АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-28239/2020
г. Нижний Новгород 30 сентября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Годухина Артема Евгеньевича (шифр дела 59-540),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сосиной А.В. и секретарем судебного заседания Филипповой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), город Нижний Новгород,
к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью «Гривна» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), город Нижний Новгород,
о взыскании 3 310 329 рублей 17 копеек,
при участии представителей:
от истца: ФИО1, по доверенности;
от ответчика: ФИО2. по доверенности;
установил: В Арбитражный суд Нижегородской области поступило исковое заявление Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Гривна» 3 310 329 рублей 17 копеек расходов, понесённых на возведение временных зданий и сооружений по государственному контракту № 0132100002118000039-0004847-01 на выполнение подрядных строительно-монтажных работ и передачу в эксплуатацию объекта «Строительство комплекса зданий МО МВД России «Дивеевский» от 02.07.32018.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв. После перерыва рассмотрение дела продолжено.
В судебном заседании истец просит удовлетворить исковые требования.
Ответчик в судебном заседании просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Рассмотрев материалы дела и представленные в обоснование иска доказательства, суд установил следующее.
Между ГУ МВД России по Нижегородской области (далее - Истец) и ООО «Гривна» (далее - Ответчик) был заключен государственный контракт N 0132100002118000039-0004847-01 на выполнение подрядных строительно-монтажных работ и передаче в эксплуатацию объекта: «Строительство комплекса зданий МО МВД России «Дивеевский» от 02 июля 2018 года (далее -Контракт).
В соответствии с Контрактом Ответчик обязан выполнить строительно-монтажных работы и передать в эксплуатацию объект: «Строительство комплекса зданий МО МВД России «Дивеевский» (далее - работы), расположенный по адресу: Нижегородская область, Дивеевский район, Дивеевский сельсовет, <...> в районе д.21 и сдать результат выполненных работ Истцу, а Истец обязан принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с пунктом 3.3 Контракта дата окончания выполнения работ/передачи объекта в эксплуатацию - по 01 ноября 2019 г. включительно.
Согласно п. 4.1.37 Контракта (в ред. дополнительного соглашения от 13.07.2018 №б/н) Подрядчик обязан предоставить Заказчику, оформленный и заполненный со стороны Подрядчика, Общий и специальные журналы учета выполненных работ, оформленные согласно требований РД-11-05- 2007.
В соответствии с п. 4.1.38 государственного контракта от 02.07.2018 № 0132100002118000039-0004847-01 (в ред. дополнительного соглашения от 13.07.2018 №б/н) Подрядчик обязан своевременно, ежедневно вести Общий !и специальные журналы учета выполнения работ, оформленные согласно требований РД-11 -05-2007.
Ведение журнала производства работ (РД- 1 1-05-2007) предусматривает последовательное отражение всех видов работ, в том числе, по возведению титульных временных зданий (сооружений).
Согласно п. 5.3 Контракта Подрядчик не позднее 20 числа отчетного периода (месяца) уведомляет Заказчика, в письменной форме, о своей готовности представить выполненные работы для приемки, о завершении отдельных этапов работ на Объекте и направляет в адрес Заказчика подписанные со стороны Подрядчика, акты о приемке выполненных работ (формы № КС- 2) и журнал учета выполненных работ (форма № КС-ба) с приложением комплекта подтверждающей документации, в том числе исполнительной и технической документации.
ГУ МВД России по Нижегородской области в рамках исполнения Контракта в период с 08.08.2018 по 03.08.2020 приняты по актам КС-2 работы по возведению временных титульных зданий и сооружений и оплачены на общую сумму 3 310 329.17 рублей.
Истец полагает, что заказчику общие журналы работ за период строительства с 24.11.2018 до окончания строительства, специальные журналы работ Подрядчиком не предоставлены. В предоставленном общем журнале работ за период с 08.08.2018 по 03.08.2020 записи о выполнении Подрядчиком работ по возведению титульных временных зданий и сооружений отсутствуют.
