АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-24153/2021
г.Нижний Новгород 25 октября 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области
в составе судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-738),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садековой Г.У.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными и отмене постановления и представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 06.07.2021 по делу об административном правонарушении №052/04/9.21-1462/2021,
при участии в деле в качестве третьего лица - ФИО1,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО2 (доверенность от 15.12.2020 №473),
от ФАС России: ФИО3 (доверенность от 12.07.2021 №ЛШ/14494/21),
от иных лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось публичное акционерное общество "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород") с о признании незаконными и отмене постановления и представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - антимонопольный орган, Управление, Нижегородское УФАС России) от 06.07.2021 по делу об административном правонарушении №052/04/9.21-1462/2021.
В обоснование заявленного требования представитель заявителя ссылается на отсутствие в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения, поскольку Общество завышение цены в договоре на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения не допускало.
Считая свои действия законными, заявитель считает необоснованным выдачу Обществу представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Подробно позиция заявителя отражена в заявлении и поддержана представителем в ходе судебного заседания.
Нижегородское УФАС России с требованиями заявителя не согласилось, считает оспариваемые акты антимонопольного органа законными и обоснованными.
Подробно позиция Нижегородского УФАС России отражена в отзыве и поддержана представителям в ходе судебного заседания.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.
В соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие третьего лица при надлежащем извещении.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" направило ФИО1 проект договора №0-3-4118K/CT и технические условия от 12.01.2021, где стоимость подключения объекта капитального строительства, расположенною по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, д.Бугры, тер.ТСН Серебряные ключи - 3, уч.152 к сети газораспределения составляет 44838344, 87 руб. Технические условия на подключение объектов капитального строительства выданы заявителю к сетям газораспределения проектируемого газопровода низкого давления, протяженность 9000 м.
Размер платы, установленный проектом договора, по мнению заявителя, является завышенным.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 в антимонопольный орган (вх.№4491/21 от 24.02.2021).
По результатам рассмотрения заявления и пояснений ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", Управление пришло к выводу, что в действиях (бездействии) ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", выразившихся в завышении цены в договоре на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, а также, в связи с фактическим отказом газораспределительной организации от подключения к межпоселковому газопроводу высокого давления, расположенному в непосредственной близости от объекта заявителя, имеются нарушения установленного порядка подключения к сетям газоснабжения, а именно ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" нарушило пункт 104 Правил.
Усмотрев в деянии ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" признаки состава административного правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган при участии представителей Общества и заявителя жалобы составил протокол об административном правонарушении от 25.05.2021 №052/04/9.21-1462/2021.
06.07.2021 при участии представителя Общества и заявителя жалобы антимонопольный орган вынес оспариваемое постановление, которым привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Кроме того, 06.07.2021антимонопольный орган выдал Обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №052/04/9.21-1462/2021, в соответствии с которым возложил на Общество обязанность принять меры к устранению нарушений, а также причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения: принять меры, направленные на усиление контроля за недопущением нарушений по навязыванию заявителем условий подключения - необоснованно высокого размера платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства. О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в Нижегородское УФАС в течение месяца со дня его получения.
Не согласившись с постановлением и представлением Нижегородского УФАС России, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий; в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети; г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил).
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 60 Правил).
Согласно пункту 62 Правил, договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), с соблюдением особенностей, определенных Правилами подключения.
Пунктом 97 Правил подключения установлен исчерпывающий перечень мероприятий по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемый договором о подключении: разработка исполнителем (далее — ГРО) проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; разработка заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение заявителем и исполнителем технических условий: проверка исполнителем выполнения заявителем технических условий: осуществление исполнителем фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.
В соответствии с пунктом 104 Правил подключения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами подключения.
Согласно пункту 7 Правил подключения завершающим этапом подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения является осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Пунктом 2 Правил подключения определено, что фактическим присоединением является комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребленияосновного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.
Таким образом, необходимым условием для завершения подключения (технологического присоединения) является осуществление пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.
Вместе с тем отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально - бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), а также особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549 (далее — Правила поставки газа).
