АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-26845/2016
г. Нижний Новгород 05 апреля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 апреля 2017 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр дела 51-625),
при ведении протокола секретарем судебного заседания Башевой Е.С.,
при участии представителей заявителя – ФИО1. доверенность от 11.01.2017, ФИО2, доверенность от 09.01.2017, ФИО3, доверенность от 09.01.2017, заинтересованных лиц – ФИО4. доверенность от 30.11.2016, ФИО5, доверенность от 30.11.2016, и в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных третьих лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
акционерного общества "Государственный научно-исследовательский институт "Кристалл" (ОГРН<***>, ИНН<***>), г.Дзержинск Нижегородской области, о признании незаконным представления прокурора Нижегородской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО6 от 11.07.2016 №5-2-2016 об устранении нарушений федерального законодательства,
при привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: АО «Прикампроект», ФАУ «Главгосэкспертиза России»,
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось АО «Государственный научно-исследовательский институт «Кристалл» (далее – заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным представления прокурора Нижегородской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (далее – административный орган, Прокуратура) ФИО6 от 11.07.2016 №5-2-2016 об устранении нарушений федерального законодательства.
Заявитель поддержал свои требования в полном объеме, позиция подробно изложена заявлении, дополнении к заявлению и возражениях на отзыв.
Прокуратура возражает против удовлетворения заявленных требований, позиция подробно изложена в отзывах и дополнениях.
По мнению административного органа возведенные Обществом здания (склады), в том числе, предназначенные для хранения взрывчатых материалов двойного назначения (военного и промышленного назначения). Следовательно, проектирование, строительство, эксплуатация объектов по производству и хранению взрывчатых веществ и изделий двойного назначения должны осуществляться с учетом Правил безопасности при взрывчатых работах, утвержденных Приказом Ростехнадзора №605.
От третьих лиц поступили письменные пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения прокуратуры Нижегородской области от 21.06.2016 №7-47-201дсп в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» спецпрокуратурой проведена проверка соблюдения в 2014-2016 годах головными исполнителями законодательства при реализации федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».
Одним из исполнителей федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» является Общество.
В ходе проверки было установлено, что при разработке проектной документации не были учтены требования п.495 «Правил безопасности при взрывных работах», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.12.2013 №605:
- для устройства выходов при полном обвалывании хранилища валы должны иметь разрыв, перед которым необходимо размещать защитный вал,
- длина защитного вала должна быть принята с таким расчетом, чтобы прямая линия, проведенная в плане от ближайшего угла здания через ближайшую точку гребня главного вала и продолженная дальше, проходила через гребень защитного вала.
По итогам проверки Прокуратурой было выдано представление от 11.07.2016 №5-2-2016 об устранении нарушений федерального законодательства, в соответствии с которым Обществу надлежит безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, уведомить Нижегородского прокурора о рассмотрении представления и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Не согласившись с вынесенным представлением Прокуратуры, общество обратилось с рассматриваемым требованием в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствие с п.2 ч.1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - «Закон о прокуратуре») Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 «Закона о прокуратуре» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 «Закона о прокуратуре» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно ч.3 названной статьи прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносит представление об устранении нарушений закона.
Судом установлено, что Общество с 2012 года по настоящее время реализует проект «Реконструкция и техническое перевооружение производственных и транспортно-складских объектов, обеспечивающих подготовку серийного производства продукта ТУ 84-08628424-742-2000 марки «М» и безопасное обращение высокоэнергетических материалов при изготовлении компонентов комплекса «ЗК-30»» (далее - Проект).
Проект реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». Предпроектные и проектные работы осуществлялись в течение 2008-2010 годов. Разработку проектной документации осуществляла специализированная проектная организация - ОАО «Прикампромпроект» (г. Ижевск), государственную экспертизу проектной документации на соответствие нормам и правилам безопасности осуществлял Казанский филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России». Положительное заключение государственной экспертизы по проекту выдано в 2011 году.
