АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А43-28657/2021
г. Нижний Новгород 03 ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 ноября 2021 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-661),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,
при участии в заседании представителей:
отсутствуют,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью "Рим", р.п. Лесогорск Шатковского района Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), о признании незаконными действий Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области по утверждению ООО "Рим" квот добычи лося на период с 01 августа 2021 года по 01 августа 2022 года в размере "0", об обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области установить ООО "Рим" заявленную квоту на добычу лося в количестве 15 особей, а также об обязании устранить допущенные нарушения, при участии в деле в качестве заинтересованного лица Правительства Нижегородской области.
Участники процесса, надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей не направили. В связи с этим и на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам.
Рассмотрев имеющиеся в деле документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения, рассматриваемого спора.
Как следует из материалов дела, в рамках Охотхозяйственного соглашения от 01.03.2018 №85 заявитель имеет право пользования охотничьими ресурсами, предоставленными в пользование, в соответствии с требованиями федерального законодательства Нижегородской области (пункт 8.1.1) и обязан осуществлять только указанные в соглашении виды охоты (пункт 8.2.1).
Границы охотничьего угодья заявителя (Нижегородская область, Воротынский муниципальный район): северная – от с. Михайловское на восток по левому берегу реки Волги до административной границы Нижегородской области и Республики Марий Эл; восточная – от места пересечения административной границы Нижегородской области и Республики Марий Эл на юг по этой административной границе до места ее пересечения с автомагистралью Нижний Новгород-Казань; южная – от места пересечения административной границы Нижегородской области и Республики Марий Эл с автомагистралью Нижний Новгород-Казань на запад по этой автомагистрали до р.п. Воротынец; западная – от р.п. Воротынец на север по автомобильной дороге через с. Осинки до с. Фокино, далее на север через реку Волгу до с. Михайловское.
Согласно указанному соглашению, к охотничьим ресурсам, в отношении которых заявителю предоставлено право на добычу, относятся копытные животные, в том числе лось.
В 2021 году заявителем проведен зимний маршрутный учет, в результате чего установлена численность лося.
09.04.2021 в рамках Охотхозяйственного соглашения от 01.03.2018 №85, общество обратилось в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области с заявкой на установление квоты добычи лося - 15 особей.
В соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 28.07.2021 №110 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2021 г. до 01 августа 2022 г.» ООО "Рим" утверждена квота добычи лося на период с 01 августа 2021 года по 01 августа 2022 года в размере "0".
Полагая, что действия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области по утверждению ООО "Рим" квот добычи лося на период с 01 августа 2021 года по 01 августа 2022 года в размере "0", являются незаконными и нарушающими права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьями 14, 40, 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 53-ФЗ) в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий.
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром, применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира, осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира, оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее – Федеральный закон N 209-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона N 209-ФЗ:
- охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;
- лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов;
- квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья;
- охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
К охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся: 1) млекопитающие: а) копытные животные - кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом; б) медведи; в) пушные животные - волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка; 2) птицы - гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 209-ФЗ).
Объем добычи охотничьих ресурсов, включенных в указанный в части 1 настоящей статьи перечень охотничьих ресурсов, определяется в соответствии с лимитом добычи охотничьих ресурсов. Лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3, 4 статьи 24 Федерального закона N 209-ФЗ).
Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 6, 7 статьи 24 Федерального закона N 209-ФЗ).
Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 9 статьи 24 Федерального закона N 209-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 965 утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях
На основании указанного Приказа определено возможное изъятие лося в охотничьем хозяйстве общества – 23 особи.
Приказом Минприроды России от 27.11.2020 N 981 утвержден Порядок подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, а также лица, указанные в части 1 статьи 71 Закона об охоте (далее - охотпользователи), с 1 по 10 апреля (включительно) подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов (далее - заявка на добычу) для закрепленного охотничьего угодья. В заявке на добычу охотничьих ресурсов указываются следующие сведения: а) наименование охотничьих угодий; б) площадь категорий среды обитания, на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов, в тыс. га; в) численность охотничьих ресурсов, полученная при проведении учетов численности охотничьих ресурсов и включенная в данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - итоговая численность охотничьих ресурсов), в особях; г) плотность населения охотничьих ресурсов (количество особей на 1000 га площади категорий среды обитания, на которую определялась численность данного вида охотничьих ресурсов); д) фактическая добыча видов охотничьих ресурсов за период с 1 августа предыдущего года по 31 марта текущего года, в том числе в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку, самцов кабарги), в особях; е) планируемая квота добычи охотничьих ресурсов, в процентах от численности каждого вида охотничьих ресурсов и в особях.
В заявке на добычу, при необходимости, указывается планируемое количество особей каждого вида охотничьих ресурсов (с указанием пола и возраста) для добычи в целях научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, поступивших от научных организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих разрешение на осуществление деятельности в соответствии со статьями 49, 50 Закона об охоте. Для добычи в целях научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научные и образовательные организации представляют материалы, обосновывающие объем добычи охотничьих ресурсов в целях научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона об охоте.
При рассмотрении дела установлено, что в адрес Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области обществом направлена заявка на установление квоты добычи охотничьих ресурсов в закрепленном за ним охотничьем угодье: лося 15 особей.
На основании Указа Губернатора Нижегородской области от 28.07.2021 №110 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2021 г. до 01 августа 2022 г.» ООО "Рим" утверждена квота добычи лося на период с 01 августа 2021 года по 01 августа 2022 года в размере "0".
Разрешая заявленные по существу требования и удовлетворяя их, суд исходит из того, что заявка общества направлена в адрес Министерства в соответствии с установленным Приказом Минприроды России от 25.11.2020 N 965 Порядком, обратного в материалы дела не представлено. В закрепленном охотничьем угодье заявителем осуществлен сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов, в частности лося (сведения зимнего маршрутного учета). Кроме того, заявка общества не была учтена при разработке Указа Губернатора Нижегородской области от 28.07.2021 №110, что подтверждает Министерство в отзыве на заявление.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований считать нарушенными права и законные интересы общества.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет заявленные требования общества.
Подпункт 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, о б отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом сроклибо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу этой нормы суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с заявлением, и разумный срок для их выполнения.
Удовлетворяя рассматриваемое требование, суд считает необходимым в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Рим", р.п. Лесогорск Шатковского района Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), допущенные в связи с утверждением ООО "Рим" квот добычи лося на период с 01 августа 2021 года по 01 августа 2022 года в размере "0", и осуществить необходимые действия, связанные с утверждением ООО "Рим" квот добычи лося на период с 01 августа 2021 года по 01 августа 2022 года в количестве 15 особей.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Рим", р.п. Лесогорск Шатковского района Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), удовлетворить.
Признать незаконными действия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области по утверждению ООО "Рим" квот добычи лося на период с 01 августа 2021 года по 01 августа 2022 года в размере "0".
Обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Рим", р.п. Лесогорск Шатковского района Нижегородской области (ОГРН <***> ИНН <***>), допущенные в связи с утверждением ООО "Рим" квот добычи лося на период с 01 августа 2021 года по 01 августа 2022 года в размере "0", и осуществить необходимые действия, связанные с утверждением ООО "Рим" квот добычи лося на период с 01 августа 2021 года по 01 августа 2022 года в количестве 15 особей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда апелляционной инстанции или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.Ю. Мукабенов