ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-23662/2023 от 20.07.2023 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-23662/2023

г. Нижний Новгород 27 ноября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2023

Решение изготовлено в полном объеме 27.07.2023

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мясниковой Екатерины Николаевны (шифр дела 2-410)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Жариновой Е.М.,

при участии представителей

заявителя: Киселевой И.В. по доверенности от 15.08.2023,

Приволжской электронной таможни: Кузякиной Е.Н. по доверенности от 29.12.2022, Незаметдиновой Н.Х. по доверенности от 14.02.2023,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тосол-Синтез Трейдинг» (ИНН 5249046147) о признании требования таможенного поста Приволжский (Центр электронного декларирования) от 24.07.2023 по внесению изменений в ДТ № 10418010/240723/3102063 и действий по взысканию НДС незаконными, а также об обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченный платеж в размере 1 394 452,47 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тосол-Синтез Трейдинг» (далее – Общество, ООО «Тосол-Синтез Трейдинг») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании требования таможенного поста Приволжский (Центр электронного декларирования) от 24.07.2023 по внесению изменений в ДТ
№ 10418010/240723/3102063 и действий по взысканию НДС незаконными, а также об обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченный платеж в размере 1 394 452,47 руб..

В обоснование заявленного требования заявитель указывает, что оспариваемое требование не соответствует закону и нарушает права Общества, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате НДС.

Подробно позиция Общества изложена в письменном заявлении и поддержана представителем в судебном заседании.

Представители Приволжской электронной таможни не согласились с заявленным требованием, полагают оспариваемое требование законным и обоснованным. По мнению таможенного органа, декларантом документально не подтверждено соблюдение условий помещения товара под таможенную процедуру реимпорта, установленных подпунктом 3 пункта 2 статьи 236 ТК ЕАЭС (срок для предоставления документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 %, установленный статьей 165 НК РФ, не наступил).

Подробно позиция Приволжской электронной таможни изложена в отзыве на заявление и поддержана представителями в судебном заседании.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что ООО «Тосол-Синтез Трейдинг» на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее - Приволжский ЦЭД) подана ДТ № 10418010/240723/3102063 в целях помещения под таможенную процедуру реимпорта товара № 1 «этиленгликоль ингибированный, (однородная бесцветная жидкость без механических примесей), CAS № 107-21-1: представляет собой водный раствор этиленгликоля с растворенными в нем антикоррозионными присадками..», товара № 2 «вода ингибированная «FELIX» (марка ск 2) (однородная жидкость без механических примесей), представляет собой водный раствор антикоррозионных присадок..» ранее вывезенные по таможенной процедуре экспорта
по ДТ № 10418010/240523/3071212.

Возврат товара декларанту был осуществлен в связи с повышенными рисками, финансовой несостоятельностью и неспособностью ООО СП «WORLD TRADING COMPANY» исполнить свои денежные обязательства (письмо ООО «Тосол-Синтез Трейдинг» № 45/23-ТСТ от 24.07.2023).

В графе 47 декларантом не произведено начисление НДС. В качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для освобождения от уплаты НДС, предоставлена справка из МИФНС России № 2 по Нижегородской области от 21 июля 2023
№ 14-20/006910@.

В соответствии со сведениями, предоставленными из МИФНС России № 2 по Нижегородской области по состоянию на 21.07.2023 отгрузка по ДТ
№ 10418010/240523/3071212 не включена в налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2023 в разделе 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена». Срок предоставления налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2023 - 25.07.2023. По состоянию на 21.07.2023 налоговая декларация по НДС ООО «Тосол-Синтез Трейдинг» за 2 квартал 2023 не представлена. Документы по отгрузке на экспорт по ДТ
№ 10418010/240523/3071212 по состоянию на 21.07.2023 в соответствии с пунктом 1 статьи 165 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в Инспекцию не представлялись.

В связи с тем, что срок для предоставления документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%, установленный статьей 165 НК РФ не наступил, в отношении товара № 1,2 подлежит уплата НДС.

В рамках применения мер по минимизации профиля риска с кодом 610 ОТП Приволжской электронной таможни принято решение о не предоставлении освобождения от уплаты НДС по ДТ № 10418010/240723/3102063. Декларанту посредством электронного взаимодействия в АИС «АИСТ-М» 24 июля 2023 направлено требование на внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10418010/240723/3102063 до выпуска товара в части начисления и уплаты НДС.

Требование таможенного органа о внесении изменений в ДТ декларантом исполнено. 25.07.2023, направленная декларантом КДТ Приволжским ЦЭД принята. С лицевого счета Общества (согласно сведениям об ИНН плательщика, отраженным в графе «В» КДТ) произведена уплата начисленного НДС в размере 1 394 452,47 руб.

Также по ДТ уплачены таможенные сборы за совершение таможенных операций в сумме 20 000 руб.

25.07.2023 по ДТ № 10418010/240723/3102063 принято решение о выпуске товаров №№1,2 в соответствии с условиями таможенной процедуры реимпорта.

Не согласившись с требованием Приволжской электронной таможни от 24.07.2023, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В части 2 статьи 127 ТК ЕАЭС в отношении товаров определен перечень таможенных процедур, применяемых в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза, в том числе процедура реимпорта.

В силу части 1 статьи 235 ТК ЕАЭС таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась, в частности таможенная процедура экспорта (пункт 1 части 2 статьи 235 ТК ЕАЭС).

В статье 236 ТК ЕАЭС закреплены условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта.

Так, согласно части 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условиями помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта являются:

- помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта до истечения 3 лет со дня, следующего за днем их фактического вывоза с таможенной территории Союза, или до истечения иного срока, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

- сохранение неизменным состояния товаров, в котором они были вывезены с таможенной территории Союза, за исключением изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

- возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, неуплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.

