АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-26762/2017
г. Нижний Новгород 04 декабря 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 04 декабря 2017 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-393)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 08.08.2017), ФИО2 (доверенность от 08.08.2017), ФИО3 (доверенность от 08.08.2017),
от таможни: ФИО4 (доверенность от 31.03.2017), ФИО5 (доверенность от 07.04.2017), ФИО6 (доверенность от 14.07.2017), ФИО7 (доверенность от 12.05.2017), ФИО8 (доверенность от 12.05.2017),
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани", г. Москва (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконными акта от 05.07.2017 камеральной таможенной проверки №10408000/210/050717/А000035, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/003, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/004, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/005, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/006, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/007, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №738, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №740, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №742, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №744, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №746, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 03.08.2017 №10408000-04-03-28/20, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 03.08.2017 №10408000-04-03-28/21, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 03.08.2017 №10408000-04-03-28/22, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 03.08.2017 №10408000-04-03-28/23, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 03.08.2017 №10408000-04-03-28/24, (составленного) вынесенных Нижегородской таможней.
В судебном заседании 20.11.2017 судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 27.11.2017, после чего рассмотрение дела было продолжено.
После перерыва в судебное заседание явились представители таможенного органа. Остальные участники процесса, надлежащим образом уведомленные о времени и месте продолжения судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, согласно положениям частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие представителей этих лиц, участвующих в деле.
В ходе судебного разбирательства представители заявителя поддержали заявленные требования.
Представители таможенного органа в своем отзыве на заявление и в ходе судебного разбирательства пояснили, что считают требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
При таможенном декларировании товаров «сиденья и крышки унитазов из пластмасс белого цвета», «изделия из пластмасс: суппорт крепления из ПВХ», «изделия из пластмасс: амортизатор большой для кольца», «изделия из пластмасс: капсула Soft Close», «изделия из черных металлов, снабженные резьбой: используется в производстве сидений для унитазов» по декларациям на товары №10408020/180216/0000629 (товар №1, 2), №10408020/150316/0001040 (товар №1, 2, 3), №10408020/110416/0001587 (товар №1, 2), №1048020/230516/0002287 (товар №1), №10408020/140616/0002703 (товар №1, 2), декларантом Общества для целей получения тарифных преференций были предъявлены сертификаты о происхождении товаров формы «СТ-2»: 21067/С1/1630/2016 от 12.02.2016; «СТ-2»: 21067/С1/2888/2016 от 11.03.2016; «СТ-2»: 21067/С1/4356/2016 от 08.04.2016; «СТ-2»: 21067/С1/6483/2016 от 20.05.2016; «СТ-2»: 21067/С1/7568/2016 от 10.06.2016.
При таможенным декларировании Кстовским таможенным постом Нижегородской таможни было принято решение о предоставлении тарифных преференций.
02.05.2017 Нижегородской таможней в отношении общества была проведена камеральная таможенная проверка по вопросу проверки контроля достоверности страны происхождения товаров, соблюдения условий предоставления тарифных преференций на заявленный обществом товар.
По результатам проверки, отраженным в акте камеральной таможенной проверки №10408000/210/050717/А000035 от 05.07.2017, следует, что в графе 12 сертификатов о происхождении товара, поименованных в таблице не указан адрес органа уполномоченного заверять сертификат, а также код уполномоченного органа, образец которого представлен ы в письме ФТС России от 31.01.2017 №06-89/04582 ДСП «О направлении копий образцов оттисков печатей уполномоченных органов Республики Сербия».
Таким образом, таможенный орган пришел к выводу, что указанный сертификат о происхождении заполнен с нарушением требований к оформлению сертификатов о происхождении товара по форме «СТ-2», в связи с чем, не может являться основанием для предоставления тарифных преференций по уплате ввозной таможенной пошлины.
На основании изложенного, решения от 05.07.2017 №№10408000/210/050717/Т000035/007, 10408000/210/050717/Т000035/006, 10408000/210/050717/Т000035/005, 10408000/210/050717/Т000035/004, 10408000/210/050717/Т000035/003 были отменены Нижегородской таможней, выставлены требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №№738, 740, 742, 744, 746.
