии с утвержденными критериями выполнил работы по первому этапу, а Департамент их принял. Исполнителем организован центр обработки данных (ЦОД) в соответствии с требуемыми параметрами; изготовлены бесконтактные смарт-карты по согласованному с Департаментом дизайну в количестве одного миллиона штук, которые хранятся на специализированном складе в соответствии с требуемыми условиями хранения; продемонстрированы тестовые транспортные транзакции с использованием транспортной карты Нижнего Новгорода и с помощью универсальной электронной карты (УЭК), персонализированной транспортным приложением; предоставлены формы отчетов центра обработки данных по проведенным транзакциям.

Письмом от 24.02.2014 № 21-285/14-ис Департамент транспорта и связи Администрации города Нижнего Новгорода  также признал выполненным второй этап Соглашения от  04.06.2012, оговорив, что работы по этому этапу выполнены не в полном объеме не по вине ЗАО "НоваКард" (персонализация и выдача транспортных  карт льготным категория граждан не осуществлена по причине не предоставления Правительством  Нижегородской области персональных данных льготных категорий граждан; сеть продаж и пополнения электронных проездных билетов не введена в эксплуатацию по причине отсутствия утвержденных Правил работы АСКОП на территории города Нижнего Новгорода.

Письмом №464/сн от 18.12.2017 ЗАО "НоваКард" обратило внимание Департамента на то, что все предусмотренные Соглашением от 04.06.2012 работы им выполнены, однако обязательства Департамента остаются невыполненными. В частности, не обеспечено подключение с системе АСКОП подвижного состава коммерческих перевозчиков и возмещение затрат на внедрение и обслуживание АСКОП со стороны операторов пассажирских перевозок в г.Н.Новгороде, как это предусмотрено пунктом 5.1 Соглашения от 04.06.2012.  

            Письмом от 18.01.2018 №21-115/18-ис Департамент транспорта и связи Администрации города Нижнего Новгорода сообщил что неисполнение условий Соглашения от 04.06.2012 в части подключения предприятий общественного транспорта к АСКОП обусловлено тяжелым финансовым положением муниципальных перевозчиков, которое может ухудшиться вследствие перераспределения пассажиропотоков в пользу частного транспорта при внедрении  на нем АСКОП. Этим же письмом Департамент транспорта в целях сохранения баланса публичных и частных интересов предложил осуществить переход всех видов пассажирского транспорта на АСКОП в конце 2018.

            Таким образом,  администрация  по своей инициативе продлила срок  внедрения третьего этапа АСКОП до конца 2018.

             При этом, убедительных доказательств завершения реализации третьего этапа внедрения АСКОП на момент рассмотрения дела (октябрь 2019), администрация также не представила.

             Следовательно,  предусмотренный пунктами 4.1.7, 6.1 Соглашения от  04.06.2012  срок исполнения Исполнителем обязательств по передаче АСКОП в муниципальную собственность не наступил.

             Кроме того, необходимо отметить следующее.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

  Статьей 310 Кодекса предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 В соответствии с указанной статьей 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.

В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне (пункт 3 статьи 328 ГК РФ).

          По условиям пункта 4.1 Соглашения Исполнитель обязался организовать подготовку планов и материалов информационной компании (пункт 4.1.1), осуществить внедрение "под ключ" АСКОП с последующим предоставлением оборудования АСКОП в безвозмездное пользование предприятиям пассажирского транспорта города Нижнего Новгорода с условием обеспечения его сохранности и поддержания в рабочем состоянии (пункт 4.1.2); обеспечить обучение персонала предприятий пассажирского транспорта города Нижнего Новгорода по работе с АСКОП, организацию и сопровождение бригад запуска АСКОП (пункт 4.1.3); обеспечить изготовление электронных проездных билетов всех видов, создание сети по их продаже и пополнению, за исключением выдачи БСК для льготных категорий граждан (пункт 4.1.4); осуществлять учет и обработку транзакций (контроль обращения карт) и взаиморасчеты участников АСКОП (клиринг) (пункт 4.1.5); осуществлять обработку информации с подготовкой отчетов для контроля и учета перевозки, выставления счетов и исключения из обращения контрафактных электронных проездных билетов, учет перевозки граждан льготных категорий (пункт 4.1.6); передать полностью и безвозмездно систему АСКОП в собственность администрации города Нижнего Новгорода после окончания срока действия Соглашения (пункт 4.1.7).

          В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения Департамент, в свою очередь, обязался подготовить нормативные правовые акты о внедрении АСКОП на всех видах городского пассажирского транспорта на территории города Нижнего Новгорода (пункт 4.2.1), обеспечивать координацию взаимодействия всех сторон и структур, участвующих во внедрении и технической эксплуатации АСКОП на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода (пункт 4.2.2).

