ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-27255/07 от 24.01.2008 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-27255/2007

23 -710

г. Нижний Новгород                                                                                24 января 2008 года

Арбитражный суд Нижегородской области

в составе судьи  Беляковой Валентины Федоровны,

при  ведении протокола судебного заседания Беляковой В.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску по иску жилищно-строительного кооператива № 169 г.Н.Новгород к  Министерству финансов Российской Федерации г.Москва и Управлению федерального казначейства по Нижегородской области г. Н.Новгород

третьи лица: Министерство финансов Нижегородской области г.Н.Новгород, Территориальный орган  департамента социальной защиты населения, труда и занятости  Нижегородской области (Управление социальной защиты населения Автозаводского района г.Н.Новгорода) г.Н.Новгород

 о взыскании 38655 рублей 04 копеек

при участии в судебном заседании представителей:

от истца -  Мазина Н.В. – председатель, Терехина Л.П. – по дов. от 23.01.2008

от Минфина РФ – Обидина Е.Г. – по дов. от 10.01.2008

 от УФК по Нижегородской области - Обидина Е.Г. – по дов. .№3 от 16.01.2008

от третьих лиц: от Министерства финансов Нижегородской области -  не явились

от Территориального органа департамента социальной защиты населения, труда и занятости  Нижегородской области - Несен А.В.- по доверенности № 405-10/57 от 14.01.2008

ÓÑÒÀÍÎÂÈË:

      Жилищно-строительный кооператив №169 обратился в Арбитражный суд Нижегородской области к Министерству финансов Российской Федерации о  взыскании убытков в сумме 38655 рублей 04 копеек, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ  от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Îïðåäåëåíèåì Àðáèòðàæíîãî ñóäà Íèæåãîðîäñêîé îáëàñòè îò 24.12.2007 ê ó÷àñòèþ â äåëå â êà÷åñòâå  âòîðîãî îòâåò÷èêà ïðèâëå÷åíî Óïðàâëåíèå ôåäåðàëüíîãî êàçíà÷åéñòâà ïî Íèæåãîðîäñêîé îáëàñòè.

 îáîñíîâàíèå èñêà èñòåö óêàçàë, ÷òî ÆÑÊ ¹169 â 2004 ãîäó  ïðåäîñòàâëÿëî ëüãîòû èíâàëèäàì â ñîîòâåòñòâèè ñ  Ôåäåðàëüíûì çàêîíîì  îò 24.11.1995 ¹ 181-ÔÇ «Î ñîöèàëüíîé çàùèòå èíâàëèäîâ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» (äàëåå – ÔÇ «Î ñîöèàëüíîé çàùèòå èíâàëèäîâ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè»)   ïî îïëàòå æèëèùíî - êîììóíàëüíûõ óñëóã.

Поскольку  указанные расходы истцу возмещены частично, ЖСК №169 (далее – ЖСК) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме                           38655 рублей 04 копеек.

    Министерство финансов Российской Федерации исковые требования считает необоснованными исходя из следующего.

Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность государства за незаконные действия его органов. Вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступает соответствующий финансовый орган.

Таким образом, для возмещения вреда в соответствии со статьями 1069-1071 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо наличие как общих оснований возмещения вреда, таких как: а) наступление вреда; б) действие либо бездействие, приведшее к наступлению вреда; в) причинная связь между двумя первыми элементами; г) вина причинителя вреда;  так и  наличие специальных оснований: а) вред причинен в процессе осуществления властных полномочий; б) противоправность поведения причинителя вреда, незаконность его действий (бездействия).

Все перечисленные условия в совокупности должны быть в наличии на момент рассмотрения искового заявления по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов. Отсутствие хотя бы одного из них ведет к невозможности удовлетворения требования о возмещении вреда, которые заявляет истец.

Кроме того, истец не представил счета-фактуры за октябрь, ноябрь, декабрь 2004, свидетельствующие о наличии задолженности в сумме 38655 рублей 04 копеек.

Управление федерального казначейства по Нижегородской области заявил о том, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

Министерство финансов Нижегородской области полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов Российской Федерации.

Статьями 15.3, 15.6 Закона РФ  №4218-1 от 24.12.1992г. (в редакции закона от 06.05.2003г. №52-ФЗ) «Об основах федеральной жилищной политики»  и пунктом 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 14.07.2001г. №536 определено финансирование этих расходов путем предоставления  Министерством финансов Российской Федерации субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования (срок действия данного постановления продлен на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004г. №80).