По Проекту строятся и реконструируются объекты, в том числе склады № 50 и № 80, в которых обращаются конечный продукт ТУ 84-08628424-742-2000 и сырьевой компонент для его производства - октоген ГОСТ РВ 1376-011-2008 (по проектной документации - октоген ОСТ В 84 1344-76, который с 2009 года начал производиться по государственному стандарту ГОСТ РВ 1376-011-2008. В АО «ГосНИИ «Кристалл» ГОСТ РВ 1376-011-2008 введен в действие взамен ОСТ В 84-1344-76 с 01.01.2010 распоряжением ФГУП «ГосНИИ «Кристалл» от 23.10.2009 № 76). Все перечисленные взрывчатые вещества (и конечный продукт и сырьевой компонент) являются взрывчатыми веществами военного назначения, относящимися к оборонной (военной) продукции.
Правовыми нормами, регулирующими Проект, являются в том числе «Правила устройства предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических составов, средств инициирования и изделий военной техники на их основе» и «Правила эксплуатации предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических составов, средств инициирования и изделий военной техники на их основе».
Указанные «Правила устройства предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических составов, средств инициирования и изделий военной техники на их основе» являются секретным документом, что подтверждается соответствующей справкой.
Полный перечень нормативно-правовых актов, которыми регулируется проект, содержится в документации по проекту.
В оспариваемом представлении прокурор ссылается на нарушение пункта 495 «Правил безопасности при взрывных работах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 16 ноября 2013 г. № 605 (далее - Правила № 605).
Между тем, п. 2 Правил № 605оговаривает сферу их действия, а именно «Настоящие Правила обязательны для выполнения организациями, осуществляющими деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения. Настоящие Правила устанавливают требования к изготовлению, хранению, транспортированию и применению взрывчатых материалов промышленного назначенияв случае, если иные требования не установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (TP ТС 028/2012)». Пункт 2 статьи 1 TP ТС 028/2012 определяет, что действие настоящего технического регламента не распространяется на взрывчатые вещества и изделия на их основе, относящиеся к оборонной продукции, и на пиротехнические изделия.
Однако, продукт ТУ 84-08628424-742-2000 марки «М», а также его составная часть продукт ОСТ В 84-1344-76 (с 2008 г. по н.в. октоген ГОСТ РВ 1376-011-2008) не являются продуктами промышленного назначения ввиду нижеследующего.
Общество является специализированной организацией - изготовителем взрывчатых материалов оборонной промышленности. Проект реализуется Обществом в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». Поскольку Общество является изготовителем взрывчатых материалов (военного назначения) оборонной промышленности, нормы о взрывчатых веществах промышленного назначения на Проект не распространяются.
Кроме того, сырьевой компонент октоген ГОСТ РВ 1376-011-2008 (до 2008 - октоген ОСТ В 84-1344-86), относится к взрывчатым веществам военного (оборонного) назначенияна основании следующего.
Стандарт на сырьевой компонент как государственный (ГОСТ РВ 1376-011-2008), так и отраслевой (ОСТ В 84-1344-86) является военным стандартом на оборонную продукцию, так как в обозначении этих стандартов присутствуют индексы «ГОСТ РВ», «ОСТ В». Согласно пункту 6.1 ГОСТ РВ 0001-001-2015 «Система стандартизации оборонной продукции. Основные Положения» к ДСОП (документам по стандартизации оборонной продукции) в соответствии с Положением относятся:
б) государственные военные стандарты (имеющие в своем обозначении
индекс «ГОСТ РВ»);
в) отраслевые военные стандарты (имеющие в своем обозначении
индекс «ОСТ В»).
