АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-22626/2021
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 октября 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр 53-761),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мартыновой Ю.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 21.09.2021),
от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 13.01.2021), ФИО3 (по доверенности от 29.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области о признании незаконным решение об отказе в утверждении инвестиционной программы, формализованное в письме от 29.04.2021 №Исх-329-209389/21,
установил: в арбитражный суд обратилось АО «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» (далее - Общество) с заявлением о признании незаконным решения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (далее - Министерство) об отказе в утверждении инвестиционной программы, формализованное в письме 29.04.2021 №Исх-329-209389/21.
С позиции заявителя оспариваемое решение Министерства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Подробно позиция заявителя изложена в письменном заявлении (дополнениях к нему).
Представители Министерства требование Общества отклонили по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление, считают оспариваемый отказ законным и обоснованным.
В судебном заседании 13.10.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 19.10.2021. Сведения об объявленном перерыве опубликованы в общем доступе в сети интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено, представители сторон поддержали свои ранее изложенные позиции.
Изучив материалы дела, заслушав позиции сторон, суд установил следующее.
Заявитель является сетевой организацией, относящейся к числу субъектов электроэнергетики.
24.03.2021 Общество направило в адрес Министерства заявление об утверждении инвестиционной программы на 2021-2024 годы №ВЛГ/100/1082 с приложенным проектом.
Письмом от 30.03.2021 №исх-329-144954/21 с приложением перечня замечаний к проекту инвестиционной программы, ответчик со ссылкой на пункт 14 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №977 (далее - Правила №977),отказал Обществу в рассмотрении заявления об утверждении проекта в связи с предоставлением информации по проекту, размещенной на официальном сайте Министерства 01.03.2021, не в полном объеме и с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов, в связи с предоставлением заявления не по установленной форме, а также в связи с несоответствием периода реализации инвестиционной программы периоду реализации проекта инвестиционной программы, одобренной решением совета директоров Общества, а именно:
1.не соблюдены требования пункта 12 Правил №977;
2.не соблюдены требования приказа Минэнерго России от 05.05.2016 №380 "Об утверждении форм раскрытия сетевой организацией информации об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах, указанной в абзацах втором - четвертом, шестом, восьмом и десятом подпункта "ж" пункта 11 стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 (далее - Постановление №24), правил заполнения указанных форм и требований к форматам раскрытия сетевой организацией электронных документов, содержащих информацию об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах" (далее - Приказ №380), в особенности пункт 2 Приложения №21 к Приказу №380;
3.не соблюдены требования пункта 27 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (далее - Постановление №24);
4.не соблюдены требования пунктов 6 и 7 Приложения №21 к Приказу №380;
5. не соблюдены требования пункта 8 Правил №977.
В целях устранения замечаний, Общество 02.04.2020 повторно направило в Министерство заявление об утверждении инвестиционной программы субъекта электроэнергетики на 2021-2024 годы №ВЛГ/100/1307.
Письмом от 06.04.2021 №исх-329-159020/21 с приложением перечня замечаний к проекту инвестиционной программы, ответчик отказал Обществу в рассмотрении заявления об утверждении проекта в связи с предоставлением информации по проекту, размещенной на официальном сайте Министерства 02.04.2021, с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов и наличием недостоверных сведений, а именно:
1.не соблюдены требования Приказа №380, в частности пункта 4 Приложения №20 к указанному приказу;
2.не соблюдены требования пункта 6 Приложения №21 к Приказу №380.
В целях устранения замечаний, Общество 08.04.2020 вновь направило в Министерство заявление об утверждении инвестиционной программы субъекта электроэнергетики на 2021-2024 годы №ВЛГ/100/1397.
Письмом от 15.04.2021 №исх-329-181084/21 ответчик на основании пункта 16 Правил №977 отказал Обществу в утверждении инвестиционной программы в связи с поступлением заявления и прилагаемых к нему материалов позднее срока, указанного в пунктах 11 и 15 Правил №977.
