АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-25103/2014
г. Нижний Новгород 18 ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Садовской Галины Андреевны (шифр 1-670),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хохловой Е.В.,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 07 октября 2014 года №519-01/04-15/15);
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 13 октября 2014 года №37Д);
рассмотрев в порядке части 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в открытом судебном заседании заявление
инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Промприбор» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Н.Новгород, к административной ответственности по признакам совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), и приложенные к нему протокол и иные документы,
установил:
заявитель просит привлечь общество с ограниченной ответственностью «Промприбор», г. Нижний Новгород, к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания от 15 июля 2014 года №519-03/01-04/198 уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Нижегородской области.
При этом заявитель утверждает, что ответчик в установленный предписанием срок не устранил выявленные в ходе предыдущей проверки нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: не представил в инспекцию техническое обследование выполненного объема работ по реконструкции объекта капитального строительства «нежилое здание (производственное здание с административно-бытовой пристройкой)», расположенного по адресу: г. Н.Новгород, Приокский район, ул. Кащенко, д.11.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, просит суд привлечь ответчика к административной ответственности.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания с выявленным нарушением согласился, просил суд назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции статьи.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника инспекции от 05.09.2014 №519-01/02-03/1466 в период с 12.09.2014 по 15.09.2014, должностными лицами Инспекции проведена проверка соблюдения требований технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации при реконструкции объекта капитального строительства «нежилое здание (производственное здание с административно-бытовой пристройкой)», расположенного по адресу: г. Н.Новгород, Приокский район, ул. Кащенко, д.11.
В ходе проверки было установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Промприбор», являющееся арендатором земельного участка на основании договора аренды земли от 22 февраля 1995 года № 276, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли от 31 июля 2008 года к названному договору, и, выступая в строительных правоотношениях в качестве застройщика, не выполнило законного требования предписания №519-03/01-04/198 от 15 июля 2014 года – в срок до 29 августа 2014 года не провело обследование технического состояния здания по выполненным работам, связанным с усилением конструкций и не представило в Инспекцию технический отчет по проведенному обследованию объекта капитального строительства «нежилое здание (производственное здание с административно-бытовой пристройкой)», расположенного по адресу: г. Н.Новгород, Приокский район, ул. Кащенко, д.11.
Результаты проверки оформлены актом от 15 июля 2014 года №519-03/01-03/266. В акте отмечено, что на момент проведения проверки работы на объекте временно приостановлены приказом руководителя ООО «Промприбор» от 01 сентября 2014 года №8.
На момент проверки исполнения предписания от 15 июля 2014 года №519-03/01-04/198, должностным лицом инспекции было установлено, что требования, указанные в названном предписании, ответчиком в установленный срок не выполнены, а именно: в срок до 29 августа 2014 года не представлен в Инспекцию технический отчет по обследованию технического состояния здания по выполненным работам в нарушение пункта 4.2 СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих конструкций здания и сооружения" и пункта 4.3 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
Производство по делу об административном правонарушении возбуждено протоколом об административном правонарушении №519-03/01-05/242 от 16 сентября 2014 года.
Указанное правонарушение было квалифицировано заявителем как административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП, которым установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Порядок осуществления государственного строительного надзора, в силу части 8 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 года N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, согласно пункту 5 которого государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.
Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в статье 5.1 устанавливает, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно статье 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 1).
В перечень национальных стандартов и сводов правил могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 2).
Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", включен ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
В соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 данный стандарт предназначен для применения в строительстве при проведении обследований и мониторинга технического состояния зданий и сооружений, при разработке заданий на проектирование, обследование и мониторинг зданий и сооружений, а также при разработке проектной документации.
Из данного ГОСТа следует, что обследованию подвергаются те здания и сооружения, на которых осуществляется государственный строительный надзор.
В пункте 4.3 ГОСТ Р 53778-2010 указано, что, помимо других случаев, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводятся также по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что с 01.01.2014 ГОСТ Р 53778-2010 утратил силу в связи с изданием Приказа Госстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст, однако ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенный в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст, в связи с изданием которого признан утратившим силу ГОСТ Р 53778-2010, в п. 4.4 содержит общие правила проведения обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений, аналогичные вмененным.
Как следует из пункта 4.3 СП 13-102-2003 фундаменты и стены объектов капитального строительства относятся к основным несущим конструкциям.
В соответствии с разделом 3 СП 13-102-2003 несущие конструкции - строительные конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную устойчивость здания.
В силу пункта 4.2 СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих конструкций здания и сооружения", на который ссылается заявитель, необходимость в проведении обследовательских работ, их объем, состав и характер зависят от поставленных конкретных задач. Основанием для обследования может быть, в частности, реконструкция зданий даже в случаях, не сопровождающихся увеличением нагрузок.
В пункте 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество с ограниченной ответственностью «Промприбор» на основании договора аренды земли от 22 февраля 1995 года № 276 и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земли от 31 июля 2008 года к названному договору является застройщиком и лицом, осуществляющим реконструкцию объекта капитального строительства «нежилое здание (производственное здание с административно-бытовой пристройкой)», расположенного по адресу: г. Н.Новгород, Приокский район, ул. Кащенко, д.11.
Следовательно, общество обязано соблюдать требования градостроительного законодательства при организации работ по реконструкции объекта по проведению обследования технического состояния здания по выполненным работам.
Требование предписания от 15 июля 2014 года №519-03/01-04/198 в срок до 29.08.2014 о проведении обследования технического состояния здания по выполненным работам и представлению в Инспекцию технического отчета по проведенному обследованию объекта капитального строительства «нежилое здание (производственное здание с административно-бытовой пристройкой)», расположенного по адресу: г. Н.Новгород, Приокский район, ул. Кащенко, д.11, обществом не выполнено.
Ответственность за нарушение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена в статье 58 Кодекса, где указано, что лица виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия общества с ограниченной ответственностью «Промприбор» обоснованно квалифицированы заявителем как правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт невыполнения предписания инспекции материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Административная санкция за указанное нарушение предусмотрена частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом изложенного, учитывая признание обществом вины в совершенном правонарушении, назначение решением от 06.11.2014 по делу №А43-24889/2014 наказания в виде административного приостановления деятельности общества сроком на 60 суток, суд назначает наказание в виде административного штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 50 000,00 рублей.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 — 170, 176, 180 — 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Промприбор» (ОГРН <***>, ИНН <***>), дата регистрации 13 января 1999 года Нижегородская регистрационная палата Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода; место нахождения: 603002, <...>) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области от 15.07.2014 №519-03/01-04/199. Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Промприбор» (ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрировано 13 января 1999 года Нижегородской регистрационной палатой Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода; место нахождения: 603002, <...>) административное наказание в виде в виде штрафа в сумме 50 000рублей.
Административный штраф ответчиком, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении штрафа в законную силу по реквизитам:
УФК по Нижегородской области (Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области)
ИНН <***>/ КПП 526201001
счет № 40101810400000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Нижний Новгород.
БИК 042202001
код платежа -14211690040040000140
ОКТМО 22701000
статус платежа -8.
По истечении шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, направить настоящее решение в службу судебных приставов - исполнителей по месту нахождения ответчика, привлеченного к административной ответственности.
Принудительное взыскание административного штрафа осуществляется непосредственно на основании настоящего решения (ч.4.2 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в десятидневный срок со дня принятия решения.
Судья Г.А. Садовская