ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-2705/2022 от 11.10.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-2705/2022

г. Нижний Новгород                                                                     20 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2022  года

Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Трошиной Наталии Владимировны (шифр офиса 47-56), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогожиной Н.Е., рассмотрев в судебном заседании дело

по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, г.Нижний Новгород (ИНН <***>, ОГРН  <***>),

к ответчику Муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство города» г. Семенов Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о взыскании ущерба,

при участии:

истца: не явился, извещен;

ответчика: ФИО1- представитель по доверенности.

установил: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, г.Нижний Новгород, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство города», г.Семенов Нижегородской области, о взыскании 11752200руб.00коп. материального ущерба.

В судебном заседании 25.08.2022 был заслушан эксперт ООО НПО "Эксперт Союз" ФИО2, предупрежденный об уголовной ответственности за дачу ложных пояснений.

Истец в судебное заседание не явился, представил пояснения по доводам эксперта.

В порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии истца по доказательствам, представленным в материалы дела.

Ответчик представил возражения на пояснения по доводам эксперта.

Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ответчика, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 26.04.2021 № 0549 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Межрегиональное управление)  в период с 12.05.2021 по 08.06.2021 проведена выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды Муниципальным бюджетным учреждением «Благоустройство города» (МБУ «Благоустройство города»).

Специалистами испытательной лаборатории по Нижегородской области лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 19.05.2021 произведен отбор проб почвы. Аттестат аккредитации лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» № POCCRU.0001.515408 выдан Федеральной службой по аккредитации 11.03.2016, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 23.09.2014.

Отбор проб произведен в санитарно-защитной зоне с северной (площадь согласно треку координат и План-схеме от 19.05.2021 №б/н - 9978 кв.м.) и восточной (площадь согласно треку координат и План-схеме от 19.05.2021 №б/н -9609 кв.м.) сторон полигона с двух глубин (0-5см, 5-20см) для определения влияния полигона твердых бытовых отходов на земельный участок.

По результатам количественного химического анализа почвы (протоколы КХА от 25.06.2020 №№ 516, 517, 518, 519, 520, 521) выявлены показатели загрязняющих веществ, содержание которых в почве превышают фоновые.

Химический анализ объединенной пробы почвы по всей площади загрязнения показал превышение содержания загрязняющих веществ по сравнению с фоновыми концентрациями (среднее значение) по содержанию нефтепродуктов в 1,3 раза, хрома в 1,05 раза, ртути в 1,1 раза.

По результатам анализов проб почвы  установлено, что вследствие непринятия всех зависящих мер от МБУ «Благоустройство города» при осуществлении хозяйственной деятельности, допущены нарушения требований природоохранного законодательства.

За нарушение природоохранного законодательства МБУ «Благоустройство города» привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление №06­343/2021 от 22.06.2021) и назначен штраф в размере 40000 руб.00коп.

Межрегиональным управлением произведен расчет размера вреда в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 №238 (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010  №18364), размер вреда составил
11 752 200 руб. 00 коп.

В адрес МБУ «Благоустройство города» 09.12.2021 за исх. №01-15/13294 было направлено претензионное письмо.

Претензия истца оставлена обществом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями в защиту публичных интересов, прав других лиц (неопределенного круга лиц).

Статьей 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, входят полномочия на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании статьи 76 указанного закона споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №400). Пунктом 4 указанного Положения установлено, что Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 №507 утверждено Положение о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Межрегиональное управление), которое осуществляет функции Федеральной службы на территории Нижегородской области.

Пунктом 4.63 Положения определено, что для осуществления своих полномочий, Межрегиональное управление имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Основанием для подачи искового заявления послужили результаты по итогам проведения плановой выездной проверки Межрегиональным управлением соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды МБУ «Благоустройство города».