23.04.2021 Общество в очередной раз направило в Министерство заявление об утверждении инвестиционной программы субъекта электроэнергетики на 2021-2024 годы №ВЛГ/100/1658.
Письмом от 29.04.2021 №исх-329-209389/21 ответчик на основании подпункта "а" пункта 16 Правил №977 отказал Обществу в утверждении инвестиционной программы в связи с поступлением заявления и прилагаемых к нему материалов позднее срока, указанного в пунктах 11 и 15 Правил №977.
Не согласившись с отказом Министерства, формализованного в письме от 29.04.2021 №исх-329-209389/21, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 21 от 26.03.2003 №35-ФЗ Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:
- утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и контроль за реализацией таких программ;
- согласование инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти, а также контроль за реализацией таких программ.
Положение о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, утверждено постановлением Правительства Нижегородской области от 04.05.2016 №249 (далее - Положение №249).
Министерство образовано в соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 №129-З "О Правительстве Нижегородской области" и Указом Губернатора Нижегородской области от 15.01.2018 №6 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области" и является органом исполнительной власти Нижегородской области (пункт 1.1 Положения №249).
Министерство, в том числе согласовывает инвестиционные программы территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти, а также контролирует в рамках своей компетенции реализацию таких программ (пункт 3.1.7 Положения №249), а также утверждает инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также контролирует в рамках своей компетенции реализацию таких программ (пункт 3.1.7 (1) Положения №249).
Пунктом 11 постановления Правительства Нижегородской области от 05.04.2013 №206 "Об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти Нижегородской области и их должностных лиц, государственных гражданских служащих, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников" установлено, что заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в случае отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Жалобу на решения и действия (бездействие) органа исполнительной власти Нижегородской области, его территориального органа, государственного учреждения Нижегородской области, предоставляющего государственные услуги, также можно подать в вышестоящие орган или организацию (при их наличии) в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде (пункт 2 указанного постановления).
Министерство подчиняется Правительству Нижегородской области и в своей деятельности непосредственно курируется заместителем Губернатора Нижегородской области (пункт 1.3 Положения №249).
Общество относится к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством.
Порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики утвержден Правилами №977.
В соответствии с пунктом 3 Правил №977 инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, за исключением субъектов электроэнергетики, указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта, утверждаются ежегодно на период реализации, составляющий не менее 3 лет, который начинается с года, следующего за текущим годом.
Рассмотрение и утверждение инвестиционных программ и (или) изменений, которые вносятся в инвестиционные программы, в соответствии с настоящими Правилами осуществляется на основании проектов инвестиционных программ, размещаемых субъектами электроэнергетики на официальном сайте системы в соответствии со стандартами раскрытия информации и настоящими Правилами, и иной информации и материалов, направляемых в соответствии с настоящими Правилами (пункт 9 Правил №977).
Субъект электроэнергетики не позднее дня раскрытия информации о проекте инвестиционной программы, утверждаемой Министерством, в соответствии со стандартами раскрытия информации (сетевая организация - не позднее дня размещения проекта инвестиционной программы, утверждаемой Министерством, в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, но не позднее 5 апреля соответствующего года) направляет с использованием официального сайта системы заявление в Министерство (пункт 10 Правил №977).
Субъект электроэнергетики не позднее дня раскрытия информации о проекте инвестиционной программы, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии со стандартами раскрытия информации (сетевая организация - не позднее дня размещения проекта инвестиционной программы, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, но не позднее 5 апреля соответствующего года) направляет с использованием официального сайта системы заявление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на утверждение инвестиционной программы, на территории которого проектом инвестиционной программы предусматривается реализация инвестиционных проектов (пункт 11 Правил №977).