01.02.2021г. №22/249 в адрес Ответчика направлена претензия на сумму 3 310 329,17. Указанная претензия оставлена Ответчиком без ответа.
Однако ответчиком требование претензии не исполнено, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела суд пришел к следующим выводам.
Суд, рассмотрев исковые требования, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (пункт 6 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Истец, предъявивший требование о взыскании неосновательного обогащения, должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за его счет в отсутствие к тому правовых оснований и размер неосновательного обогащения.
При определении сметной стоимости строительства составление смет осуществляется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее - МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Положения, приведенные в Методике, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с пунктом 4.71 МДС 81-35.2004 сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.
Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.
Сводные сметные расчеты стоимости строительства рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
В силу пункта 4.73 МДС 81-35.2004 в сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства рекомендуется распределять по следующим главам:
1. "Подготовка территории строительства".
2. "Основные объекты строительства".
3. "Объекты подсобного и обслуживающего назначения".
4. "Объекты энергетического хозяйства".
5. "Объекты транспортного хозяйства и связи".
6. "Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения".
7. "Благоустройство и озеленение территории".
8. "Временные здания и сооружения".
9. "Прочие работы и затраты".
10. "Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия".
11. "Подготовка эксплуатационных кадров".
12. "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор".
В Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденном постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, введенном в действие с 15.05.2001 (далее - ГСН 81-05-01-2001), указано, что к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и не титульные.
Согласно пункту 4.83 МДС 81-35.2004 в главе 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства).
Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к настоящей Методике.
Проектом организации строительства предусмотрено возведение временных зданий и сооружений – склад и инструментальная мастерская, склад столярных изделий, открытые площадки складирования (лист 19), а также зданий административного и санитарно-бытового назначения: контора, умывальные, пункты питания, красный уголок, гардеробные, душевые, помещения для сушки одежды, помещения для обогрева рабочих, туалеты (лист 23), бытовых помещений – вагончик контейнер 4 шт. (лист 24).
В соответствии с пунктом 4.84 МДС 81-35.2004 размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, может определяться: по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений; по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1-7 (1-5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения.
Таким образом, при определении сметной стоимости строительства, составление смет осуществлялось в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35-2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004г. № 15/1. Постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001г. утвержден Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений, который предназначен для определения в сводных сметных расчетах размера средств на строительство временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства, устанавливаемого наименованием проекта -ГСН 81-05-01-2001. Обоими нормативными актами подразделяется деление временных зданий и сооружений на титульные и не титульные, а также дается перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенным в составе сметных норм.
Для ГСН 81-05-01-2001 это приложение № 2, а для МДС 81-35-2004 приложение № 7
Пункт 3.2. ГСН 81-05-01-2001 предусматривает, что расчеты между заказчиком и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом избранный порядок расчетов должен применяться от начала до окончания строительства.
Кроме того согласно пункта 5.6 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» введенных в действия постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 № 70, состав временных зданий и сооружений, размещенных на территории строительной площадки должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства (ПОС).
Частью проектной документации объекта является раздел 6. Проект организации строительства (шифр 20-2017-ПОС), том 10, в котором закреплена на потребность во временных сооружениях -временные дороги протяженностью 736,3 м, ограждение строительной площадки. Разделом 12 ПОС определена потребность строительной площадки в энергетических ресурсах, в том числе и потребность в электроэнергии на период выполнения максимального объема строительно-монтажных работ в объеме 80 квт. (лист 40 ПОС).
Из содержания искового заявления усматривается, что истребуемая сумма денежных средств является расходами заказчика на возведение временных зданий и сооружений за весь период строительства, которые подрядчик не подтвердил документально. При этом каким объемом документов должно подтверждаться наличие временных зданий и сооружений ГУ МВД России по Нижегородской области не конкретизирует.
Следует также учитывать, что истец, формируя свою позицию не утверждает, что ООО «Гривна» временные здания и сооружения на период строительства объекта не возводило, он говорит лишь о том, что подрядчик не подтвердил документами расходов на их возведение, что косвенно свидетельствует об отсутствии спора по фактическому наличию временных зданий и сооружений.