На субъекты Российской Федерации возложена обязанность обеспечивать целевое использование субсидий и субвенций (пункт 2 Постановления №536).

Источником финансирования рассматриваемых расходов является федеральный бюджет.

Íà ðåàëèçàöèþ  ÔÇ «Î ñîöèàëüíîé çàùèòå èíâàëèäîâ  â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» çà ñ÷åò ñðåäñòâ ôåäåðàëüíîãî Ôîíäà êîìïåíñàöèé Íèæåãîðîäñêîé îáëàñòè áûëî âûäåëåíî â 2004 ãîäó – 460883000 ðóáëåé.

Ïðåäóñìîòðåííûå äëÿ Íèæåãîðîäñêîé îáëàñòè â ÔÇ «Î Ôåäåðàëüíîì áþäæåòå» íà 2004 ãîä äåíåæíûå ñðåäñòâà áûëè ïîëó÷åíû è ïåðå÷èñëåíû â ïîëíîì îáúåìå ïîëó÷àòåëÿì áþäæåòíûõ ñðåäñòâ.

Òåððèòîðèàëüíûé îðãàí äåïàðòàìåíòà ñîöèàëüíîé çàùèòû íàñåëåíèÿ, òðóäà è çàíÿòîñòè (Óïðàâëåíèå ñîöèàëüíîé çàùèòû íàñåëåíèÿ Àâòîçàâîäñêîãî ðàéîíà ã.Í.Íîâãîðîäà) ñîîáùèë î òîì, ÷òî ëèìèòû áþäæåòíûõ îáÿçàòåëüñòâ ïî ÔÇ «Î ñîöèàëüíîé çàùèòå èíâàëèäîâ  â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» óñòàíîâëåíû ðàñïîðÿäèòåëåì áþäæåòíûõ ñðåäñòâ  - äåïàðòàìåíòîì ïî òðóäó è ñîöèàëüíîé çàùèòå íàñåëåíèÿ àäìèíèñòðàöèè ãîðîäà Í.Íîâãîðîäà. Äëÿ âñåõ îðãàíèçàöèé Àâòîçàâîäñêîãî ðàéîíà, îêàçûâàþùèõ æèëèùíî-êîììóíàëüíûå óñëóãè íàñåëåíèþ, òàêèå ëèìèòû íà 2004 ãîä ñîñòàâèëè 37037000 ðóáëåé. Ôèíàíñèðîâàíèå äîãîâîðîâ, çàêëþ÷åííûõ óïðàâëåíèåì ïî òðóäó è ñîöèàëüíîé çàùèòû íàñåëåíèÿ àäìèíèñòðàöèè Àâòîçàâîäñêîãî ðàéîíà ã. Í.Íîâãîðîäà ïðîèñõîäèëî â ïðåäåëàõ ëèìèòîâ áþäæåòíûõ îáÿçàòåëüñòâ íà 2004 ãîä, óñòàíîâëåííûõ àäìèíèñòðàöèåé ãîðîäà Í.Íîâãîðîäà.

Ñóììà ïðîèçâåäåííîé è ïîëó÷åííîé èñòöîì îïëàòû â ïðåäåëàõ ëèìèòîâ áþäæåòíûõ îáÿçàòåëüñòâ ïî ÔÇ «Î ñîöèàëüíîé çàùèòå èíâàëèäîâ  â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» çà 2004 ãîä ñîñòàâèëà 105260 ðóáëåé 52 êîïåéêè.

  Òåððèòîðèàëüíûé îðãàí äåïàðòàìåíòà ñîöèàëüíîé çàùèòû íàñåëåíèÿ, òðóäà è çàíÿòîñòè (Óïðàâëåíèå ñîöèàëüíîé çàùèòû íàñåëåíèÿ Àâòîçàâîäñêîãî ðàéîíà ã.Í.Íîâãîðîäà) â ïðåäåëàõ âûäåëåííûõ ëèìèòîâ ïîëíîñòüþ âûïîëíèëî ñâîè îáÿçàòåëüñòâà.

Заслушав доводы лиц участвующих в деле, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.