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" навязывает ФИО1 невыгодные условия договора, а именно, предоставляет проект договора № 0-3-4118K/CT и технические условия от 12.01.2021, где стоимость подключения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, д.Бугры, тер.ТСН "Серебряные ключи - 3", уч.152 к сети газораспределения составляет 44838344, 87 руб.
Технические условия на подключение объектов капитального строительства выданы заявителю к сетям газораспределения проектируемого газопровода низкого давления, протяженность 9000 м.
При этом заявителем в составе документов, направленных с заявкой на подключение были предоставлены все необходимые документы, в том числе представлено разрешение на подключение к межпоселковому газопроводу высокого давления (кадастровый номер 52:32:0000000:411) от собственника межпоселкового газопровода высокою давления ФИО4, расположенного к д.Бугры и коттеджным застройкам в районе д.Бугры Дальнеконстантиновского района Нижегородской области. Право собственности подтверждается выпиской из ЕГРН №52:32:0000000:411-52/124/2018-8.
Установлено, что указанный газопровод находится в залоге у ООО "СМУ 2".
Также, согласно информации, поступившей от Кстовского межрайонного отделения судебных приставов, на имущество собственника газопровода высокою давления ФИО4 наложен арест.
В связи с данными обстоятельствами ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" отказывается выдавать согласование для подключения заявителя к указанному газопроводу.
Из пояснений ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" следует, что 16.12.2020 в адрес Общества поступила заявка ФИО1 о подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, д.Бугры, тер. ТСН "Серебряные ключи-3", уч.152, кадастровый номер земельного участка №52:23:0100063:3961, к сети газораспределения. Жилой дом заявителя расположен на одном из земельных участков товарищества собственников недвижимости "Серебряные ключи-3".
Газораспределительная сеть, к которой возможно было бы осуществить подключение жилого дома ФИО1, в данной жилой застройке отсутствует.
Для газификации жилых домов, расположенных на данной территории, в том числе и жилого дома ФИО1, необходимо строительство сети газораспределения высокого и низкого давления с установкой пункта редуцирования газа (ПРГ).
При рассмотрении вариантов подключения жилого дома заявителя Обществом было определено следующе.
Газификация д.Бугры и жилых застроек в районе д.Бугры Дальнеконстантиновского района осуществлялось в соответствии со схемой газоснабжения по проекту 177.13-ТКР "Распределительные газопроводы высокого Ру 1.2 МПа и высокого Ру 0.6 МПа давления д.Бугры и коттеджных застроек д.Бугры Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, согласованной письмом администрации Нижегородского сельсовета Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.
Данной схемой газоснабжения не предусматривалось подключение жилой застройки "Серебряные ключи-32 к вышеуказанным газопроводам.
В Региональную программу газификации Нижегородской области на 2021-2025гг. не включено строительство распределительных газопроводов в жилой застройке "Серебряные ключи-3", расположенной в районе д.Бугры Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.
ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" была проанализирована возможность подключения к газопроводам, указанным в разрешениях на подключение, приложенных к заявке:
- к межпоселковому газопроводу высокого давления (кадастровый номер 52:32:0000000:411), расположенному по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район (разрешение на подключение от ФИО4);
- газопроводу низкого давления, проложенному но адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновскнй район, примерно в 1000 м от д.Бугры по направлению на юг.к.п. "Серебряные ключи" (разрешение на подключение от ДНП "Серебряные ключи").
В соответствии с выпиской из ЕГРП на объект недвижимости: "Межпоселковый газопровод высокого давления к д.Бугры и коттеджным застройкам в районе д.Бугры Дальнеконстантиновского района Нижегородской области (1 этап) кадастровый номер №52:32:0000000:411 Кстовским межрайонным отделом судебных приставов Управления ФССН России по Нижегородской области наложен арест (постановление о наложении ареста на имущество должника от 05.04.2019 №ИП №24366/19/52035). Лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - ООО "СМУ 2".
15.07.2020, 25.12.2020 в Общество поступали обращения директора ООО "СМУ 2" ФИО5. Своими обращениями заявитель уведомил Общество о том, что вышеуказанный газопровод находится в залоге ООО "СМУ 2", а также о имеющемся запрете производства действий со стороны собственника в отношении газопровода.