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании пункта 3 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнения, истощения, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу пункта 1статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Пунктом 2 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Согласно пункту 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (пункт 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что суды для определения размера возмещения вреда применяют утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 г. №1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

Из подпункта «г» пункта 5 названного Положения следует, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. При этом данные полномочия осуществляются в отношении земель всех категорий, в том числе на землях лесного фонда, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О проведении рекультивации и консервации земель» от 10.07.2018 г. №800:

«рекультивация земель» - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

«проект рекультивации земель» - документ, на основании которого проводится рекультивация земель;

«нарушенные земли» - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность или бездействие которых привела к деградации земель, в том числе находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли, в том числе, которые подверглись загрязнению химическими веществами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Истец просит обязать ответчика:

 устранить вред на территории полигона ТБО (объект 22-0152-002286-П), расположенного в Нижегородской обл., Семеновском р-не, от населенного пункта - д. Медведево 4000м на юг, а именно

- в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оформить проект рекультивации нарушенного земельного участка земель сельскохозяйственного назначения и согласовать его с Управлением;

-обязать в течении двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по рекультивации нарушенного земельного участка земель сельскохозяйственного назначения согласно проекту рекультивации;

возместить вред, причиненный земельному участку в размере 11 752 200 рублей в бюджет города по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, а именно в бюджет Семеновского муниципального округа Нижегородской области.

По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение вреда необходимо доказать наличие одновременно нескольких условий: факт причинения вреда и его размер, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, его вину, причинно-следственную связь между противоправными деянием и возникшим ущербом.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона, участвующая в деле, должна доказать те обстоятельства, на  которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В качестве доказательств опровергающих позицию истца ответчиком представлено заключение специалиста №52.10.001-22 от 24.05.2022, выполненное ООО НПО "Эксперт Союз" ФИО2

Эксперт в заключении специалиста №52.10.001-22 от 24.05.2022 и в пояснениях данных в судебном заседании указывает следующее.

 В ходе проведения плановой выездной проверки МБУ «Благоустройство города» в период с 12.05.2021 по 08.06.2021 Испытательной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по Нижегородской области» произведен отбор проб почв в санитарно-защитной зоне полигона ТБО, расположенного по адресу: Нижегородская область, Семеновский район, 4000 м на юг от населенного пункта Медведево. Специалистами лаборатории отобраны пробы с трех площадок: фоновой - в 100 м от полигона с северной стороны; с северной стороны полигона, с восточной стороны полигона. С каждой площадки отобрано две пробы - из слоев 0-5 и 5-20 см. Сведения о почвенном покрове, описание почвенного профиля с указанием мощности почвенных горизонтов, информация об определении площади исследуемых участков, фотоматериалы в представленных материалах выездной проверки отсутствуют.

Испытательной лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по Нижегородской области» в отобранных пробах почв проведен химический анализ на содержание в пробах нефтепродуктов, валового содержания меди, кадмия, свинца, цинка, никеля, хрома, ртути. Показатели обменной кислотности и гранулометрического состава с целью определения нормативных значений металлов в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в материалах исследования отсутствуют.

На основании материалов обследования был произведен расчет вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды в результате влияния полигона ТБО МБУ «Благоустройство города» на почву. В соответствии с расчетом, в рамках полевого обследования обнаружено загрязнение почв санитарно-защитной зоны полигона по сравнению с фоновыми концентрациям: нефтепродуктами - в 1,3 раза, цинком - в 1,3 раза, хромом - в 1,05 раза, ртутью - в 1,1 раза.

При расчете ущербы было принято, что площадь загрязнения составила 19587 м2, общая сумма ущерба составила 11 752 200 руб. 00коп.

Как указано в акте №237 отбора проб почвы Испытательной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по Нижегородской области» от 19.05.2021, отбор проводился с учетом требований ГОСТ 17.4.4.02-2017. «Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа».

В данном нормативном документе указано, что точечные пробы отбирают на пробной площадке из одного или нескольких слоев, или горизонтов, методом конверта, по диагонали или любым другим способом с таким расчетом, чтобы каждая проба представляла собой часть почвы, типичной для генетических горизонтовили слоев данного типа почвы.

Согласно пункту 5.3 стандарта для контроля загрязнения поверхностно распределяющимися веществами - нефть, нефтепродукты, тяжелые металлы и др. - точечные пробы отбирают послойно с глубины 0 - 5 и 5 - 20 сммассой не более 200 г каждая.

