ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-28416/07 от 21.02.2008 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-28416/2007

16-81

г. Нижний Новгород                                                                                                         29 февраля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2008 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 февраля 2008 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича

при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым И.Ю.,

ïðè ó÷àñòèè â çàñåäàíèè ïðåäñòàâèòåëåé:

îò çàÿâèòåëÿ: Áóðìèñòåíêî Î.È., äîâåðåííîñòü â äåëå;

îò òàìîæåííîãî îðãàíà: Åðûêàëîâà Å.Ï., äîâåðåííîñòü ¹ 01-03-20/01621 îò 13.02.2008,

ðàññìîòðåë â îòêðûòîì ñóäåáíîì çàñåäàíèè çàÿâëåíèå

ÎÎÎ «Ïðèâîëæñêîå Àãåíòñòâî Òàìîæåííîãî Îôîðìëåíèÿ», ã. Äçåðæèíñê Íèæåãîðîäñêîé îáëàñòè, (äàëåå – çàÿâèòåëü, îáùåñòâî) îá îòìåíå ïîñòàíîâëåíèé îò 08.11.2007 ¹¹ 10408000-420/2007 è 10408000-421/2007, âûíåñåííûõ Íèæåãîðîäñêîé òàìîæíåé Ïðèâîëæñêîãî òàìîæåííîãî óïðàâëåíèÿ Ôåäåðàëüíîé òàìîæåííîé ñëóæáû ÐÔ (äàëåå – îòâåò÷èê, òàìîæåííûé îðãàí), ïî äåëàì îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ î ïðèâëå÷åíèè çàÿâèòåëÿ ê àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî ñòàòüå 16.15 Êîäåêñà ÐÔ îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ è íàçíà÷åíèè àäìèíèñòðàòèâíûõ íàêàçàíèé â âèäå ïðåäóïðåæäåíèé.

Ïðåäñòàâèòåëü çàÿâèòåëÿ â ñóäåáíîì çàñåäàíèè ïîääåðæàë çàÿâëåííîå òðåáîâàíèå.

Ïðåäñòàâèòåëü îòâåò÷èêà â õîäå ñóäåáíîãî ðàçáèðàòåëüñòâà ïîÿñíèë, ÷òî ñ÷èòàåò çàÿâëåíèå íå ïîäëåæàùèì óäîâëåòâîðåíèþ.

Ïðîâåðèâ îáñòîÿòåëüñòâà âîçáóæäåíèÿ äåëà îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè â îòíîøåíèè çàÿâèòåëÿ, ïîëíîìî÷èÿ ëèöà, ñîñòàâèâøåãî ïîñòàíîâëåíèå îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè, ïîðÿäîê ôèêñàöèè ïðèçíàêîâ àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ, ñðîêè äàâíîñòè ïðèâëå÷åíèÿ ê àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè, èçó÷èâ ìàòåðèàëû äåëà, àðáèòðàæíûé ñóä ñ÷èòàåò íåîáõîäèìûì îòìåíèòü îñïàðèâàåìûå ïîñòàíîâëåíèÿ â ñâÿçè ñî ñëåäóþùèìè îáñòîÿòåëüñòâàìè.

Êàê ñëåäóåò èç ìàòåðèàëîâ äåëà, Íèæåãîðîäñêèé òðàíñïîðòíûé ïðîêóðîð ïî ðåçóëüòàòàì ïðîâåäåíèÿ ïðîâåðêè ñîáëþäåíèÿ òàìîæåííîãî çàêîíîäàòåëüñòâà 29.08.2007 âûíåñ ïîñòàíîâëåíèÿ î âîçáóæäåíèè ïðîèçâîäñòâà îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè â îòíîøåíèè îáùåñòâà ïî ïðèçíàêàì ñîâåðøåíèÿ àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ, ïðåäóñìîòðåííîãî ñòàòüåé 16.15 Êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ (ëèñòû 1, 2 ìàòåðèàëîâ àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðîèçâîäñòâ, ïðåäñòàâëåííûõ òàìîæåííûì îðãàíîì). Äàííûå ïîñòàíîâëåíèÿ áûëè íàïðàâëåíû â Íèæåãîðîäñêóþ òàìîæíþ äëÿ ðåøåíèÿ âîïðîñà î ïðèâëå÷åíèè âèíîâíîãî ê àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè.