Как следует из приложения № 7 МСД 81-35-2004 к титульным временным зданиям и сооружениям, которые учтены сметными нормами относятся в том числе: электростанции (для нужд электроснабжения титульных временных зданий и сооружений и освещения территории строительной площадки), трансформаторные подстанции, котельные, насосные, компрессорные, водопроводные, канализационные, калориферные, вентиляционные (приобретение, монтаж и затраты на эксплуатацию) и т.п. (позиция 9 Приложения № 7). специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения из сборных железобетонных или металлических конструкций (позиция 23 Приложения № 7).
- устройство и содержание временных железных, автомобильных и землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе....(Позиция 24 Приложения № 7).
Аналогичный перечень временных зданий и сооружений дается в Приложении № 2 к ГСН 81-05-01-2001.
Таким образом, как МДС 81-35.2004, так и ГСН 81 -05-01 -2001 к временным зданиям и сооружениям относят не только вновь возведенные временные здания и сооружения, но и материальные затраты подрядчика к ним относящиеся.
Такого рода затраты предполагались до начала строительства комплекса зданий МО МВД России «Дивеевский».
Затраты ООО «Гривна» на сооружение временных зданий и сооружений в процессе строительства по пояснению ответчика составили 8 234 121,60 руб. и складываются из: затрат на возведение временной автомобильной дороги - 438 855,60 руб. затрат на возведение временного ограждения строительной площадки - 429 698,40 руб. затрат на устройство временного электроснабжения - 7 365 567,60 руб.
Между тем затраты на временную дорогу и ограждения, выработку дополнительной мощности электрической энергии с передвижной электростанции, принадлежащей ООО «Гривна» непосредственно связаны со строительством основного объекта и являлись безотлагательными.
ООО «Гривна» понесла следующие фактические затраты по выполнению работ, связанных с устройством временной дороги из щебня, устройство временного ограждения строительной площадки из профнастила, организация временного электроснабжения строительной площадки на объекте: Строительство комплекса зданий МО МВД России «Дивеевский», расположенного по адресу: с.Дивеево Дивеевского района Нижегородской области, по ул. Южная рядом с домом № 21.
Устройство временной дороги из щебня. Из технического здания (приложение № 1 к госконтракту) и проекта организации строительства (ПОС) следует, что предоставленный под строительство объекта земельный участок площадью 1,8552 га (строительная площадка) является неосвоенной территорией, лишенной строений. Район проектируемого строительства относится к зоне с избыточным увлажнением и лучистыми грунтами. Грунт строительной площадки относится к категории грунтов, сходный с черноземом, что при его увлажнении делает невозможным работа автомобильного транспорта в пределах строительной площадки вследствии пробуксовывания.
По окончании строительства временная автомобильная дорога была переведена в категорию постоянной путем реконструкции дорожного покрытия -укладкой железобетонных дорожных плит.
Для устойчивой работы автомобильного транспорта в пределах строительной площадки произведено уплотнение грунта, подсыпка грунта строительным песком и щебнем.
Устройство временного ограждения. Пунктами 4.1.24.1 и 4.1.24.5 государственного контракта установлено, что подрядчик обеспечивает выполнение работ с госстандартами РФ, СНиПСП и технологическими регламентами и обеспечивает сохранность строительной площадки, находящегося в ее границах объекта и иного имущества.
СНиПом 12-03-2001 (пункт 6.2.2), утвержден Постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 80 предусмотрено, что производственные территории и участки работ в населенных пунктах должны быть ограждены. Аналогичные положения содержатся в пункте 3.3 СНиП 12-4-2002, утвержденных Госстроем России 17.04.2002г.№ 123.
В силу обязывающих норм, строительная площадка должна иметь временное ограждение.
Такого рода временное ограждение было возведено ООО «Гривна» на строящемся объекте. С учетом понижающего коэффициента К=0,33 (оборачиваемость материала), профнастил съамортизирован полностью.
