ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-27630/18 от 05.12.2018 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-27630/2018

г. Нижний Новгород                                                                                               12 декабря 2018 года

резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2018 года

полный текст решения изготовлен 12 декабря 2018 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

судьи Трясковой Надежды Викторовны (шифр – 9-1212),

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмелевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Стройдор»
(ИНН <***>,  ОГРН <***>)

к ответчикам: 1) администрации города Нижнего Новгорода 2) администрации Советского района города Нижнего Новгорода

о взыскании 718 616 руб.,

при участии представителей сторон:

от истца: ФИО1 по доверенности от 01.01.2018,

от ответчиков: 1) ФИО2 по доверенности от 30.10.2018 №01-284/Д, 2) ФИО2 по доверенности от 30.08.2018 №35-04/05-29/65Д, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Стройдор» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к администрации города Нижнего Новгорода, администрации Советского района города Нижнего Новгорода о взыскании 718 616 руб. задолженности по муниципальному контракту от 28.12.2017 №206/17 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и содержанию элементов обустройства автомобильных дорог в Советском районе города Нижнего Новгорода в 2018 году (2 часть).

В обоснование заявленных требований истец указал, что спорная задолженность составляет сумму неустойки, удержанной ответчиком при выплатах за январь 2018 года в связи с не устранением недостатков в содержании улично-дорожной сети Советского района Нижегородской области, указанных в уведомлении от 05.01.2018. Данные действия ответчика являются необоснованными, поскольку событие допущенного нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 и муниципального контракта отсутствует. Поскольку фиксация нарушения времени снегоочистки зависит от времени окончания снегопада, уведомление от 05.01.2018 нельзя считать за начало периода. На территории Советского района г. Нижнего Новгорода фиксировалось обильное выпадение осадков с  06.01.2018 по 10.01.2018 с перерывами, не превышающими период устранения недостатков (более 4 часов для категории дорог «А»). Учитывая метеорологические данные, срок, отведенный для работ по снегоочистке, не истек. Обработка дорог и тротуаров Советского района г. Нижнего Новгорода осуществлялись истцом в соответствии с условиями муниципального контракта. Выполнение работ по устранению деформаций не производилось в связи с погодными условиями. Повреждения, угрожающие безопасности дорожного движения, ограждались. 

Ответчик предъявленные требования не признал. Согласно позиции, изложенной письменно в отзыве на исковое заявление и поддержанной устно в заседании, согласно регламенту зимнего содержания улично-дорожной сети Советского района города Нижнего Новгорода, являющемуся неотъемлемой частью контракта, при длительных (интенсивных) снегопадах очередное подметание проезжей части выполняется после выпадения каждых 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега, каждые 3-4 часа с последующей обработкой противогололедными  материалами. Данные навигационной фиксации прохождения техники подтверждают лишь проведение снегоуборочных работ, а не обработку дорожного покрытия  противогололедными  материалами. Журнал мест производства работ по ручной обработке дорог является внутренним односторонним документом истца и не может служить надлежащим доказательством выполнения работ по контракту.

Как следует из исковых материалов, между администрацией Советского района города Нижнего Новгорода (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Стройдор» (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 28.12.2017 №206/17, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию автомобильных дорог и элементов обустройства автомобильных дорог на территории Советского района города Нижнего Новгорода в соответствии с Ведомостью уборочных площадей (приложение №1 к контракту), техническими заданиями (приложения №№2, 3 к контракту), локальными сметными расчетами (приложение №4, 5, 6, 7 к контракту), расчетом начальной (максимальной) цены контракта (приложение №9 к контракту), а также обязуется обеспечить безопасность движения на автодорогах и требуемый уровень качества их содержания в соответствии с требованиями (приложения №8 к контракту) и сдать результат работ заказчику, а заказчик – принять результат работ и оплатить его (пункт 1.1 контракта).

Пунктом 3.1 договора предусмотрены следующие сроки выполнения работ: срок начала работ с 01.01.2018, срок окончания работ – 31.12.2018 включительно. Периодичность выполнения работ устанавливается техническими заданиями (приложения №№2, 3 к контракту).

