ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-2876/15 от 01.07.2015 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-2876/2015

г. Нижний Новгород            

Резолютивная часть решения объявлена 1 июля 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 8 июля 2015 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр дела 53-36)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кабановой О.М.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя: Горбуховой А.В. (по доверенности от 28 августа 2014 года), Комлевой О.В. (по доверенности от 02 февраля 2015 года), Послушаевой А.В. (по доверенности от 20.05.2015г.);

от администрации Павловского муниципального района Нижегородской области: Белышевой М.Н. (по доверенности от 29 сентября 2014 года),

от администрации муниципального образования город Павлово: Белышевой М.Н. (по доверенности от 15 июня 2015 года);

от ООО «Сувенир»: Коловой М.Ф. (по доверенности от 19 февраля 2015 года);

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление ООО «Золотое руно», г.Ворсма Нижегородская область, к администрации Павловского муниципального района Нижегородской области, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Павловского района о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, формализованного в письме от 14.01.2015г. №21;

при участии заинтересованного лица: администрации муниципального образования город Павлово;

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Эдельвейс», ООО «Сувенир»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Золотое руно»  (далее – заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением (уточненным) к администрации Павловского муниципального района Нижегородской области, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Павловского района о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, формализованного в письме от 14.01.2015г. №21.

В качестве правовосстановительной меры заявитель просит обязать администрацию муниципального образования город Павлово утвердить и выдать ООО «Золотое руно» схему расположения земельного участка площадью 11040,0 кв.м. по адресу Нижегородская область, г.Павлово, ул.Аллея Ильича, д.5 на кадастровом плане территории, по заявлению Общества от 03.04.2013 с дополнениями от 10.04.2013.

В судебном заседании представители заявителя подержали требования, указав, что у администрации Павловского муниципального района Нижегородской области отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, поскольку земельный участок площадью 23842+/- 54 кв.м.  с кадастровым номером 52:33:0000051:284, пересечение с границами которого, послужило основанием для отказа, решением Арбитражного суда нижегородской области по делу №А43-19460/2013 признан прекратившим существование и снят с кадастрового учета.

Подробно позиция заявителя изложена в заявлении с учетом уточнений, возражениях на отзыв и поддержана представителями в ходе судебного разбирательства.

Представитель администрации Павловского муниципального района Нижегородской области и администрации муниципального образования город Павлово, с требованиями заявителя не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав, что заявителем не представлено доказательств необходимости предоставления земельного участка истребуемой площадью для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости. Также указала, что до настоящего времени спорный земельный участок не снят с кадастрового учета, что препятствует органу местного самоуправления в проведении работ по установлению границ, утверждении схемы спорного земельного участка и постановке его на кадастровый учет. В ходе рассмотрения дела представитель администрации муниципального района указала, что в настоящее время полномочия по утверждению схемы земельного участка переданы администрации муниципального образования город Павлово, в связи с чем в случае удовлетворения заявления решение будет неисполнимо.

Представитель ООО «Сувенир» поддержала позицию заинтересованных лиц, считает, что в случае утверждения схемы расположения земельного участка у ООО «Сувенир» будут отсутствовать подъездные пути к принадлежащему обществу на праве собственности объекту недвижимости.

ООО «Эдельвейс», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку в судебное заседание представителя не обеспечило.

Согласно представленному в материалы дела отзыву на заявление, ООО «Эдельвейс» возражает в удовлетворении заявленного требования, считает, что в данном случае имеет место спор между собственниками объектов недвижимости (ООО «Золотое руно» и ООО «Эдельвейс») о границах земельных участков, отмечает, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне претензий смежных землепользований. В связи с чем полагает, что данный спор должен рассматриваться в рамках гражданского судопроизводства. Также третье лицо полагает, что представленный заявителем акт экспертного заключения изготовлен без учета существующей застройки спорной территории. Представитель ООО «Эдельвейс» не возражает против заявленного требования в части признания незаконным отказа, однако возражает против применения судом правосстановительной меры, заявленной обществом в части площади испрашиваемого земельного участка.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Эдельвейс».