При реализация данного требования необходимо принимать во внимание требования пункта 5.1 ГОСТ 17.4.4.02-2017, по которому почва должна представлять часть почвы, типичную для исследуемого горизонта,а не смесь отличающихся друг от друга горизонтов по ряду показателей - уровню кислотности, содержанию органического вещества и, следовательно, по способности поглощать и накапливать вредные химические соединения и элементы.

В соответствии с представленными для исследования материалами, специалистами Испытательной лаборатории «ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО»:

не проводилась закладка и описание почвенного разреза с целью идентификации почвенной разности и определения мощности генетических гори­зонтов исследуемой почвы;

не установлено, являются ли отобранные пробы типичными для конкретного горизонта;

не исключена возможность смешивания почв из двух и более горизонтов с различными химическими свойствами при отборе пробы;

в акте отбора проб указана площадь площадки, не соответствующая установленной в ГОСТ 17.4.4.02-2017 - 100 м2. При этом, в соответствии с Актом отбора проб, площадка с северной стороны полигона имеет размеры не 10x10 м, как указано в нормативном документе, а 500х20 м, площадка с восточной стороны полигона имеет площадь 280х20 м.

В представленной документации отсутствует информация о замерах площади загрязненного участка, не указаны сертифицированные и поверенные средства измерения, имеющиеся в распоряжении инспекции, с помощью которых устанавливались координаты площадок отбора проб.

Таким образом, на основании выявленных нарушениях процедуры и методики отбора проб почв может быть сделан вывод о невозможности их использования для установления факта загрязнения территории санитарно-защитной зоны полигона ТБО МБУ «Благоустройство города».

Учитывая, что в документации, разработанной на основании результатов выездной проверки, не указаны средства измерения, использованные при определении координат загрязненных площадок, а также отсутствует информация об исследовании, проводившемся с целью определения площади загрязненного участка, значение площади, использованное для расчета ущерба, является недостоверным.

ФИО2 в экспертизе приходит к выводу, что расчет вреда окружающей среде выполненный на основании данных отбора проб почвы лабораторией «ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», не соответствует требованиям,предъявляемым к заключению эксперта в части обоснованности, достоверности и полноты выводов в связи со следующими фактами:

в документации, разработанной на основании результатов выездной проверки, не указаны средства измерения, использованные при определении координат загрязненных площадок, а также отсутствует информация об исследовании, проводившемся с целью определения площади загрязненного участка; значение площади, использованное для расчета ущерба, является недостоверным;

специалистами инспекции неверно произведен расчет концентрации вредных веществ в слое 0-20 см;

протокол результатов анализа почвы №516-Поч и 517-Поч от 06.06.2021 составлен с нарушением пункта 5.17 ГОСТ Р 58973-2020 "Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний". То есть, результат анализа, представленный в протоколе, не содержит конкретного значения для интерпретации результатов измерений и не может использоваться для оценки экологического состояния почвенного покрова исследуемого земельного участка и расчета ущерба от загрязнения;

неверно произведен расчет степени загрязнения - вместо нормативного значения содержания цинка и ртути в почве контрольного участка использовано фоновое содержание элементов, что противоречит пункту 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды №238 от 08.07.2010;

факт загрязнения почвы контрольного участка цинком, ртутью, нефтепродуктами, хромом не установлен.

Истец в пояснениях по доводам эксперта настаивал на том, что отбор проб почвы проводился с соблюдением требований ГОСТ 17.4.3.01-2017 «Охрана природы (ССОП). Почвы. Общие требования к отбору проб».

Выбор пробных площадок произведен вдоль границ полигона для наиболее объективной оценки влияния источника загрязнения и с учетом возможного направления распространения загрязняющих веществ. Отбор проводился из слоя почвы 0-5 см и слоя 5-20 см, что соответствует требованиям ГОСТ 17.4.3.01-2017.

