ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-25699/17 от 29.11.2017 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-25699/2017

г. Нижний Новгород 06 декабря 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 декабря 2017 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Чепурных Марии Григорьевны (вн. шифр 43-498), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вершининой Е.И., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ТСН «Солнечная долина» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения администрации Богородского муниципального района Нижегородской области об отказе в размещении объекта без предоставления земельного участка №104-18-2/2303 от 02.06.2017; и обязании администрации Богородского муниципального района Нижегородской области выдать разрешение на использование земель (земельного участка), находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участка и установления сервитута площадью 27 кв.м. по адресу: Нижегородская область, Богородский район, д.Кусаковка, ТСН «Солнечная долина» в границах кадастрового квартала 52:24:0040201 для размещения объекта - газопровод - газорегуляторный пункт (ГРП) давлением до 0,3 мегапаскаля в границах ТСН «Солнечная долина» и заключить договор о размещении указанного объекта на срок 3 года,

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 26.06.2017), от ответчика: ФИО2 (доверенность от 09.02.2017),

от ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород": не явился, извещен,

от Ростехнадзора: ФИО3 (доверенность от 09.01.2017),

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ТСН «Солнечная долина» (далее – заявитель) с заявлением, содержащим указанное выше требование.

Заявитель полагает оспариваемый отказ администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (далее – Администрация) в размещении объекта без предоставления земельного участка не соответствующим требованиям части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12.4 части 1 статьи 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2006 №37-З «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области», пункта 6 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», пункта 10 постановления Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 №213.

Как отмечает заявитель, газорегуляторный пункт (ГРП) давлением до 0,3 МПа, под использование которого ТСН «Солнечная долина» просит выдать разрешение на использование земельного участка, не является объектом капитального строительства, а представляет собой технологическое устройство, элемент газопровода – линейного объекта, не имеющий самостоятельного значения. В связи с чем, по мнению заявителя, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию ГРП не требуется.

Нарушение прав и законных интересов вследствие вынесения оспариваемого отказа заявитель усматривает в привлечении его к административной ответственности за незаконное использование земельного участка, поскольку ранее заявитель привлекался к административной ответственности за самовольное использование земельного участка под забор, линии электропередач и дороги. В подтверждение данного довода заявитель представил в материалы дела копию предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Администрации №20 от 05.05.2016, протокол об административном правонарушении от 26.05.2016 и постановление о назначении административного наказания по делу №30-00-25-28 от 05.05.2016.

Подробно позиция ТСН «Солнечная долина» изложена в заявлении, письменных объяснениях и поддержана представителем в судебных заседаниях.

Администрация Богородского муниципального района Нижегородской области не согласна с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку полагает оспариваемый отказ соответствующим требованиям пункта части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 12.4 статьи 29 Закона Нижегородской области от 08.04.2006 №37-З «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области» (далее – Закон №37-З), подпункту «б» пункта 10 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 №213 (далее – Положение №13), постановлению Правительства РФ от 03.12.2014 №1300.

По мнению Администрации, в силу понятия «газорегуляторного пункта», изложенного в Правилах охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878, указанный объект представляет собой технологическое оборудование, размещаемое в специальных зданиях. В связи с чем, Администрация полагает, что ГРП является отдельным техническим устройством и не относится к объектам, получение разрешения на строительство которого не требуется, а у нее отсутствуют полномочия на выдачу разрешения на использование земельного участка под данным объектом.

Подробно доводы Администрации изложены в отзывах на заявление и поддержаны представителем в судебных заседаниях.

ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отмечает, что настоящее дело его прав и законных интересов не затрагивает, в связи с чем, оставляет решение по делу на усмотрение суда. При этом поясняет, что в 2007 году им по запросу заявителя выданы технические условий на распределительные газопроводы высокого и низкого давления коттеджной застройки (200 ж.д.) д.Кусаковка Богородского района с установкой ПРГ. В соответствии с выданными техническими условиями разработана и согласована проектно-техническая документация, а также выполнены строительно-монтажные работы. Построенные объекты сданы в эксплуатацию, разрешение на строительство не требовалось.