Ìåæäó óïðàâëåíèåì ñîöèàëüíîé çàùèòû íàñåëåíèÿ àäìèíèñòðàöèè Àâòîçàâîäñêîãî ðàéîíà  è  èñòöîì áûëè çàêëþ÷åíû äîãîâîð ¹12 îò 06.03.2003, äîïîëíèòåëüíîå ñîãëàøåíèå ¹27 îò 09.02.2004 è äîãîâîð  ¹ ¹39 îò 26.04.2004ã. î ïðåäîñòàâëåíèè ëüãîò  îòäåëüíûì êàòåãîðèÿì ãðàæäàí çà ÆÊÓ â ñîîòâåòñòâèè ñ ÔÇ «Î ñîöèàëüíîé çàùèòå èíâàëèäîâ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè», ïî óñëîâèÿì êîòîðîãî  ïðåäïðèÿòèå îáåñïå÷èâàåò ïðåäîñòàâëåíèå ëüãîò îòäåëüíûì êàòåãîðèÿì ãðàæäàíàì  ïî îïëàòå òåõíè÷åñêîãî îáñëóæèâàíèÿ æèëüÿ è êîììóíàëüíûõ óñëóã, à óïðàâëåíèå ïåðå÷èñëÿåò äåíåæíûå ñðåäñòâà íà ñ÷åò èñòöà íà îñíîâàíèè ïðåäñòàâëåííûõ ðååñòðîâ è â ïðåäåëàõ ëèìèòîâ ðàñõîäîâàíèÿ áþäæåòíûõ ñðåäñòâ, óòâåðæäåííûõ óïðàâëåíèþ íà  2003-2004 ãîäû (ïóíêò 2.1 äîãîâîðà).

Согласно актов сверок, подписанных истцом и управлением социальной защиты населения администрации Автозаводского района  и  счетов-фактур, представленных в материалы дела,  во исполнение ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истцом в 2004 году были предоставлены льготы по оплате технического обслуживания жилья и коммунальных услуг  инвалидам на сумму 143915 рублей                 56 копеек (л.д.16-38, 63-65).

Расходы истца за 2004 год, связанные с предоставлением  вышеуказанных льгот, были возмещены истцу управлением социальной защиты населения администрации Автозаводского района  в сумме 105260 рублей 52 копейки (л.д.40-47).

Из материалов дела следует, что убытки, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ   «О социальной защите инвалидов в РФ», за октябрь-декабрь 2004 год составляют  38655 рублей 04 копеек.

В соответствии со статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В соответствии со статьями 15.3, 15.6 Закона РФ  №4218-1 от 24.12.1992г. (в редакции закона от 06.05.2003г. №52-ФЗ) «Об основах федеральной жилищной политики»,  с пунктами 1 и 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 14.07.2001г. №536,  возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий и субвенций бюджетам  РФ для возмещения фактически произведенных расходов (срок действия постановления  №536 от 14.07.2001г. продлен на 2002, 2003,2004 годы постановлениями Правительства РФ от 28.02.2002 № 137, от 10.02.2003  № 185 и  от 14.02.2004 № 80).

Следовательно, источником финансирования рассматриваемых расходов является федеральный бюджет.

На реализацию ФЗ   «О социальной защите инвалидов в РФ» за счет средств федерального фонда Нижегородской области в 2004 году было выделено                 460883000 рублей.

 Данные денежные средства были получены в полном объеме и полностью перечислены получателям бюджетных средств (л.д.76).

Годовые лимиты расходования  средств на реализацию  указанного закона утверждаются  Законом Нижегородской области  «Об областном бюджете» на соответствующий финансовый год.

Íà ðåàëèçàöèþ Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Î ñîöèàëüíîé çàùèòå èíâàëèäîâ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» äëÿ Àâòîçàâîäñêîãî ðàéîíà óñòàíîâëåíî 37037000 ðóáëåé (ë.ä.80).

Êðåäèòîðñêàÿ çàäîëæåííîñòü â ñóììå 38655 ðóáëåé 04 êîïååê çà 2004 ãîä ïî Ôåäåðàëüíîìó çàêîíó  îò 24.11.1995 ¹181-ÔÇ «Î ñîöèàëüíîé çàùèòå èíâàëèäîâ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè», ÿâëÿåòñÿ ñâåðõëèìèòíîé, ÷òî ïîäòâåðæäàåòñÿ   ìàòåðèàëàìè äåëà è îòçûâàìè ñòîðîí.