Согласно пункту 2.1 цена контракта определяется путем проведения аукциона в электронной форме, является твердой и составляет 71 861 637 руб. 63 коп., в том числе НДС 10 961 944 руб. 72 коп.

В соответствии с пунктом  2.2 контракта оплата за выполненные работы осуществляется заказчиком за счет средств ассигнований, утвержденных в бюджете города Нижнего Новгорода на 2018 год, в пределах, доведенных на эти цели заказчику лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов  2018 года, в безналичном порядке по казначейской системе исполнения бюджета путем перечисления финансовых средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 дней с даты подписания уполномоченными представителями сторон контракта ведомости фактически выполненных работ  (приложение №15 к контракту), справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 (приложение №14 к контракту), выставленного подрядчиком счета-фактуры (счета), а также представленных данных глобальной навигационной спутниковой системы или другой системы навигации. Авансирование не предусмотрено.

В силу пункта 2.4 контракта заказчик вправе уменьшить подлежащую оплате сумму за выполненные работы на размер требования пени, штрафа, начисленного в соответствии с разделом 11 контракта.

В пункте 11.4.2 контракта установлено, что в случае невыполнения подрядчиком в установленные сроки уведомления, выданного ему представителем заказчика, в соответствии с условиями контракта, заказчик направляет подрядчику требование об уплате штрафа в виде фиксированной суммы 718 616 руб. 38 коп.

Администрацией города Нижнего Новгорода  выявлены недостатки в содержании автомобильных дорог и элементов обустройства автомобильных дорог Советского района города Нижнего Новгорода и направлено истцу уведомление от 05.01.2018. С учетом приложения №2 «Техническое задание и перечень видов и объемов работ на содержание автомобильных дорог, выполняемых в течение одного календарного года, приведенные на 10 000 м2 покрытия проезжей части г. Н.Новгорода. Зимнее содержание», приложения №8 «Уровень требований к качеству содержания автомобильных дорог города Нижнего Новгорода (Советский район) групп «А», «Б», «В» к муниципальному контракту от 28.12.2017 №206/17 истцу предложено устранить следующие недостатки:

- не очищена от снега и льда на всю площадь проезжая часть и прибардюрная полоса дороги – срок устранения 09.01.2018;

- не очищены ото льда на всю площадь, не обработаны ПГМ тротуары – срок устранения 09.01.2018;

- не произведен вывоз мусора – срок устранения 06.01.2018;

- ямочность в дорожном покрытии – срок устранения 08.01.2018.

В результате объездов объектов улично-дорожной сети Советского района, проведенного 09.01.2018, администрацией Советского района города Нижнего Новгорода зафиксировано несоблюдение периодичности и невыполнение ООО «Стройдор» объемов работ по содержанию автомобильных дорог, указанных в ведомости уборочных площадей (приложение №1 к контракту) и техническом задании (приложение №2 к контракту).

В требовании от 09.01.2018 №35-01-4/18/ИС администрацией Советского района города Нижнего Новгорода указано на не устранение недостатков, перечислснных в уведомлении от 05.01.2018, а именно:

- не очищены от снега и наледи проезжая часть и прибордюрная полоса дороги по ул. Саврасова, ул. Заярская, ул. Шорина, ул. Васюнина, ул. Корнилова, ул. Рокоссовского, проезд от дома №116 по ул. Ванеева до дер. Кузнечиха, проезд от дома №86 по ул. Ванеева до ул. Корнилова;

- не очищены от снега и наледи и необработанны ПГМ тротуары по ул. Шорина, ул. Светлогорская, ул. Саврасова, ул. Кладбищенский проезд, ул. Заярская, ул. Горловская, вдоль дублера ул. Ванеева от ул. Богородская до ул. Козицкого, ул. Малиновского;

-  не устранены деформации в дорожном покрытии по ул. Саврасова, ул. Юбилейная, ул. Агрономическая, ул. Н.Сусловой на проезде к ул. Ванеева,  пересечение ул. Гужевая-Агрономическая, проезд от ул. Н.Сусловой (разворотное кольцо до ул. Агрономическая, ул. Рыбинская, ул. Уссурийская, дублер ул. Ванеева.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 11.4.2 муниципального контракта истцу направлено требования от 09.01.2018 №35-01-4/18/ИС об уплате штрафа в сумме 718 616 руб. 38 коп. Впоследствии данная сумма удержана при выплатах за январь 2018 года.