Область распространения военных стандартов раскрыта в ГОСТ РВ 0001-006-2015 «Система стандартизации оборонной продукции. Термины и определения». В соответствии с пунктом 3.12 ГОСТ РВ 0001-006-2015 государственный военный стандарт — это стандарт, принятый или утвержденный Росстандартом, устанавливающий требования к военной продукции и (или) к процессам ее разработки, производства, строительства, монтажа, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения. Согласно пункту 3.13 ГОСТ РВ 0001-006-2015 отраслевой военный стандарт - это стандарт, принятый или утвержденный до 1 июля 2003 г. Федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий, устанавливающий требования к военной продукции и (или) к процессам ее разработки, производства, строительства, монтажа, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения.
В действующем в настоящее время государственном стандарте ГОСТ РВ 1376-011-2008, кроме индекса в обозначении, на титульном листе присутствует и полная запись - «Военный стандарт». Кроме того, стандарты ГОСТ РВ 1376-011-2008 и ОСТ В 84-1344-86, в отличие от общедоступных нормативных документов на взрывчатые вещества и материалы промышленного назначения, ограничены в доступе, так как содержат секретные сведения военного характера и имеют гриф «секретно».
Более того, октоген ГОСТ РВ 1376-011-2008 не может быть использован в России в качестве промышленного взрывчатого вещества, так как на него нет разрешения уполномоченного органа исполнительной власти на применение.
Уполномоченным органом исполнительной власти в области обращения взрывчатых материалов промышленного назначения является Ростехнадзор России (до 2004 года - Госгортехнадзор РФ). В его функции входит и выдача допуска взрывчатых веществ и материалов к применению в Российской Федерации. Фактически выдача допуска на применение означает, что взрывчатое вещество или материал становится взрывчатым веществом или материалом промышленного назначения.
Своим приказом от 15 сентября 2011 г. № 537 «Об утверждении Перечня взрывчатых материалов, оборудования и приборов взрывного дела, допущенных к применению в Российской Федерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор России) (далее - приказ № 537) определил перечень взрывчатых веществ и материалов промышленного назначения. В данном перечне октогена ГОСТ РВ 1376-011-2008 нет, в более ранних перечнях нет и октогена ОСТ В 84 1344-76.
Заинтересованное лицо в качестве доказательства, что октоген ГОСТ РВ 1376-011-2008 и октоген ОСТ В 84 1344-76 является промышленным взрывчатым веществом, ссылается на «Рекомендации по заполнению заявки потребности во взрывчатых материалах промышленного назначения», утвержденные Минпромторгом РФ, в которых есть упоминание октогена ГОСТ РВ 1376-011-2008 и ОСТ В 84 1344-76.
Как следует из пояснений сторон, упоминание октогена ОСТ В 84 1344-76 и октогена ГОСТ РВ 1376-011-2008 в соответствующие годы в рекомендациях, переиздаваемых Минпромторгом РФ регулярно, никаким образом не относит это взрывчатое вещество ни к промышленным взрывчатым веществам (в данных рекомендациях в разделе 1 «Промышленные взрывчатые вещества» данного вещества нет), ни к промышленным взрывчатым материалам (ВМ), оборудованию и приборам (в разделах со 2 по 7 данного вещества также нет). В рекомендациях это взрывчатое вещество находится под №80111 в разделе 8 «Сырье для производства ВМ».
То есть, фактически октоген, не занесенный Минпромторгом РФ в пункт с 1 по 7 рекомендаций, а также не включенный Ростехнадзором РФ в приказ № 537, остается взрывчатым веществом военного назначения, но при этом может быть применен в качестве сырья при изготовлении взрывчатых материалов промышленного назначения.
Учитывая изложенное утверждение прокурорао том, что октоген, используемый в качестве сырьевого компонента в производстве продукта ТУ 84-08628424-742-2000, является взрывчатым веществом или материалом промышленного назначения (или промышленным взрывчатым веществом или материалом) не имеет оснований. Поэтому любые правила (в том числе действующие в н.в. Правила № 605), область применения которых - проектирование, экспертиза строительство, производство и распространение промышленных взрывчатых веществ и материалов, на строящиеся в Обществе объекты с обращением в них взрывчатых веществ военного назначения, не распространяются.
