ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-26407/12 от 24.10.2013 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-26407/2012

г. Нижний Новгород 30 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2013 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2013 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Кабанова Владимира Петровича (шифр 42-632)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Неробковой Н.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЖБК - Строй» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Н.Новгород) о признании незаконными действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области по проведению аукциона по продаже права аренды объединенных в один лот 14 земельных участков общей площадью 4 532 179 кв.м., расположенных по адресу: Г.Н.Новгород, Советский район, у деревни Кузнечиха,

к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Инградстрой», закрытое акционерное общество «Вектрон»,

При участии в судебном заседании представителей сторон:

От заявителя: ФИО1, (доверенность от 24.10.2012);

От ответчика: ФИО2 (доверенность от 29.12.2011); ФИО3 доверенность от 27.12.2012

От третьих лиц: не явились (извещены надлежащим образом);

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЖБК - Строй» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство, ответчик) по проведению аукциона по продаже права аренды объединенных в один лот 14 земельных участков общей площадью 4 532 179 кв.м., расположенных по адресу: Г.Н.Новгород, Советский район, у деревни Кузнечиха, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инфраструктуры, а также об обязании Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области отменить аукцион по продаже права аренды объединенных в один лот 14 земельных участков общей площадью 4 532 179 кв.м., расположенных по адресу: Г.Н.Новгород, Советский район, у деревни Кузнечиха, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инфраструктуры.

Представитель заявителя просил удовлетворить требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика просят отказать в удовлетворении требований Общества.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии указанных участников процесса по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев имеющиеся в деле документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения, рассматриваемого спора.

Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте www.gosimno.ru было размещено извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участка, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв.м. в юго-восточной части Советского района города Нижнего Новгорода, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инженерной инфраструктуры, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909.

.Согласно извещению предметом аукциона является право аренды 14 земельных участков, входящих в состав одного лота. Вид приобретаемого права - аренда на 15 лет. Размер арендной платы на земельные участки - 50 760 404,800 руб. в год. Начальная цена права на заключение договоров аренды 14 земельных участков - 50 000 000 руб. Размер задатка - 253 041 619,2 руб. Шаг аукциона - 2 млн.руб.

Считая действия Министерства, выразившиеся в объединении указанных 14 земельных участков в один лот, неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными действий должностных лиц суд должен установить совокупность следующих условий: несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) указано, что законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Правила приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) установлены статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации )далее – ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурса, аукциона) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 названного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Согласно подпункту «в» пункта 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 (далее - Правила), извещение о проведении торгов по продаже права заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, должно содержать, в том числе, сведения о предмете торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом пере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.

Вместе с тем, ни Гражданский, ни Земельный кодексы Российской Федерации, ни Правила не содержат запрета на передачу в аренду нескольких земельных участков единым лотом по одному договору аренды, а Закон о защите конкуренции также не содержит требований к порядку формирования лотов при организации торгов на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

При формировании условий конкурса (аукциона) заказчик должен строго следовать целям проведения торгов, эффективно использовать государственную (муниципальную) собственность, соблюдая публичность, открытость и прозрачность предоставления земельных участков, эффективно используя бюджетные средства, не нарушая принципов добросовестной конкуренции, а также соблюдая требования статьи 17 Закона «О защите конкуренции», запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Указанные обстоятельства обязательны для суда, не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решениями Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-167487/2012 и Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-32507/2012, вступившими в законную силу, установлены следующие преюдициальные обстоятельства.

Согласно документации об Аукционе с реестровым номером № 151012/0029764/01 предметом торгов является один лот, в состав которого входят 14 земельных участков, прошедших кадастровый учет и которым присвоены государственные кадастровые номера, а также определены границы.

Объединение в один лот 14 земельных участков, прошедших в отдельности государственный кадастровый учет, имеющих различные кадастровые номера, не соответствует положениям земельного законодательства, не позволяет провести торги в отношении каждого участка, предназначенного для жилищного строительства и строительства инфраструктуры, что в конечном итоге приводит (может привести) к ограничению конкуренции в сфере землепользования, поскольку освоение нескольких земельных участков требует значительных финансовых вложений, указанными действиями Министерства созданы необоснованные препятствия претендентам на участие в торгах.

