ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-25739/13 от 17.02.2014 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-25739/2013

г. Нижний Новгород 24 февраля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Трошиной Наталии Владимировны (шифр 47-497),

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Таракановой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при помощи Арбитражного суда Кировской области дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Горьковская железная дорога», г.ФИО3 (ИНН <***>, ОГРН <***>),

к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная торговая компания», г.ФИО3 (ИНН <***>, ОГРН <***>),

об обязании заключить дополнительное соглашение о внесении изменений,

при участии:

истца: ФИО1- представитель по доверенности;

ответчика: ФИО2- представитель по доверенности.

установил: открытое акционерное общество «РЖД» в лице филиала Горьковская железная дорога» г. Нижний Новгород обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная торговая компания» г. ФИО3 об обязании заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в параграф 16 договора на подачу уборку вагонов при станции ФИО3-Котласский ГЖД-филиала ОАО «РЖД» № 3/276 от 25.03.2010 в редакции ОАО «РЖД»: «Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 2,25км, считая в оба конца, в том числе 2,25км, принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащим пользователю - нет».

В судебном заседании 10.02.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 17.02.2014 в 15час.00мин. После перерыва слушание по делу было приостановлено.

Ответчик отзывом на иск и в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поскольку действующим законодательством не предусмотрена процедура перевода железнодорожных путей из одной категории в другую.

Согласно ФЗ от 10.01.2003 №17-ФЗ « О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути подразделяются на 2 категории: общего пользования и необщего пользования (ст.15,16).

Порядок закрытия путей общего пользования определен в Приказе Минтранса РФ от 22.12.2011 №327 «Об утверждении Порядка закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков» В соответствии с данным приказом решение о закрытии путей общего пользования принимает Министерство транспорта Российской Федерации. Однако истцом не представлено доказательств правомерного закрытия пути общего пользования №36.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2005 №233 утверждены Правила примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования.

В связи с чем, по мнению ответчика у должностных лиц ОАО «РЖД» отсутствуют полномочия по самостоятельному принятию решений по изменению категории железнодорожных путей с путей общего пользования в пути необщего пользования.

Из документов, представленных в материалы дела, следует, что 25.03.2010 между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ООО «Строительная торговая компания» (Владелец) заключен договор № 3/276 на подачу уборку вагонов при станции ФИО3-Котласский ГЖД- филиала ОАО «РЖД».

Предметом договора является подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, инфраструктуры, примыкающего стрелочным переводом №62 к соединительному пути № 36 ст. ФИО3-Котлаский, локомотивом перевозчика.

Согласно параграфу 26 договор № 3/276 от 25.03.2010 заключен сроком на пять лет с 25 марта 2010 по 24 марта 2015.

Параграфом 23 договора предусмотрено, что в случае издания компетентными органами Российской Федерации нормативных правовых и иных актов, изменяющих условия эксплуататции и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, а также в случае изменения технического оснащения либо технологии работы станции или перегона, к которым примыкает путь необщего пользования или технического оснащения либо технологии работы железнодорожного пути необщего пользования в настоящий договор вносятся соответствующие изменения и дополнения путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями, ОАО «РЖД» сослалось на акт № 11 о внесении изменений в Техническо-распорядительный акт железнодорожной станции ФИО3-Котласский ГЖД- филиала ОАО «РЖД», которым внесены изменения, влияющие на технологию работы станции, а именно путь № 36 переведен из категории станционных путей необщего пользования в категорию путей необщего пользования, поскольку изменилась категория железнодорожного пути № 36 на путь необщего пользования, к которым примыкает путь необщего пользования, принадлежащего владельцу, изменилось и расстояние за которое взимается сбор за подачу и уборку.

В связи, с чем перевозчиком было направлено владельцу дополнительное соглашение к договору на подачу уборку вагонов при станции ФИО3-Котласский ГЖД-филиала «РЖД» №3/276 от 25.03.2010 о внесении изменений в параграф 16 договора следующего содержания: «Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 2,25км, считая в оба конца, в том числе 2,25км, принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащим пользователю - нет».

Однако ответчиком данное дополнительное соглашение не подписано, как и не дан ответ на обращение истца.

Данные обстоятельства и послужили истцу основание для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.

Поскольку параграфом 27 предусмотрена договорная подсудность, согласно которой все споры по настоящему договору разрешаются в арбитражном суде Нижегородской области, настоящий спор был рассмотрен Арбитражным судом Нижегородской области.

Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Пунктом 2 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно статье 64 Устава железнодорожного транспорта РФ и п. 2.5 Правил на эксплуататцию и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования.

