ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-28063/12 от 21.02.2013 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-28063/2012

г. Нижний Новгород 28 февраля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 28 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Кабанова Владимира Петровича (шифр 42-693)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Неробковой Н.Б.

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 18.01.2013);

от ответчика: ФИО2 (доверенность от 20.12.2012);

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комплекс», Нижегородской области г. Кулебаки, (далее – Общество, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления № 06-308/2012 от 16.10.2012, вынесенного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее – административный орган, Департамент) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование, просит суд признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.

Ответчик просит отказать в удовлетворении требований.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, 02.08.2012 в Департамент поступило заявление Администрации Кулебакского района Нижегородской области №41-1139 по факту не соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления Обществом в результате эксплуатации полигона ТБО, арендованном у Администрации Кулебакского района Нижегородской области (договор аренды №К3-12-01 от 15.12.2010), общей площадью 30400 кв.м., находящийся по адресу: Нижегородская область, Кулебакский район, в 3,5 км. Западнее г.Кулебаки, во втором квартале Велетьменского лесничества. По мнению Администрации, место отходов эксплуатируется с нарушением нормативной документации (отсутствие разравнивания и уплотнения отходов).

На основании указанного заявления, определением от 06.09.2012 №06-308/2012 Департаментом возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Общества.

В рамках административного расследования Департаментом вынесено определение №06-308/2012 от 07.09.2012 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.

На основании полученной информации и фактов, установленных в ходе административного расследования, усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным лицом административного органа 05.10.2012 составлен протокол об административном правонарушении №06-308/2012 и постановлением от 16.10.2012 №06-308/2012 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей.

Протокол и постановление вынесены в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО3

Деяние, выразившееся в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ответственность за совершение данного правонарушения влечет назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в ре­зультате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и террито­рий при осуществлении деятельности, указанной в диспозиции ст.8.2 КоАП РФ. Предметом - отходы производства и потребления, а также иные опасные веще­ства - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии или бездей­ствии, состоящих в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологи­ческих требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приёмов, процедур, ином поведении, находящихся в противоречии с установ­ленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами). Субъектами данного правонарушения могут быть должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторож­ности.

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ).

Согласно статье 1 указанного выше закона к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно протокола об административном правонарушении от 05.10.2012 №06-308/2012 несоблюдение Обществом экологических и санитарно-эпидемиологиче­ских требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами выразилось в нарушении требо­ваний:

- ч.1 и ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон), а именно: отсутствует разравнивание и уплотнение отходов, согласованного с центром госсанэпидемнадзора списка промышленных отходов, используемых в качестве пересыпного материала;

- п. 3 ст. 12 ФЗ, а именно: обществом не ведется мониторинг состояния окружающей среды;

- ст. 67 Закона и ст. 26 ФЗ, а именно: на момент проведения административного расследования у Общества отсутствовал согласованный с уполномоченным органом порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами;

- п. 6 ст. 12 ФЗ, а именно: Общество размещает на полигоне отходы, не зарегистрированные в ГРОРО.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 39 Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 05.10.2012 №06-308/2012, Общество принимает и размещает твердые бытовые и промышленные отходы на арендованном у Администрации Кулебакского района Нижегородской области полигоне ТБО с нарушением нормативной документации, а именно: отсутствует разравнивание и уплотнение отходов. Данный факт Обществом не оспаривается.

П.3 ст. 12 ФЗ установлено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно ст. 67 Закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Ст. 26 ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Обществом представлена программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденная директором Общества ФИО4 от 01.02.2010.

Однако данный порядок не был согласован с Департаментов Росприроднадзора по ПФО, что подтверждается письмом от 15.06.2012 №01-15/5948 об отказе в согласовании данного порядка.

Доказательств обратного Обществом не представлено.

В соответствии с п.6 ст. 12 ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено судом и следует из материалов дела, полигон ТБО, общей площадью 30400 кв.м., находящийся по адресу: Нижегородская область, Кулебакский район, в 3,5 км. Западнее г.Кулебаки, во втором квартале Велетьменского лесничества, передан Обществу во временное пользование, что подтверждается договором аренды №К3-12-01 от 15.12.2010, заключенного между Обществом и Администрацией Кулебакского района Нижегородской области.

Согласно п. 1.2 указанного выше договора Общество принимает полигон ТБО с целью осуществления деятельности по захоронению твердых бытовых отходов.

Согласно п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7 данного договора Общество обязано:

- использовать объект по целевому назначению;

- обеспечивать качественное и безопасное выполнение работ по захоронению твердых бытовых отходов;

- обеспечивать санитарное содержание территории, не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки арендуемой территории, а также к ее загрязнению;

- соблюдать при использовании объекта требований органов государственного надзора, иных контролирующих органов, отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Общества;

- разработать регламент и режим работы полигона, вести круглосуточный учет поступающих отходов, осуществлять контроль за распределением отходов в рабочие часы полигона, обеспечить технологический цикл по изоляции отходов;

- систематически (не реже 1 раза в 7 дней) производить осмотр территории полигона и подъездной дороги, в случае загрязнения своевременно производить тщательную уборку территории, с доставкой мусора на полигон.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ №04-48/1258 от 27.04.2012 одним из основных видов деятельности общества в частности является удаление и обработка твердых бытовых отходов.

Т.о., именно Общество является субъектом административного правонарушения.

Довод Общества о том, что Департаментом нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судом отклоняется в виду следующего.

Согласно п.3 ст. 1 указанного выше закона положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются в частности при проведении административного расследования.

Как следует из материалов дела, в отношении Общества Департаментом было проведено административное расследование (определение от 06.09.2012 №06-308/2012 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования).

Порядок производства административного расследования установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 28.7 указанного выше кодекса в случаях, если после выявления административного правонарушения в частности в области охраны окружающей среды осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Т.о., Департамент имел право требовать представления информации, документов, проб и образцов, обследования объектов окружающей среды.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что Общество не соблюдает экологические требования при обращении с отходами производства и бытового потребления. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.

Так же суд согласен с выводами административного органа о непринятии Обществом достаточных мер по недопущению нарушений экологических норм и правил.

Исходя из вышеизложенного, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности за совершенное правонарушение, нарушение процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Принимая во внимание изложенное, требование заявителя об отмене постановления административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности удовлетворению не подлежит.

Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комплекс», Нижегородской области г. Кулебаки, о признании незаконным и отмене постановления № 06-308/2012 от 16.10.2012, вынесенного Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей, - отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при соблюдении условий, установленных пунктом 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Кабанов В.П.