В соответствии с пунктом 14 Правил №977 Министерство энергетики Российской Федерации (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 5 рабочих дней со дня поступления заявления направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в рассмотрении заявления с указанием замечаний, носящих исчерпывающий характер, в следующих случаях:
а) информация о проекте инвестиционной программы размещена на официальном сайте системы не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов, и (или) не по установленной форме;
б) заявление и (или) прилагаемые к нему материалы представлены с использованием официального сайта системы не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам их электронных документов, и (или) не по установленной форме;
в) информация о проекте инвестиционной программы и обосновывающие ее материалы и (или) заявление и (либо) прилагаемые к нему материалы содержат недостоверные сведения;
г) период реализации проекта инвестиционной программы, размещенного в сети "Интернет" по адресу, указанному в заявлении, не соответствует:
требованиям к периоду реализации инвестиционной программы субъекта электроэнергетики, указанным в пункте 3 настоящих Правил;
периоду реализации проекта инвестиционной программы, одобренного решением совета директоров (наблюдательным советом) субъекта электроэнергетики, а при отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) - коллегиальным (единоличным) исполнительным органом управления или иным уполномоченным органом субъекта электроэнергетики, копия которого опубликована субъектом электроэнергетики в соответствии с абзацем тринадцатым подпункта "ж" пункта 11, абзацем шестым подпункта "д" пункта 13, абзацем шестым пункта 15(1) или подпунктом "д" пункта 20(1) стандартов раскрытия информации;
периоду реализации проекта инвестиционной программы, общественное обсуждение которого проведено в соответствии с настоящим Правилами.
В рассматриваемом случае Общество направило в адрес Министерства заявление об утверждении инвестиционной программы с приложенным проектом 24.03.2021, т.е. в срок, установленный пунктами 8 и 11 Правил №977.
Письмом от 30.03.2021 №исх-329-144954/21 с приложением перечня замечаний к проекту инвестиционной программы, ответчик правомерно на основании пункта 14 Правил №977,отказал Обществу в рассмотрении заявления об утверждении проекта в связи с предоставлением информации по проекту, размещенной на официальном сайте Министерства 01.03.2021, не в полном объеме и с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов, в связи с предоставлением заявления не по установленной форме, а также в связи с несоответствием периода реализации инвестиционной программы периоду реализации проекта инвестиционной программы, одобренной решением совета директоров Общества, а именно:
1.не соблюдены требования пункта 12 Правил №977;
2.не соблюдены требования Приказа №380, в особенности пункт 2 Приложения №21 к Приказу №380;
3.не соблюдены требования пункта 27 Постановления №24;
4.не соблюдены требования пунктов 6 и 7 Приложения №21 к Приказу №380;
5. не соблюдены требования пункта 8 Правил №977.
Как следует из письма от 15.04.2021, в формате очной консультации, состоявшейся 31.03.2021, должностными лицами Министерства представителям Общества даны разъяснения по всем замечаниям к проекту инвестиционной программы, в том числе о необходимости соблюдения установленных Приказом №380 требований к раскрытию информации об инвестиционной программе (заполнению форм раскрытия, созданию архивных файлов), о недопустимости указания в наименованиях заголовков столбцов словосочетаний "утвержденный план" при отсутствии ранее утвержденной инвестиционной программы, а также включения в архивный файл информации, не предусмотренной пунктом 6 Приложения №21 к Приказу №380.
Согласно пункту 15 Правил №977 субъект электроэнергетики повторно направляет с использованием официального сайта системы Министерству энергетики Российской Федерации (уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации) заявление и прилагаемые к нему материалы не позднее дня раскрытия информации о проекте инвестиционной программы после устранения замечаний Министерства энергетики Российской Федерации (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), но не позднее 10 календарных дней со дня направления Министерством энергетики Российской Федерации замечаний субъекту электроэнергетики с использованием официального сайта системы.
Таким образом, Правилами №977 предусмотрены два срока: первый - не позднее дня раскрытия информации о проекте инвестиционной программы после устранения замечаний, второй - но не позднее 10 календарных дней со дня направления замечаний.