Не согласившись с правомерностью указанного  удержания, истец направил в адрес ответчика претензию  с требованием в течение 10 дней отменить решение о применении финансовой санкции и возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Стройдор» удержанную сумму в размере 718 616 руб.

Поскольку до настоящего времени задолженность ответчиком не погашена в полном объеме, общество с ограниченной ответственностью «Стройдор» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, суд считает требования истца подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Возникшие между сторонами спора отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются также положениями Закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ).

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств допускается в исключительных случаях, прямо указанных в законе.

Ответчик в соответствии с пунктом 2.4 договора удержал денежные средства в сумме 718 616 руб. 38 коп. в счет оплаты штрафа, начисленного на основании пункта 11.4.2 контракта за не устранение недостатков, указанных в уведомление от 05.01.2018 в установленный срок.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии с пунктом 2.1.1 регламента зимнего содержания улично-дорожной сети Советского района города Нижнего Новгорода (приложение №13 к муниципальному контракту от 28.12.2017 №206/17) в период снегопадов и гололедицы проезжая часть улично-дорожной чети и внутриквартальных проездов должна быть обработана противоголедными материалами (или реагентами) и обеспечивать беспрепятственное движение всех видов транспорта время, необходимое на сплошную обработку противогололедными материалами всей территории Советского района не должно превышать 3 часов с начала снегопада, для особо опасных участков: подъемов, спусков, автодорожного путепровода и подъездов к нему, при условии обеспечения прохода уборочной техники – не более 1 часа.

Механизированной подметание проезжей части производится при достижении толщины снежного покрова – 5 см. Время, необходимое на подметание всей улично-дорожной сети и внутриквартальных проездов Советского района, не должно превышать 5 часов, для особо ответственных участков – не более 1 часа при условии обеспечения прохода автопоездов с сопровождением патрульно-дорожной службы.

При длительных интенсивных снегопадах (свыше 5 см – толщина снежных масс) очередное подметание проезжей части выполняется после выпадения каждых 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега, каждые 3-4 часа с последующей обработкой противогололедными материалами.

В силу пункта 2.2.2 регламента после окончания снегопада время, необходимое для выполнения снегоуборочных работ и противогололедной обработки всей площади тротуаров, пешеходных дорожек, остановочных площадок и других пешеходных зон не должно превышать 2 часов после окончания снегопада. Время, установленное на ликвидацию снежных накатов – 6 часов после окончания снегопада.

Регламент зимнего содержания улично-дорожной сети Советского района города Нижнего Новгорода является приложением № 13 к муниципальному контракту от 28.12.2017 №206/17, неотъемлемой его частью, порождающей права и обязанности сторон контракта.

В установленные в уведомлении от 05.01.2018 сроки выявленные недостатки истцом не устранены. Доказательств обратного в материалы дела истцом не представлено. Данные навигационной фиксации прохождения техники обработку дорожного покрытия противогололедными материалами не подтверждают .

На основании пункта 1 статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

При таких обстоятельствах истец до заключения контракта имел возможность воспользоваться правом на получение разъяснений заказчика о способе исполнения обязательств по муниципальному контракту, и с учетом данных разъяснений принять решение об участии в торгах на право заключения спорного контракта.

Тем не менее, истец указанным правом не воспользовался.

Ссылка заявителя на неблагоприятные погодные условия, является необоснованной, так как в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств в период срока выполнения работ ответчиком не представлено.

Подписывая контракт с приложением № 13, предусматривающим нормативы качества зимней уборки улично-дорожной сети по отдельным алиментам с согласованными сроками, подрядчик, действуя при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, должен был знать (предполагать) об особенностях климатических условий в данный период времени и принять все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Учитывая изложенные обстоятельства, требование истца о взыскании 718 616 руб. задолженности по муниципальному контракту от 28.12.2017 №206/17 удовлетворению не подлежит.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 171, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

обществу с ограниченной ответственностью "Стройдор" (ИНН: <***>,                     ОГРН: <***>)  в удовлетворении искового требования отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.

Судья                                                                                                             Н.В. Тряскова