28.07.2017 обществом скорректированы поданные ранее декларации на товары, приложив уточненные сертификаты о происхождении товаров, указав адрес и код органа, уполномоченного заверять «СТ-2» в Сербии.
Между тем 03.08.2017 Нижегородская таможня приняла новые решения, которыми тарифная преференция не предоставлена в связи с истечением срока давности для восстановления тарифных преференций.
Считая, акт от 05.07.2017 камеральной таможенной проверки №10408000/210/050717/А000035, решения от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/003, №10408000/210/050717/Т000035/004, №10408000/210/050717/Т000035/005, №10408000/210/050717/Т000035/006, №10408000/210/050717/Т000035/007, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №738, №740, №742, №744, №746, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 03.08.2017 №10408000-04-03-28/20, №10408000-04-03-28/21, №10408000-04-03-28/22, №10408000-04-03-28/23, №10408000-04-03-28/24не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы, а также заслушав представителей участников процесса, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле такими органами являются Таможня и Управление.
На основании статьи 110 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в. случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров. По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций. Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
Подпункт 6 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает, что в декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также применение льгот по уплате таможенных платежей.
К льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции, которые представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (статья 74 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 №5003-1 "О таможенном тарифе", Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В силу части 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных этим Законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
На основании статьи 59 Таможенного кодекса Таможенного союза в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Пунктом 1 статьи 62 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ,подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Пункт 1 статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного союза определяет сертификат о происхождении товара как документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
В силу пункта 5.1 Правил определения страны происхождения товаров, являющихся Приложением к Соглашению, товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если в том числе, в отношении товара представлен оригинал сертификата происхождения товара формы «СТ-1».
В соответствии с пунктом 6.5 Соглашения государства - участники Соглашения обмениваются образцами бланков сертификатов формы «СТ-1», образцами подписей лиц, имеющих право удостоверять сертификаты, оттисками печатей уполномоченных органов, а также информацией о наименованиях и адресах уполномоченных органов. Без предоставления указанных сведений сертификаты не признаются таможенными органами ввоза для целей предоставления режима свободной торговли.
Согласно пункту 7.4 Соглашения определения страны происхождения товаров, заполнение сертификата формы «СТ-1» должно отвечать следующим требованиям: графа 12 - «Удостоверение» заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата, а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат.
При этом статьей 61 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
На основании пункта 1 статьи 62 Таможенного кодекса Таможенного союза при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В силу пункта 9.1. Соглашения сертификат может быть не признан таможенными органами страны ввоза для целей предоставления товарам режима свободной торговли, в том числе, в случае, если проставленные в сертификате оттиски печатей и/или подписи лиц, а также указанные адреса органов, уполномоченных заверять и выдавать сертификаты формы СТ-1, не соответствуют информации, имеющейся в наличии у таможенной службы страны ввоза.
Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией (далее - Соглашение), к которому 22.07.2011 подписаны Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли (далее - Протокол) и Правила определения страны происхождения товаров (далее - Правила).
Указанный Протокол одобрен распоряжением Правительства Российской Федерацией от 30.05.2011 N 953-р.
Федеральной таможенной службой издан приказ от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии" (далее - Приказ), в пункте 1 которого указано, что с 22.07.2011 ввозная таможенная пошлина не применяется в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 настоящего Приказа.
В силу пункта 1 статьи 8 Правил товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если:
1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;
2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в приложениях 1 и 2;
3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;
4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Правил для подтверждения страны происхождения товара в государстве Стороны в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление в таможенные органы страны ввоза оригинала сертификата. Срок действия сертификата в целях предоставления режима свободной торговли составляет 12 месяцев с даты его удостоверения органом, уполномоченным в соответствии с законодательством государства Стороны выдавать и (или) удостоверять сертификаты о происхождении товаров.
Сертификат оформляется и выдается на одну партию товаров.
В силу пункта 3 статьи 11 Правил уполномоченные органы государств Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
При этом в силу пункта 4 статьи 11 Правил в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
К запросу о последующей верификации прикладывается копия проверяемого сертификата (декларации о происхождении товара).
