ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-23502/2011 от 14.12.2011 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-23502/2011

г. Нижний Новгород 14 декабря 2011 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича (шифр 1-560)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Л.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Городская реклама», г.Н.Новгород (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации г.Н.Новгорода в лице Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Н.Новгорода

о признании недействительными решений

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 31.12.2010 г.;

от заинтересованной стороны: не явились;

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Городская реклама», г.Н.Новгород (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее заявитель, общество) с заявлением о признании незаконными решений Администрации г. Н.Новгорода от 14.07.2011 г. «Об отказе в выдаче разрешений на установку рекламной конструкции» по адресу: <...> перед производственным корпусом, конструкция №4 (щитовая установка размером 6,00х3,00м) и после производственного корпуса №3 (щитовая установка размером 6,00х3,00м). Просит суд обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Н.Новгорода выдать ООО «Городская реклама» разрешения сроком на 5 лет на установку рекламных конструкций по указанному адресу, а также просит признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Н.Новгорода, выразившиеся в несвоевременном рассмотрении заявлений ООО «Городская реклама» о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций №№ 3,4 по адресу: <...>.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением общество исходило из того, что проезд Восточный находится в глубине Автозаводского района г. Н.Новгорода на объездной дороге, в районе станции метро «Автозаводская», не является исторической частью города, на ней отсутствуют памятники архитектуры. Основные строения, расположенные в указанном районе – это производственные и складские помещения (типовые, кирпичные и крупнопанельные здания), возведенные в середине 20 века, не представляющие исторической или какой-либо художественной ценности.

Также заявитель считает, что в нарушение требований, установленных пунктом 14 статьи 19 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» Департамент нарушил срок рассмотрения заявления, поскольку заявление рассматривалось практически 4 месяца.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к заявлению.

Администрация, уведомленная надлежащим образом, явку представителя в судебное заседания не обеспечила, отзыв на заявление не представила.

Дело рассмотрено без участия представителя администрации в порядке, установленном статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела 23.03.2011 г. ООО «Городская реклама» обратилась в рекламную службу г. Н.Новгорода за получением разрешения на установку рекламных конструкций №№4,3 по адресу: <...> (перед и после производственного корпуса).

14.07.2011 г. по результатам рассмотрения данного заявления Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации г.Н.Новгорода принял решения об отказе в выдаче ООО «Городская реклама» разрешений на установку рекламных конструкций №№4,3 по указанному адресу.

Основанием для принятия данного решения послужил отказ в согласовании установки рекламных конструкций сектора городского дизайна и рекламы отдела по обеспечению деятельности главного художника города по причине нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Н.Новгорода.

Не согласившись с данными решениями, а также со сроками рассмотрения заявления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

В соответствии со статьей 6, пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Подпунктом 38 пункта 1 статьи 8, подпунктом 10 пунктом 3 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91, установлено, что к вопросам местного значения города Нижнего Новгорода и к полномочиям администрации города относится выдача разрешений на размещение наружной рекламы на территории города и осуществление контроля размещения наружной рекламы территории города в установленном порядке.

Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 17.01.2006 N 94 утверждено Положение о департаменте архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Новгорода (далее – Положение, действующее на момент обращения общества в администрацию с заявлением о выдаче разрешения).

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 3.4 Положения Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Новгорода образован в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения работы администрации города в области архитектуры, градостроительной деятельности. Департамент архитектуры и градостроительства является структурным подразделением администрации города и обеспечивает реализацию полномочий администрации города Нижнего Новгорода в области градостроительной деятельности.

Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций, в частности щитов, установлены в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон).

Согласно части 9 статьи 19 Закона установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации (статья 2 Закона о рекламе).

В соответствии с частями 1, 2, 9 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

К заявлению прилагаются:

1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 11 статьи 19 Закона о рекламе).

Согласно части 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Согласно части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано. При этом данной нормой определен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в выдаче разрешения:

- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;

- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

- нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 названной статьи Закона.

Постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21.06.2006 N 46 утверждены «Правила размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде»(далее - Правила).

Глава 2 Правил содержит требования по сохранению внешнего архитектурного облика города Нижнего Новгорода.

Согласно пункту 2.2.14. Правил требования по сохранению внешнего архитектурного облика города вводятся с целью:

- сохранения своеобразия сложившихся территорий города Нижнего Новгорода, исключения нарушения архитектурно-пространственного окружения, а также нанесения ущерба визуальным характеристикам городской среды при размещении объектов наружной рекламы и информации;

- сохранения архитектурно-художественной целостности и историко-культурной ценности фасадов города Нижнего Новгорода при размещении объектов наружной рекламы и информации;

- обеспечения упорядочения видов и мест размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде;

повышения эффективности регулирования и контроля деятельности в сфере наружной рекламы и информации.

Из материалов дела следует, что администрация г. Нижнего Новгорода в лице Департамента архитектуры и градостроительства обосновала свой отказ Обществу в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города.