Ïî ðåçóëüòàòàì ïðîèçâîäñòâà ïî äåëàì îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ, â õîäå êîòîðûõ 28.09.2007 áûëè ñîñòàâëåíû ïðîòîêîëû îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè (ëèñòû 152-154 è ëèñòû 227-229 ìàòåðèàëîâ àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðîèçâîäñòâ), çàìåñòèòåëü íà÷àëüíèêà òàìîæåííîãî îðãàíà ïðèíÿë ïîñòàíîâëåíèÿ î ïðèâëå÷åíèè çàÿâèòåëÿ ê àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè îò 08.11.2007 ¹ 10408000-420/2007 è ¹ 10408000-421/2007. Âûíîñÿ ýòè ïîñòàíîâëåíèÿ, äîëæíîñòíîå ëèöî èñõîäèëî èç òîãî, ÷òî îáùåñòâîì ñîâåðøåíî àäìèíèñòðàòèâíîå ïðàâîíàðóøåíèå, ïðåäóñìîòðåííîå ñòàòüåé 16.15 Êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ, âûðàçèâøååñÿ â ïðåäñòàâëåíèè â òàìîæåííûé îðãàí îò÷åòíîñòè, ñîäåðæàùåé íåäîñòîâåðíûå ñâåäåíèÿ.

 îáîñíîâàíèå ïðèâëå÷åíèÿ çàÿâèòåëÿ ê àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè îòâåò÷èê â îñïàðèâàåìûõ ïîñòàíîâëåíèÿõ îòìåòèë, ÷òî ÎÎÎ «Ïðèâîëæñêîå Àãåíòñòâî Òàìîæåííîãî Îôîðìëåíèÿ», ÿâëÿÿñü âëàäåëüöåì ñêëàäà âðåìåííîãî õðàíåíèÿ (ÑÂÕ), íàðóøàë ïîðÿäîê âåäåíèÿ îò÷åòîâ ïî ôîðìå ÄÎ3.

 îò÷åòå ÄÎ3 çà ïåðâûé êâàðòàë 2007 ãîäà (àäìèíèñòðàòèâíîå ïðîèçâîäñòâî                   ¹ 10408000-420/2007) óêàçàíî, ÷òî òîâàð, ïîñòóïèâøèé ïî ÄÎ1 ¹ 41000038 â êîëè÷åñòâå 250 ìåñò âåñîì 9550 êã ïîðÿäêîâûé íîìåð 136 âûïóùåí ïî ÃÒÄ ¹ 10408040/220107/0000213 â òîì æå êîëè÷åñòâå, íî âåñîì ìåíüøå, ÷åì ïîñòóïèë íà õðàíåíèå íà ÑÂÕ – 8550 êã. Ïîäîáíûå íàðóøåíèÿ îò÷åòíîñòè óñòàíîâëåíû ïî òîâàðàì, ïîñòóïèâøèì ïî ÄÎ1 ¹ 41000038 ïîðÿäêîâûé íîìåð 137-139, 41000044 ïîðÿäêîâûé íîìåð 147, 148, 41000045 ïîðÿäêîâûé íîìåð 150-153, 41000046 ïîðÿäêîâûé íîìåð 158, 159, 41000053, 41000059, 41000061, 41000063, 41000064, 41000066, 41000066, 41000067, 41000071.

 îò÷åòå ÄÎ3 çà âòîðîé êâàðòàë 2007 ãîäà (àäìèíèñòðàòèâíîå ïðîèçâîäñòâî                    ¹ 10408000-421/2007) óêàçàíî, ÷òî òîâàð, ïîñòóïèâøèé ïî ÄÎ1 ¹ 41000054 â êîëè÷åñòâå 11 ìåñò âåñîì 11671 êã ïîðÿäêîâûé íîìåð 18 âûïóùåí ïî ÃÒÄ ¹ 10408040/050407/00001576 â òîì æå êîëè÷åñòâå, íî âåñîì ìåíüøå, ÷åì ïîñòóïèë íà õðàíåíèå íà ÑÂÕ – 11363 êã. Ïîäîáíûå íàðóøåíèÿ îò÷åòíîñòè óñòàíîâëåíû ïî òîâàðàì, ïîñòóïèâøèì ïî ðÿäó äðóãèõ ÄÎ1 â ïåðèîä âòîðîãî êâàðòàëà 2007 ãîäà.