В запросе указываются причины его направления и (или) другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации о происхождении товара) могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения последующей проверки (верификации) на основе выборочности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в результате проверки Таможней установлено, в графе 12 сертификатов о происхождении товара, поименованных в таблице не указан адрес органа уполномоченного заверять сертификат, а также код уполномоченного органа, образец которого представлен в письме ФТС России от 31.01.2017 №06-89/04582 ДСП «О направлении копий образцов оттисков печатей уполномоченных органов Республики Сербия», в связи с чем, 05.07.2017 Нижегородской таможней вынесены решения №№10408000/210/050717/Т000035/007, 10408000/210/050717/Т000035/006, 10408000/210/050717/Т000035/005, 10408000/210/050717/Т000035/004, 10408000/210/050717/Т000035/003 о стране происхождения товаров.
Между тем суд не усматривает достаточных доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации сертификатов.
Целью таможенного контроля при решении вопроса о наличии оснований для предоставления тарифных преференций, предусмотренных международными договорами, прежде всего, является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из сраны, входящей в перечень стран – пользователей схемой преференций.
В своем отзыве таможенный орган не отрицает страну происхождения товаров – Республика Сербия в отношении ввезенных товаров, а лишь указывает на нарушение требований к оформлению сертификатов о происхождении товара по форме «СТ-2».
Довод таможенного органа, что обращение к уполномоченным органам или организациям страны, которые выданы сертификат о происхождении товара с просьбой предоставить дополнительный документ или уточняющие сведения, является правом заявителя, а не обязанностью, судом не принимается, поскольку о необходимости принятия таких мер, направленных на устранение сомнений относительно сертификатов о происхождении ввезенного товара и содержащихся в них сведений, указанно в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда от 30.11.2010 №9172/10 по делу №А41-4534/2008 и в определении Верховного суда Российской Федерации от 13.02.2017 по делу №303-КГ16-20044.
Поскольку выявленный недостаток в тексте сертификатов, допущенный при их оформлении уполномоченным органом Республики Сербии, не препятствует установлению страны происхождения товара, при этом таможенным органом не представлены доказательства незаконности и недостоверности сертификатов, в связи с чем, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/003, №10408000/210/050717/Т000035/004, №10408000/210/050717/Т000035/005, №10408000/210/050717/Т000035/006, №10408000/210/050717/Т000035/007 вынесены с нарушением действующего законодательства.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что в ходе таможенного оформления обще6ство представило все необходимые документы и сведения для получения соответствующей преференции, в то время как таможенный орган не доказал наличия оснований для отказа в их предоставлении.
При таких обстоятельствах, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №№740, 742, 744, 746, выставленные в связи с принятием таможенным органом решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/003, №10408000/210/050717/Т000035/004, №10408000/210/050717/Т000035/005, №10408000/210/050717/Т000035/006, №10408000/210/050717/Т000035/007, судом признаны недействительными.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, заявителем оспариваются решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 03.08.2017 №10408000-04-03-28/20, №10408000-04-03-28/21, №10408000-04-03-28/22, №10408000-04-03-28/23, №10408000-04-03-28/24.
Однако в этой части в удовлетворении требований общества судом отказано на основании следующего.
28.07.2017 общество скорректировало поданные ранее декларации на товары, приложив уточненные сертификаты о происхождении товаров, между тем таможенным органом были вынесены решения от 03.08.2017 №10408000-04-03-28/20, №10408000-04-03-28/21, №10408000-04-03-28/22, №10408000-04-03-28/23, №10408000-04-03-28/24, которыми было установлено, что тарифная преференция не предоставлена в связи с истечением срока давности для восстановления тарифных преференций.
Между тем частью 3 статьи 63 ТК ТС установлено, что в отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса, на основании чего, решения от 03.08.2017 №10408000-04-03-28/20, №10408000-04-03-28/21, №10408000-04-03-28/22, №10408000-04-03-28/23, №10408000-04-03-28/24, судом признаны соответствующими действующему законодательству, следовательно, в этой части заявление общества оставлено без удовлетворения.