В соответствии с Инструкцией для отбора проб для контроля загрязнения поверхностно распределяющимися веществами - нефть, нефтепродукты, тяжелые металлы и др. - точечные пробы отбирают послойно с глубины 0-5 и 5-20 см, что соответствует требованиями ГОСТ 17.4.4.02-2017 «Охрана природы (ССОП). Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа».

ГОСТ 17.4.3.01-2017 не содержит требования о внесении в протокол сведений о почвенном покрове, описания почвенного профиля с указанием мощности почвенных горизонтов, информации об определении площади исследуемых участков.

Для определения наличия загрязнения почвы проведено сравнение концентрации загрязняющих веществ в исследуемых пробах и фоновой пробе. В соответствии с пунктом 6.2 ГОСТ 17.4.3.01-2017 «Охрана природы (ССОП). Почвы. Общие требования к отбору проб» при необходимости получения сравнительных результатов пробы незагрязненных и загрязненных почв отбирают в идентичных естественных условиях. Выбор фоновой площадки производился на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, что также соответствует требованиям п. 6 «Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238.

С каждой пробной площадки и с фоновой площадки отобрано по одной объединенной пробе, состоящей из 5 точечных проб, что соответствует требованиям нормативных документов.

Размер пробной площадки 10х10 не установлена ГОСТ 17.4.3.01-2017 и ГОСТ 17.4.4.02-2017. Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 17.4.4.02-2017 для контроля загрязнения почв сельскохозяйственных угодий в зависимости от характера источника загрязнения, возделываемой культуры и рельефа местности на каждые 0,5-20,0 га территории закладывают не менее одной пробной площадки размером не менее 10x10 м. Размер пробных площадок соответствует требованиям п. 5.1 ГОСТ 17.4.3.01-2017.

Полигон МБУ «Благоустройство города» расположен по адресу: Нижегородская область, г. Семенов, от населенного пункта д. Медведево 4000 м на юг, на земельном участке с кадастровым номером 52:12:1500263:529. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование: для размещения полигона твердых бытовых отходов. Действие СанПиН 1.2.3685-21 не распространяется на данный земельный участок.

Испытательная лаборатория по Нижегородской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» является аккредитованной лабораторией, номер записи в реестре аккредитованных лиц № РОСС RU.0001.515408. Все работы выполнены в рамках действующей области аккредитации.

Позиция истца судом рассмотрена и отклонена в связи со следующим.

В соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства порядок отбора проб почвы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.01-2017«Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб», методика отбора проб почвы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.4.02-2017«Межгосударственный стандарт. Охрана природы Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминологического анализа». Указанные нормативно правовые акты не противоречат друг другу и взаимосвязаны.

ГОСТ 17.4.3.01-2017 - Определяет единые требования к отбору проб, связанных с загрязнением земель, должны представлять собой последовательные этапы, включающие определение пробных площадок и границ загрязнения, неоднородность (изменчивость) почвы, порядок отбора проб почвы, размер пробной площадки, рассмотрения количества, глубины и вида проб, обращение с пробами, упаковку, транспортирование и хранение проб, а также требования к анализу проб.

В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 17.4.3.01 -2017 при общем загрязнении почв пробные площадки намечают по координатной сетке, указывая их номера и координаты.На плане-схеме №б/н от 19.05.2021, в акте №237 отбора проб почвы от 19.05.2021; в протоколах №516-Поч, №517-Поч, №518-Поч, №519-Поч, №520-Поч, №521-Поч составленные от 03.06.2021 - номера и координаты пробных площадок отсутствуют.

Предполагаемые места отбора проб почвы на фоновой площадке отмечены Т1 - Т5, в протоколах №516-Поч, №№517-Поч указаны координаты места отбора: 56.4235 с.ш. 44.2750 в.д. Предполагаемые места отбора проб почвы в восточной части полигона ТБО отмечены Т6 - Т10, в протоколах №520-Поч, №№521-Поч указаны координаты места отбора: 56.706341, 44.461736. Предполагаемые места отбора проб почвы в северной части полигона ТБО отмечены Т11 - Т15, в протоколах №518-Поч, №№519-Поч указаны координаты места отбора: 56.710106, 44.462756. По одной координате не представляется возможным определить размеры пробной площадки, а соответственно площадь загрязненного участка.