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела документы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат два здания, расположенные по адресу: Нижегородская область г. Павлово, ул. Аллея Ильича, д.5:

- здание заготовительного цеха (нежилое) общей площадью 1 748,6 кв.м., условный номер 52:33:00 00 00:0000:11733:Е,Е1,Е2 (свидетельство о государственной регистрации права серия 52-АБ №663638 от 05.06.2006);

- общественное здание смешанного пользования (нежилое) общей площадью 1 086,30 кв.м., условный номер 52:33:00 00 00:0000:11733:ДД1 (свидетельство с государственной регистрации права серия 52-АБ №663772 от 05.06.2006).

Письмом от 12.03.2013г. ООО «Золотое руно» обратилось в администрацию Павловского района за предоставлением в собственность земельного участка по адресу: Нижегородская область, г.Павлово, ул. Аллея Ильича, д.5.

КУМИ Павловского района письмом от 28.03.2013г. №305 был дан отказ в связи с тем, что испрашиваемыйземельный участок не прошел кадастровый учет.

04 апреля 2013 года (с дополнением от 10.04.2013) ООО «Золотое руно» обратилось в администрацию Павловского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 11040,0 кв.м. по адресу Нижегородская область, г.Павлово, ул. Аллея Ильича, д.5, на кадастровой карте.

Письмом от 19.04.2013г. КУМИ Павловского района отказал в утверждении представленной схемы в виду наложения земельного участка на объект недвижимости, принадлежащий третьим лицам – дворовое асфальтовое покрытие, собственник ООО «Эдельвейс».

Решением от 02.10.2013 года по делу №А43-10201/2013, вступившим в законную силу 10.02.2014г., Арбитражный суд Нижегородской области признал отсутствующим зарегистрированное право собственности ООО «Эдельвейс» на сооружение асфальтовое покрытие, площадью 20366,2 кв.м., кадастровый номер 52:33:0000051:0:23, инв.№11733, лит. Г, расположенное по адресу Нижегородская обл.. Павловский район, г. Павлово, ул. Аллея Ильича, д.5.

25.04.2014г. заявитель вновь обратился за утверждением схемы расположения земельного участка площадью 11040,0 кв.м. по адресу Нижегородская область, г.Павлово, ул. Аллея Ильича, д.5, на кадастровой карте.

Письмом от 26.05.2014г., КУМИ Павловского района отказал в утверждении схемы, указав, что часть испрашиваемого земельного участка входит в земельный участок, с кадастровым номером 52:33:0000051:284, предоставленный ООО «Эдельвейс».

Решением арбитражного суда от 30.06.2014г. по делу А43-19460/2013 распоряжения Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области от 21 марта 2013 года № 1073 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и от 17 июля 2013 года № 2514 «О передаче в собственность земельного участка расположенного по адресу: г. Павлово, ул. Аллея Ильича, д. 5 ООО «Эдельвейс» признаны недействительными, земельный участок площадью 23842+/+54 кв.м с кадастровым номером 52:33:0000051:284, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. Аллея Ильича, д. 5 признан прекратившим существование и подлежащим снятию с кадастрового учета.

17.12.2014 г. после вступления в законную силу решения суда по делу №А43-19460/2013 ООО «Золотое руно» обратилось в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения спорного земельного участка площадью 11040,0 кв.м. по адресу Нижегородская область, г.Павлово, ул. Аллея Ильича, д.5, на кадастровой карте

Письмом от 14.01.2015г. комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Павловского района отказал обществу в утверждении схемы расположения земельного участка.

В качестве основания отказа администрацией Павловского района указано не снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:284, а также пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:284, общей площадью 23 842,00кв.м., по адресу: Нижегородская область, г.Павлово, ул.Алллея Ильича, д.5.