До введения в действия Правил № 605 (9 декабря 2014 года) и в момент составления проектной документации,а также получения заключения на данную проектную документацию действовали Единые правила безопасности при взрывных работах, утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 января 2001 г. № 3 (далее - Единые правила) в пункте 1 определяют, что настоящие «Настоящие Единые правила безопасности при взрывных работах (далее - Правила) обязательны для выполнения организациями (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), осуществляющими деятельность, связанную с изготовлением (кроме специализированных организаций-изготовителей взрывчатых материалов оборонной промышленности), хранением, использованием и учетом взрывчатых материалов.
Кроме того, пункт 5 раздела I Единых правил определяет степень опасности при обращении с промышленными взрывчатыми материалами. Таким образом, можно сделать вывод, что Единые правила распространяют свое действие именно на промышленные взрывчатые материалы, а не военные. Также анализируя текст Единых правил, а именно пункт 1 раздела III, пункт 1 раздела IV, а главное раздел X (Требования по устройству и эксплуатации складов взрывчатых материалов) можно сделать вывод, что данные правила применимы к промышленным взрывчатым материалам, а именно к взрывчатым материалам, используемым в горном деле (слова: шахта, карьер, рудник, горная выработка).
В соответствии с ГОСТ 26184-84 «Вещества взрывчатые промышленные. Термины и определения», промышленное взрывчатое вещество - взрывчатое вещество, предназначенное для взрывных работ в народном хозяйстве. Необходимые требования к взрывчатым веществам и изделиям на их основе, а также к связанным с ними процессами изготовления, применения, хранения, перевозки (транспортирования) определены техническим регламентом таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (TP ТС 028/2012).
Взрывчатые вещества и изделия на их основе выпускаются в обращение при условии, что они прошли необходимые процедуры подтверждения соответствия настоящему техническому регламенту и иным техническим регламентам Таможенного союза, которые на них распространяются.
Взрывчатые вещества и изделия на их основе могут изготавливаться при наличии Разрешения на постоянное применение, выданного одним из уполномоченных органов в области промышленной безопасности государства - члена Таможенного союза (п. 3.1 ТРТС 028/2012). Уполномоченным органом в Российской Федерации является Ростехнадзор.
Аналогичные требования содержатся и в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности - п. 5 Правил № 605 определяет, что взрывчатые материалы, применяемые при взрывных работах, должны иметь разрешение на применение, выданное федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Порядок выдачи разрешения определен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на постоянное применение взрывчатых веществ и изделий на их основе (утвержден приказом Ростехнадзора от 04 августа 2014 года №345).
Данные сведения подтверждаются поступившим письмом Ростехнадзора (исх. № ДС-1899/17 от 10.03.2017) в ответ на запрос Общества (исх. № 021-1163 от 7.03.2017).
Пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401) (далее - Положение о Ростехнадзоре) установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения,а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
В соответствии с п. 5.3.3.8 Положения о Ростехнадзоре в полномочия Ростехнадзора входит выдача разрешений на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.
Порядок выдачи разрешений определен Положением о порядке выдачи разрешений на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и проведение взрывных работ (утв. Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 28 апреля 2003 г. № 28) (далее - Положение о порядке выдачи разрешений).
Согласно п. 22 указанного Положения решениеоб оформлении разрешения на применение взрывчатых материалов принимается Госгортехнадзором Россиис учетом соответствия представленной документации установленным требованиям.
В целях обеспечения эффективной государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был разработан и утвержден Перечень взрывчатых материалов, оборудования и приборов взрывного дела, допущенных к применению в Российской Федерации(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 сентября 2011 г. № 537), в котором сырьевой компонент «октоген ГОСТ РВ 1376-011-2008 (или октоген ОСТ В 84-1344-86)» отсутствует. Таким образом, октоген ГОСТ РВ 1376-011-2008 (ОСТ В 84-1344-86), не имеющий допуска к применению, в соответствии с ГОСТ 26184-84 и регламентом таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» «взрывчатым веществом промышленного назначения» не является.
