ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-23576/2011 от 12.12.2011 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-23576/2011

г. Нижний Новгород 28 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-565  )

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лобановой И.В.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Чибиркина О.В., предприниматель, данные в деле,

от администрации: Лизунова И.М., доверенность в деле,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны, г. Нижний Новгород (ОГРН 304525933800076 ИНН 525900240603), (далее – заявитель, предприниматель) о признании незаконным решений администрации города Нижнего Новгорода (далее – ответчик, администрация) от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и об обязании администрации города Нижнего Новгорода выдать разрешения на установку рекламных конструкций на основании поданных заявителем документов.

Предприниматель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрация в отзыве на заявление и в ходе рассмотрения дела пояснил, что считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, заслушав присутствовавших представителей, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования в связи со следующим.

Как видно из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, 28.04.2011 предприниматель обратился в структурное подразделение администрации – Департамент градостроительного развития и архитектуры – с заявлениями №№ 285, 286, 287, 288, 289 о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героя Рябцева, на ограждении завода «Сокол», пересечение с улицей Просвещенской (заявления №№ 285 и 286); по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героя Рябцева, на ограждении завода «Сокол», пересечение с переулком Краснобаковским (заявление № 287), а также по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ярошенко, на ограждении завода «Сокол», напротив остановки «Парк культуры и отдыха» (заявления №№ 288 и 289).

Вместе с заявлениями заявителем были сданы все необходимые для их рассмотрения документы, включая свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, согласие собственника на установку рекламной конструкции, проект и технический расчет рекламной конструкции, проект комплексного рекламного оформления и экспертное заключение.

Решениями от 27.06.2011 (л.д. 14-18, далее – оспариваемые решения) Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации со ссылкой на пункт 4 статьи 15 ФЗ «О рекламе» отказал предпринимателю в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций. Основанием для отказа явилось отсутствие согласования установки рекламных конструкций с сектором городского дизайна и рекламы отдела по обеспечению деятельности главного художника города Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации по причине нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода.

Не согласившись с оспариваемыми решениями, считая их необоснованными и не соответствующими нормам действующего законодательства Российской Федерации, а также нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является администрация.

В соответствии со статьей 6, пунктом 26.1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с ФЗ «О рекламе».

Подпунктом 38 пункта 1 статьи 8, подпунктом 10 пунктом 3 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 № 91, установлено, что к вопросам местного значения города Нижнего Новгорода и к полномочиям администрации города относится выдача разрешений на размещение наружной рекламы на территории города и осуществление контроля размещения наружной рекламы территории города в установленном порядке.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, статье 2 Положения о Департаменте градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 21.06.2011 № 2376, этот Департамент образован в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения работы администрации города в области архитектуры, градостроительной деятельности. Департамент является структурным подразделением администрации города. Основными целями и задачами деятельности Департамента, в числе прочих, являются: участие в формировании и проведении градостроительной политики администрации города Нижнего Новгорода; регулирование градостроительной деятельности на территории городского округа город Нижний Новгород в пределах полномочий, установленных действующим законодательством; обеспечение условий осуществления градостроительной деятельности на территории городского округа в соответствии с основными принципами законодательства о градостроительной деятельности; обеспечение благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории города Нижнего Новгорода.

Поскольку оспариваемые решения подписаны директором Департамента, суд считает, что оно принято уполномоченным органом в соответствии с установленной компетенцией.

В силу части 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Как предусмотрено в части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

К указанному в части 9 этой статьи заявлению прилагаются данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества (часть 11 статьи 19 ФЗ «О рекламе» в редакции, действовавшей в период подачи предпринимателей заявлений).

На основании части 13 статьи 19 названного закона орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, указанным в части 15 статьи 19 ФЗ «О рекламе», а именно: несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану; нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа; нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 этой статьи.

Правилами размещения объектов наружной рекламы, утвержденными постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21.06.2006, (далее – Правила) предусмотрены требования к территориальному размещению объектов наружной рекламы и информации, условия использования имущества города для распространения наружной рекламы и информации, порядок выдачи разрешений на установку объектов наружной рекламы и информации на территории города Нижнего Новгорода, а также осуществление контроля за соблюдением этих требований.

Согласно пункту 2.2.14 Правил требования по сохранению внешнего архитектурного облика города вводятся с целью: сохранения своеобразия сложившихся территорий города Нижнего Новгорода, исключения нарушения архитектурно-пространственного окружения, а также нанесения ущерба визуальным характеристикам городской среды при размещении объектов наружной рекламы и информации; сохранения архитектурно-художественной целостности и историко-культурной ценности фасадов города Нижнего Новгорода при размещении объектов наружной рекламы и информации; обеспечения упорядочения видов и мест размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде; повышения эффективности регулирования и контроля деятельности в сфере наружной рекламы и информации. Под архитектурным обликом города понимается эстетическое единство естественных и искусственных компонентов городской среды, связанных в единое композиционное, историческое, культурное, природное образование, имеющее материальную и духовную ценность. Требования по сохранению внешнего архитектурного облика города приводятся в разделе 3 (1) Правил.

