ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-24042/16 от 14.12.2016 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-24042/2016

г. Нижний Новгород                                                                                      11 января 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 11 января 2017 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-577),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Башевой Е.С.,

при участии представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" – ФИО1, доверенность от 13.09.2016, и в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению территориального управления Росимущества в Нижегородской области о признании незаконными уведомлений ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Нижегородской области об оставлении запроса без рассмотрения от 06.04.2016 №№52/274/900/2016-1, 52/274/900/2016-2, 52/274/900/2016-3,

при привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", г.Саров Нижегородской области,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось территориальное управление Росимущества в Нижегородской области (далее – заявитель, Росимущество) с заявлением о признании незаконными уведомлений ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Нижегородской области (далее – заинтересованное лицо) об оставлении запроса без рассмотрения от 06.04.2016 №№52/274/900/2016-1, 52/274/900/2016-2, 52/274/900/2016-3.

Заявитель о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечил, позиция изложена в заявлении. Заявитель полагает, что мотивы для отказа в предоставлении запрашиваемой информации незаконны и необоснованны заинтересованным лицом.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, позиция подробно изложена в заявлении.

Третье лицо о дате судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило, согласно представленного отзыва на заявление  поддержало позицию заявителя и просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Изучив материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, Росимущество обратилось к заинтересованному лицу с запросами о предоставлении сведений об объектах недвижимости, которые заявителем как собственником, переданы ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" на праве хозяйственного ведения, а именно: <...>; стр. 12; ул. Железнодорожная, д. 18, стр. 8,

По запросам о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), от 05.04.2016 № 52/274/900/2016-1, № 52/274/900/2016-2, № 52/274/900/2016-3 в отношении объектов недвижимости по адресу: Нижегородская область, г. Саров, дор. Варламовская, д. 9, стр. 17; стр. 12; ул. Железнодорожная, д. 18, стр. 8, заинтересованным лицом были подготовлены уведомления от 06.04.2016 об оставлении данных запросов без рассмотрения.

Основаниями для оставления указанных запросов послужили следующие основания: в запросе отсутствует печать Росимущества, в связи с чем, не представляется возможным проверить полномочия подписавшего запрос лица на выдачу информации ограниченного доступа; представленные запрос не соответствует по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 №180 «Об Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Полагая, что данные уведомления не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Росимущества, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно п.1 Приказа Росреестра от 13.01.2015 №П/1 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за плату поэтапно в соответствии с планом-графиком согласно приложению к названному приказу:

а) с 1 мая 2015 года - по запросам, представленным заявителем лично в ФГБУ "ФКП Росреестра", а также поступившим в ФГБУ "ФКП Росреестра" или территориальный орган Росреестра посредством почтового отправления, о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, в виде выписки из ЕГРП:

- содержащей общедоступные сведения об объекте недвижимого имущества, расположенном в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", выдающий выписку (в который поступил запрос);

- о переходе прав на объект недвижимого имущества, расположенный в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", выдающий выписку (в который поступил запрос);

- о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества по запросам, в которых указано на выдачу таких сведений по объектам недвижимости, расположенным на территории субъекта(ов) Российской Федерации, на которой осуществляет свою деятельность филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", выдающий выписку (в который поступил запрос);

в) с 1 января 2016 года - по запросам, представленным заявителем лично или поступившим посредством почтового отправления в ФГБУ "ФКП Росреестра", территориальный орган Росреестра или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, оказывающий услуги Росреестра, а также в форме электронного документа, о предоставлении сведений ЕГРП вне зависимости от места нахождения объектов недвижимого имущества (по экстерриториальным запросам) в виде:

- выписки из ЕГРП:

содержащей общедоступные сведения об объекте недвижимого имущества;

о переходе прав на объект недвижимого имущества;

о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества;

о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;

- справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества.

В соответствии с п.2 названного Приказа ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями:

а) с 1 сентября 2015 года - по предоставлению сведений ЕГРП посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП;

б) с 1 января 2016 года - по предоставлению без взимания платы сведений, содержащихся в ЕГРП, по запросам, указанным в пункте 1 настоящего приказа, лицам и организациям, имеющим право на безвозмездное получение таких сведений в силу закона, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП, утвержден приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП» (далее - приказ № 180).

Так, в соответствии с п. 15 приказа № 180 запрос, представляемый на бумажном носителе территориальным органом федерального органа исполнительной власти ... о предоставлении сведений ограниченного доступа или сведений, в отношении которых такой заявитель в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обладает правом на их безвозмездное предоставление, заверяется подписью руководителя или заместителя руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти либо подписью должностного лица территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного решением руководителя такого органа, и оттиском печати этого органа.

Согласно п. 4 вышеперечисленных запросов о предоставлении сведений заявителем выступает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.

Однако оттиск печати указанного органа в нарушение вышеприведенной нормы в п. 9 запросов отсутствует.

В силу п. 25 приказа № 180 запрос, представленный с нарушениями приказа, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим приказом, считается неполученным и не рассматривается.

Бездействия заинтересованное лицо в рассматриваемой ситуации не допускало, вышеуказанные  запросы  о   предоставлении  сведений  ЕГРП  обработаны в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ссылается заявитель в обоснование заявленных требований, регулируют общие положения о доверенности.

Вместе с тем применительно к сложившейся ситуации действует специальное законодательство, содержащее императивные предписания относительно формы подачи запрашиваемой информации, которые были приведены выше.

Более того, внимание заявителя акцентируется на неприменении заинтересованным лицом норм ГК РФ, тогда как отказ в предоставлении запрашиваемых сведений обусловлен несоответствием формы запросов о предоставлении сведений требованиям приказа № 180.

К тому же, оспаривая решения об отказе в выдаче сведений ЕГРП, в заявлении заявитель ссылается на нормы приказа Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 № 75, регулирующего порядок предоставления сведений государственного кадастра недвижимости.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с этим заявленное требование Росимущества удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р  Е  Ш  И  Л  :

в удовлетворении заявленных требований территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья                                                                                                                                           А.В.Леонов