ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-25919/2021 от 20.10.2021 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А43-25919/2021

г.Нижний Новгород 25 октября 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 20 октября 2021 года

Арбитражный суд Нижегородской области

в составе судьи Волчанской Ирины Сергеевны (шифр 54-837),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леонтьева А.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15.06.2021 по делу об административном правонарушении №052/04/9.21-353/2021 в отношении ПАО "МРСК Центра и Приволжья",

при участии в деле в качестве третьего лица - ФИО1,

при участии представителей сторон:

от заявителя: ФИО2 (по доверенности от 19.10.2021 №Д-НН/356),

от административного органа: ФИО3 (доверенность от 15.09.2021),

от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось публичное акционерное общество "Россети Центр и Приволжье" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконными и отмене постановления и представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - административный орган, Управление, антимонопольный орган) от 15.06.2021 по делу об административном правонарушении №052/04/9.21-353/2021 в отношении ПАО "МРСК Центра и Приволжья".

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, чтов рассматриваемом случае соблюсти сроки технологического присоединения ПАО "МРСК Центра и Приволжья" не имело возможности ввиду наличия обстоятельств непреодолимой силы, а именно режима ограничений, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции, введенного на территории Нижегородской области.

Кроме того, заявитель сообщил, что по состоянию на 05.07.2021 выполнил мероприятия по технологическому присоединению со стороны сетевой организации осуществлено в полном объеме, что подтверждается оформленным актом об осуществлении технологического присоединения от 05.07.2021 №Н5-01/32/62-1, актом о выполнении технических условий от 05.07.2021 №Н5-01/32/62.

Подробно позиция заявителя отражена в заявлении и поддержана представителем в судебном заседании.

Представитель Управления возражал относительно заявленных требований, поскольку обществом не выполнено технологическое присоединение объекта потребителя в установленный законом срок.

Также представитель антимонопольного органа указал на то, что введенные в связи с распространением коронавирусной инфекции ограничения не являются обстоятельством непреодолимой силы и не снимают с общества обязательств по технологическому присоединению объекта потерпевшего в установленные сроки.

Подробно позиция антимонопольного органа изложена в отзыве и поддержана представителем в судебном заседании.

В соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, при его надлежащем извещении.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 17.05.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ФИО1 (далее - заявитель) на действия публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", сетевая организация), выразившиеся в неисполнении обязанностей по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям в установленные законом сроки.

Как установлено из представленных документов, ФИО1 и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" заключен договор №521059045 от 28.10.2020 о технологическом присоединении жилого дома, расположенного по адресу: <...>, к электрическим сетям сетевой организации.

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев. Таким образом, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" должно было исполнить свои обязательства по подключению не позднее 28 апреля 2021 года (включительно).

На момент поступления обращения в антимонопольный орган вышеуказанный договор о технологическом присоединении ПАО "МРСК Центра и Приволжья" не исполнен.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 в антимонопольный орган.

Усмотрев в деянии ПАО "МРСК Центра и Приволжья" признаки состава административного правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган в отсутствие законного представителя ПАО "МРСК Центра и Приволжья", надлежащим образом извещенного уведомлением, при участии представителя по доверенности, 25.06.2021 составил протокол об административном правонарушении №052/04/9.21-353/2021 и 28.07.2021 вынес оспариваемое постановление №052/04/9.21-353/2021, которым привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600000,00 руб.

Не согласившись с данными постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу административном правонарушении не допущено.

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.

Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон №35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона №35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Указанной статьей Федерального закона установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным.

Между тем технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им исполнительным органом власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1,14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно подпункту б) пункта 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать мероприятий 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Материалами дела подтверждается, что между заявителем и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" заключен договор №521059045 от 28.10.2020 о технологическом присоединении жилого дома, расположенного по адресу: <...>, к электрическим сетям сетевой организации.

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев. Таким образом, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" должно было исполнить свои обязательства по подключению не позднее 28 апреля 2021 года (включительно).

На момент поступления обращения в антимонопольный орган вышеуказанные договора о технологическом присоединении, как указывает заявитель, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" не исполнен.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 в антимонопольный орган.

Из материалов дела следует, что 06.10.2020 ФИО1 обратился с заявкой на технологиечское присоедениение энргопринимающих устройств земелльного устаска, расположенного по адрсу: Нижегородская обл., Кстовский р-н, с.п. Ленинская Слобода, пер.Нагорный, д.13, кадастровый номер: 52:26:0090005:477.

