АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-24393/2020
г. Нижний Новгород 10 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2020 года.
Полный текст определения изготовлен 10 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Духана Андрея Борисовича (шифр судьи 39-355), при ведении протокола судебного заседания секретарем Морозовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Нижний Новгород,
к ответчику - акционерному обществу «Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В. Фрунзе» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Нижний Новгород,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации,
о взыскании 82 493 640 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1 (по доверенности от 09.02.2018, после перерыва в судебное заседание не явилась), ФИО2 (по доверенности от 20.07.2020),
от ответчика: ФИО3 (по доверенности от 24.12.2019, после перерыва в судебное заседание не явился), ФИО4 (по доверенности от 20.12.2019),
от третьего лица: не явился,
У С Т А Н О В И Л:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Управление Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - истец, УФК по Нижегородской области) с исковым заявлением к акционерному обществу «Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В. Фрунзе» (далее – ответчик, АО «ННПО имени М.В. Фрунзе») о взыскании в счет возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации, 82 493 640 руб.
В обоснование исковых требований УФК по Нижегородской области указывает, что АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» не исполнило условия федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 809, и обязательства по договорам об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 25.12.2012 № 01-08/939/79/АО, от 30.07.2013 № 01-09/283/79/АО, от 12.09.2014 № 01-09/332/337АО, от 30.04.2015 № 01-09/63/337/АО в части привлечения собственных средств на сумму 82 493 640 руб. В целях устранения данных нарушений УФК по Нижегородской области выдало АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» предписание от 12.03.2019 № 32-11-32/18-1952, которое последним не исполнено. Таким образом, ответчик причинил Российской Федерации ущерб на сумму 82 493 640 руб.
В отзыве от 21.08.2020, письменных пояснениях от 06.10.2020, 09.11.2020 и 26.11.2020 ответчик просит суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям: у истца отсутствуют основания для обращения в суд с настоящим иском в порядке части 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), поскольку предписание от 12.03.2019 № 32-11-32/18-1952 не содержит требования о возмещении причиненного Российской Федерации ущерба; УФК по Нижегородской области не квалифицировало выявленные в ходе проверки нарушения как ущерб, причиненный Российской Федерации; ущерб может быть причинен только нецелевым расходованием бюджетных средств; принимая во внимание, что взамен бюджетных средств Российская Федерация получила акции ответчика, стоимость которых равна сумме бюджетных инвестиций, в случае удовлетворения иска у Российской Федерации останутся и акции, и денежные средства, что приведет к неосновательному обогащению.
В возражениях на отзыв от 12.10.2020 и дополнениям к возражениям о 27.11.2020 УФК по Нижегородской области указало на обоснованность обращения в арбитражный суд с настоящим иском. Содержащееся в предписании требование об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации направлено на реализацию ответчиком федеральной целевой программы и условий договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций. Довод ответчика о том, что ущерб может быть причинен только в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств является несостоятельным, поскольку он противоречит сложившейся судебной практике.
Более подробно доводы сторон изложены в отзыве, пояснениях, возражениях и поддержаны представителями в судебном заседании.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в письменных объяснениях указало, что АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» в соответствии с федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 809, необходимо привлечь внебюджетные средства в размере 200 000 000 руб. в ценах соответствующих лет.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании 30.11.2020 представители УФК по Нижегородской областиподдержали исковые требования, представители АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» просили суд иск оставить без удовлетворения.
В судебном заседании 30.11.2020 объявлялся перерыв до07.12.2020. После перерыва заседание продолжено.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 № 809 утверждена федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008 – 2015 годы».
Бюджетные инвестиции на мероприятия Программы, а именно на осуществление работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение с целью создания контрактного производства унифицированных электронных модулей на федеральном государственном унитарном предприятии «Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В. Фрунзе» г. Нижний Новгород» выделялись АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» согласно заключенным договорам с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом:
-Договор об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 25.12.2012 № 01-08/939/79/АО на сумму 60 000 000,00 рублей;
-Договор об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 30.07.2013 № 01-09/283/79/АО на сумму 60 000 000,00 рублей;
-Договор об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 12.09.2014 № 01-09/332/337/АО на сумму 39 999 960,00 рублей;
-Договор об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 30.04.2015 № 01-09/63/337/АО на сумму 30 766 440,00 рублей.
Согласно пункту 4.2.6 договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций заказчик (застройщик) обязуется привлекать в соответствии с условиями ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиотехники" на 2008-2015 годы для выполнения работ внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства.
В соответствие с пунктом 4.2.8 договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций заказчик (застройщик) обязуется при осуществлении работ по объекту достигнуть показателей эффективности использования предоставленных бюджетных инвестиций, а также показателей эффективности реализации заказчиком (застройщиком) ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиотехники" на 2008-2015 годы, приведенных в приложении №3 к настоящему договору.