При проектировании и в ходе экспертизы правила ПБ 03-517-02 «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также и другие нормативные документы гражданского назначения учитывались, но не целиком, а только в части их распространении на отдельные объекты проекта. По реализуемому проекту строятся не только производственные и складские объекты, в которых оборачиваются взрывчатые вещества военного назначения, но и объекты инфраструктуры (наружная теплотрасса, эстакада для технологических трубопроводов и др.) необходимых производству, где взрывчатых веществ нет и на которые распространяются как правила ПБ 03-517-02, так и другие правила безопасности. Прокуратура, выстраивая логическую связь между правилами ПБ 03-517-02, обязательными для всех предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и Едиными правилами, обязательными для организаций в которых оборачиваются взрывчатые вещества промышленного назначения, использует пункт 5.2 ПБ 03-517-02, который имеет ссылку на Единые правила.В то же время в том же пункте имеется существенное ограничение, которое прокуратура игнорирует - требования пункта 5.2 распространяются на взрывчатые вещества, допущенные к применению Госгортехнадзором.
Доводы представителя прокуратуры о том, что включение наименование «октоген» в Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661) (далее - Указ Президента № 1661) и Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль (утв. Указом Президента РФ от 14 января 2003 г. № 36) (далее - Указ Президента № 36) является доказательством того, что октоген является взрывчатым материалом двойного назначения (военным и промышленным) является безосновательным ввиду следующего.
Указы Президента № 1661 и 36разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее - ФЗ № 123-ФЗ) и регулируют правоотношения сторон, связанные с внешнеэкономической деятельностьюв отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных ФЗ № 123-ФЗ (абз. 2 ст. 2 ФЗ № 123-ФЗ).
В данных списках октоген присутствует не как конкретный продукт с обозначением конкретного ГОСТа, ОСТа или ТУ, а как мощное взрывчатое вещество или смесь, содержащая более 2% октогена (см. Указ Президента № 36, поз. 6.3.1) или вещество и его производные (см. Указ Президента № 1661, поз. 13).
Основное назначение этих списков - не расширение области применения материалов, товаров и технологий военного назначения, а ограничение или исключение возможности экспорта материалов, товаров и технологий, которые могут быть использованы в других странах при создании вооружений или военной техники. В данных списках приведены не только мощные взрывчатые вещества, выпускаемые в Российской Федерации, но и высокоэффективные взрывчатые вещества, которые в Российской Федерации не производятся и даже в военных целях не используются из-за сложности технологии и высокой цены.
Данные указы не могут быть применены к спорным отношениям сторон в рамках настоящего дела.
Таким образом, Прокуратура не доказала, что октоген является взрывчатым материалом двойного назначения (военным и промышленным), из представленных материалов этого так же не следует.
На основании вышеизложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статьям 1 и 52 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации.
Нижегородская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах является структурным подразделением Прокуратуры Нижегородской области, которая входит в систему прокуратуры Российской Федерации.
Нижегородская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах не имеет статуса юридического лица (статья 11 Закона о прокуратуре).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 15 Постановления Пленума от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", если по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления прокурора принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Положениями статей 165 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные акты по искам к Российской Федерации, в том числе о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, исполняет Министерство финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, расходы, понесенные Обществом по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей, подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации, поскольку прокурор действует от имени Российской Федерации и финансовое обеспечение деятельности органов прокуратуры является расходным обязательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
требования, заявленные акционерным обществом "Государственный научно-исследовательский институт "Кристалл" (ОГРН<***>, ИНН<***>), г.Дзержинск Нижегородской области, удовлетворить.
Признать недействительным представление прокурора Нижегородской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО6 от 11.07.2016 №5-2-2016 об устранении нарушений федерального законодательства.
Взыскать с прокуратуры Нижегородской области в пользу акционерного общества "Государственный научно-исследовательский институт "Кристалл" (ОГРН<***>, ИНН<***>), г.Дзержинск Нижегородской области, 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Судья А.В.Леонов