Подробно доводы ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» изложены в отзыве на заявление и поддержаны представителем в судебном заседании 22.11.2017-27.11.2017.

Представитель ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства 29.11.2017, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие при надлежащем извещении.

Представитель Волжско-окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебном заседании пояснил, что объект не является объектом капитального строительства, пункт 12.4 статьи 29 Закона №37-З «отсутствовал. В связи с этим полагает, что на момент строительства спорного объекта (ГРП) в 2009 году разрешение на его строительство не требовалось.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 25.05.2017 ТСН «Солнечная долина» обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земель (земельного участка), находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участка и установления сервитута, площадью 27 кв. м. по адресу: Нижегородская обл., Богородский район, д.Кусаковка, ТСН «Солнечная долина» в границах кадастрового квартала 52:24:0040201 для размещения объекта - газопровод - газорегуляторный пункт (ГРП) давлением до 0,3 МПа - в границах ТСН «Солнечная долина» сроком на 3 года.

02.06.2017 Администрацией вынесено решение об отказе в размещении объекта без предоставления земельного участка № 104-18-2/2303 на вх. № 02-3595 от 25.05.2017 на основании подпункта «б» пункта 10 Положения №213, пункта 12 статьи 39 Закона №37-З, поскольку объект «газопровод-газорегуляторный пункт (ГРП) давлением до 0,3 МПа» не относится к объектам, получение разрешения на строительство которого не требуется.

Не согласившись с вынесенным решением, ТСН «Солнечная долина» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2015 №213, объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения уполномоченного органа, которым в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности, - орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области, на территории которого находятся соответствующие земли или земельные участки.

Таким образом, Администрация является органом, уполномоченным на выдачу разрешений на размещение объектов на землях или земельных участках Богородского района Нижегородской области, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Довод Администрации об обратном основан на неверном толковании Закона Нижегородской области от 23.12.2014 №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», нормы которого не регулируют правоотношения по выдаче разрешений на размещение объектов на землях или земельных участках Богородского района Нижегородской области, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с пунктами 1 и 6 которого к таким объектам относятся подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В силу пунктов 2, 3, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Аналогичные требования содержатся в пунктах 3, 4 статьи 29 Закона №37-З.

В соответствии с пунктом 12.4 части 1 статьи 29 Закона №37-З, введенным Законом Нижегородской области от 05.08.2014 N 101-З, выдача разрешений на строительство не требуется в случаях: строительства и (или) реконструкции подземных, наземных, надземных газопроводов давлением до 0,3 мегапаскаля включительно от точки присоединения к распределительному газопроводу до границы сети газопотребления, газопроводов-вводов давлением до 1,2 мегапаскаля, а также строительства и (или) реконструкции средств электрохимической защиты от коррозии этих газопроводов.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" магистральные газопроводы представляют собой линейные объекты топливно-энергетического комплекса.

В силу пункта 22 приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 №542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» газораспределительный пункт (ГРП) представляет собой технологическое устройство.

Согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 29.10.2010 №870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления":

- сеть газопотребления - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием;

- технологическое устройство - это комплекс технических устройств, соединенных газопроводами, обеспечивающий получение заданных параметров сети газораспределения и сети газопотребления, определенных проектной документацией и условиями эксплуатации. Технологическое устройство включает в том числе газорегуляторные пункты (ГРП), газорегуляторные пункты блочные (ГРПБ), газорегуляторные пункты шкафные (ШРП), газорегуляторные установки (ГРУ) и пункты учета газа.

Согласно пункту 6.1 СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» для снижения и регулирования давления газа в газораспределительной сети предусматривают газорегуляторные пункты (ГРП).

Пунктом 6.2.1 СНиП 42-01-2002 предусмотрено размещение ГРП отдельно стоящими.