ООО "СМУ 2" считает, что наличие договора залога лишает собственника возможности осуществлять подключение к газопроводу новых потребителей, так как это может изменить залоговую стоимость.
Как считает ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", учитывая данные обстоятельства и до разрешения спорной ситуации по данному газопроводу, в том числе до снятия ареста на данный объект, Общество не имеет возможности заключать договоры о подключении (технологическом присоединении) и выдавать технические условия на подключение объектов капитального строительства к вышеуказанной сети газораспределения.
Газоснабжение КП "Серебряные ключи" осуществляется в соответствии со
схемой газоснабжения №518.14-ПЗ дачной застройки ДНП "Серебряные ключи", согласованной администрацией Нижегородского сельсовета Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.
Подключение сетей газораспределения жилой застройки "Серебряные ключи-3" данной схемой не предусмотрено.
Для определения технической возможности подключения к газопроводам низкого давления ДНП "Серебряные ключи" был выполнен гидравлический расчет сети газораспределения, который показал, что при подключении дополнительных потребителей к данной сети газораспределения давление газа в газопроводах падает ниже минимального допустимого значения, при котором существующая схема газораспределения не обеспечит нормальное и бесперебойное газоснабжение потребителей.
В связи с этим, в адрес ФИО1 были направлены проект договора подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения и технические условия на №0-3-4118К/2021/СТ от 12.01.2021.
Ближайшим газопроводом, принадлежащим ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", который возможно рассмотреть в качестве точки подключения, является газопровод высокого давления 1 категории диаметром 159 мм. проложенный на с. Кужутки Д.Константиновского района, на расстоянии 9 км от границ земельного участка заявителя. Размер платы за технологическое присоединение выполнен по стандартизированнымтарифным ставкам в соответствии с Решением РСТ по Нижегородской области №55/12 от 22.12.2020.
Итого, размер стоимости подключения составил 44 838 344. 87 руб.
Нижегородское УФЛС России отмечает, что заявитель не оспаривает отсутствие технической возможности к газопроводу низкого давления, проложенному по адресу: Нижегородская область. Дальнсконстантиновский район, примерно в 1000 м от д.Бугры по направлению на юг, к.п. "Серебряные ключи" (разрешение на подключение от ДНП "Серебряные ключи").
Между тем вывод ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" о том, что Общество не имеет возможности заключить договор о подключении к межпоселковому газопроводу высокого давления (кадастровый номер 52:32:0000000:411). расположенному по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантнновский район (разрешение на подключение от ФИО6), в связи с тем, что на газопровод наложен арест, что данный газопровод находится в залоге, а также, о признании ФИО6 банкротом, нельзя признать правильным.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закошу и иным правовым актам и не нарушающие права владения, пользования и распоряжение имуществом, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять ею другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 ФЗ "Об исполнительном производстве" арест на имущество должника применяется, в том числе и для обеспечения сохранности имущества, которое принадлежит передаче взыскателю или реализации.
Пунктом 4 статьи 80 указанного федерального закона предусмотрено, что арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.
Между тем согласно информации Кстовского межрайонного отделения судебных приставов (письмо от 23.06.2021 № 52035/21/263390) па имущество ФИО6 (межпоселковый газопровод высокого давления (кадастровый номер 52:32:0000000:411) находится под запретом на совершение регистрационных действий от 05.04.2019, то есть под запретом на отчуждение залогового объекта.
Однако, из представленной информации не следует, что на указанное имущество ФИО4 имеется ограничение права пользования, владения, распоряжения, выражающееся в выдаче согласия на подключение к газопроводу.
В состав заявки на подключение в соответствии с пунктом 69 Правил заявитель приложил согласие основного абонента на подключение к газопроводу, находящегося в собственности ФИО4
При этом ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» не оспаривает тот факт, что заявителем с заявкой представлен полный пакет документов на подключение, в том числе согласие основного абонента на подключение.