В качестве основания для отказа предпринимателю в установке рекламных конструкций администрация указала на нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода.

Однако в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В рассматриваемом случае каких-либо доказательств законности и обоснованности оспариваемых решений, в равно и доказательств нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода, администрацией не представлено.

Суд в рассматриваемой ситуации считает, что отсутствие в законодательстве конкретных критериев, позволяющих определить нарушение внешнего архитектурного облика при размещении той или иной рекламной конструкции, не предоставляет возможности при принятии соответствующего решения относительно выдачи разрешения на установку рекламной конструкции основываться лишь на внутреннем убеждении и личном эстетическом восприятии. Такой вывод должен быть подтвержден доказательствами, неопровержимо свидетельствующими о невозможности размещения рекламной конструкции, в том числе и по этому основанию.

Кроме того, суд отмечает, что ранее разрешения на установку аналогичных рекламных конструкций в тех же местах, где предприниматель просил разрешить установку его рекламных конструкций, выдавались администрацией в 2008 году иной организации (см. л.д. 26, 27). Подтверждение того, что за прошедшее время в месте предполагаемого размещения рекламных конструкций внешний архитектурный облик сложившейся застройки города претерпел изменения, в материалы дела также на представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые решения создают препятствия и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не позволяя на законных основаниях произвести размещение рекламных конструкций, заявленные им требования признаются судом правомерными и подлежащими удовлетворению.

Лицом, ответственным за принятие оспариваемых решений суд считает именно администрацию с учетом того, что ответчик осуществляет полномочия органа местного самоуправления в упомянутой сфере правоотношений.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Удовлетворяя требование предпринимателя о признании незаконными оспариваемых решений, суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в связи с принятием этих решений.

Определять конкретные процедуры (указывать на необходимость осуществления каких-либо отдельных действий) суд не находит возможным, ибо администрация, исполняя решение суда, должна будет предпринять такие действия, которые приведут к достижению указанного судом результата.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины должны быть возмещены заявителю за счет ответчика.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны, г. Нижний Новгород (ОГРН 304525933800076 ИНН 525900240603), удовлетворить  .

Признать недействительными   (1) решение от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героя Рябцева, на ограждении завода «Сокол», пересечение с улицей Просвещенской, по заявлению индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны регистрационный номер 285 от 28.04.2011, (2) решение от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героя Рябцева, на ограждении завода «Сокол», пересечение с улицей Просвещенской, по заявлению индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны регистрационный номер 286 от 28.04.2011, (3) решение от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героя Рябцева, на ограждении завода «Сокол», пересечение с переулком Краснобаковским, по заявлению индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны регистрационный номер 287 от 28.04.2011, (4) решение от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ярошенко, на ограждении завода «Сокол», напротив остановки «Парк культуры и отдыха», по заявлению индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны регистрационный номер 288 от 28.04.2011, (5) решение от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ярошенко, на ограждении завода «Сокол», напротив остановки «Парк культуры и отдыха», по заявлению индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны регистрационный номер 289 от 28.04.2011, принятые администрацией г. Нижнего Новгорода, как не соответствующее правоположениям Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Обязать   администрацию г. Нижнего Новгорода в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны, г. Нижний Новгород (ОГРН 304525933800076 ИНН 525900240603), допущенные в связи с принятием (1) решения от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героя Рябцева, на ограждении завода «Сокол», пересечение с улицей Просвещенской, по заявлению индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны регистрационный номер 285 от 28.04.2011, (2) решения от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героя Рябцева, на ограждении завода «Сокол», пересечение с улицей Просвещенской, по заявлению индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны регистрационный номер 286 от 28.04.2011, (3) решения от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героя Рябцева, на ограждении завода «Сокол», пересечение с переулком Краснобаковским, по заявлению индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны регистрационный номер 287 от 28.04.2011, (4) решения от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ярошенко, на ограждении завода «Сокол», напротив остановки «Парк культуры и отдыха», по заявлению индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны регистрационный номер 288 от 28.04.2011, (5) решения от 27.06.2011 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ярошенко, на ограждении завода «Сокол», напротив остановки «Парк культуры и отдыха», по заявлению индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны регистрационный номер 289 от 28.04.2011.

Взыскать с администрации г. Нижнего Новгорода в пользу индивидуального предпринимателя Чибиркиной Оксаны Владимировны, г. Нижний Новгород (ОГРН 304525933800076 ИНН 525900240603), 1.000 рублей в качестве возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявленных требований.

Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья И.Ю. Мукабенов