На основании приказов УФК по Нижегородской области от 09.01.2019 № 1 «О проведении плановой выездной проверки в отношенииАО «ННПО имени М.В. Фрунзе»и от 29.01.2019 № 88 «О внесении изменений в приказ Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 09.01.2019 № 1 «О проведении плановой выездной проверки в отношенииАО «ННПО имени М.В. Фрунзе»проведена выездная проверкаАО «ННПО имени М.В. Фрунзе»предоставления и использования бюджетных инвестиций в рамках федеральных целевых программ «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» и «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы» за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
В ходе проверки УФК по Нижегородской области выявило нарушение, выраженное в привлечении внебюджетных источников финансирования (собственных средств) в объемах, меньших, чем предусмотрено Титульными списками к договорам участия Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, а именно на сумму 162 125 230 руб.
Данное нарушение зафиксировано в акте выездной проверки АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» от 05.02.2019.
В выданном предписании от 12.03.2019 № 32-11-32/18-1952 УФК по Нижегородской области предписало АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» привлечь внебюджетные источники финансирования (собственные средства) в сумме 162 125 230 руб. согласно Титульными списками к договорам участия Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 25.12.2012 № 01-08/939/79/АО, от 30.07.2013 № 01-09/283/79/АО, от 12.09.2014 № 01-09/332/337АО, от 30.04.2015 № 01-09/63/337/АО, а именно:
приобрести горизонтально-фрезерный обрабатывающий центр модели 6В442ФЗМ;
выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектно-сметной документацией в полном объеме, и/или предоставить документы, подтверждающие привлечение внебюджетных (собственных) средств в полном объеме и ввод объекта в эксплуатацию.
Не согласившись с указанным предписанием в части требования привлечь внебюджетные источники финансирования (собственные средства) в размере 79 631 590 руб., общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой с рассматриваемым требованием.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.11.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.07.2020 по делу № А43-30807/2019, предписание УФК по Нижегородской области от 12.03.2019 № 32-11-32/18-1952 в части требования о привлечении внебюджетных источников финансирования (собственных средств) в размере 79 631 590 руб. признано недействительным.
Таким образом, указанный ненормативный правовой акт УФК по Нижегородской области от 12.03.2019 № 32-11-32/18-1952 является действующим в части предписания АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» привлечь внебюджетные источники финансирования (собственные средства) в сумме 82 493 640 руб. согласно Титульными списками к договорам участия Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 25.12.2012 № 01-08/939/79/АО, от 30.07.2013 № 01-09/283/79/АО, от 12.09.2014 № 01-09/332/337АО, от 30.04.2015 № 01-09/63/337/АО, а именно: приобрести горизонтально-фрезерный обрабатывающий центр модели 6В442ФЗМ; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектно-сметной документацией в полном объеме, и/или предоставить документы, подтверждающие привлечение внебюджетных (собственных) средств в полном объеме и ввод объекта в эксплуатацию.
Поскольку предписание до настоящего времени не исполнено, истец полагает, что Российской Федерации причинен ущерб в сумме 82 493 640 руб.
При этом, как указано в описательной части решения, ответчик считает, что УФК по Нижегородской области не квалифицировало выявленные в ходе проверки нарушения как ущерб, причиненный Российской Федерации.
Таким образом, в рамках рассмотрения настоящего спора суду необходимо определить причинен ли Российской Федерации ущерб посредством допущенных ответчиком нарушений.
В силу части 4 статьи 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» следует, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что в рамках договоров участия Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 25.12.2012 № 01-08/939/79/АО, от 30.07.2013 № 01-09/283/79/АО, от 12.09.2014 № 01-09/332/337АО, от 30.04.2015 № 01-09/63/337/АО Министерство промышленности и торговли Российской Федерации перечислило средства федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в сумме 190 766 400 руб.
На указанную сумму АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» осуществило передачу акций Российской Федерации в лице Росимущества в количестве 1 189 720 штук.
Таким образом, доля акций Российской Федерации в лице Росимущества составила 17,11704%.
Указанными выше договорами предусмотрено, что бюджетные инвестиции предоставляются заказчику (застройщику) на осуществление работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение с целью создания контрактного производства унифицированных электронных модулей на федеральном государственном унитарном предприятии «Нижегородское производственное объединение имени М.В. Фрунзе» (ОАО «ННПО имени М.В. Фрунзе»).
По результатам проведенной УФК по Нижегородской области выездной проверки нарушений при использовании бюджетных инвестиций, в том числе нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
В пояснениях от 26.11.2020 ответчик указывает, что с 2016 года введенные производственные мощности обеспечивают объем выпуска изделий по Расчетной программе увеличения годового выпуска изделий для определения проектной мощности при разработке проекта «Техническое перевооружение с целью создания контрактного производства унифицированных электронных модулей на федеральном государственном унитарном предприятии «Нижегородский завод имени. М.В. Фрунзе», утвержденной в 2011 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации», в соответствии с установленном объемом государственного оборонного заказа и спросом потребителей.
Основой целью федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы» является развитие научно-технического и производственного базиса для разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой электронной и радиоэлектронной продукции в целях решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Согласно предписанию от 12.03.2019 № 32-11-32/18-1952 УФК по Нижегородской области предписало АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» привлечь внебюджетные источники финансирования (собственные средства) в сумме 162 125 230 руб. , а именно: приобрести горизонтально-фрезерный обрабатывающий центр модели 6В442ФЗМ; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектно-сметной документацией в полном объеме, и/или предоставить документы, подтверждающие привлечение внебюджетных (собственных) средств в полном объеме и ввод объекта в эксплуатацию.