Однако в нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие законность и обоснованность принятия им такого решения.

Согласно заключению экспертизы типового проекта «Рекламная конструкция размерами 3х6м», выполненной ФАО ГОУВПО НГАТУ проектная документация выполнена в соответствии с действующими нормами, содержит все необходимые данные для выполнения конструкций, проект удовлетворяет действующим нормам.

По мнению комиссии по рекламному оформлению города Н.Новгорода на размещение рекламных конструкций №№1,4,5 возможно согласование, размещение рекламных конструкций №№2,3 по Восточному проезду, д.11, по мнению комиссии, приведет к перенасыщению данного участка застройки рекламной информацией.

Арбитражный суд, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел и оценил доводы заявителя, имеющиеся в материалах дела документы, учитывая отсутствие обоснованной позиции по данному делу администрации г. Н.Новгорода (отзыва по делу), затребованное определением суда от 26.09.2011 г., пришел к выводу о том, что принятые администрацией г. Нижнего Новгорода в лице Департамента архитектуры и градостроительства решения от 14.07.2011 г. об отказе в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций №4,3 по адресу: <...> после производственного корпуса и перед производственным корпусом (щитовые установки размером 6,00х3,00м) противоречат Федеральному закону 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилам размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде, утвержденным постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21.06.2006 N 46 и нарушают права Общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение требований.

В соответствии с пунктом 3.2.6 Правил решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено администрацией города Нижнего Новгорода заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от администрации города Нижнего Новгорода решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.

Как было указано выше, с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций №№3,4 общество обратилось в администрацию г.Н.Новгорода в лице Департамента архитектуры и градостроительства 23.03.2011 г.

Решение об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций было принято только 14.07.2011 г., спустя 4 месяца.

Таким образом, суд считает, Администрация, допустив бездействие в части не рассмотрения заявления общества на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции в сроки, установленные пунктом 3.2.6 Правилами, тем самым нарушило право заявителя на получение названного решения

В силу вышеизложенного, суд пришел к выводу, что обжалуемые решения приняты с нарушением пункта 15 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», бездействие Администрации по непринятию соответствующего решения не соответствует пункту 3.2.6 Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде, утвержденным постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21.06.2006 N 46 и нарушают права заявителя на занятие рекламной деятельностью, в связи с чем, подлежат признанию незаконными.

В соответствии с пунктом 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов подлежат немедленному исполнению, в соответствии с пунктом 4 указанной статьи суд должен принять меры к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 3.2.6 Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде, утвержденным постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21.06.2006 N 46 решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено администрацией города Нижнего Новгорода заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.

Указанный срок установлен при обращении заявителя в обычном порядке, при отсутствии нарушений законом прав, в связи с чем, в рассматриваемом деле, суд считает необходимым установить срок для принятия мер к восстановлению нарушенных прав Заявителя со стороны Администрации - 14 дней со дня принятия решения по настоящему делу.

Действующим законодательством не предусмотрено освобождение органов местного самоуправления от возмещения стороне, в пользу которой принят судебный акт, судебных расходов, в связи с чем, расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей подлежат взысканию с администрации в пользу заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Городская реклама», г.Н.Новгород (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Признать незаконными решения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Н.Новгорода от 14.07.2011 г. «Об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций» по адресу: <...> перед производственным корпусом, конструкция №4 (щитовая установка размером 6,00х3,00м) и после производственного корпуса №3 (щитовая установка размером 6,00х3,00м.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Н.Новгорода выдать общества с ограниченной ответственностью «Городская реклама», г.Н.Новгород (ИНН <***>, ОГРН <***>) в четырнадцатидневный срок со дня вынесения решения суда выдать обществу с ограниченной ответственностью «Городская реклама», г.Н.Новгород (ИНН <***>, ОГРН <***>) разрешение на установку рекламных конструкций по адресу: <...> перед производственным корпусом, конструкция №4 (щитовая установка размером 6,00х3,00м) и после производственного корпуса №3 (щитовая установка размером 6,00х3,00м.).

Признать незаконным бездействие Администрации г.Н.Новгорода в лице Департамента архитектуры и градостроительства, выразившееся в не выдаче ООО «Городская реклама» на заявление от 23.03.2011 г. решения о разрешении размещения рекламных конструкций или решения об отказе в выдаче разрешений на установку 2-х рекламных конструкций, по адресу: <...> перед производственным корпусом, конструкция №4 (щитовая установка размером 6,00х3,00м) и после производственного корпуса №3 (щитовая установка размером 6,00х3,00м), как несоответствующее пункту 3.2.6 Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде, утвержденных постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21.06.2006 N 46.

Взыскать с Администрации г.Н.Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью «Городская реклама», г.Н.Новгород 4.000,00 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

При подаче апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта

Судья Г.И.Мустафаев