ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-26833/19 от 09.09.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-26833/2019

г. Нижний Новгород                                                                                             09 сентября 2019 года

резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2019 года

полный текст решения изготовлен 09 сентября 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области

в составе судьи Трясковой Надежды Викторовны (шифр – 9-815),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмелевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению акционерного общества «Выксатеплоэнерго»
(ИНН
<***>, ОГРН <***>)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Нижегородской области

о признании незаконным решения от 03.04.2019 №1472

при участии представителей:

от заявителя: не явились, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя,

от заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности от 16.05.2018 №05-25/006036,

установил:

акционерное общество «Выксатеплоэнерго» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Нижегородской области от 03.04.2019 №1472 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил.

Заинтересованное лицо полагает, что решение принято с соблюдением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки по мотивам, изложенным в письменном отзыве на заявление.

После проведения предварительного судебного заседания суд учитывая, что имеющихся в деле материалов достаточно для рассмотрения дела по существу, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом представитель заинтересованного лица не возражает против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании, а заявитель определением о принятии заявления к производству от 03.07.2019 уведомлен о дате открытия судебного заседания в первой инстанции в случае отсутствия возражений против рассмотрения дела в его отсутствие, которые в суд не поступали.

В связи с изложенным спор в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрен в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя по имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела, межрайонной ИФНС России №4 по Нижегородской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации «Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций» за 9 месяцев 2018 года, представленной 30.10.2018.

По результатам проверки составлен акт налоговой проверки №145 от 11.02.2019 и вынесено решение от 03.04.2019 №1472 об отказе в привлечении АО «Выксатеплоэнерго» к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом, в решении №1472 предложено уплатить недоимку в размере 720 621 руб., пени - 46 696 руб. 24 коп.

Заявитель полагает, что при принятии решения налоговым органом допущены нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, а именно в п.3.4 акта №145 от 11.02.2019 содержится указание на приложения, но состав и количество листов приложений не указано, что могло повлечь за собой принятие заместителем руководителя налогового органа неправомерного решения.

Решением Управления ФНС России по Нижегородской области от 04.06.2019
АО «Выксатеплоэнерго» отказано в удовлетворении жалобы.

Воспользовавшись правом на судебную защиту, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании принятого решения недействительным.

Изучив материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 88 Налогового кодекса (далее - НК РФ) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Согласно п.1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются (п.3.1 ст. 100 НК РФ).

В соответствии с п.З ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются:

1)дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2)полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3)фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4)дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5)дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6)перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7)период, за который проведена проверка;

8)наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9)даты начала и окончания налоговой проверки;

10)  адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы
налогоплательщиков) или места жительства физического лица;

11)     сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при
осуществлении налоговой проверки;

12)документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13)выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового Кодекса, в случае если Налоговым Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 4 ст. 100 НК РФ форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма акта налоговой проверки, действовавшая в период составления акта налоговой проверки №145 от 11.02.2019г., была утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@"Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством « налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлениикоторых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".

Указанная форма акта (Приложение №27 к приказу ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@), а именно п.3.4 содержит указание только на количество листов приложений без их перечисления. В п.3.3 Приложения №28 к приказу ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@ «Требования к составлению акта налоговой проверки» указано, что в итоговой части акта указывается только ссылка на количество листов приложений к Акту (документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговой проверки, иные приложения).

Таким образом, перечисление всех приложений в п.3.4 Акта проверки ни нормами ст.100 НК РФ, ни Приказом ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@ не предусмотрено. Перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки, указывается во вводной части акта (подпункт 5 п.3.1 Приложения №28 к приказу ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@ «Требования к составлению акта налоговой проверки»). Перечень документов, предоставленных Обществом в ходе проверки, указан в п.1.3 Акта налоговой проверки №145 от 11.02.2019г.

В соответствии с п.5 ст.100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено п.5 ст.100 НК РФ.

В пункте 6 ст. 100 НК РФ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

В соответствии с п.1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения поуказанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в п.6 ст. 100 НК РФ.

Акт налоговой проверки был направлен налогоплательщику заказным письмом 15.02.2019г. (почтовый идентификатор 60706031176272) и был вручен адресату 19.02.2019г. Таким образом, Общество имело возможность ознакомиться с актом налоговой проверки и представить возражения на него.

В силу п.2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. В случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрений материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений нелишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п.4 ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщик был уведомлен о дате и времени рассмотрения материалов проверки (извещение №02-07/001540 от 15.02.2019г. получено МУП «Выксатеплоэнерго» по почте, одновременно с актом проверки), мог реализовать свое право на участие в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя, а также право давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых
органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может
являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым
органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения
материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим
налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным
условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Перечисление всех приложений в п.3.4 Акта проверки ни нормами ст. 100 НК РФ, ни Приказом  ФНС  России  от 07.11.2018  №ММВ-7-2/628@  не  предусмотрено.

Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Права налогоплательщика в части обеспечения возможности представления обоснованных возражений, возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности представить объяснения соблюдены.

Отсутствие в п. 3.4 Акта налоговой проверки перечня представленных в ходепроведения налоговой проверки налогоплательщиком документов при указании их в тексте акта проверки и отсутствие количества листов приложения не свидетельствуют о существенном нарушении Инспекцией регламентированного статьей 100 НК РФ порядка оформления результатов налоговой проверки, а также не свидетельствует, что проверяющим не исследовались предоставленные налогоплательщиком документы.

При таких обстоятельствах отсутствуют существенные нарушения порядка рассмотрения материалов проверки, влекущих признание оспариваемого решения незаконным и нарушающим права и законные интересы АО «Выксатеплоэнерго».

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями  110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования  акционерному обществу "Выксатеплоэнерго" (ИНН: <***> , ОГРН: <***>) отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если оно не будет отменено или изменено таким постановлением.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с даты принятия решения.

Судья                                                                                                        Н.В. Тряскова