Организация временного электроснабжения на строительстве объекта. Проектом организации строительства определена расчетная потребность в электроэнергии в размере 80 Названная потребность в электроэнергии учитывает необходимость работ строительных узлов и механизмов, наружного освещения, мощности внутренних осветительных приборов и электрического обогрева помещений для рабочих, зданий складского назначения (стр.38-40 ПОС). При этом на момент начала строительства (09.07.2018г) электроснабжение объекта (строительной площадки) полностью отсутствовало.
Согласно временного договора технологического присоединения к электрическим сетям, № 521025408 заключенном между ПО «ЮЭС» филиала «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (сетевая организация) и ООО «Гривна» (заявитель) произведено подключение объекта к электрическим сетям с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 15 квт. с 02.11.2018г.
Таким образом за период с 09.07.2018г. по 08.11.2018г. электроснабжение осуществлялось полностью дизель-генератором JCB G 115QX мощностью 82 квт.
С 09.11.2018г. до 08.11.2019г. электроснабжение объекта производилось следующим образом: 15 квт электрической мощности получалось от сетевой организации, а дополнительные объемы вырабатывались с помощью дизель-генератора.
С 08.11.2019г. согласно дополнительному соглашению к договору электроснабжения № 0554000 от 30.01.2019г. подаваемая электрическая мощность на объект строительства составила 392 квт. При таких условиях выработка электроэнергии посредством дизель-генератора была прекращена.
Согласно условий государственного контракта (п.1.1.), ООО “Гривна” (Подрядчик) обязуется выполнить строительно-монтажные работы и передать в эксплуатацию объект: “Строительство комплекса зданий МО МВД России “Дивеевский”, в соответствии с Техническим заданием, проектной документацией и со сметным расчетом и сдать результаты выполненных работ, а ГУ МВД России по Нижегородской области (Заказчик) принять и оплатить выполненные работы в соответствие с условиями Контракта. Цена государственного контракта составляет 376 539 837,51 рублей, с учетом внесенных изменений. Цена контракта определена на весь срок его исполнения и является твёрдой (п.2.3. Контракта). Цена контракта включает в себя стоимость строительно-монтажных работ, материалов и оборудования и т.д., а также уплату налогов, страхования, обязательных платежей, а также иных расходов Подрядчика, необходимых для исполнения Контракта (п.2.2.7.).
Сторонами был согласован и подписан Сводный сметный расчет стоимости строительства, в соответствии с которым в главе 8. “Временные здания и сооружения” предусмотрены затраты на временные здания и сооружения и определён их размер - 1,2% от сметной стоимости подрядных работ.
В соответствии с п.1.2. Государственного контракта, строительно-монтажные работы, выполняемые по Контракту, должны соответствовать требованиям государственных стандартов РФ, строительных норм и правил (СНиП), сводов правил (СП), санитарных норма и правил (СанПин) и технологических регламентов. Строительно-монтажные работы, не соответствующие обязательным требованиям государственных стандартов РФ, СниП, СанПиН, СП, технологических регламентов и условиями Контракта, считаются невыполненными.
Во исполнение указанного пункта Контракта, требований гл.5 СниП 12-03-2001 “Безопасность труда в строительстве”, СП 70.13330.2012 “Несущие и ограждающие конструкции”, “Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования Госгортехнадзора РФ”, “Правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ”, в проектной документации “Строительство комплекса зданий МО МВД России “Дивеевский” (разделе 6. Проект организации строительства, том 10) предусмотрена потребность в следующих временных сооружениях: временные дороги (разделы 15, 17, 21), ограждение строительной площадки (разделы 21, 23), потребность строительства в энергетических ресурсах в объёме 80 кВт (раздел 12). В разделе 15 уточняется, что территория, на которой располагаются временные здания и сооружения, должна освещаться в соответствии с нормативными требованиями; в разделе 23 - проходы, проезды в зоне подъема конструкций и оборудования во время работы подъёмных механизмов должны быть закрыты, а в ночное время - освещены.