Посчитав, что отказ от 14.01.2015 в утверждении схемы расположения земельного участка нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Основанием отказа в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка послужило не снятие земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:284, границы которого пересекаются с границами образуемого земельного участка.

Согласно материалам дела, в период с марта 2013 года по декабрь 2014 года обращалось в администрацию Павловского района с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка в собственность, утверждении схемы земельного участка.

Однако администрация Павловского района отказывала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка и утверждении схемы, в том числе ввиду нахождения в собственности ООО «Эдельвейс» земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:284, частично расположенного на испрашиваемом обществом земельном участке.

Решением арбитражного суда Нижегородской области от 07.08.2014г. по делу №А43-19460/2013, оставленного в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда (от 10.12.2014г.) заявление ООО «Золотое руно» удовлетворено, распоряжение администрации Павловского муниципального района Нижегородской области от 21.13.2013г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и распоряжение №2514 от 17.07.2013г. «О передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Павлово, ул.Аллея Ильича, д.5 ООО «Эдельвейс» признаны недействительными. Также суды по указанному делу признали прекратившим существование с обязали снять кадастрового учета земельный участок площадью 23842+/-54 кв.м. с кадастровым номером 52:33:0000051:284, расположенного по адресу: г.Павлово, ул.Аллея Ильича, д.5.

Суды, рассматривая спор в рамках указанного дела, установили, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:028 для владельца соседних объектов недвижимости (зданий и сооружений) лишает ООО «Золотое руно» возможности осуществить нормальную эксплуатацию собственных зданий. В позиции судов оспариваемые распоряжения не соответствуют требованиям гражданского и земельного законодательства, а межевой план не содержит сведений о согласовании границ образованного земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:284 с ООО «Золотое руно».

Требование Общества о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:284 суды оценили как иск о прекращении существования данного объекта гражданских прав, поскольку в силу правил статей 1, 16 Закона №221-ФЗ снятие объекта недвижимости с кадастрового учета происходит в силу прекращения существования такого объекта как объекта гражданских прав.

Поскольку суд признал прекратившим существование земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:284, Общество обратилось в администрацию Павлово.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2).

В пункте 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей в спорный период) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципальных образований, за исключением города Нижний Новгород, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Нижегородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Постановлением администрации Павловского района Нижегородской области от 17.02.2014г. №15 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального района, а также собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района гражданам и юридическим лицам на праве аренды, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного срочного пользования, в собственность».

Органом уполномоченным по предоставлению указанной муниципальной услуги является Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Павловского района Нижегородской области:

Согласно разделу 2.3 административного регламента Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Павловского района является структурным подразделением администрации Павловского муниципального района, непосредственно предоставляющим муниципальную услугу.

Конечным результатом предоставления муниципальной услуги является:

2.3.1. предоставление земельного участка, который находится в собственности Павловского муниципального района, а также собственность на который не разграничена, в аренду для строительства;

2.3.2. предоставление земельного участка, который находится в собственности Павловского муниципального района, а также собственность на который не разграничена, в аренду для целей, не связанных со строительством;

2.3.3. предоставление земельного участка, который находится в собственности Павловского муниципального района, а также собственность на который не разграничена, в аренду под зданиями, строениями, сооружениями;

2.3.4. предоставление земельного участка, который находится в собственности Павловского муниципального района, а также собственность на который не разграничена, в аренду для целей недропользования;

2.3.5. предоставление земельного участка, который находится в собственности Павловского муниципального района, а также собственность на который не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование;

2.3.6. предоставление земельного участка, который находится в собственности Павловского муниципального района, а также собственность на который не разграничена, в безвозмездное срочное пользование;

2.3.7. предоставление земельного участка, который находится в собственности Павловского муниципального района, а также собственность на который не разграничена, в собственность;

2.3.8. отказ в предоставлении земельного участка, который находится в собственности Павловского муниципального района, а также собственность на который не разграничена.