Исходя из смысла указанного пунктов 8, 11 и 15 Правил №977, первостепенным и основным является день раскрытия информации о проекте инвестиционной программы - не позднее 5 апреля.
Таким образом, устранения замечаний к проекту инвестиционной программы должны быть представлены субъектом электроэнергетики в срок не позднее 5 апреля.
Заявление об утверждении инвестиционной программы повторно направлялось Обществом 02.04.2021, в рассмотрении которого заявителю отказано в связи с не устранением замечаний, указанных в письме Министерства от 30.03.2021 №исх-329-144954/21, в части не соблюдения требований Приказа №380 по заполнению форм раскрытия информации и созданию архивных файлов.
Требования к форматам раскрытия сетевой организацией электронных документов, содержащих информацию об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах, установлены приказом Минэнерго России от 05.05.2016 N 380 (далее - Требования).
Согласно пункту 6 Требований региональная сетевая организация создает архивные файлы в формате "ZIP", каждый из которых включает файлы электронных документов, содержащие информацию об инвестиционной программе, а также файлы, содержащие информацию, указанную в абзацах одиннадцатом - шестнадцатом подпункта "ж" пункта 11 Стандартов, в отношении одного субъекта Российской Федерации, на территории которого сетевая организация выполняет (планирует выполнить) инвестиционную программу.
Имена архивных файлов, указанных в абзаце первом пункта 6 Требований, должны иметь вид GMMDD_I_RR.
Архивные файлы, указанные в абзаце первом пункта 6 Требований, подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени сетевой организации без доверенности или ее представителя, действующего на основании доверенности, в соответствии с Правилами использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 852 (далее - квалифицированная электронная подпись).
Квалифицированная электронная подпись должна содержаться в отдельном файле, отличном от подписываемого архивного файла. Имя файла, содержащего квалифицированную электронную подпись, должно быть образовано из имени подписываемого архивного файла.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил №977 установлено, что Министерство энергетики Российской Федерации (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему материалов направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в утверждении инвестиционной программы (изменений, вносимых в инвестиционную программу) с указанием причин в случаях, если заявление и прилагаемые к нему материалы поступили позднее сроков, указанных в пунктах 10, 11 и 15 настоящих Правил.
08.04.2021 Общество вновь направило в Министерство заявление об утверждении инвестиционной программы, в ответ на которое ответчик письмом от 15.04.2021 №Исх-329-181084/21 со ссылкой на пункт 14, 15, 16 Правил, отказав в утверждении инвестиционной программы, указало на нарушения допущенные обществом при обращении 24.03.2021, 02.04.2021, а также сослалось на письмо от 06.04.2021 №исх-329-159020/21 в соответствии с которым Общество было уведомлено об отказе в рассмотрении заявления с приложением перечня замечаний.
Получив отказ от 15.04.2021 Общество 23.04.2021 вновь направило в Министерство заявление об утверждении инвестиционной программы.
Письмом от 29.04.2021 №Исх-329-209389/21 без указания каких-либо замечаний Министерство, сославшись по положения пунктов 11, 15 Правила отказало в утверждении инвестиционного проекта в связи с пропуском срока.
На момент обращения с заявлением от 23.04.2021 Общество располагало официальной позицией Министерства по представленному проекту, изложенной в ответе от 15.04.2021.
Таким образом, министерство правомерно отказало Обществу в утверждении инвестиционного проекта по заявлению от 23.04.2021 в связи с тем, что заявление об утверждении такого проекта с исправлениями подано заявителем после 05.04.2021.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
В рассматриваемом случае заявитель не доказал, что оспариваемое им решение Министерства не соответствует требованиям закону нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка Общества на судебную практику, изложенную в судебных актах по делу А43-25439/2020 судом не принимается, поскольку данные судебные акты вынесены при иных фактических обстоятельствах дела.
Оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в соответствии с законом и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
АО «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» (ИНН <***>) в удовлетворении заявления отказать.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 рублей отнести на заявителя.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.
Судья Л.В. Соколова