ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-24774/10 от 16.12.2010 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-24774/2010

1-634

г. Нижний Новгород 23 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2010 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Е.С.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 04.10.2010г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 21.07.2010г.;

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

ЗАО «Авиационные и технические масла», г.Москва (далее – заявитель, общество) об отмене постановления № 146-э от 07.10.2010г., вынесенного Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее – административный орган, Департамент) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) в виде штрафа в размере 150.000 рублей.

В обосновании заявленного требования общество сославшись на пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указало, что ООО «Авиационные и технические масла» является субъектом среднего предпринимательства: суммарная доля иностранных юридических лиц в уставном капитале не превышает 25%, средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает установленный предел для среднего предприятия (250 человек) и составляет за 2009г. – 194 человек, на 01.09.2010г. – 189 человек.

По мнению заявителя, Департаментом в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушены процессуальные права общества, а именно: нарушены статья 29.7 КоАП: при рассмотрении дела об административном правонарушении не объявлялось кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; не разъяснены права и обязанности лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Департамент не согласился с заявлением общества, считает, что ЗАО «Авиационные и технические масла», сославшись на письмо Нижегородстата от 02.02.2010г. №22-20/128, относится к субъектам крупного бизнеса и в соответствии требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обязано разрабатывать и утверждать проект нормативов и лимитов на размещение отходов производства.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, подтвердив факт надлежащего извещения законного представителя о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Представитель Департамента требование отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению, ввиду следующих обстоятельств.

Департаментом на основании приказа №489 от 08.09.2010г. в период с 13.09.2010г. по 23.09.2010г. была проведена выездная плановая проверка соблюдения требований, установленных правовыми актами в области природоохранного законодательства ЗАО «Авиационные технические масла».

По результатам проверки должностным лицом Департамента, в присутствии руководителя производственно-технической службы ФИО3 был составлен акт проверки №273-п от 23.09.2010г. где было установлено, что общество осуществляет производство моторный, гидравлических и авиационных масел на основе нефтепродуктов, полученных методом компаудирования, с нарушением статей 11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998г., статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г., а именно:

На предприятии отсутствует утвержденный Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, перечень размещаемых отходов.

По факту выявленных нарушений государственным инспектором по охране природы по ПФО 24.09.2010г., был составлен протокол об административном правонарушении №223-э.

Уведомление от 22.09.2010г. №08/99 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено руководителем производственно-технической службы ФИО3, действующего по доверенности от 09.09.2010г., выданной директором общества на представление интересов общества при проведении плановой выездной проверки, проводимой Департаментов на основании приказа №489.

Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, специалистом-экспертом экологического контроля государственным инспектором по охране природы по ПФО 07.10.2010г., в присутствии представителя по доверенности ФИО1, было вынесено постановление №146-э о привлечении общества к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 150.000 рублей.

Уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направленно в адрес общества посредством факсимильной связи по телефону: <***> 05.10.2010г., о чем свидетельствует отчет об отправке (л.д.62).

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

Согласно статье 18 Федерального закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1). Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 3). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4).

В силу пункта 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании Методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Таким образом, если деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, связана с обращением с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов), то эти лица должны разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения их к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Как видно из материалов дела, общество осуществляет производство моторных, гидравлических и авиационных масел на основе нефтепродуктов, полученных методом компаудирования, в результате которой образуются основные виды отходов: синтетические и минеральные масла, потерявшие потребительские свойства, шлам нефтеотделительных установок, шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефтепродуктов (осадок с флотаторов и нефтеловушки) (III класс опасности), текстильные отходы, загрязненные нефтепродуктами, прочие отходы бумаги и картона (промасленный картон) (V класс опасности) и др.

При этом, по мнению Департамента, на предприятии отсутствует утвержденный Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, перечень размещаемых отходов.

В статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» приведены условия, в соответствии с которыми хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) относятся к малым и средним предприятиям.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 4 названного закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий),

- средняя численность работников за предшествующий календарный год которые не превышает от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ №556 от 22.07.2008г. установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для категории субъектов среднего предпринимательства в размере 1000 млн.рублей.

Департамент, привлекая общество к административной ответственности основывался на данных Нижегородстата, изложенных в письме от 02.03.2010г., в соответствии с которыми ЗАО «Авиационные технические масла» является крупным предприятием.

Заявителем напротив в материалы дела представлены документы (выписка из реестра акционеров, сведения о среднесписочной численности работников за 2009 год, бухгалтерский баланс на 31 декабря 2009г.), согласно которым в уставном капитале общества отсутствует доля государства; среднесписочная численность работников на 01.01.2010г. составляет 192 человек; чистая прибыль на 31.12.2009г. на предприятии составляет 9060 тыс.руб.

Кроме того, заявителем в материалы дела представлена выписка из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства г.Москвы на 10.12.2010г. согласно которого, ЗАО «Авиационные технические масла» относится к категории субъектов среднего предпринимательства.

Таким образом, по всем показателям за 2009 год, установленным вышеуказанными нормами, общество относится к субъектам среднего предпринимательства

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, суд пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по данному административному делу, свидетельствующие о совершении заявителем административного правонарушения, не подтверждаются представленными в материалы дела документами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принимая во внимание вышеуказанное, суд пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по данному делу, свидетельствующие о совершении заявителем вмененного ему административного правонарушения, не подтверждаются надлежащими и достоверными доказательствами.

Оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что Департамент оспариваемым постановлением необоснованно привлек заявителя к административной ответственности в связи с недоказанностью объективной стороны вмененного административного правонарушения, и, как следствие, - состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких условиях, суд находит постановление ответчика о привлечении заявителя к административной ответственности недоказанным и в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене.

Доводы общества, изложенные в заявлении, где последний указал, что Департаментом при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены требования, установленные статьей 29.7 КоАП судом отклоняются как необоснованные, поскольку Департамент рассмотрев материалы дела об административном правонарушении располагал сведениями о надлежащем извещении законного представителя о времени и месте, в связи с чем не нарушил требования, установленные названной статьей.

Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 07.10.2010г. по делу об административном правонарушении №146-э о привлечении ЗАО «Авиационные и технические масла» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, отменить.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта

Судья Г.И.Мустафаев