Отдельно стоящие здания ГРП и ГРПБ должны быть одноэтажными, бесподвальными, с совмещенной кровлей и быть не ниже II степени огнестойкости и класса С0 по пожарной опасности по СНиП 21-01. Разрешается размещение ГРПБ в зданиях контейнерного типа (металлический каркас с несгораемым утеплителем) (пункт 6.2.3 СНиП 42-01-2002).

В силу пункта 36 "ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения" блочный газорегуляторный пункт – это газорегуляторный пункт, размещенный в блоке контейнерного типа; пункт редуцирования газа – технологическое устройство сети газораспределения, предназначенное для снижения давления газа поддержания его в заданных пределах независимо от расхода газа; газорегуляторный пункт – пункт редуцирования газа, размещенный в здании и имеющий собственные ограждающие конструкции.

Согласно пункту 4.1.3 «ГОСТ Р 54960-2012. Системы газораспределительные. Пункты газорегуляторные блочные. Пункты редуцирования газа шкафные. Общие технические требования» конструкция ГРПБ должна включать в себя, в том числе, транспортабельное здание блочного исполнения (блок-контейнер), имеющее отдельные помещения (с обособленными выходами наружу), предназначенные для размещения линий редуцирования и систем инженерно-технического обеспечения.

В силу пункта 4.1.8 указанного ГОСТ Р 54960-2012 пункты редуцирования газа должны быть транспортабельными, а их габариты и масса должны обеспечивать возможность перевозки.

Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что ГРП не является объектом капитального строительства, представляет собой технологическое устройство линейного объекта - газопровода, предназначенное для снижения и регулирования давления газа в газораспределительной сети, то есть не имеющее самостоятельного назначения. При этом СНиП 42-01-2002 и ГОСТ Р 54960-2012 допускают отдельное размещение ГРП в транспортабельных зданиях контейнерного типа.

Следовательно, разрешение на строительство ГРП, не являющегося объектом капитального строительства, представляющее собой технологическое устройство вспомогательного использования, не требуется в силу пунктов 2, 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 29 Закона №37-З.

Материалами рассматриваемого дела подтверждается, что ТСН «Солнечная долина» обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участка и установления сервитута, площадью 27 кв.м по адресу: Нижегородская область, Богородский район, д.Кусаковка, ТСН «Солнечная долина» в границах кадастрового квартала 52:24:0040201, для размещения объекта – газопровод – газораспределительный пункт (ГРП) давлением до 0,3 мегапаскаля.

Представленными в материалы дела документами подтверждается, что в 2007 году по запросу заявителя ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» выданы технические условия №04/21-819 от 09.11.2007 на распределительные газопроводы высокого и низкого давления коттеджной застройки (200 ж.д.) д.Кусаковка Богородского района с установкой ГРП (блочной) (л.д.85-86).

В соответствии с выданными техническими условиями разработана и согласована проектно-техническая документация и выполнены строительно-монтажные работы.

Построенные объекты сданы в эксплуатацию.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы 02.02.2009 приемочной комиссий принят законченный строительством газопровод высокого давления II категории коттеджной застройки ТСЖ «Солнечная долина» д.Кусаковки Богородского района Нижегородской области, на законченном строительством объекте имеется ГРПБ 13-1Н-У1 (л.д.83-84).

Тогда же 02.02.2009 приемочной комиссией в эксплуатацию принят газорегуляторный пункт (ГРПБ-13-1Н-У1), что подтверждается соответствующим актом (л.д.53-54).

Справкой ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» от 11.10.2017 №0716-20-789 в отношении указанного объекта ГРПБ-13-1Н-У1 подтверждается тип – газорегуляторный пункт блочного исполнения, марка – ГРПБ -12-1Н-У1, регулятор давления РДГ-50Н, выходное давление газа 0, 003МПа, договор на техническое обслуживание №04.0-04-0297 от 01.05.2009 (л.д.50).

Представленным заявителем в материалы дела фотографиями спорного ГРП (л.д.11-17), не оспоренными Администрацией, подтверждается его блочное исполнение.