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации 16.04.2019 проведено совещание о текущем состоянии реализации незавершенных объектов капитальных вложений и мерах, принимаемых по завершению работ и вводу их в эксплуатацию, на котором принято решение разработать, утвердить за подписью генерального директора «дорожную карту» ввода в эксплуатацию незавершенных объектов (протокол № 11-579 от 16.04.2019).
Ответчиком утверждена дорожная карта мероприятий по безусловному завершению инвестиционного проекта «Техническое перевооружение с целью создания контрактного производства унифицированных электронных модулей» в рамках ФЦП ЭКБ.
Согласно представленных ответчиком сведений в настоящее время исполнены 7 мероприятий, предусмотренных «дорожной картой».
Ответчиком разработано предложение по замене технологического оборудования по проекту «Техническое перевооружение с целью создания контрактного производства унифицированных электронных модулей», согласно которому, в том числе исключается приобретение горизонтально-фрезерного обрабатывающего центра модели 6В442ФЗМ. В обоснование данного предложение указывается, что в связи реорганизацией предприятий (АО «ФНПЦ «ННИПИ «Кварц» имени А.П. Горшкова и АО «Курский завод «Маяк» вошли в состав АО «ННПО имени М.В. Фрунзе») мощности единой производственной площадки позволяют осуществить запланированный ежегодный объем расчетной программы в заданной номенклатуре.
Под председательством директора Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России 01.08.2019 проведено заседание рабочей группы по рассмотрению вопросов о внесении изменений в технологическую часть утвержденной (согласованной) проектной (проектно-сметной) документации, реализация которой планируется с привлечением средств федерального бюджета (протокол от 01.08.2019). На данном заседании принято решение поддержать предложение АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» по внесению изменений в технологическую часть проектной документации по проекту «Техническое перевооружение с целью создания контрактного производства унифицированных электронных модулей на ОАО «ННПО имени М.В. Фрунзе» в пределах утвержденного сметного расчета и технико-экономических показателей, при этом не затрагивая общую сметную стоимость строительства, объем средств федерального бюджета и площади размещения оборудования при условии представления на вновь включаемое оборудование заключения об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров, указанных в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 № 9.
Между ОАО «ННПО имени М.В. Фрунзе» (заказчик) и АО «МосЭП» (исполнитель) заключен договор № 117123 от 28.10.2019, по условиям которого заказчик поручает, исполнитель обязуется выполнить работы по внесению изменений в проектно-сметную документацию: разделы ТХ и СМ, разработанную ранее АО «ГПННИ-5» для реализации проекта «Техническое перевооружение с целью создания контрактного производства унифицированных электронных модулей на ОАО «ННПО имени М.В. Фрунзе» в рамках ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-20115 годы .
Заказчиком 16.12.2019 подписан акт № 1000 от 09.12.2019 о выполнении работ в рамках указанного договора.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что АО «ННПО имени М.В. Фрунзе» не утратило возможность выполнить условия договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 25.12.2012 № 01-08/939/79/АО, от 30.07.2013 № 01-09/283/79/АО, от 12.09.2014 № 01-09/332/337АО, от 30.04.2015 № 01-09/63/337/АО в части привлечения собственных средств, поскольку ответчик продолжает выполнять мероприятия федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы».
При изложенных обстоятельствах доводы истца о несогласовании «дорожной карты» ответчиком с АО «КРЭТ» и нарушение сроков выполнения мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», не имеют существенного значения при рассмотрении настоящего дела.
Также необходимо отметить, что в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 08.11.2019 по делу № А43-30807/2019 арбитражный суд пришел к выводу о том, что УФК по Нижегородской области при проведении проверки вышло за пределы своих полномочий.
В соответствии с положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство осуществляет свои полномочия только в установленной сфере деятельности - контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
Сфера установления технико-экономических показателей, а тем более показателей по проектам ФЦП не входит в его компетенцию. Это компетенция Государственного заказчика (Минпромторга России) и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2009г. №168 (которым внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 26.11.2007г. №809) Минпромторг России определен как координатор ФЦП ЭКБ.
Ссылка истца на судебные акты по делам № А25-1167/2018, А27-29069/2017, А53-35515/2019 подлежит отклонению, поскольку указанные акты приняты при иных фактических обстоятельствах дел.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 1 статьи 65, часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Из совокупности обстоятельств настоящего дела и представленных доказательств суд не находит оснований для удовлетворения иска и взыскания с ответчика суммы заявленных убытков ввиду отсутствия доказательств причинения Российской Федерации ущерба посредством допущенных ответчиком нарушений, выраженных в привлечении внебюджетных источников финансирования (собственных средств) в объемах, меньших, чем предусмотрено Титульными списками к договорам участия Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственная пошлина распределению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 180, 181, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
истцу в удовлетворении иска отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если оно не будет отменено или изменено таким постановлением.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с даты принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы; если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья А.Б. Духан