В рамках мероприятий сетевой организации, предусмотренных Договором, необходимо выполнить:

1. На ВЛ-0,4 кВ фидер-1 ТП №127: опору № 13 заменить на анекерную концевую; в пролетах опор 10-13 смонтировать СИП-2 4*50, протяженностью 120 м;

2. Для расчетного узла электрической энергии запроектировать и установить на границе балансовой принадлежности или, при отсутствии технической возможности в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, интеллектуальный узел учета электрической энергии с применением трехфазного счетчика электрической энергии классом точности 2,0 и выше с дистанционной передачей данных.

3. Установить после прибора учета коммутационный аппарат, обеспечивающий самостоятельное выполнение фактического присоединения к электрическим сетям ПАО "МРСК Центра и Приволжья".

28.10.2020 ФИО1, оплатил услуги по технологиечскому присоединению, что подтверждается платежным поручением от 28.10.2020.

Свои обязательства ПАО "МРСК Центра и Приволжья" выполнило 05.07.2021, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения №H5-01/32/62-1 от 05/07/2021 и актом о выполнении технических условий №H5-01/32/62 от 05.07.2021, нарушив срок по договору более чем на 2 месяца.

Следовательно, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" допустило нарушение пункта 16 Правил №861 в части нарушения установленного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

Никаких документов, подтверждающих действия сетевой организации, направленных на надлежащее исполнение своих обязательств по договору, в материалы дела на момент его рассмотрения не представлено. Дополнительных пояснений при рассмотрении дела также не представлено. Документов, подтверждающих невозможность выполнения по объективным причинам сетевой организацией своих обязательств материалы дела не содержат, пояснений не представлено.

Документов, подтверждающих в том числе и не возможность выполнения обязательств в связи с пандемией коронавирусной инфекции, в материалы дела на момент его рассмотрения также не представлено.

Вместе с тем, введенные ограничения, в связи с распространением коронавирусной инфекции, не являются обстоятельством непреодолимой силы и не снимают с ПАО "МРСК Центра и Приволжья" обязанность по соблюдению требований законодательства.

Также, согласно "Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1" утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 №206 и от 02.04.2020 №239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации.

Следовательно, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" допустило нарушение пунктов 16 Правил №861 в части нарушения установленного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению

Учитывая изложенное, у сетевой организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ей не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1КоАП РФ).

Указанные действия (бездействие) сетевой организации привели к нарушению прав и законных интересов заявителя, который в обозначенный период времени лишен возможности пользоваться услугами электроснабжения.

Правонарушение совершалось ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в период времени, когда лицо считалось подвергнутым административному наказанию согласно постановлению №052/04/9.21-1314/2019 (период с 16.12.2019 по 16.12.2020), в связи с чем вмененный обществу состав правонарушения правомерно квалифицирован антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

При таких условиях антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по административному делу, повлекших негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.

Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Следовательно, совершение правонарушения впервые, отсутствие вреда, устранение нарушения являются смягчающими ответственность обстоятельствами, но не освобождают заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В рассматриваемом случае исключительные обстоятельства для признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным отсутствуют, поскольку допущенное нарушение повлекло нарушение прав и законных интересов потребителя на своевременное технологическое подключение принадлежащего ему объекта к электрическим сетям.

Доказательств наличия исключительных обстоятельств совершения вмененного общество в нарушение требования части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела.

В связи с этим суд полагает, что при вынесении оспариваемого постановления антимонопольный орган правомерно не усмотрел оснований для квалификации допущенного обществом правонарушения в качестве малозначительного.

Правовые основания для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает.

Оспариваемым постановлением заявителю назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, - 600 000 рублей, что свидетельствует о фактически учтенных административным органом обстоятельствах по делу. Назначенный размер штрафа является правомерным, отвечает принципу справедливости и соразмерности, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств тяжелого финансового и материального положения общества, влекущего невозможность уплаты штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи, в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил.

Устранение допущенного нарушения до вынесения оспариваемого постановления не относится к обстоятельствам, влекущим снижение размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности совершенного административного правонарушения и тяжелого материального положения заявителя, доказательств карательности размера назначенного штрафа, а также, что оплата штрафа в назначенном размере приведет к тяжелым финансовым последствиям, не представлено, в связи с чем, оснований для уменьшения административного штрафа в размере менее минимального на основании частей 3.2 и 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд также не усматривает.

На основании изложенного, оспариваемое обществом постановление является законным и обоснованным, основания для его отмены либо изменения отсутствуют.

В случае затруднения уплаты штрафа заявитель имеет право обратиться в антимонопольный орган в порядке статьи 31.5 КоАП РФ с заявлением о рассрочке либо отсрочке уплаты штрафа на срок до трех месяцев.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия.

Судья И.С.Волчанская