Параграфом 23 договора № 3/276 от 25.03.2010 предусмотрено, что в случае издания компетентными органами Российской Федерации нормативных правовых и иных актов, изменяющих условия эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, а также в случае изменения технического оснащения либо технологии работы станции или перегона, к которым примыкает путь необщего пользования или технического оснащения либо технологии работы железнодорожного пути необщего пользования в настоящий договор вносятся соответствующие изменения и дополнения путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.

Согласно акта № 11 о внесении изменений в Техническо-распорядительный акт железнодорожной станции ФИО3-Котласский ГЖД- филиала ОАО «РЖД», внесены изменения, влияющие на технологию работы станции, а именно путь № 36 переведен из категории станционных путей необщего пользования в категорию путей необщего пользования. Поскольку изменилась категория железнодорожного пути № 36 на путь необщего пользования, к которым примыкает путь необщего пользования, принадлежащего владельцу, изменилось и расстояние за которое взимается сбор за подачу и уборку.

Исходя из расположения железнодорожных путей станции ФИО3-Котласский (в деле имеется схема) подача и уборка вагонов к месту погрузки ответчика производится перевозчиком следующим образом:

-на момент заключения договора: с железнодорожного пути станции ФИО3-Котласский через железнодорожный путь общего пользования № 36 (место примыкания стрелочный перевод № 14) на железнодорожный путь, принадлежащий владельцу инфраструктуры (место примыкания стрелочный перевод №62) к месту погрузки пользователя ООО «Строительная торговая компания».

- после изменения специализации железнодорожного пути № 36: с железнодорожного пути станции ФИО3-Котласский через железнодорожный путь необщего пользования № 36 (место примыкания стрелочный перевод № 14) и на железнодорожный путь, принадлежащий владельцу инфраструктуры (место примыкания стрелочный перевод №62) к месту погрузки пользователя ООО «Строительная торговая компания».

Тарифы на перевозки, осуществляемые субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте, регулируются государством. Это положение вытекает, в частности, из ст. 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Устав отсылает стороны договора перевозки к специальным сборникам (тарифным руководствам), в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта.

Установленный в Тарифном руководстве № 3 порядок определения тарифных расстояний является обязательным для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Согласно пункту 2.7.4. Постановления ФЭК РФ от 19.06.2002г. № 35/15 «Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (далее Тарифное руководство № 3) расстояние подачи и уборки вагонов определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции. Если железнодорожный путь непосредственно не примыкает к железнодорожной станции, а примыкает к другому железнодорожному пути, то расстояние подачи и уборки вагонов принимается от стрелки примыкания железнодорожного пути, непосредственно примыкающего к путям железнодорожной станции.

Согласно пункту 2.7.3. Тарифного руководства № 3 расстояние подачи и уборки вагонов до мест погрузки (выгрузки), выставочных путей организаций в оба конца, развернутая длина железнодорожного подъездного пути определяются по утвержденной технической документации (техническому паспорту железнодорожного подъездного пути, технико-распорядительному акту железнодорожной станции (TPА), ведомости железнодорожного подъездного пути (приложение к ТРА), по схеме железнодорожного подъездного пути, по схеме железнодорожной станции) или фактическим замером.

В указанные выше документы связи со сменой специализации ж/д пути № 36 внесены соответствующие изменения и расстояние подачи и уборки за которое предусматривается сбор за подачу и уборку вагонов в соответствии с положениями Тарифного руководства № 3 изменилось.

Таким образом, изменение специализации ж/д пути № 36 повлияло на технологию работы станции и железнодорожного пути необщего пользования и повлекло изменение расстояния подачи и уборки вагонов, что в связи с чем необходимо внести, предлагаемые истцом изменения в договор на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования №3/276 от 25.03.2010.

В рассматриваем случае произошло и изменение технологии работы железнодорожной станции и изменение технологии работы железнодорожного пути необщего пользования.

Согласно Устава железнодорожного транспорта РФ железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

Поскольку работа станции это сложный технологический процесс, работу которого обеспечивают различные функциональные филиалы перевозчика, то технология работы станции четко регламентирована и содержится в едином документе - это технологический процесс работы станции.

Железнодорожный путь № 36 являлся на момент заключения договора путем общего пользования, поэтому технология его работы, организация работы по нему была закреплена в едином документе - Технологический процесс станции ФИО3-Котласский.

С момента изменения специализации железнодорожного пути № 36 на путь необщего пользования изменилась технология его работы, в связи с чем внесены соответствующие изменения в Технологический процесс работы станции ФИО3-Котласский (утв. руководителем ДГИ 19.04.2012г.): железнодорожной путь № 36 исключен из перечня путей станции (стр. стр. 5, 9, 14 Технология работы станции), что повлекло изменение технологии работы в целом железнодорожной станции.