Как видно из материалов дела, решение арбитражного суда по делу №А43-19460/2013 вступило в законную силу 10.12.2014г.

С очередным заявлением об утверждении границ испрашиваемого земельного участка в администрацию Павловского района ООО «Золотое руно» обратилось 16.12.2014г.

Письмом от 14.01.2015г. администрация Павловского района сообщила обществу о невозможности утверждения схемы испрашиваемого земельного участка в связи с не снятием с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:284.

Снятие с учета объекта недвижимости, как следует из части 2 статьи 16, части 6 статьи 20, статьи 23 Федерального закона N 221-ФЗ, осуществляется, если иное не установлено данным законом, на основании заявления собственников объекта недвижимости по решению органа кадастрового учета.

Поскольку вышеназванным решением арбитражного суда распоряжения администрации от 21 марта 2013 года № 1073 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и от 17 июля 2013 года № 2514 «О передаче в собственность земельного участка расположенного по адресу: г. Павлово, ул. Аллея Ильича, д. 5 ООО «Эдельвейс» признаны недействительными, в данном случае с соответствующим заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:284 с кадастрового учета должен обратиться собственник объекта недвижимости - администрация Павловского муниципального района.

Таким образом ссылка администрации на наличие препятствий в рассмотрении заявления ООО «Золотое руно» по утверждению схемы земельного участка ввиду не снятого с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000051:284 при наличии соответствующей обязанности по обращению в кадастровый орган о снятии с кадастрового учета земельного участка у собственника, противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы Общества на осуществление экономической деятельности, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания отказа незаконным.

Второй ответчик, не приводя каких-либо доводов относительно законности оспариваемого отказа первого ответчика в утверждении схемы земельного участка, полагает, что в настоящее время Общество должно обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию муниципального образования г.Павлово, для рассмотрения данного заявления и принятия мер по формированию испрашиваемого земельного участка и утверждения схемы.

В настоящем деле, Администрация муниципального образования г.Павлово привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица (второго ответчика), в связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками собственность на которые не разграничена второму ответчику, поскольку в силу правил пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Иными словами в силу правозащитной функции суда по делам, разрешаемым в порядке административного судопроизводства, суд при установлении факта нарушения прав и законных интересов заявителя обязан осуществить восстановление нарушенного права или законных интересов заявителя. Восстановление такого нарушенного права может не состояться исключительно в случае утраты возможности такого восстановления (например, при утрате предмета исполнения, либо в тех случаях, когда в силу изменения законодательства реализация материального правоотношения в будущем становится невозможной).

Между тем, в данном деле суд установил, что на момент обращения заявителя за судебной защитой его права были нарушены со стороны первого ответчика. При этом такой способ восстановления нарушенного права как обязание уполномоченного органа реализовать нарушенное право заявителя на проведение работ по формированию земельного участка и утверждению схемы земельного участка не утрачен, и его исполнение не противоречит действующему законодательству. При этом, для восстановления нарушенного права заявителя при вышеизложенных обстоятельствах не требуется дополнительного волеизъявления заявителя (поскольку то волеизъявление, которое было выражено заявителем до возбуждения данного дела в арбитражном суде является достаточным для целей судебной защиты нарушенных прав). Данный вывод суда основан на вышеизложенных правовых позициях, а также тех обстоятельствах, что заявитель обратился в арбитражный суд за судебной защитой 11.02.2015г., то есть до вступления в силу Законов Нижегородской области от 18 декабря 2014 года № 197-З «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной http://asno1/20a?doc&nd=841028487&nh=1&c=*%EC%E8%ED%E8%F1%F2%E5%F0%F1%F2%E2%EE+%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%E3%EE+%E8%EC%F3%F9%E5%F1%F2%E2%E0*+ - C58власти Нижегородской области», и от 22 декабря 2014 года № 190-З «О внесении изменений в закон Нижегородской области «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области», Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее Закон) дополнен статьей 3.3, вступающей в силу с 1 марта 2015 года.