В данном случае необходимость формирования лота должна быть подтверждена соответствующим экономическим анализом, обосновывающим и возможный интерес одного инвестора, способного реализовать жилищное строительство одновременно на всех выставленных участках. Включение в состав одного лота нескольких земельных участков привело к ограничению начального размера арендной платы, «шага аукциона», размера задатка для участия в торгах, что могло повлечь сокращение числа хозяйствующих субъектов, желающих участвовать в торгах.

Судом отклоняется довод Министерства о включении земельных участков в один лот как следствие однородного функционального предназначения всех 14 земельных участков, которые изначально составляли единое землепользование и единый ландшафт местности, имели сельскохозяйственное назначение, в подтверждение чего заявителем представлено Техническое обоснование формирования земельного участка в Юго-восточной части Советского района при подготовке аукционной документации в г. Н. Новгороде от 2012 года, выполненное МП г. Н. Новгорода ИТ «НижегородгражданНИИпроект».

Представленное техническое обоснование не позволяет сделать вывод об однородном функциональном предназначении всех 14 земельных участков, поскольку на рассматриваемой территории выявлены неблагоприятные для строительства и эксплуатации зданий и сооружений природные условия, в частности: наличие овражно-балочной сети; водотоки; извилистое русло реки Кова с разрушающимися берегами; наличие заболоченностей; наличие крупных коммуникаций: газопроводов высокого давления, линий ЛЭП и др.

Из кадастровых паспортов следует, что на земельных участках имеются обременения: охранная зона электросетевого хозяйства, водоохранная зона ручья, водоохранная зона р. Кова и др. Однако в рассматриваемом случае целевым назначением земельных участков является жилищное строительство.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Министерством при введении Аукциона требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку в рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота состоит в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый земельный участок привлекает к торгам специфический круг потребителей. Объединение в один лот земельных участков, обладающих индивидуальными, различными потребительскими свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке с определенным местом расположения и характеристиками. Это свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке строительно-инвестиционной деятельности и приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Суд принимает во внимание представленное ООО «ЖБК-Строй» экспертное заключение на предмет наличия в городе Нижнем Новгороде земельных участков, свободных от застройки под новое жилищное строительство в связи с проведением аукциона по продаже права аренды на 14 земельных участков, составленное аналитическим центром «Индикаторы Нижегородской Недвижимости» от 08.11.2012, согласно которому в административных границах города Н. Новгорода общая площадь земельных участков, свободных от застройки и перспективных для жилищного многоквартирного строительства составляет 848 Га. Таким образом, земельные участки, право аренды которых является предметом аукциона, составляют более 50% свободных на территории города земельных участков.

Таким образом, действия Министерства по включению в состав одного лота скольких земельных участков, прошедших кадастровый учет, привели к ограничению конкуренции путем ограничения доступа к участию в Аукционе.

Исходя из вышесказанного, суд пришел к выводу об удовлетворения требований заявителя.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ определено, что в случае, если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия).

В соответствии со ст. 101, ПО Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с соответствующей стороны. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения стороне, в пользу которой принят судебный акт, судебных расходов. В связи с чем, расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования общества с ограниченной ответственностью «ЖБК -Строй» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Н.Новгород) удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области по проведению аукциона по продаже права аренды объединенных в один лот 14 земельных участков общей площадью 4 532 179 кв.м., расположенных по адресу: Г.Н.Новгород, Советский район, у деревни Кузнечиха, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инфраструктуры.

Обязать Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области отменить аукцион по продаже права аренды объединенных в один лот 14 земельных участков общей площадью 4 532 179 кв.м., расположенных по адресу: Г.Н.Новгород, Советский район, у деревни Кузнечиха, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и строительства объектов инфраструктуры.

Взыскать с Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЖБК - Строй» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Н.Новгород) расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступает в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья В. П. Кабанов