Также судом установлено, что заявителем оспаривается акт камеральной таможенной проверки от 05.07. 2017 №10408000/201/050717/А000035.
Между тем судом сделан вывод, что заявление общества в этой части подлежит прекращению на основании следующего.
Пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, нарушение прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд, является обязательным условием для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта.
Ненормативным актом (решением) государственного или иного органа, законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) государственного органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Акт камеральной таможенной проверки, не носит распорядительно-властный характер, не нарушает права и охраняемые законом интересы и не устанавливает обязанности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Он является документом процедурного характера, который принят таможенным органом в рамках проверки контроля достоверности страны происхождения товаров, а также соблюдения условий предоставления тарифных преференций на заявленный товар.
Характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), влекущих юридические последствия неблагоприятного характера в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспариваемый акт таких предписаний не содержит.
Акт камеральной таможенной проверки выступает в качестве документа, принятого в рамках таможенной проверки, и не является актом государственного органа, который может быть обжалован в порядке, установленном пунктом 2 статьи 29 и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, поскольку акт камеральной таможенной проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, то данный документ не подлежит самостоятельному оспариванию в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, производство по делу в части требования о признании акт камеральной таможенной проверки от 05.07. 2017 №10408000/201/050717/А000035 подлежит прекращению.
На основании изложенного, суд пришел к выводу частичном удовлетворении заявленных требований общества.
Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, о б отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов,осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенныедействия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав изаконных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для их выполнения.
Удовлетворяя рассматриваемое требование общества, суд, считает необходимым обязать Нижегородскую таможню в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани", г. Москва (ОГРН <***> ИНН <***>), допущенные в связи с принятием решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/003, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/004, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/005, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/006, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/007 и вынесением требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №738, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №740, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №742, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №744, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №746, и осуществить все необходимые действия по предоставлению обществу с ограниченной ответственностью "ДП Компани", г. Москва (ОГРН <***> ИНН <***>), тарифных преференций.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
производство по делу в части требования общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани", г. Москва (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконными акта от 05.07.2017 камеральной таможенной проверки №10408000/210/050717/А000035, составленного Нижегородской таможней, прекратить.
Остальные требования общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани", г. Москва (ОГРН <***> ИНН <***>), удовлетворить частично.
Признать незаконными решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/003, решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/004, решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/005, решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/006, решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/007, принятые Нижегородской таможней.
Признать недействительными требование об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №738, требование об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №740, требование об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №742, требование об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №744, требование об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №746, вынесенные Нижегородской таможней.
Обязать Нижегородскую таможню в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани", г. Москва (ОГРН <***> ИНН <***>), допущенные в связи с принятием решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/003, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/004, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/005, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/006, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.07.2017 №10408000/210/050717/Т000035/007 и вынесением требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №738, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №740, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №742, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №744, требования об уплате таможенных платежей от 12.07.2017 №746, и осуществить все необходимые действия по предоставлению обществу с ограниченной ответственностью "ДП Компани", г. Москва (ОГРН <***> ИНН <***>), тарифных преференций.
В остальной части заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани", г. Москва (ОГРН <***> ИНН <***>), оставить без удовлетворения.
Взыскать с Нижегородской таможни, <...> (ОГРН <***> ИНН <***>; дата и место государственной регистрации в качестве юридического лица: 25.12.2002, Нижегородская регистрационная палата), в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДП Компани", <...> (ОГРН <***> ИНН <***>; дата и место государственной регистрации в качестве юридического лица: 20.10.2017, межрайонная инспекция ФНС России №46 по г. Москве), 30000 рублей в качестве возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявленных требований.
Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДП Компани", <...> (ОГРН <***> ИНН <***>), из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению №993 от 09.08.2017, на основании настоящего решения (копия платежного поручения №993 от 09.08.2017 прилагается).
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДП Компани", <...> (ОГРН <***> ИНН <***>), из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению №994 от 09.08.2017, на основании настоящего решения (оригинал платежного поручения №994 от 09.08.2017 прилагается).
Справки на возврат сумм государственной пошлины выдать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья И.Ю. Мукабенов