В соответствии с положением ОАО «РЖД» от 01.12.2012 № 357 «Типовой технологический процесс управления местной работой» разделом 3.3 определены основные элементы местной работы грузовых и технических станций.

В связи с исключением железнодорожного пути № 36 из состава станционных путей изменились следующие элементы работы станции ФИО3-Котласский:

- технология формирования/расформирования местных поездов;

-развоз местных вагонов к местам выполнения грузовых или технических операций на станции;

- маневровая работа с вагонами, поступающими под выгрузку, погрузку или технические операции на станции;

- маневровая работа с вагонами, поступившими под выгрузку, погрузку или технические операции на станции;

- выполнение технических и коммерческих операций на местах общего и необщего пользования

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования на каждый железнодорожный путь необщего пользования составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

С момента перевода железнодорожного пути № 36 в разряд путей необщего пользования изменилась технология его работы, которая в соответствии с п. 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования определена в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования № 36. Ранее такая инструкция не составлялась.

Наличие инструкции так же подтверждает факт изменения технологии работы железнодорожного пути № 36.

Таким образом, изменение технологии работы железнодорожной станции ФИО3-Котласский и технологии работы железнодорожного пути необщего пользования № 36, подтверждаются следующими доказательствами: технологическим процессом работы станции ФИО3-Котласский (утв. руководителем ДГИ 19.04.2012); инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования № 36; технико-распорядительным актом железнодорожной станции (ТРА); техническим паспортом на железнодорожный путь № 36.

Согласно п. 7 Инструкции по составлению технико-распорядительных актов железнодорожной станции ОАО «РЖД» от 15.03.2005 № ХЗ-3801 ТРА составляется и подписывается начальником железнодорожной станции, далее проверяется ДНЧ и утверждается начальником Центра (ДЦС). В таком же порядке вносятся и изменения в ТРА.

В соответствии с требованиями указанной Инструкции акт № 11 о внесении изменений в ТРА железнодорожной станции ФИО3-Котласский ГЖД-филиала ОАО «РЖД» составлен и.о. ДС станции ФИО3 (начальник станции) – ФИО4, проверен ДНЧ 15-Шибановым А.В. и утвержден ДЦС-3 ФИО5 Полномочия ФИО5 подтверждаются доверенностью № 3/ДЮ от 30.12.2010, Положением о Кировском центре организации работы железнодорожной станции Горьковской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», утв. распоряжением начальника ДГИ № 611/Д от 31.12.2010.

Оценив в совокупности представленные документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд полагает, что они подтверждают изменение технологии работы ж/д станции ФИО3-Котласский, технологии работы железнодорожного пути необщего пользования № 36 и технического оснащения станции, поэтому имеются основания для внесения в договор № 3/276 от 25.03.2010 предлагаемых истцом изменений в судебном порядке, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

В силу статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом устанавливается срок для заключения между сторонами дополнительного соглашения, составляющий 10 дней после вступления решения в законную силу.

Довод ответчика, о нарушении истцом процедуры перевода железнодорожных путей из одной категории в другую и что в данном случае должна быть применена процедура закрытия железнодорожных путей общего пользования, согласно Приказа Минтранса РФ от 22.12.2011 №327 «Об утверждении Порядка закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков» судом не принимается, поскольку нормативный акт регламентирует процедуру закрытия железнодорожного пути общего пользования, которая подразумевает под собой полное прекращение работы железнодорожного пути общего пользования, и не предполагает использование его в дальнейшем для организации движения железнодорожного транспорта.

В данном случае изменено только назначение (характер) использование железнодорожного пути №36 в связи с изменением технологии работы станции.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на ответчика.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 180, 181, 182, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строительная торговая компания», г.ФИО3 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в течение 10 дней после вступления решения в законную силу заключить с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице филиала «Горьковская железная дорога», г.ФИО3 (ИНН <***>, ОГРН <***>) дополнительное соглашение о внесении изменений в параграф 16 договора на подачу уборку вагонов при станции ФИО3-Котласский ГЖД-филиала ОАО «РЖД» № 3/276 от 25.03.2010 в редакции ОАО «РЖД»: «Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 2,25км, считая в оба конца, в том числе 2,25км, принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащим пользователю - нет».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительная торговая компания», г.ФИО3 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Горьковская железная дорога», г.ФИО3 (ИНН <***>, ОГРН <***>) 4000руб. расходов по госпошлине.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г.Владимир через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г.Нижний Новгород в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого акта, при условии, что он был предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы; если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Н.В.Трошина