Исходя из вышеизложенного следует, что возведение временных зданий и сооружений является неотъемлемой частью процесса строительства и регламентируется нормативно-правовыми актами РФ. В рамках реализации положений рассматриваемого контракта их возведение было согласовано Сторонами и предусмотрено сметой, техническим заданием (приложение №1 к контракту) и проектной документацией.
В ходе рассмотрения данного судебного дела Истец не опровергает факт возведения ООО “Гривна” временных зданий и сооружений, а лишь говорит о непредоставлении Подрядчиком необходимой исполнительной документации в подтверждение фактически выполненных работ. Таким образом, спор о факте возведения временных зданий и сооружений отсутствует. Это следует как из объяснений Истца, данных в ходе рассмотрения дела, уточненном исковом заявлении, так и подтверждается предоставленными Сторонами документами.
В материалах дела присутствуют документы, отражающие как фактическое приобретение Подрядчиком материалов, необходимых для производства работ, связанных с возведением временной автомобильной дороги, временного ограждения строительной площадки, устройство временного электроснабжения (документы первичной бухгалтерской отчетности), а так актов приемки этих работ Заказчиком, а также фотоматериал со строительной площадки.
В частности, в материалы дела предоставлены счета-фактуры о приобретении “Гривна” песка, щебня, профнастила (от 01.08.2018, 02.08.2018, 21.08.2018, 11.07.2019), накладные о передаче щебня (от 02.08.2018, 23.08.2018), акты о приемке выполненных работ (по временной дороге и временному забору из профнастила) от 14.10.2018, 30.09.2018.
В связи с тем, что на момент начала строительства (09.07.2018г.) электроснабжение строительной площадки отсутствовало полностью, в период с 09.07.2018г. по 08.11.2018г. электроснабжение осуществлялось полностью с помощью дизель-генератора JCB G 115QX мощностью 82квт.; с 09.11.2018г. до 08.11.2019г. 15 кВт электрической мощности получалось от сетевой организации в соответствии с временным договором технологического присоединения к электрическим сетям № 521025408, а дополнительные объёмы вырабатывались с помощью дизель-генератора; с 08.11.2019г. заключено дополнительное соглашение к договору электроснабжения № 0554000 от 30.01.2019г., подаваемая мощность на объект строительства составила 392 кВт и, при таких условиях, выработка энергии дизель генератором прекращена.
В материалы дела предоставлен комплект документов о выработке электрической энергии на объекте, в частности, вышеназванные договоры, счета-фактуры о приобретении необходимых комплектующих (03.12.2018, 22.08.2018, 22.01.2019), накладные (август, декабрь 2018), акты о вводе в эксплуатацию от 09.07.2018 и об окончании работы дизельгенератора от 31.10.2019, расчет потребления дизельного топлива от 01.11.2019г., акт о приемке выполненных работ от 02.07.2018 (монтаж дизель-генератора), счета-фактуры на приобретение дизельного топлива от 31.07.2018, товарная накладная от 31.07.2018, реестр операций по картам с 01.08.2018 по 31.08.2018, акты приема-передачи электроэнергии и счета-фактуры, платежные поручения об оплате электроэнергии.
Дополнительно суд отмечает следующее.
На основании определения Арбитражного суда Нижегородской области от 11.05.2022 ответчиком произведен расчеты по определению общего количества электрической энергии выработанной дизель-генератором JCB G115QX при исполнении государственного контракта. По запросу ответчика расчеты произведены специализированной организацией ООО «Свет». Согласно представленных расчетов общее количество полученной электрической энергии при работе дизель-генератора при 80% исходной нагрузки составляет 382 934,88 квт. Стоимость одного квт/часа составляет 20,11 руб. с НДС. (Письмо ООО «Свет» от 25.05.2022 г.).
Исходя из полученных данных общая стоимость электрической энергии при работе дизель-генератора составляет 382 934,88 квт. х 20,11 руб.= 7 700 820,44 руб. с НДС и складывается из . дующих величин: Затраты за период с 09.07. по 31.12.2018г. составляют: 2058 маш/час х 68,96 квт х 20,11 руб.= 2854004,76 руб.; Затраты в период с 01.01.2019 по 31.10.2019г. составляют: 3495 маш/час х 68,96 квт. х 20,11 руб.= 4846815,67 руб.
