АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-23108/2008
16-453
г. Нижний Новгород 08 октября 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2008 года.
Решение изготовлено в полном объеме 08 октября 2008 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым И.Ю.,
ïðè ó÷àñòèè â çàñåäàíèè ïðåäñòàâèòåëåé:
от Инспекции административно-технического надзора: ФИО1, доверенность № 69/08 от 25.08.2008;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комплекс», г. Кулебаки Нижегородской области, (далее – общество, заявитель) об отмене постановления № 08-077-104 от 23.07.2008, вынесенного Выксунским отделом инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (далее – административный орган, инспекция) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании 24.09.2008 поддержал заявленные требования, изложив доводы, приведенные в заявлении.
Представитель инспекции в судебном заседании и в отзыве на заявление отклонил требование заявителя и считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В судебном заседании, проводившемся 24.09.2008, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 01.10.2008, после чего рассмотрение дела продолжено.
После возобновления заседания заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечил. В связи с этим и на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие указанного участника процесса.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Выксунского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области 04.07.2008 проведена проверка территории контейнерной площадки в районе дома № 53 по ул. Адмирала ФИО2 г. Кулебаки Нижегородской области.
Факт проведенного обследования зафиксирован главным специалистом Выксунского отдела ИАТН Нижегородской области в акте проверки в сфере благоустройства № 08-080-005 от 04.07.2008 (л.д. 7).
В ходе обследования 04.07.2008 в 13 час. 09 мин. – на момент проведения проверки территории контейнерной площадки в районе дома № 53 по ул. Адмирала ФИО2 г. Кулебаки Нижегородской области, инспекцией выявлено, что при наличии возможности для выполнения требований Правил благоустройства, санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Кулебаки, утвержденных Решением городской Думы города Кулебаки от 07.12.2006 № 32, (далее – правила) обществом не выполнены требования пунктов 4.3.11, 4.3.4 правил, что привело к нарушению ограждения контейнерной площадки.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Выксунского отдела инспекции в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 16.07.2008 составлен протокол № 08-077-017 об административном правонарушении (л.д. 8). Данный протокол составлен без участия представителя заявителя. При этом законный представитель общества – руководитель ООО «ЖЭК» – был заранее извещен о времени и месте составлении протокола уведомлением № 08-080-006 от 09.07.2008, полученным заявителем, согласно уведомлению о вручении почтового отправления № 01125194, 10.07.2008.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, заместителем начальника Выксунского отдела ИАТН Нижегородской области 23.07.2008 вынесено постановление № 08-077-104 о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 9, 10). Рассмотрение дела об административном правонарушении проведено без участия законного представителя общества.
Êàê âèäíî èç ïðåäñòàâëåííîé êîïèè ïî÷òîâîãî óâåäîìëåíèÿ ¹ 04016345 ÎÎÎ «ÆÝÊ» 17.07.2008 áûë ïîëó÷åí ïðîòîêîë îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè, â êîòîðîì óêàçàíî íà íàçíà÷åíèå ðàññìîòðåíèÿ äåëà îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè íà 23 èþëÿ 2008 ãîäà â 14 ÷àñîâ 25 ìèíóò ïî àäðåñó: ã. Âûêñà Íèæåãîðîäñêîé îáëàñòè, Êðàñíàÿ Ïëîùàäü, ä. 1, êîì. 101.
Следовательно процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении инспекцией допущено не было.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Нарушение правил содержания территорий муниципальных образований, в том числе территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, правил благоустройства образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Статья 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях является отсылочной и предусматривает привлечение к ответственности за нарушение конкретных пунктов правил содержания территорий.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, образует нарушение установленных правил содержания закрепленных за гражданами или организациями территорий, правил благоустройства.
Из содержания акта проверки в сфере благоустройства, протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении следует, что заявитель был привлечен к административной ответственности за нарушение требований пунктов 4.3.11, 4.3.4 главы 4 Правил благоустройства, санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории города Кулебаки, утвержденных Решением городской Думы города Кулебаки от 07.12.2006 № 32 (далее – правила).
Названные правила определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории г. Кулебаки Нижегородской области.
По смыслу правоположений главы 4 правил «Санитарное содержание» данная глава направлена на регулирование порядка санитарного содержания территорий. Пункт 4.3 правил «Организация сбора ТБО и КГМ», содержащий подпункты 4.3.11, 4.3.4, нарушение которых вменено обществу, регулирует организацию сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
Пунктом 4.3.4 правил ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на организацию, осуществляющую вывоз ТБО. Соответственно содержание контейнерных площадок включает в себя сбор и вывоз ТБО и КГМ.
Требования к содержанию в технически исправном состоянии места установки контейнеров и самих контейнеров предусмотрены пунктом 3.2 и подпунктом 3.2.2 правил, где определено, что юридические лица, иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в административных границах г. Кулебаки, имеющие во владении или любой форме пользования земельные участки, здания, сооружения, строения, коммуникации, домовладения, обязаны обеспечить благоустройство, санитарную очистку и уборку закрепленного участка; осуществлять сбор и вывоз уличного мусора, снега и льда, твердых и жидких бытовых отходов в закрытых контейнерах, содержать в чистоте и технически исправном состоянии места установки контейнеров и сами контейнеры.
Ограждение является элементом технического оснащения контейнерной площадки, за исправность технического состояния которой ответственны организации, перечисленные в пункте 3.2 правил. Поскольку в силу заключенного с ООО «Кулебакская центральная управляющая компания» договора № 02-06-08ТБО от 01.06.2008 (л.д. 14, 15) ООО «ЖЭК» выполняет обязательства только по вывозу и утилизации ТБО и КГМ, общество не относится к лицам, на которых возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок в технически исправном состоянии.
Таким образом, заявитель, не являясь организацией, ответственной за содержание контейнерной площадки в технически исправном состоянии, не может является и субъектом вмененного административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы, суд пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по данному административному делу, свидетельствующие о совершении заявителем административного правонарушения, не подтверждаются представленными в материалы дела документами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что административный орган оспариваемым постановлением необоснованно привлек заявителя к административной ответственности в связи с отсутствием его вины в совершении вмененного административного правонарушения, и, как следствие, - состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких условиях, суд находит постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комплекс» удовлетворить.
Постановление № 08-077-104 от 23.07.2008, вынесенное Выксунским отделом инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комплекс», г. Кулебаки Нижегородской области, к административной ответственности по части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью .
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья И.Ю. Мукабенов
ФИО3
411-87-89