Под налогами, согласно пункту 24 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, понимаются налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза.

В части 1 статьи 175 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) установлено, что в отношении товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации у декларанта возникает обязанность по уплате налогов и (или) процентов по ним, а также обязанность по уплате или возмещению субсидий и иных сумм, неуплаченных либо ранее полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.

Таким образом, одним из препятствий для выпуска товара в рамках процедуры реимпорта является неисполнение участником ВЭД обязанности по возмещению денежных средств (налогов и (или) процентов с них, иных налогов, субсидий и сумм), которые при вывозе товаров с таможенной территории Союза не уплачивались, возвращены либо получены прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов.

Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (подпункт 2 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации).

При вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается (подпункт 1 пункта 2 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации, в том числе товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, задекларированный Обществом по ДТ
№ 10418010/240723/3102063 товар № 1 «этиленгликоль ингибированный, (однородная бесцветная жидкость без механических примесей), CAS № 107-21-1: представляет собой водный раствор этиленгликоля с растворенными в нем антикоррозионными присадками..», товара № 2 «вода ингибированная «FELIX» (марка ск 2) (однородная жидкость без механических примесей), представляет собой водный раствор антикоррозионных присадок..» для помещения под таможенную процедуру реимпорта в связи с повышенными рисками, финансовой несостоятельностью и неспособностью ООО СП «WORLD TRADING COMPANY» исполнить свои денежные обязательства, изначально экспортировался по ДТ
№ 10418010/240523/3071212.

То есть, под процедуру реимпорта в ДТ № 10418010/240723/3102063 заявителем задекларирован товар, изначально экспортированный бесплатно по ДТ
№ 10418010/240523/3071212 и возвращенный на территорию Российской Федерации в связи с невозможностью контрагента исполнить свои денежные обязательства.

Названное обстоятельство таможенным органом не оспаривается.

Исходя из анализа вышеприведенных норм права в их взаимосвязи с положениями статей 39 (реализация товаров, работ или услуг) и 146 (объект налогообложения по НДС) Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, поскольку в рассматриваемом случае при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает, то и обязанность по уплате НДС у заявителя отсутствовала.

При этом суд принимает во внимание, что при вывозе товара в таможенной процедуре экспорта налогоплательщику не предоставляется ни освобождение от уплаты НДС в смысле, придаваемом этому понятию статьями 145, 145.1 Налогового кодекса Российской Федерации, ни исключение данной операции из налогообложения в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации, ни возврат НДС в связи с экспортом товара.

Применение ставки НДС 0% при экспорте Товаров в соответствии с нормами НК РФ представляет собой не «освобождение» от уплаты НДС, а исчисление НДС по специальной ставке, предусмотренной в отношении экспорта, и, соответственно, не приводит к возникновению обязанности по уплате НДС при реимпорте товаров по смыслу части 1 статьи 175 Закона о таможенном регулировании.

Доказательств, свидетельствующих о возврате Обществом в связи с вывозом по ДТ №10418010/240523/3071212 спорного товара из бюджета каких либо платежей либо о получении в связи с вывозом данного товара каких либо субсидий (иных выплат, льгот, возмещений), таможенным органом в материалы дела также не представлено.

Напротив, согласно письму Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области от 26.09.2023 № 14-17/008753@, налоговый орган подтвердил, что ООО «Тосол-Синтез Трейдинг», осуществляющее экспорт несырьевых товаров, имеет право на вычет НДС по товарам, относящимся к указанному экспорту не по дате подтверждения экспорта и сбора документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а с момента приобретения этих товаров и принятия их на учет. Общество представило налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2023 года, а также реестр таможенных деклараций, согласно которому ДТ № 10418010/240523/3071212 не включена в реестр, отгрузка по указанной декларации не включена в налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2023 года. В отношении указанной декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой нарушения не выявлены. Также инспекция указала, что подтверждение применения налоговой ставки 0% по ДТ № 10418010/240523/3071212 истекает в 4 квартале 2023 года, в отношении всех представленных налоговых деклараций будет проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой при выявлении нарушений будет составлен акт о вынесено соответствующее решение.

При этом положения ТК ЕАЭС не устанавливают конкретного перечня документов, представление которых подтверждает соблюдение предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условия помещения ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта.

Иные, предусмотренные частью 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условия помещения спорного товара под таможенную процедуру реимпорта (срок помещения товара под таможенную процедуру реимпорта, неизменность вида товара, позволяющего его идентифицировать), в рассматриваемом случае соблюдены. Данное обстоятельство таможенным органом по существу не оспаривается.

В связи с чем, ввиду соблюдения ООО «Тосол-Синтез Трейдинг» предусмотренных частью 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условий помещения спорных товаров, декларированных по ДТ № 10418010/240723/3102063, под таможенную процедуру реимпорта, оснований для выставления Обществу требования от 24.07.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, у таможенного органа не имелось.

В силу вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требование Приволжской электронной таможни от 24.07.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленного требования.

В силу пункта 4 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для их выполнения.

Удовлетворяя рассматриваемое требование Общества и учитывая наличие предусмотренных действующим законодательством условий, суд считает необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать Приволжскую электронную таможню после вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия мер по возврату излишне уплаченного НДС в размере 1 394 452 руб. 47 коп.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным требование Приволжского таможенного поста (Центра электронного декларирования) Приволжской электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10418010/240723/3102063, до выпуска товара от 24.07.2023 №10418010, и обязать Приволжскую электронную таможню после вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия мер по возврату излишне уплаченного НДС в размере 1 394 452 руб. 47 коп.

Взыскать с Приволжской электронной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тосол-Синтез Трейдинг» (ИНН 5249046147) 3 000 рублей государственной пошлины.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения суда в законную силу по ходатайству заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Судья Е.Н. Мясникова