При этом в случае, если бы поставка электроэнергии производилась централизованно (от гарантирующего поставщика (ПАО «ТНС энерго НН»), то стоимость полученной электрической энергии за период с 09.07 по 31.12.2018 составила бы: 2058 маш/час х 68,96 квт х 8,39677 руб.= 1191606,42 руб., где: 8,39677 руб. -средневзвешенная стоимость одного квт/час во втором полугодии 2018г.; а за период с 01.01. по .2019г. составляла бы: 3495 маш/час х 68,96 квт х 8,86738 руб. = 2137179,37 руб., при усредненной среднемесячной стоимости одного квт/часа 8,86738 руб.
Таким образом разница в стоимости электрической энергии, которая могла бы быть полученной от гарантирующего поставщика и стоимость электрической энергии полученной от работы дизель-генератора составляет: 7700820,44 руб. - 3328840,29 руб.-4371980,15 руб.
Стоимость электрической энергии полученной и оплаченной по договору энергоснабжения № -100 за период с 01.01.2019 г. по 31.10.2019 г. составляет 527273,19 руб.
Договор энергоснабжения № 0554000 от 31.01.2019 г. начал действовать с января 2019 года
Таким образом электроснабжение строительной площадки с 09.07. по 31.12.2018 г. производила, только с помощью дизель-генератора, при отсутствии централизованной поставки электроэнергии а с 01.01. по 31.10.2019г. с помощью дизель -генератора и централизованных поставок мощностью 15 квт.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что только расходы по электроэенергии превышают сумму неосновательного обогащения, предъявленную истцом к ответчику.
Дополнительно суд отмечает, что в рассматриваемом государственном контракте не предусмотрены иные формы подтверждения выполненных работ и затрат, кроме предоставления актов о приёмке выполненных работ по форме № КС-2 и справок о стоимости выполненных работ по форме №КС-3.
Так в период 2018-2020г. Заказчик осуществлял подписание актов №КС-2 и справок КС-3, не делал каких-либо замечаний. Недостатков в выполненных работах обнаружено не было, претензий по объёму и качеству работ не выдвигалось.
23 декабря 2019 года Стороны подписали без замечаний акт приёмки законченного строительством объекта формы КС-11. 12 февраля 2020 года Администрацией Дивеевского муниципального района Нижегородской области выдано разрешение №RU52-521307-6-2020 на ввод объекта “Строительство комплекса зданий МО МВД России “Дивеевский” в эксплуатацию. 30 сентября подписан акт приёмки законченного строительством объекта формы КС-14. Названные документы подписаны Сторонами без замечаний, что подтверждает выполнение строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией.
Таким образом, в материалах дела присутствуют документальное подтверждение не только факта производства этих работ, их стоимости, но и того, что Заказчик был осведомлен об их производстве и принимал работы по актам и подписал их без замечаний.
По ходу реализации контракта у Подрядчика была обязанность предоставлять указанные в контракте исполнительные документы, однако этой обязанности корреспондировало право Заказчика требовать недостающие документы, в случае необходимости, отказываться от подписания актов. Тем не менее, Заказчик принимал работы в течение всего периода действия контракта, подписывал акты без каких-либо замечаний и уточнений. Кроме того, отсутствие в журнале записи о произведенных работ по временным зданиям и сооружениям не может служить юридически значимым аргументом для подтверждения позиции Истца о необходимости взыскания суммы неосновательного обогащения. Поскольку стороны государственного контракта определили норму затрат на временные здания и сооружения пропорционально к объёму выполненных работ (1,2%), а самим контрактом установлена твёрдая договорная цена, в составе которой предусмотрен резерв средств на временные здания и сооружения, то подрядчик был вправе ожидать получение этого резерва, а Заказчик оплатить его.
С учетом вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, руководствуясь статьями 110, 112, 167 — 171, 176, 180, 181, 182, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого акта, при условии, что он был предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы; если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья А.Е. Годухин