Следовательно,  убытки истца от предоставления льгот возникли вследствие незаконного бездействия федеральных органов государственной власти, ответственных за формирование и утверждение федерального бюджета по надлежащему финансовому обеспечению публичных обязательств Российской Федерации по ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у юридического лица убытков.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность возлагается на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

В силу пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №23 от 22.06.2006г. по иску, предъявленному по статьям 16, 1069 Гражданского кодекса  Российской Федерации должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов, и денежные средства подлежат взысканию за счет казны соответствующего  публично - правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Òàêèì îáðàçîì, óáûòêè â ñóììå 38655 ðóáëåé 04 êîïååê ïîäëåæàò óäîâëåòâîðåíèþ ñ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè çà ñ÷åò åå êàçíû.

Êàê âèäíî èç ïðåäñòàâëåííûõ â äåëî ñ÷åòîâ-ôàêòóð â ñóììó óáûòêîâ                        37940 ðóáëåé 98 êîïååê íàëîã íà äîáàâëåííóþ ñòîèìîñòü íå âêëþ÷åí. Äðóãèõ äîêóìåíòîâ, ïîäòâåðæäàþùèõ âêëþ÷åíèå ÍÄÑ â ðàñ÷åò ñïîðíîé ñóììû, Ìèíèñòåðñòâî  ôèíàíñîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè  íå ïðåäñòàâèëî.

Äîâîäû  Ìèíèñòåðñòâà ôèíàíñîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè  îá îòñóòñòâèå âèíû â îáðàçîâàíèè óáûòêîâ ó èñòöà ñóäîì íå ìîãóò áûòü ïðèíÿòû âî âíèìàíèå.

Ïðîòèâîïðàâíîñòü ïîâåäåíèÿ  Ìèíèñòåðñòâà  ôèíàíñîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè  êàê îðãàíà, îòâåòñòâåííîãî çà ôîðìèðîâàíèå (ïîäãîòîâêó) è èñïîëíåíèå ôåäåðàëüíîãî  áþäæåòà, óñìàòðèâàåòñÿ èç òîãî ôàêòà, ÷òî â ôåäåðàëüíûõ çàêîíàõ î ôåäåðàëüíîì áþäæåòà  íà 2004 ãîä íå áûëî ïðåäóñìîòðåíî äîñòàòî÷íî ñðåäñòâ äëÿ êîìïåíñàöèè ðàñõîäîâ õîçÿéñòâóþùèõ ñóáúåêòîâ íà ðåàëèçàöèþ ëüãîò èíâàëèäàì.

 Потери истца по льготному обеспечению инвалидов при отсутствии компенсации таких расходов являются убытками.

Убытки истца от предоставления льгот возникли вследствие незаконного бездействия федеральных органов государственной власти, ответственных за формирование и утверждение федерального бюджета по ненадлежащему финансовому обеспечению публичных обязательств Российской Федерации по  ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В иске к Управлению федерального казначейства по Нижегородской области следует отказать.

         Â ñîîòâåòñòâèè ñî ñòàòüåé 110 Àðáèòðàæíîãî ïðîöåññóàëüíîãî  êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ðàñõîäû ïî äåëó îòíîñÿòñÿ  íà   Ðîññèéñêóþ Ôåäåðàöèþ, îñâîáîæäåííóþ îò óïëàòû ãîñïîøëèíû è ïîäëåæàò âîçâðàòó èñòöó èç ôåäåðàëüíîãî áþäæåòà â ñóììå             1932 ðóáëåé 75 êîïååê.

Ñ ó÷åòîì èçëîæåííîãî è ðóêîâîäñòâóÿñü ñòàòüÿìè 110, 167-171, 176, 177, 180, 319 Àðáèòðàæíîãî ïðîöåññóàëüíîãî  êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, àðáèòðàæíûé ñóä

Ð Å Ø È Ë:

Взыскать   с   Российской  Федерации   за счет казны Российской Федерации в   пользу жилищно-строительного кооператива № 169 г.Н.Новгород 38655 рублей                04 копеек убытков.

В иске к Управлению федерального казначейства по Нижегородской области г. Н.Новгород отказать.

Исполнительный  лист  выдать после вступления решения в законную силу.

 Возвратить жилищно-строительному кооперативу № 169 г.Н.Новгород из федерального бюджета госпошлину в сумме 1932 рублей 75 копеек, уплаченную по платежному поручению от 03.10.2007 №110.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Ñóäüÿ                                                                                                                   Â.Ô. Áåëÿêîâà