Íà îñíîâàíèè óêàçàííûõ ôàêòè÷åñêèõ îáñòîÿòåëüñòâ òàìîæåííûé îðãàí â îñïàðèâàåìûõ ïîñòàíîâëåíèÿõ ñäåëàë âûâîä î íàëè÷èè â äåéñòâèÿõ çàÿâèòåëÿ ñîñòàâà âìåíåííîãî åìó àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 102 Таможенного кодекса РФ при помещении товаров на склад временного хранения в таможенный орган представляются документы, содержащие сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, о стране отправления и стране назначения товаров, о наименовании товаров, об их количестве, о количестве грузовых мест, характере и способах упаковки и маркировки товаров, фактурной стоимости, весе брутто товаров (в килограммах) либо об объеме товаров (в кубических метрах), а также сведения о классификационных кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков.

В статье 112 названного кодекса, в числе прочего, установлена обязанность владельца СВХ вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров (статья 364 этого же кодекса);

Приказом ГТК РФ от 03.09.2003 № 958 утверждены правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров (далее – Правила). В пункте 27 Правил установлено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пункт 2 статьи 112 Кодекса) по следующим формам: ДО1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на СВХ; ДО2 - отчетность, формируемая в случае выдачи товаров с СВХ; ДО3 - периодическая отчетность, представляемая ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Из положений пунктов 6 и 7 Правил следует, что отчет ДО1 составляется на основании товаросопроводительных документов, представленных владельцу СВХ при помещении товаров на склад. В то же время, формируя отчет по форме ДО2, владелец СВХ должен учитывать сведения, содержащиеся в ГТД.

Как видно из представленных в дело документов, разница в весе по ДО1 № 41000038 (порядковый номер 136) в отношении товаров, выпущенных впоследствии по ГТД                    № 10408040/220107/0000213 (административное производство № 104080000-420/2007), и по ДО1 № 41000054 (порядковый номер 18) в отношении товаров, выпущенных по ГТД                № 10408040/050407/00001576 (административное производство № 10408000-421/2007), возникла из-за того, что в товаросопроводительных документах вес товаров был указан с учетом тары. Впоследствии, в ГТД, вес был указан уже без учета тары. Заявитель заносил в отчеты ДО1 и ДО2 сведения из указанных документов, в связи с чем, сводный отчет ДО3 содержал несоответствующие друг другу сведения.

В этих условиях, суд полагает, что при данных фактических обстоятельствах нельзя прийти к выводу о доказанности вины общества в совершении вменяемого правонарушения, ибо заявитель не представлял таможенному органу отчетность, содержащую недостоверные, т.е. документально не обоснованные, сведения.

Доводы таможенного органа о том, что общество не исполнило обязанность по определению веса поступившего товара, следующую из пункта 15 Правил, не могут быть приняты во внимание. В соответствии с этим пунктом, если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом подразделение таможенного органа путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства. Из перечисленных положений не следует прямая обязанность владельца СВХ по установлению фактического веса брутто товаров, помещенных на СВХ.