В соответствии с частью 19 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта. Реализация указанных полномочий осуществляется, в том числе разработкой и утверждением градостроительной документации, указанной выше, а также выделением конкретного земельного участка под конкретные цели (объекты).

Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Решением городской Думы г.Павлово от 30.12.2013г. №28 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования г.Павлово.

Таким образом начиная с 01.03.2015г. органом уполномоченным по распоряжению земельными участками собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Павлово является администрация муниципального образования г.Павлово.

На момент обращения за судебной защитой заявитель, не будучи участником законотворческой деятельности в Нижегородской области, не знал и не мог знать об изменении в структуре органов публичной администрации, уполномоченных в области предоставления земельных участков в собственность.

При этом суд отмечает, что необходимость формального участия администрации муниципального образования город Павлово в данном деле в качестве второго заинтересованного лица (второго ответчика), обусловлена правом заявителя на реальное исполнение судебного решения в части восстановления нарушенного права, подразумевающее, в том числе, возможность принудительного исполнения судебного решения.

В качестве правовосстановительной меры общество просит суд обязать заинтересованное лицо утвердить и выдать ООО «Золотое руно» схему расположения земельного участка площадью 11040 кв.м. по адресу: г.Павлово, ул.Аллея Ильича, д.5 на кадастровом плане территории, по заявлению ООО «Золотое руно» от 03.04.2013г. с дополнениями от 10.04.2013г.

В абзаце 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса, в ред. действующей в спорный период, указано, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, указывает на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Допущенные первым ответчиком нарушения при рассмотрении заявления общества нуждаются в устранении, при определении надлежащего способа восстановления нарушенного права заявителя суд принимает во внимание, что органом местного самоуправления не исследован исчерпывающим образом вопрос о наличии возможности утверждения схемы земельного участка в испрашиваемой площади и испрашиваемых границах, а в материалы дела сторонами не представлены документы, позволяющие с достоверностью установить возможность утверждения и выдачу заявителю схемы земельного участка в испрашиваемых границах и площади.

В силу вышеизложенного суд, в целях устранения прав заявителя, считает необходимым обязать администрацию муниципального образования город Павлово совершить действия по утверждению и выдаче ООО «Золотое руно» схемы расположения земельного участка предусмотренные Земельным кодексом.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с соответствующей стороны. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения стороне, в пользу которой принят судебный акт, судебных расходов.

Между тем, упомянутый статус администрации муниципального образования город Павлово не влияет на вопрос о распределении судебных расходов по делу.

При распределении судебных расходов, суд исходит из следующего.

Заявитель уплатил при обращении за судебной защитой государственную пошлину в размере 3000 рублей.

В силу положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты заявителем государственной пошлины при его обращении в арбитражный суд, отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

В связи с обстоятельствами данного дела, под соответствующей стороной суд признает первого ответчика как орган, уполномоченный в период обращения к нему заявителя принять обоснованное и правовое решение по вопросу об утверждении схемы земельного участка, испрашиваемого заявителем. Поэтому расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежат взысканию с первого ответчика в пользу заявителя.

Исходя из вышеизложенного руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 180-182 , 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным отказ администрации Павловского муниципального района Нижегородской области в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Нижегородская область, г.Палово, ул.Аллея Ильича, д.5 на кадастровом плане территории, формализованного в письме от 14.01.2015г. №21.

Обязать администрацию муниципального образования город Павлово устранить допущенное нарушение прав ООО «Золотое руно», г.Ворсма Нижегородская область, совершив действия по утверждению и выдаче ООО «Золотое руно» схемы расположения земельного участка, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.

Взыскать с администрации Павловского муниципального района Нижегородской области в пользу ООО «Золотое руно», г.Ворсма Нижегородская область, 3000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить ООО «Золотое руно», г.Ворсма Нижегородская область, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению №8 от 29.01.2015г.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента его принятия.

Судья                                                                                                     Л.В. Соколова