АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-28802/2017
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 октября 2017 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Соколовой Лианы Владимировны (шифр дела 53-590)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фёдоровым М.С.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 30.01.2017),
от ООО ПАО «Заволжский моторный завод»: ФИО2 (по доверенности от 13.02.2017),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу к ПАО «Заволжский моторный завод», г.Заволжье Нижегородская область, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
установил:
заявитель просит привлечь к административной ответственности ПАО «Заволжский моторный завод» (далее - ответчик, Общество) за осуществление предпринимательской деятельности по транспортированию отходов IVкласса опасности без специального разрешения (лицензии).
В судебное заседание 02.10.2017 лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание 02.10.2017 не обеспечили.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 05 октября 2017 года до 10 часов 00 минут. Сведения об объявленном перерыве опубликованы в общем доступе в сети интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено, представитель заявителя поддержала заявленное требование.
Представитель ответчика с заявленным требованием не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, считает, что Департаментом не доказан состав вменяемого административного правонарушения в действиях Общества. Так, ответчик в обоснование своей позиции указывает, что не осуществлял предпринимательскую деятельность по транспортированию отходов IVкласса опасности, а оказывал ООО "Литейный завод "РосАЛит" услуги предоставления спецтехники с целью перемещения отходов ООО "Литейный завод "РосАЛит" к месту их временного накопления (промышленный полигон ПАО «Заволжский моторный завод»).
Кроме того, Общество обращает внимание на то, что в заявках ООО "Литейный завод "РосАЛит" на предоставление спецтехники не указывались классы опасности перевозимых грузов, что, по мнению ответчика, свидетельствует об отсутствии умысла на транспортирование отходов IV класса опасности.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ответчика, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей от ООО «ЛУК Регионы» информации (вх.№08497 от 29.05.2017) об оказании услуг по транспортированию отходов ООО «Литейный завод «РосАЛит» (песок формовочный горелый отработанный - IV класс опасности, код по ФККО 35715001494) по договору оказания транспортных услуг, заключенному между ООО «ЛУК Регионы» и ООО «ЭкоСтройКом» от 27.01.2017 №003Т-2017, с полигона промышленных отходов ПАО «Заволжский моторный завод», должностным лицом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу в отношении ООО «Литейный завод «РосАЛит» возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ - сокрытие или искажение экологической информации, о чем вынесено соответствующее определение №06-224/2017 от 14.06.2017.
В ходе административного расследования Департаментом у ООО «Литейный завод «РосАЛит» определением от 15.06.2017 № 06-224/2017-ис/1 запрошены необходимые сведения.
В ответ на данное определение ООО «Литейный завод «РосАЛит» письмом от 28.06.2017 №1604 (вх.№10133 от 30.06.2017) сообщило, что договор на оказание услуги по приему и хранению отходов ООО «Литейный завод «РосАЛит» на полигоне промышленных отходов ПАО «Заволжский моторный завод» не заключался. Однако представило письмо ПАО «Заволжский моторный завод» от 09.06.2016 №1042 о разрешении временного накопления отходов производства Общества на промышленном полигоне ПАО «ЗМЗ», расписанное главному инженеру ПАО «ЗМЗ» - ФИО3.
Также Обществом представлен договор на обеспечение специализированной техникой от 01.05.2015 №19-50/10-2015, заключенный с ОАО «ЗМЗ»; дополнительное соглашение от 16.12.2015 №1 о продлении срока действия названного договора до 31.12.2016; дополнительное соглашение от 22.09.2016 № 2 о передаче Обязательств но договору от 01.05.2015 № 19-50/10-2015 от ПАО «ЗМЗ» к ООО «УАЗ» с 01.10.2016 и продлении срока действия договора до 31.12.2017. В соответствии с письмом от 28.06.2017 №1604 транспортирование отходов горелого отработанного, образующегося в результате хозяйственной общества за период с апреля 2016 года по январь 2017 года, па полигон промышленных отходов ПАО «ЗМЗ» осуществлялось на основании договора от 01.05.2015 №19-50/10-2015.
Согласно указанному договору ООО «Литейный завод «РосАЛит» - Заказчик, ПАО «ЗМЗ» - Исполнитель (с 01.10.2016 - Исполнитель ООО «УАЗ»). Исполнитель обязуется по заявке Заказчика предоставлять спецтехнику для выполнения работ, указанных в заявке Заказчика, а Заказчик обязуется оплачивать услуги, оказываемые на условиях договора. Управление спецтехникой осуществляется также представителями Исполнителя. Стоимость оказания услуги определена приложением 3 к договору 01.05.2015 № 19-50/10-2015.