Ïîìèìî ýòîãî ñóä îòìå÷àåò, ÷òî â îñïàðèâàåìûõ ïîñòàíîâëåíèÿõ è ñîîòâåòñòâóþùèõ èì ïðîòîêîëàõ îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ îòñóòñòâóþò èíûå ôàêòè÷åñêèå îáñòîÿòåëüñòâà, êîòîðûå ìîãëè áû ñâèäåòåëüñòâîâàòü î íàëè÷èè â äåéñòâèÿõ îáùåñòâà ñîñòàâà âìåíÿåìîãî åìó àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ.  ñîîòâåòñòâèè ñ ïóíêòîì 2 ñòàòüè 28.2 Êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ â ïðîòîêîëå îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè, â ÷èñëå ïðî÷åãî, äîëæíû áûòü óêàçàíû ìåñòî, âðåìÿ è ñîáûòèå àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ. Ññûëêà â ïðîòîêîëå è ïîñòàíîâëåíèè íà íîìåðà îò÷åòîâ ÿâëÿåòñÿ íåäîñòàòî÷íîé äëÿ êîíêðåòèçàöèè îáñòîÿòåëüñòâ ñîâåðøåíèÿ àäìèíèñòðàòèâíîãî ïðàâîíàðóøåíèÿ. Îòñóòñòâèå óêàçàííûõ ñâåäåíèé ÿâëÿåòñÿ ñóùåñòâåííûì íàðóøåíèåì ïðîöåññóàëüíûõ íîðì, ðåãóëèðóþùèõ ïðîèçâîäñòâî ïî äåëó îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè.

Согласно пункту 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, учитывая отсутствие в действиях заявителя состава вмененных ему административных правонарушений, оспариваемые постановления о привлечении общества к административной ответственности подлежат отмене.

Èñõîäÿ èç âûøåèçëîæåííîãî è ðóêîâîäñòâóÿñü ñòàòüÿìè 167-170, 176, 181, 211 Àðáèòðàæíîãî ïðîöåññóàëüíîãî êîäåêñà ÐÔ, ñóä

ÐÅØÈË:

Çàÿâëåííûå òðåáîâàíèÿ îáùåñòâà ñ îãðàíè÷åííîé îòâåòñòâåííîñòüþ «Ïðèâîëæñêîå Àãåíòñòâî Òàìîæåííîãî Îôîðìëåíèÿ», ã. Äçåðæèíñê Íèæåãîðîäñêîé îáëàñòè, óäîâëåòâîðèòü.

Ïîñòàíîâëåíèå ïî äåëó îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè îò 08.11.2007                  ¹ 10408000-420/2007 è ïîñòàíîâëåíèå ïî äåëó îá àäìèíèñòðàòèâíîì ïðàâîíàðóøåíèè îò 08.11.2007 ¹ 10408000-421/2007 î ïðèâëå÷åíèè îáùåñòâà ñ îãðàíè÷åííîé îòâåòñòâåííîñòüþ «Ïðèâîëæñêîå Àãåíòñòâî Òàìîæåííîãî Îôîðìëåíèÿ», ã. Äçåðæèíñê Íèæåãîðîäñêîé îáëàñòè, ê àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî ñòàòüå 16.15 Êîäåêñà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè îá àäìèíèñòðàòèâíûõ ïðàâîíàðóøåíèÿõ è íàçíà÷åíèè àäìèíèñòðàòèâíûõ íàêàçàíèé â âèäå ïðåäóïðåæäåíèé, âûíåñåííûå Íèæåãîðîäñêîé òàìîæíåé Ïðèâîëæñêîãî òàìîæåííîãî óïðàâëåíèÿ Ôåäåðàëüíîé òàìîæåííîé ñëóæáû ÐÔ, ïðèçíàòü íåçàêîííûìè è îòìåíèòü ïîëíîñòüþ.

Íàñòîÿùåå ðåøåíèå âñòóïàåò â çàêîííóþ ñèëó ïî èñòå÷åíèè 10 äíåé ñî äíÿ ïðèíÿòèÿ, åñëè íå áóäåò ïîäàíà àïåëëÿöèîííàÿ æàëîáà.  ñëó÷àå ïîäà÷è àïåëëÿöèîííîé æàëîáû ðåøåíèå, åñëè îíî íå áóäåò èçìåíåíî èëè îòìåíåíî, âñòóïèò â çàêîííóþ ñèëó ñî äíÿ ïðèíÿòèÿ ïîñòàíîâëåíèÿ ñóäîì àïåëëÿöèîííîé èíñòàíöèè.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья                                                                                                                И.Ю. Мукабенов