ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-24231/10 от 27.01.2011 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-24231/2010

37-553

г.Нижний Новгород 27 января 2011 года

Арбитражный суд Нижегородской области   в составе:

судьи Беляниной Евгении Владимировны

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курицыной А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт»

к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области

о взыскании 28 933 359 руб. 66 коп.

третье лицо: Департамент транспорта и связи Нижегородской области

при участии:

от истца: не явился; извещен надлежащим образом

от ответчика: не явился; извещен надлежащим образом

от третьего лица: не явился; извещен надлежащим образом

установил:

Государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о взыскании 28 933 359 руб. 66 коп. убытков; третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Департамент транспорта и связи Нижегородской области.

Исковые требования основаны на статьях 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по компенсации истцу, оказывающему услуги в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом, выпадающих доходов за 2009 год, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов.

Отзывом на иск ответчик исковые требования отклонил. По мнению ответчика, Российская Федерация, отменив льготы по оплате проезда в общественном транспорте, предоставила субъектам Российской Федерации право самостоятельного введения форм и методов социальной поддержки, а потому расходные обязательства на стороне Российской Федерации по спорным правоотношениям не возникли; соответственно, Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по делу.

Третье лицо отзыва на иск не представило.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие сторон и третьего лица.

Изучив материалы дела, суд установил следующее:

Истец осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом.

19.12.2008 между истцом (исполнитель) и третьим лицом (заказчик), на основании Закона Нижегородской области от 14.11.2008 №153-З и Постановления Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 №404, был заключен договор №04-05-04/4 об обеспечении транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Нижегородской области на 2009 год, предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на обеспечение транспортного обслуживания льготных категорий граждан, организацию стабильных перевозок пассажиров по регулярным маршрутам и повышение качества транспортных услуг.

Согласно пункту 2.1 договора исполнитель осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом в объемах, обеспечивающих удовлетворение спроса населения, и ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет заказчику отчет по форме приложения №1 и счета-фактуры, а также ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет по форме приложения №2.

Согласно пункту 2.2 договора заказчик до 10 числа месяца, следующего за отчетным, производит исполнителю компенсацию выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан, согласно представленным отчетам и счетам-фактурам в пределах средств, предусмотренных Законом Нижегородской области от 14.11.2008 №153-З.

Согласно пункту 2.3 договора стороны ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, производят сверку расчетов с возможностью их последующей корректировки.

Во исполнение условий договора истец в 2009 году оказал услуги по перевозке льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов на сумму 55 987 796 руб. 09 коп., что подтверждается актами от 31.01.2009 №118, от 28.02.2009 №235, от 31.03.2009 №301, от 28.04.2009 №454, от 29.05.2009 №607, от 29.06.2009 №779, от 24.07.2009 №936, от 19.08.2009 №1088, от 21.08.2009 №1095, от 24.09.2009 №1258, от 28.10.2009 №1439, от 18.11.2009 №1567, от 16.12.2009 №1712, подписанными третьим лицом без разногласий, за исключением актов от 18.11.2009 №1567, от 16.12.2009 №1712, где указано на сокращение на 49,3% лимитов финансирования Нижегородской области в отношении льготных категорий граждан федерального регистра (оставшаяся после сокращения сумма перечислена третьим лицом в полном объеме).

Согласно ежемесячно представляемым третьему лицу отчетам о выпадающих доходах, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан на основании единых социальных проездных билетов, и сводному отчету за 2009 год, составленным на основании методики расчетов, установленной Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 №404, сумма выпадающих доходов истца за 2009 год, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра, составила 54 755 176 руб. 08 коп. (178 373 шт. единых социальных проездных билетов, реализованных гражданам, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации).

На основании выставленных истцом счетов-фактур третьим лицом, в порядке компенсации выпадающих доходов, было перечислено только 25 821 816 руб. 42 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.

Недофинансирование выпадающих доходов за 2009 год и послужило основанием для обращения истца в суд с данным исковым заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; при этом вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как следует из материалов дела, спор возник из правоотношений, связанных с возмещением затрат на предоставление услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду в общественном транспорте отдельным категориям граждан.

Вместе с тем, Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ, при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В целях обеспечения социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда, тружеников тыла, инвалидов, пенсионеров Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 №3 с 01.03.2005 на территории Нижегородской области установлен единый порядок предоставления льготного проезда гражданам при наличии единого социального проездного билета к соответствующему документу, дающему право на льготы при проезде на городском пассажирском транспорте и пригородном автомобильном транспорте.

При этом приложением 1 к данному Постановлению утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, в частности, это граждане, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям федеральных органов власти (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.11.2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2009 год. Согласно таблице 38 приложения 19 к данному Федеральному закону на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, бюджету Нижегородской области на 2009 год выделено 66 521,9 тыс. руб.

Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, возникших в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 №23).

В рассматриваемом случае объем переданных из федерального бюджета средств не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, поэтому соответствующие требования должны удовлетворяться за счет казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов РФ (статья 1071 Гражданского кодекса РФ).

В этой связи доводы Министерства финансов РФ о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, судом не принимаются - поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Указанная позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.03.2010 №ВАС-2174/10.

Сам факт наличия у истца убытков и их размер (54 755 176,08 - 25 821 816,42 = 28 933 359,66) подтверждается третьим лицом (письмо от 27.09.2010 №401-04-04/3013) и ответчиком не оспаривается, что расценивается судом как признание ответчиком обстоятельств, на которые ссылается истец в обоснование своих требований (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ), со всеми вытекающими последствиями (часть 5 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

При изложенных обстоятельствах требование истца о взыскании суммы убытков является правомерным.

Кроме того, суд, руководствуясь пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», отмечает, что аналогичная ситуация была рассмотрена арбитражным судом по делу №А43-44901/2009-47-774 (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.08.2010).

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета, поскольку ответчик (публично-правовое образование) не назван в статье 333.17 Налогового кодекса РФ в качестве плательщика государственной пошлины.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1.   Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» (ИНН <***>, <...>) 28 933 359 руб. 66 коп. убытков.

2.   Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

3.   Возвратить государственному предприятию Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» из федерального бюджета 167 666 руб. 80 коп. государственнойпошлины, уплаченной по платежному поручению от 05.10.2010 №1964.

4.   Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через принявший решение арбитражный суд первой инстанции.

Судья Е.В.Белянина