АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-27447/2023
г. Нижний Новгород 06 февраля 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-372),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 (доверенность в деле),
от Управления: ФИО2 (доверенность в деле),
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро", г. Красноярск (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании недействительным предписания от 21.07.2023 №2307/100-52/573-П/ПВП об устранении нарушений обязательных требований, вынесенного Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, в части пункта 4.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то обстоятельство, что строительство ГЭС завершено и введено в эксплуатацию до введения свода правил СП 264.1325800.2016, следовательно, в рассматриваемой ситуации свод не подлежит применению. Кроме того, Общество полагает, что оспариваемый пункт предписания не содержит четкой формулировки нарушений, которые необходимо устранить, в связи с чем предписание является неисполнимым.
Управление требования заявителя не признает, оспариваемый пункт предписания считает законным и исполнимым.
Подробно доводы участников процесса изложены в заявлении (дополнении к заявлению), отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Нижегородской области ФИО3 от 03.07.2023 №2307/100-52/573-П/РВП в отношении публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро", осуществляющего деятельность по адресу: <...>, проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено: 1) состав и численность сил и средств НФГО организации не достаточен для выполнения мероприятий по гражданской обороне; 2) в организации отсутствуют документы, подтверждающие создание и подготовку сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов; 3) контролируемым лицом в целях гражданской обороны не накоплены запасы материально-технических средств, включая специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование; 4) план комплексной маскировки не предусматривает мероприятий в соответствии с СП 264.1325800.2016 (предусмотрела
только световая маскировка).
Результаты проверки отражены в Акте выездной плановой проверки от 21.07.2023.
По результатам проверки ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" выдано предписание №2307/100-52/573-П/ПВП об устранении нарушений обязательных требований, срок исполнения которого – 01.07.2024.
Не согласившись с выданным предписанием в части пункта 4, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия но поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены в Положении N 804.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также данным положением.
В пункте 3 Положения N 804 предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Па основании пункта 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" органами повседневного управления единой системы являются: на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающих их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
На основании пункта 11 Положения N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются: определение перечня объектов, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
На основании пункта 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года N 687 (далее - Положение N 687) организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
По световой и другим видам маскировки:
определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке:
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 1007, объектом федерального государственного надзора является деятельность, действия контролируемых лиц, при которых должны соблюдаться обязательные требования в области гражданской обороны.
Предметом федерального государственного надзора является соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 вышеназванного Положения).
В соответствии с частью 3 статьи 13.1 Федерального закона "О гражданской обороне" организация и осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны регулируются Федеральным законом 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
МЧС России определено в качестве федерального органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны (пункт 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 1007.
"Нижегородская ГЭС" - филиал ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро", расположенный на территории Нижегородской области является вероятной целью при использовании современных средств поражения, следовательно, для него требуется применение комплексной маскировки.
В соответствии с пунктами 1, 14, 14.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны, утвержденного Приказом Филиала от 30.05.2017 №НЖГЭС/92-400, в целях решения задачи по световой и другим видам маскировки разрабатывается план осуществления комплексноймаскировки.
Пунктом 1 Положения об организации световой маскировки и других видов маскировки, утвержденного Приказом от 19.07.2023 №НЖГЭС/92-421, определено, что оно разработано, в том числе в соответствии с СП 264.1325800.2016 «Свод правил. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП 2.01.53-84».
Пунктами 1.3, 1.7 Положения о маскировке, установлено, что другие виды маскировки включают в себя: скрытие, имитацию, демонстрационные действия, разработку плана комплексноймаскировки объектов Филиала.
В свою очередь в ходе плановой выездной проверки в рамках осуществления государственного надзора за реализацией полномочий в области гражданской обороны в отношении указанного объекта Главным управлением МЧС России по Нижегородской области установлено, что планом комплексной маскировки предусмотрены мероприятия только по световой маскировке, при этом другие маскировки не предусмотрены.
Выявленные нарушения подтверждаются представленными ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" в ходе проверки документами, Актом выездной плановой проверки от 21.07.2023.
Факт того, что строительство ГЭС завершено и введено в эксплуатацию до введения свода правил СП 264.1325800.2016 в рассматриваемой ситуации не имеет правового значения. Учитывая, что Нижегородская ГЭС относится к объектам, являющимся вероятными целями при использовании современных средств поражения, осуществление комплексной маскировки (световая и другие виды маскировки) территории объекта является обязательным к исполнению.
Доводы заявителя об отсутствии четкой формулировки нарушений, которые необходимо устранить, неисполнимости, признаются несостоятельными.
Так, в оспариваемом предписании Управлением МЧС зафиксировано выявленное нарушение, указаны нормативные акты, требования которых нарушены, и срок устранения выявленного нарушения. Исходя из сути выявленного нарушения, указания на конкретный способ его устранения не требуется, формулировка предписания прямо указывает на существо нарушения. Субъект, которому выдано предписание, самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания с учетом требований действующего законодательства и нарушенных нормативных актов.
Доказательств нарушения прав и законных интересов Общества в сфере его деятельности, возложения каких-либо обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, каких-либо дополнительных обязательств, заявителем в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, предписание Управления МЧС в оспариваемой части на момент его выдачи являлось законным, обоснованным и исполнимым, выдано в рамках полномочий. При этом возложение на заявителя обязанности, которую он должен был исполнить в силу закона, не может свидетельствовать о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о невозможности исполнения пункта 4 предписания, вынесения его заинтересованным лицом заведомо при невозможности исполнения, заявителем не представлено.
По мнению суда, оспариваемый пункт 4 предписания по своему содержанию является доступным для понимания, направленным на прекращение и устранение выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 — 170, 180 — 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявленные требования публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро", г. Красноярск (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании недействительным предписания от 21.07.2023 №2307/100-52/573-П/ПВП об устранении нарушений обязательных требований, вынесенного Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, в части пункта 4, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья И.Ю. Мукабенов