Свои доводы, о том, что Общество не имеет возможности заключать договоры о подключении также в связи с наличием договора залога ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" основывает на мнении ООО "СМУ 2", изложенном в письме от 15.07.2020. в котором ООО "СМУ 2" указывает, что наличие договора залога лишает собственника возможности осуществлять подключение к газопроводу новых потребителей.
Данный довод считаем несостоятельным, в связи с тем, не имеет правового значения наличие залогодержателей, поскольку, в данном случае газопровод не отчуждается.
При рассмотрении административного дела от представителей газораспределительной организации поступили устные пояснения, что в декабре 2021 года в отношении ФИО4 началась процедура признания должника несостоятельным (банкротом). Данный довод не принимается во внимание, поскольку никаких доказательств, подтверждающих данный факт в материалы дела, не представлено.
Таким образом, в изложенных выше действиях (бездействии) ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", выразившихся в навязывании заявителю необоснованно высокой цены договора от газопровода, расположенного на расстоянии 9000 метров от объекта заявителя, в связи с фактическим отказом газораспределительной организации от подключения к межпоселковому газопроводу высокого давления (кадастровый номер 52:32:0000000:411), расположенному в непосредственной близости от объекта заявителя, имеются нарушения установленного порядка подключения к сетям газоснабжения, а именно ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" нарушило пункт 104 Правил, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В связи с нарушением ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" установленного порядка подключения к сетям газоснабжения, а именно пункта 85 Правил, учитывая, что ранее ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" привлекалось к административной ответственности за нарушение порядка подключения к газораспределительным сетям.
В частности, установленное в рамках настоящего административного дела правонарушение совершалось ПAO "Газпром газораспределение Нижний Новгород" в период времени, когда лицо считалось подвергнутым административному наказанию согласно постановлению №052/04/9.21-2294/2019.
Постановление №052/04/9.21-2294/2019 явилось предметом рассмотрения в Арбитражном Суде Нижегородской области (дело №А43-54187/2019). В удовлетворении заявленных требований об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №052/04/9.21-2294/2019 ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" было отказано.
Постановлением Первого Арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-54187/2019 оставлено без изменения (период с 27.05.2020 по 27.05.2021).
Таким образом. в рассматриваемом случае имеется событие административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 указанной правовой нормы предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализируя имеющиеся в материалах дела об административном
правонарушении документы, материалы, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, обоснованно пришло к выводу о том, что Общество имело возможность соблюдения требований действующего законодательства и могло не допустить нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, установленного Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314.
Поскольку выявленное нарушение совершено в период времени, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по вступившему в законному силу постановлению №1477-ФАС52-03/18 (период с 20.03.2019 по 20.03.2020), действия общества правомерно квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в случае его малозначительности.
По смыслу указанной статьи Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 поименованного выше постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 этого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Исходя из оценки конкретных фактических обстоятельств данного дела, суд не усмотрел исключительных обстоятельств для признания деяния общества малозначительным.
В рассматриваемой ситуации действия Общества привели к ущемлению интересов потребителя, который является наименее защищенной стороной в рассматриваемых правоотношениях и вынужден был обратиться с жалобой в Нижегородское УФАС России.
Оснований замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ с учетом, в том числе статуса субъекта, привлекаемого к ответственности, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В рассматриваемом случае оснований для снижения суммы штрафа суд не усматривает, поскольку Управлением при вынесении оспариваемого постановления учтены все обстоятельства дела, в связи с чем обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи.
Следовательно, административный штраф в сумме 600 000 рублей в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Срок давности соблюден. Процессуальных нарушений не допущено.
Статья 29.13 КоАП РФ определяет, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Оспариваемое представление вынесено административным органом в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Поскольку материалами дела факт нарушения Обществом порядка подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения подтвержден, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого представления.
В рассматриваемом случае факт совершения Обществом административного правонарушения доказан, в связи с чем Управление имело законные основания для выдачи Обществу представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.
Доказательств объективной невозможности исполнения заявителем оспариваемого представления в материалы дела не представлено и судом не установлено. В представлении установлен срок именно для представления в Управление информации о принятых мерах.
На основании изложенного, требование заявителя об отмене постановления антимонопольного органа о назначении административного наказания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия.
Судья И.С.Волчанская