ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-22922/08 от 08.10.2008 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-22922/2008

1 - 287

г. Нижний Новгород 10 октября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2008 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 октября 2008 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гадфиява Ильясовича

при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.,

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, п.Мулино Володарского района Нижегородской области

к Управлению ФМС по Нижегородской области

об оспаривании постановления №2007/367 от 19 октября 2007 года о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании представителей  :

от заявителя: ФИО1 паспорт <...> выдан Володарским РОВД Нижегородской области 31 октября 2001 года

от заинтересованной стороны: не явился

Сущность спора:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1, п.Мулино Володарского района Нижегородской области (далее заявитель, предприниматель) с заявлением об отмене постановления №2007/367 от 19 октября 2007 года, вынесенного Управлением ФМС по Нижегородской области (далее Управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30.000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, признав факт совершения вменяемого правонарушения и свою вину в его совершении и пояснив, что им была представлена копия трудового договора, заключенного с иностранным гражданином ФИО2, в территориальный отдел УФМС России по Нижегородской области в Володарском районе. О необходимости заполнения при найме иностранного рабочего уведомления предприниматель не знал. В связи с изложенными обстоятельствами заявитель просил суд признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности, применив норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель УФМС России по Нижегородской области надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, отзыва не представил.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя Административного органа в порядке, установленном пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей присутствовавших участников процесса, арбитражный суд пришел к выводу о возможности освобождения предпринимателя от административной ответственности за малозначительностью и отмены в связи с этим постановления административного органа ввиду следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, сотрудниками отдела иммиграционного контроля УФМС России по Нижегородской области проведена проверка исполнения предпринимателем как работодателем, имеющим разрешение на привлечение и использование иностранных работников, обязанностей в связи с осуществлением привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что предприниматель, являясь работодателем, 10 августа 2007 года заключил трудовой договор с гражданином Республики Узбекистан ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения о принятии его на работу в качестве рабочего пилорамы (л.д. 9-10). При этом предприниматель в срок до 20 августа 2007 года не уведомил УФМС России по Нижегородской области о привлечении и использовании труда иностранного гражданина.

По факту выявленного нарушения ведущим специалистом-экспертом отдела иммиграционного контроля управления в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 12 октября 2007 года составлен протокол об административном правонарушении №2007/367 (л.д. 13). Данный протокол составлен при участии индивидуального предпринимателя ФИО1 Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателю были разъяснены, что отражено в протоколе об административном правонарушении.

Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и.о. заместителя начальника УФМС России по Нижегородской области 19 октября 2007 года вынесено постановление № 2007/367 о привлечении предпринимателя к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30.000 рублей.

Согласно пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок подачи работодателем и (или) заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, устанавливается Правилами подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 № 798 (действовавшим в период возникновения спорной ситуации), (далее - правила).

В силу пункта 2 правил работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Факт нарушения предпринимателем установленного срока подачи в управление уведомления о привлечении иностранного гражданина ФИО2 к трудовым отношениям в качестве рабочего пилорамы подтвержден материалами дела и предпринимателем не оспаривается.

Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.

Объективную сторону образует неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.

Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» определено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы правоохраняемым общественным интересам.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в особенной части названного кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Оценив совершенное правонарушение, суд указывает, что действия предпринимателя, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.

Суд отмечает, что предпринимателем в территориальном отделе УФМС России по Нижегородской области в Володарском районе был зарегистрирован трудовой договор, заключенный с гражданином Республики Узбекистан ФИО2 Данный факт подтверждается материалами дела и не опровергается административным органом.

Следовательно, в рассматриваемом случае предпринимателя нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, так как совершенное им противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства.

Исследовав и оценив характер указанного правонарушения, обстоятельства его совершения, степень вины правонарушителя, отсутствие негативных последствий, ущерба третьим лицам и государству, признание заявителем вины в совершении вмененного правонарушения, суд пришел к выводу, что при наличии всех признаков состава правонарушения оно само по себе не содержит опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем расценил данное правонарушение как малозначительное, полагая возможным освободить индивидуального предпринимателя ФИО1 от ответственности, отменив при этом оспариваемое постановление.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181, 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление №2007/367 от 19 октября 2007 года Управления федеральной миграционной службы России по Нижегородской области о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1, Нижегородская область, Володарский район, п.Мулино отменить, в виду малозначительности правонарушения.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Г.И.Мустафаев

Помощник судьи

ФИО4, тел.:

8(831)411-89-09