В соответствии с пунктом 6.1. ГОСТ 17.4.3.01-2017 отбор проб почвы проводят на пробных площадках, закладываемых таким образом, чтобы исключить искажение результатов анализов под влиянием окружающей среды.

Согласно пункту 5.1 ГОСТ 17.4.3.01-2017 при определении содержания в почве химических веществ отбирают не менее одной объединенной пробы.

При определении содержания в отобранных пробах почвы химических веществ соблюдают требования ГОСТ 17.4.4.02-2017«Межгосударственный стандарт Охрана природы Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминологического анализа».

ГОСТ 17.4.4.02-2017 устанавливает методы отбора и подготовки проб почвы естественного и нарушенного сложения для химического, бактериологического и гельминтологического анализа. Настоящий стандарт предназначен для контроля общего и локального загрязнения почв в районах воздействия промышленных, сельскохозяйственных, хозяйственно-бытовых и транспортных источников загрязнения, при оценке качественного состояния почв, а также при контроле состояния плодородного слоя, предназначенного для землевания малопродуктивных угодий и при осуществлении государственного экологического надзора

В соответствии с пунктом 4.3.1. ГОСТ 17.4.4.02-2017 для контроля загрязнения почв пробная площадка имеет размеры не менее 10x10 метров.

На основании пункта 5.1. ГОСТ 17.4.4.02-2017 точечные пробы отбирают на пробной площадке из одного или нескольких слоев, или горизонтов методом конверта, по диагонали либо любым другим способом с таким расчетом, чтобы каждая проба представляла собой часть почвы, типичной для генетических горизонтов или слоев данного типа почвы. Количество точечных проб должно соответствовать ГОСТ 17.4.3.01-2017.

Согласно пункту 5.3. ГОСТ 17.4.4.02-2017 для химического анализа объединенную пробу составляют не менее чем из пяти точечных проб, взятых с одной пробной площадки. Для контроля загрязнения поверхностно распределяющимися веществами - нефть, нефтепродукты, тяжелые металлы и др. - точечные пробы отбирают послойно с глубины 0 -5 и 5 - 20 см массой не более 200 г каждая. Отбор проб почвы ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» осуществлялся с учетом требований пунктом 5.3 ГОСТ 17.4.4.02-2017, что подтверждает неразделимость порядка отбора проб почвы с методикой отбора проб почвы.

В соответствии с пунктом 244 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 524 "Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением" для отбора объединенной пробы почвы на выбранной площадке отбирается не менее 5 единичных проб почвы массой не менее 0,5 кг методом "конверта" (по углам площадки и в центре).

Точки должны быть расположены так, чтобы мысленно соединенные прямыми линиями, давали рисунок запечатанного конверта.

На плане-схеме №б/н от 19.05.2021 рисунок запечатанного конверта не прослеживается: ни на фоновой площадке, ни на пробной площадке с восточной стороны полигона ТБО, ни на пробной площадке с северной стороны полигона ТБО.

В силу требований части 1 статьи 64 и статей 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов документы, суд приходит к выводу, что отбор проб почвы осуществлялся не в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.01-2017 «Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб», ГОСТ 17.4.4.02-2017 «Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминологического анализа», а протоколы №516-Поч, №517-Поч, №518-Поч, №519-Поч, №520-Поч, №521-Поч от 03.06.2021 составлены с нарушением.

Кроме того, истец не доказал каким образом определены точные границы площади загрязненного участка, в связи с чем невозможно применить Методику от 08.07.2010 №238, так как основным показателем при исчислении в стоимостной форме размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, является S - площадь загрязненного участка в кв.м.

При таких обстоятельствах, в связи с тем, что истец не сумел определить площадь загрязненного участка, нет четких границ, отбор проб проведен с нарушением действующих нормативных актов, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по государственной пошлине согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца, поскольку истец в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, государственная пошлина не подлежит взысканию.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и будет направлен лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 180, 181, 182, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, г.Нижний Новгород  (ИНН 5260107770, ОГРН  1025203013516), отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                         Н.В.Трошина