         В пункте 5.1 Соглашения стороны определили, что все затраты, понесенные Исполнителем на внедрение и обслуживание АСКОП в период действия Соглашения, возмещаются операторами пассажирских перевозок ежемесячно по безналичному расчету в размере определенного процента с выручки о проведенной транзакции (оплаты проезда) всех видов электронных проездных билетов на основе бесконтактных пластиковых карт в размере согласно конкурсному предложению Исполнителя

             В пункте 5.1 в редакции Соглашения №1 от 04.06.2012  стороны согласовали, что комиссия Исполнителя с каждой проведенной транзакции  оплаты проезда составит 7 процентов.

            В данном случае, под встречным исполнением обязательств следует понимать подготовку  нормативно-правовых актов, регулирующих  внедрении АСКОП на всех видах городского пассажирского транспорта на территории города Нижнего Новгорода, создание которых позволит Исполнителю получить комиссию с каждой проведенной транзакции  оплаты проезда в размере  7 процентов.

             Между тем, нормативные правовые акты, созданные администрацией в связи с внедрением АСКОП на всех видах городского пассажирского транспорта на территории города Нижнего Новгорода,  не содержат ни методики и порядка распределения финансовых средств, полученных от пополнения электронных проездных билетов, между предприятиями-перевозчиками, ни порядка расчетов и выплаты компенсации за предоставление социальных льгот, как это предусмотрено пунктом 4.2.1 Соглашения.

           Доказательств иного администрация не представила.

           Следовательно, у администрации отсутствуют законные основания требовать предоставления обязательства в силу статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации.

          Учитывая вышеизложенные обстоятельства, основания для удовлетворения первоначального иска  отсутствуют.

           Возражения ответчика о признании соглашение от 04.06.2012 на внедрение и обслуживание автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода, заключенное между администрацией города Нижнего Новгорода в лице Департамента транспорта и связи и закрытым акционерным обществом "НоваКард" прекратившимся  с 09.06.2018, являются одновременно основанием встречных исковых требований.

В силу статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (пункт 1 статьи 417 ГК РФ).

            09.06.2018 администрацией г. Нижнего Новгорода принято постановление № 1488 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 24.11.2014 № 4799".

      Данным постановлением, в частности, предусмотрено, что функции оператора АСКОП может выполнять не организация, обеспечивающая внедрение, эксплуатацию и обслуживание системы на основании договора с администрацией города Нижнего Новгорода (как это было предусмотрено в первоначальной редакции постановления от 24.11.2014 № 4799), а организация, обеспечивающая внедрение, эксплуатацию и обслуживание системы на основании договора между с муниципальными транспортными предприятиями, заключенного по результатам конкурсных процедур, проведенных в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ.

       В соответствии с частью 2 статьи 55 Устава города Нижнего Новгорода муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование город Нижний Новгород, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если самим правовым актом в соответствии с федеральным законом, законом Нижегородской области не определено иное.

        Согласно части 3 статьи 55 Устава Нижнего Новгорода опубликование (обнародование) муниципальных нормативных правовых актов главы города Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода осуществляется главой города Нижнего Новгорода в печатном средстве массовой информации – газете, учрежденной органами местного самоуправления для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Опубликование (обнародование) муниципальных нормативных правовых актов главы города Нижнего Новгорода, городской Думы города Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода также осуществляется главой города Нижнего Новгорода на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (нижнийновгород.рф).

         Постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 09.06.2018 № 1488 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 24.11.2014 № 4799" было опубликовано на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода нижнийновгород.рф 09.06.2018 и в газете "День города. Нижний Новгород" (№ 50 (1322) от 15.06.2018).

          Таким образом, с 09.06.2018 АО "Новакард" утратило возможность выполнять функции оператора АСКОП на основании Соглашения, в связи с чем встречный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

           Расходы по государственной пошлине по правилам статьи 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в рамках  первоначального иска  относятся на администрацию города Нижнего Новгорода, однако взысканию не подлежат, поскольку последняя освобождена от её уплаты; в рамках встречного иска - на администрацию города Нижнего Новгорода и подлежат взысканию в пользу АО "Новакард".

  Руководствуясь статьями  110, 167-170, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

иск Администрации города Нижнего Новгорода оставить  без удовлетворения.

             Встречный иск   акционерного общества "Новакард" удовлетворить.

             Признать соглашение от 04.06.2012 на внедрение и обслуживание автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода, заключенное между администрацией города Нижнего Новгорода в лице Департамента транспорта и связи и закрытым акционерным обществом "НоваКард" прекратившимся  с 09.06.2018.

              Взыскать с Администрации города Нижнего Новгорода в пользу акционерного общества "Новакард" 6000 рублей расходов по государственной пошлине.

              Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

             Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия.

   Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                  Андрюхина Ю.Ю.