Согласно счетам-фактурам абонентской платы и актам сдачи-приемки выполненных работ, ПАО «Газораспределение Нижний Новгород» осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание расположенных на территории ТСН «Солнечная долина» газопровода и газового оборудования, к которому в числе прочего относится ГРП.

Таким образом, спорный ГРП построен, сдан в эксплуатацию, а также обслуживается в настоящее время, как отдельно стоящее оборудование, вспомогательного назначения, являющееся при этом неотъемлемой частью газопровода, имеет выходное давление 0,003МПа. При этом конструкция ГРП не является объектом капитального строительства, включает в себя транспортабельное здание блочного исполнения.

В связи с этим, в силу выше приведенных положений пунктов 2, 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 29, пункта 12.4 части 1 статьи 29 Закона №37-З разрешение на его строительство не требуется, что также в судебном заседании подтвердил представитель Волжско-окского управления Ростехнадзора (аудиозапись судебного заседания от 29.11.2017).

Доводы Администрации об обратном отклоняются судом, как основанные на неверном толковании указанных норм права.

Ссылка Администрации на подпункт «д» пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878, также отклоняется судом как основанная на неверном толковании норм права, поскольку предусмотренное указанной понятие газорегуляторного пункта как технологического оборудования, размещаемого в специальных зданиях, ни о капитальном характере такого объекта, ни о его самостоятельном функционировании не свидетельствует в силу приведенных положений СНиП 42-01-2002 и ГОСТ Р 54960-2012.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный ГРП, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Богородский район, д.Кусаковка, ТСН «Солнечная долина» в границах кадастрового квартала 52:24:0040201, является частью линейного объекта, технологическим устройством газопровода, давлением 0,003 МПа. В связи с чем, указанный объект в силу пунктов 1, 6 постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 подлежит размещению на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Более того, ссылка Администрации на пункт 12 статьи 29 Закона №37-З в оспариваемом решении неправомерно, поскольку на момент строительства и ввода в эксплуатацию спорного ГРП указанная норма не действовала, введена Законом Нижегородской области от 05.08.2014 №101-З.

Следовательно, основания для отказа заявителю в выдаче соответствующего разрешения у Администрации отсутствовали, в связи с чем, оспариваемое решение противоречит требованиям статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 6 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 №1300, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует ему в использовании земельного участка под ГРП на законных основаниях.

При этом представленными заявителем в материалы дела копиями предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Администрации №20 от 05.05.2016, протокола об административном правонарушении от 26.05.2016, постановления о назначении административного наказания от 26.05.2016 по делу №30-00-25-28 подтверждается факт привлечения заявителя к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде штрафа 100000рублей за самовольное занятие земельного участка, а также возложения на заявителя обязанности по устранению данного нарушения.

В связи с этим оспариваемое заявителем в рамках настоящего дела решение Администрации влечет за собой возможность повторного привлечения заявителя к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка и его использование без правоустанавливающих документов.

В силу правила пункта 4 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, в силу правозащитной функции суда по делам, разрешаемым в порядке административного судопроизводства, суд при установлении факта нарушения прав и законных интересов заявителя обязан осуществить восстановление нарушенного права или законных интересов заявителя.

В связи с чем, в данном деле суд обязывает Администрацию в течение 14 рабочих дней после вступления настоящего решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя по заявлению ТСН «Солнечная долина» от 25.05.2017 года вх.№02-3595.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с соответствующей стороны.

Следовательно, расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежат взысканию с Администрации в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование ТСН «Солнечная долина» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Признать недействительным решение администрации Богородского муниципального района Нижегородской области об отказе в размещении объекта без предоставления земельного участка №104-18-2/2303 от 02.06.2017 и обязать администрацию Богородского муниципального района Нижегородской области в течение 14 рабочих дней после вступления настоящего решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя по заявлению ТСН «Солнечная долина» от 25.05.2017 года вх.№02-3595.

Взыскать с ответчика в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000рублей.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья М.Г.Чепурных