АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-25325/2014
г. Нижний Новгород «07» ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена «29» октября 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме «07» ноября 2014 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Верховодова Евгения Владимировича (40-602),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манучарян Л.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «МСК «Горстройзаказчик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Нижегородскому областному суду (ОГРН <***>, ИНН <***>) о внесении изменений в государственный контракт,
при участии:
судебное заседание проводилось путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Вологодской области для участия в судебном заседании представителя истца,
от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности от 28.10.2014,
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с «29» октября 2014 года до 10 часов 30 минут «30» октября 2014 года.
После завершения перерыва судебное заседание продолжено:
при участии:
от истца: не явился, ходатайство о рассмотрении в отсутствии представителя,
от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности от 28.10.2014,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «МСК «Горстройзаказчик» (далее истец, общество) с исковым заявлением к Нижегородскому областному суду (далее ответчик) о внесении изменений в государственный контракт.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца.
В соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд завершил предварительное заседание и перешел к разбирательству дела в судебном заседании первой инстанции.
Рассмотрев собранные по делу доказательства, суд усматривает основания для удовлетворения иска. При этом суд исходит из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела и представленные в обоснование иска документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен государственный контракт №330 от 09.12.2013 (далее контракт) на выполнение проектных и изыскательных работ на строительство здания для размещения Нижегородского областного суда.
Согласно пункту 3.3 контракта все работы должны быть выполнены в течение 200 дней с момента заключения контракта.
Графиком производства работ (Приложение №3 к контракту) установлено, что 05.05.2014 должна быть завершена стадия «Проектная документация».
Истцом в установленные контрактом сроки была передана рабочая документация для проведения экспертизы, однако 04.08.2014 ФАУ «Главэкспертиза России» письмом (исходящий №14-1/1847 от 04.08.2014) уведомило о невозможности дачи положительного заключения в связи с тем, что сметная стоимость объекта капитального строительства, указанная в проектной документации превышает объем финансирования, выделенный в рамках Федеральной целевой программы Нижегородскому областному суду.
Вместе с тем, 25.09.2014 Постановлением Правительства РФ №984 внесены изменения в Положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №427.
Таким образом, в связи с изменениями сметной стоимости контракта, связанные с изменениями требований нормативной базы, а соответственно невозможностью по действующим условиям контракта исполнить обязательства, истец обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с требованиями о внесении изменений в условия государственного контракта в соответствии с действующим законодательством.
Ответчиком требования истца признаны частично по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление, представленным в материалы дела. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что 30.10.2014 Нижегородским областным судом планируется внесение изменений в план-график, размещенный в единой информационной системе, в связи с включением пункта о проведении открытого конкурса, предметом которого является право на заключение Государственного контракта на строительство здания Нижегородского областного суда.
Однако в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» необходимо обязательное общественное обсуждение закупок, срок которого не может составлять менее 20 дней.
Таким образом, для размещения ответчиком 20.11.2014 извещения и документации открытого конкурса в единой информационной системе, необходимо предоставить проектно-сметную документацию. В связи с этим, ответчик просит частично удовлетворить заявленные требования и внести соответствующие изменения в государственный контракт №330 от 09.12.2013.
Заслушав позицию истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.
В соответствии с положениями главы 39 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исходя из положений стати 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 768 Гражданского кодекса РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствие с пунктами 2 и 4 статьи 451 Гражданского кодекса РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Согласно статье 95 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Согласно части 8 раздела 2 Положения о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №427 для проведения проверки сметной стоимости объектов капитального строительства, в том числе объектов капитального строительства, в отношении которых подготовка проектной документации не является обязательной, застройщик (заказчик) объекта капитального строительства или лицо, действующее от его имени (далее - заявитель), представляет в организацию по проведению проверки сметной стоимости: в случае отсутствия решений (актов), указанных в абзацах первом - четвертом подпункта "з" настоящего пункта, а также в случае если сметная стоимость объекта капитального строительства, указанная в проектной документации, превышает сметную или предполагаемую (предельную) стоимость объекта капитального строительства, установленную в отношении объекта капитального строительства соответствующим актом или решением, - письмо руководителя федерального органа исполнительной власти - субъекта бюджетного планирования, подтверждающее указанную в заявлении предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта капитального строительства, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования строительства объекта капитального строительства, предусмотренных законом (решением) о бюджете, либо внебюджетных источниках (изменения введены Постановлением Правительства РФ от 25.09.2014 N 984).
В связи с этим, генеральным директором Судебного департамента при Верховном суде РФ в адрес Нижегородского областного суда направлено письмо (исходящий №СД-АГ/1565 от 24.10.2014), представленный в материалы дела. Согласно данному письму в октябре 2014 года Судебным департаментом в Министерство экономического развития РФ направлены предложения по внесению изменений в Программу, предусматривающих Нижегородскому областному суду увеличение здания и, соответственно, объема финансирования.
При изложенных обстоятельствах, требование истца о внесении изменений в пункты 2.3.2., 3.2. государственного контракт и утверждения в новой редакции Приложения №3 к государственному контракту является правомерным и обоснованным, в связи с чем, подлежит частичному удовлетворению на основании соответствующих изменений действующего законодательства.
Расходы по государственной пошлине по делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Исследовав исковое заявление и материалы дела, заслушав пояснения представителя истца и руководствуясь статьями 110, 112, 137, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «МСК «Горстройзаказчик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить частично.
Внести изменения в условия государственного контракта №330 от 09.12.2013, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «МСК «Горстройзаказчик» и Нижегородским областным судом:
Пункт 2.3.2. государственного контракта изложить в следующей редакции:
«Расчет за выполненные работы производится Заказчиком поэтапно по мере выполнения работ и полписания акта выполненных работ в течение 10 (десяти) банковских дней с момента представления Исполнителем счета-фактуры. При достижении величины оплаты равной 80% от цены государственного контракта, Заказчик приостанавливает оплату принятых от Исполнителя работ. Оставшиеся 20% от цены контракта перечисляются Исполнителю в течение 10 (десяти) банковских дней после получения согласований эксплуатационных организаций, получения положительных заключений органов государственной экспертизы и передачи Заказчику комплектов проектной, сметной и рабочей документации, оригиналов вышеуказанных согласований и экспертных заключений, с момента приемки Заказчиком результата работ путем подписания Итогового акта выполненных работ, но не позднее «25» декабря 2014 года»;
Пункт 3.2. государственного контракта изложить в следующей редакции:
«Днем начала выполнения работ считается день, следующий за днем подписания настоящего контракта.
Все работы, предусмотренные настоящим контрактом, должны быть выполнены в течение 346 (трехсот сорока шести) дней с момента заключения контракта».
Внести соответствующие изменения в график производства работ (Приложение №3), установив срок для стадии «Рабочая документация», прохождение государственной экспертизы в количестве 50 календарных дней с «01» октября 2014 года по «20» ноября 2014 года; соответственно сроки этапа 1 и этапа 2 выполняются с «10» декабря 2013 года по «01» октября 2014 года.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с даты принятия решения. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа город Нижний Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Судья Е.В.Верховодов