ООО «Литейный Завод «РосАЛит» письмом от 30.06.2017 № 175 (вх.№10298 от 04.07.2017) представило акты выполненных работ и счета-фактуры по транспортированию отходов с апреля 2016 года по январь 2017 года. Также Обществом представлены заявки ООО «Литейный завод «РосАЛит» о выделении спецтранспорта для перевозки промышленных отходов па полигон промышленных отходов ПАО «ЗМЗ» с апреля 2016 года по январь 2017 года.
Согласно представленным документам с апреля 2016 года по сентябрь 2016 года ПАО «ЗМЗ» осуществляло транспортирование отходов IV класса опасности (песок формовочный горелый отработанный - IV класс опасности, код по ФККО 35715001494) на полигон промышленных отходов ПАО «ЗМЗ».
При этом, соответствующей лицензии на осуществление названного вида деятельности (транспортирование отходов IV класса опасности) у ПАО «Заволжский моторный завод» не имелось.
В связи с чем, усматривая в действиях ПАО «Заволжский моторный завод» признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом Департамента в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом (уведомление от 07.08.2017 - л.д.16-21), при участии представителя ФИО3, действовавшего по доверенности от 23.12.2016, 16 августа 2017 года составлен протокол об административном правонарушении №06-287/2016.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062.
Материалами дела подтверждено (в том числе договором на обеспечение специализированной техникой от 01.05.2015 №19-50/10-2015, письмом ООО «Литейный Завод «РосАЛит» от 28.06.2017 №1604, актами выполненных работ и счетами-фактурами по транспортированию отходов с апреля 2016 года по январь 2017 года), что в период с апреля 2016 года по сентябрь 2016 года Общество осуществляло транспортирование отходов IV класса опасности (песок формовочный горелый отработанный - IV класс опасности, код по ФККО 35715001494) ООО «Литейный Завод «РосАЛит» на полигон промышленных отходов ПАО «Заволжский моторный завод».
Доводы заявителя об обратном судом отклоняются как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам.
При этом, наименование договора от 01.05.2015 №19-50/10-2015 (на обеспечение специализированной техникой) и его содержание не опровергают факта осуществления деятельности по транспортирования ПАО «Заволжский моторный завод» отходов IV класса опасности, подлежащей лицензированию.
Аргументы Общество об отсутствии умысла в транспортировании отходов IV класса опасности судом также не принимаются, поскольку Общество, зная о специфики перевозимых на свой полигон грузов (отходов), а также зная (должно было знать) о предъявляемых действующим законодательством требованиях к осуществлению деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности, при должной степени заботливости и осмотрительности имело возможность не допустить транспортирования отходов ООО «Литейный Завод «РосАЛит» IV класс опасности.
Доказательств принятия всех зависимых от Общества и достаточных мер по соблюдению действующего законодательства в области обращения с отходами I - IV классов опасности ответчиком в материалы дела в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
Вместе с тем, суд считает, что в рассматриваемом случае ответчик не может быть привлечен к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, длящееся правонарушение представляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), сопряженное с последующим длительным невыполнением лицом возложенных на него обязанностей. Характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления. Поэтому исчисление срока давности с момента обнаружения длящегося правонарушения возможно лишь в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено, то есть имело место во время проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Как следует из материалов дела, вменяемое Обществу правонарушение (осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности) совершено в период с апреля по сентябрь 2016 года. Следовательно, данное правонарушение окончено в сентябре 2016 года.
В связи с чем, факт обнаружения правонарушения Департаментом в ходе административного расследования в июне-июле 2017 года в рассматриваемом случае не имеет юридического значения.
Доказательств осуществления ПАО «Заволжский моторный завод» деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности в последующие периоды (в том числе на момент проведения проверки) административным органом в материалы дела в нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, на момент обращения Департамента в арбитражный суд с заявленным требованием (25 августа 2017 года) и рассмотрения судом настоящего дела трехмесячный срок давности привлечения ответчика к административной ответственности истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2013 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, восстановлению не подлежат, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, учитывая истечение срока давности привлечения ответчика к административной ответственности, требование Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу о привлечении предпринимателя к административной ответственности удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу в удовлетворении заявления отказать.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10-ти дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия.
Судья Л.В. Соколова